Лекарство от стыда

Даже в браке остаются определенные ограничения и запреты, касающиеся наготы, продолжают существовать определенная неловкость, стыд. Ибо грех — повсюду, даже «у дверей грех лежит» (Быт. 4:7). Именно грех стремится разрушить доверие и близость, внести вражду и рознь между людьми, настаивает на секретности, а потому старается загнать каждую женщину и каждого мужчину в их маленькие царства — собственные тела, скрытые от мира за крепостью одежд. Даже самые близкие люди — супруги, подобные Адаму и Еве, — вынуждены укрываться в себе, прячась не только от Господа, но и друг от друга. Свет наготы слишком ярок, чтобы смотреть на него долго. Первую супружескую пару изгнали из Эдемского сада, но не изгнали из объятий друг друга, с брачного ложа. Это теперь единственный сад, где муж и жена — желанные гости, куда они возвращаются снова и снова, чтобы явить свою наготу, исцелиться от собственной засекреченности, от разлуки друг с другом. Супружеское ложе — это, можно сказать, телесный аналог исповедальни: именно здесь укрепляются узы любви и доверия, делаются настолько сильными, что могут потягаться с грехом стыда — самым укоренившимся в нас грехом. Почему Адам бежал от Бога? «Я… убоялся, потому что я наг» (Быт. 3:10). Обычно именно духовная гордыня считается страшнейшим из грехов. Но что такое стыд собственного тела? Противоположная гордыне крайность или телесное, физическое проявление гордыни? Если стыд — не противоположность гордыни, то, значит, ее следствие, обратная сторона медали. Гордый человек чувствует стыд, когда ему больше нечем гордиться. Значит, он продолжает держаться за свою гордыню, даже когда повода для ее существования больше нет.

Итак, гордыня обманывает душу, смехотворно вознося ее. Стыд обманывает тело (т.е. чувственного человека) непрестанными обвинениями и насмешками. Он старается скрыть совершеннейшее из Божьих творений или выставить его чем-то непотребным, унизительным, смешным и неловким; делает из человека дурака вдвойне — настраивая его против собственного тела и чувств, а потом нашептывая ему, что срам можно скрыть. И вот человек прячется за красивыми одеждами (как пытается спрятаться за собственной улыбкой). Но на самом-то деле укрыться негде! Все прекрасно знают, что скрывается за одеждами. Толстые, калеки и уроды мира сего хоть внешне немного похожи на облик своей души. Что же касается красивых, то стыд их может быть спрятан не только под одеждой, но и за выражением лица, под самой кожей, — они обмануты хуже всех. Любим мы свои тела или презираем их — над нами господствует стыд. В этом переживании слились ощущения вины и душевной нечистоты, которые чувствует человек за то, что обворовал Бога, забрал то, что по праву принадлежит Ему. Ибо тело — красивое или дурное — является собственностью Господа. Ему пришлось претерпеть стыд, и Ему принадлежит слава.

Одна из главных задач брака — вернуть тело Господу, очистив и освятив его снова, вырвав его из грязи стыда… Совершенно верно: многие художники пытались вернуть святость и благородство изображению обнаженного тела. Но то, что они старались сделать красками, муж и жена делают своими телами на живом холсте. Когда речь идет о красоте плоти, то мужья и жены — истинные художники, архитекторы и толкователи тела, ибо они лучше всех (благодаря взаимной любви и самоотдаче) могут видеть тело таким, каким оно является на самом деле. Правда, взрослые мужчины и женщины ни при каких условиях не могут совершенно невинно наслаждаться созерцанием обнаженного тела. Но даже если бы к этому сводилась суть брака, его роль все равно была бы бесценной и незаменимой. Представьте себе, какое отчаяние испытывал сатана, когда видел, что супруги находят удовольствие, тепло и любовь «на землях», вообще-то принадлежащих ему!

В наши дни вернуть нагому телу утраченную славу, первоначальную невинность и величие — а ведь таким оно было, выйдя из рук Творца, — это все равно, что сделать шелковый кошель из подметки, храм — из сарая. Мы возвращаем свои обнаженные тела Творцу, используя те средства, которые Он нам дал, — т.е., любя, раскрываемся и дарим себя другому. Показать, что вещь тебе не принадлежит, можно лишь одним способом — отдать ее. Но даяние это будет щедрым и святым только тогда, когда отдаешь любя и безвозвратно. Другими словами, все должно быть сделано в соответствии с Божьими заповедями. Когда по любви и доброй воле муж и жена дарят друг другу свою наготу, это — один из путей, с помощью которых святое таинство брака снимает проклятье первородного греха. Брак — это бой против первородного греха, удар по его видимому корню: стыду наготы. Брак побеждает и исцеляет стыд, ведя с ним сражение на святой территории брачного завета. Когда муж и жена обнажены друг перед другом — это для них нечто вроде радиационной терапии: исцеляющие лучи доходят до глубин души; это возврат к первоначальной невинности райского сада, когда «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25).