Брак или безбрачие?

Если это правда, если брак — действительно чистейший и одновременно очень практический образ заветной Божьей любви, то почему Новый Завет, вроде бы, говорит о безбрачии? Почему для христианина брак является неким «минусом», чем-то, что отвлекает его от служения Богу? В книге о христианском браке этого вопроса никак не обойти, особенно если вспомнить сложный отрывок из письма Павла к коринфянам. Ведь, с одной стороны, Павел говорит, что безбрачие — благо для человека, а с другой, — «Лучше вступить в брак, нежели разжигаться» страстями и продолжает: в браке — много забот, а «я хочу, чтобы вы были без забот». И еще: «Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (см. 1 Кор. 7:1, 9, 28, 32, 38). О чем Павел говорит? Почему брачные узы он ставит на второе место после безбрачия, почему считает брак чем-то вроде лекарства от похоти?

Порой, когда читаешь Писание, важно не только понять то, что хотел сказать автор (хотя это — основа грамотного толкования), но и то, какое влияние его слова оказали на тогдашнего читателя. Каково же было воздействие уклончивого совета Павла? Несомненно, кто-то решил, что любовь к женщине недостойна христианина, некоторые разорвали помолвки, другие дали обеты безбрачия. Но был и иной результат: многие занялись исследованием своей души, стали задавать себе трудные и болезненные вопросы о том, что движет людьми, стремящимися вступить в брак, чего они хотят и ждут, чего желает Господь. Кто может прочесть этот отрывок и не задать себе подобных вопросов? Это место Библии — камень преткновения для многих. Таковым оно всегда было для тех, кто намеревались вступить в брак. Оно — тормоз удивительного действия. Каждый, кто спрашивал себя: «Хочет ли Бог моего брака?», не мог не знать совета Павла и не мог не понять, что ничего утешительного в этом совете нет. Слова Павла сильно смущают и осложняют решение проблемы.

Но в этом их сила. Не был ли и Сам Иисус камнем преткновения? Ожидали ли евреи, что спасение свершится именно таким образом? Само Его присутствие усложняло израильтянам решение главных жизненных вопросов! Если посмотреть на Его методы, то мы увидим: Он даже в большей степени, чем Павел, не старался дать совет или ответ на вопрос, а пытался создать атмосферу нравственного и богословского поиска, чтобы ищущий сам нашел правильное решение. Вот суть евангельского учения: оно не налагает запретов, а открывает сердце верующего, чтобы он сам обнаружил записанный в собственном сердце закон.

Мало кто из христиан вступал в брак, положившись лишь на совет Павла. На свадьбах этого отрывка не читают! Многие женились, невзирая на этот совет, не веря ему, запутавшись в нем или явно его презрев. Вот каков накал страстей между христианином и Библией: наперекор распространенному мнению, Писание дано нам не для того, чтобы мы ему повиновались, а для того, чтобы мы повиновались Господу. Ошибка фарисеев и заключалась в том, что они старались повиноваться букве Писания, забывая о любви к Богу и служении Ему. То же можно сказать и о многих христианских сектах, которые извратили букву Нового Завета, как фарисеи исказили Закон. Ибо Закон Господний, как ни странно, — и не закон вовсе, а хартия прав и свобод.

О какой же из христианских свобод идет речь в этом послании Павла? Очевидно, о полной свободе христианина в выборе собственного семейного положения — жениться или не жениться. Кто безбрачию предпочитает брак, делает выбор добровольный и глубоко продуманный. И все — благодаря предостережениям Павла. Павел просто-напросто оставляет христиан один на один со своей свободой во Христе. Он загнал их в угол, и теперь решение жениться будет носить характер радикальный, бесповоротный, ибо верующие понимают: Бог дал им свободу выбора. Павел признает истинность брачных обетов, понимает, что они — начало удивительного и требующего немалой решительности предприятия. Это изменяет традиционные мирские представления о браке, как о застойном, безжизненном институте. Павел не преумаляет супружество, но дает христианину полную свободу выбора. Он не отрицает ни брака, ни безбрачия.