Прикосновение к Творцу

Какие моменты в жизни мужчины могут сравниться с первой брачной ночью, когда красивая женщина снимает одежду и ложится рядом с ним и когда эта женщина — его жена? Что уподобится чувству удивления, когда вдруг обнаруживаешь: то, что общество предприимчиво и умело затаскало по грязным закоулкам, оказалось, на самом деле, невиннейшим действием? Есть ли какое другое дело, кроме любви (помимо поклонения Богу), которым мужчина и женщина могут заняться вместе, уподобившись детям в чистоте и невинности, в естественности и правоте? Ибо если поклонение Богу — это глубочайшая форма единения с Ним (особенно та часть поклонения, которая свершается во время причастия), то близость между мужчиной и женщиной — это полное единение, возможное между двумя существами, а потому и необходимейшее (и не только в биологическом плане) для нашего о выживания.

До сих пор мы говорили о близости только применительно к наготе, как будто близость включает в себя только созерцание, а не прикосновение. Но когда же максимально обостряется наше осязание, как не во время близости? Вся суть именно в прикосновении, не только во внешнем касании кожи с кожей, но и в прикасании внутреннем. Да, близость зависит от соприкосновения, но она, как и похоть, берет начало во взгляде. Первый шаг к близости — взгляд, первое соприкосновение — соприкосновение взглядов. «Светильник для тела есть око, — учил Иисус. — Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло» (Мф. 6:22). Он, конечно, говорил не о настоящих глазах, а о способности «видеть», т.е. понимать. Правильно поймешь — правильно поступишь. При близости нам нужно безошибочно понять свои тела. Нам нужно «увидеть» в наготе то, что хочет показать нам Бог: славу Его присутствия в мире, высшее выражение Его образа — того, который Он принял, когда жил на земле. Неужели мы не замечаем, что Его краски еще не высохли на нашей коже? Разве не видим отметин от Его перстов, оставшихся на наших ушах, глазах, губах? Я думаю, что нагота — напоминание о воплощении Бога, а наши несчастные тела — это природное (в противоположность сверхприродному) выражение Божьей славы. Поняв это, мы уразумеем: телесная близость сродни прикосновению к Нему, более тесное касание может быть только во время евхаристии.

Я слышал рассказ о молодом священнике, который пришел к старому отшельнику, известному своей святостью. Поздней ночью старик пригласил его прогуляться по склонам гор. И вот там, под звездным небом, в темноте, отшельник неожиданно предложил: «Давай преклоним колена и помолимся». Так они и сделали. Когда молодой человек рассказывал об этом, он вспоминал: «Я боялся протянуть в темноту руку: мне казалось, я прикоснусь к Богу».

То же ощущают мужчина, когда находится рядом с женщиной, и женщина рядом с мужчиной. Они испытывают святой страх: им страшно протянуть руку и сделать то, чего хочется больше всего. Страх возникает не оттого, что есть какие-то социальные запреты, а от ощущения