Завет верности

Брачные обеты своими корнями уходят в библейскую концепцию завета. Заключая такой завет, два человека обязались стать настолько близкими друг другу, что взаимное общение становилось для них важнейшим делом всей жизни, источником, из которого брало начало все остальное. Таким образом, обет не ограничивает, а скорее, снимает запреты, расширяет естественные границы человеческих возможностей. Мы не попадаем в сети, а освобождаемся из них, и Бог освящает нас на выполнение задачи, которая, оказывается главным делом жизни: работой завета, любовных взаимоотношений. Может, у нас и времени на это не хватит… Но, тем не менее, это тот труд, который Господь считает важным настолько, что создал нас, чтобы мы разделили с Ним радости любви.

Итак, общение между супругами — вещь важная и неотложная. Если им не удается поддерживать общение, то они будут призваны к ответу. Кому охота идти к психиатру, разведенному с женой? Кто станет доверять политику, который твердит о мире, а сам не может помириться с женой? Кто будет слушать священника, в чьем доме нет мира? В Библии есть, конечно, одно исключение — пророк Осия, неудачный брак которого и лег в основу пророчества. Но сам-то Осия был верен своей неверной жене, и распад его брака высветил крах всего общества, разложение сердца Израилева. Мы видим: брак здесь показан как барометр духовной жизни. Неурядицы в браке — очень прискорбный случай, они указывают на разлад человека с самим собой и с Богом, а любовь в браке — это образ Божьей любви и верности. Узнаем мы из книги Пророка Осии и еще одно: Господь не всегда обрекает нас на счастливые и безоблачные браки. Для Него главное не успех, а та глубина верности, которая может стать выше невзгод и видимых неудач и послужить образом Господней верности Своему народу.

Так и мы должны относиться друг к другу с любовью, строящейся на обете, не зависящей от счастья или внешних признаков успеха. С чего начаться такой любви, как не с ближайшего тебе человека, спутника жизни, которого ты сам избрал из всех людей на свете? Если мы не в состоянии любить своего супруга в бедах и радостях, трудностях и жизненных бурях, то как сможем возлюбить нищих, убогих, забытых миром людей? Бог дает нам одну любовь, которая больше всех других чувств, которая приходит легко и без напряжения (по крайней марс, с начала), естественную и самопроизвольную, которой, видимо, любил Иисус Иоанна. Когда возникает такое естественное чувство. Бог будто бы говорит нам: «Посмотри, как просто любить! Какая свобода и радость в любви! Никогда не забывай этого чувства, храни и береги его, пусть оно будет светом, озаряющим твои отношения с другими людьми. Я хочу показать тебе потенциал любви, хочу научить тебя любить, как люблю Сам, любить нелицеприятно, чтобы и ты мог вкусить всю полноту Моей жизни».

Если подумать, людям более свойственно ненавидеть, чем любить, быть неверным, чем хранить верность. Легкомыслие — более человеческая черта, и выходит, что брак — живое, дышащее чудо. Это выразительное доказательство наличия любви в лишенном любви мире. Причем она не только существует, но крепнет и растет несмотря на все препятствия. Если двое людей могут любить друг друга, значит, любовь жива, значит, в доме супругов она гораздо реальнее, чем в мечтах об утопическом обществе и в мирных декларациях стран и правительств. Любовь в семье — это твердая гарантия: что бы в мире ни случилось, хоть немного любви в нем останется.