Личная власть

Столь тесный контакт, столь полная близость душ — величайшее благословение брака, но одновременно и самое больное его место. Ибо есть один неизменный закон, который прямо-таки въелся в естество человека и от которого в браке возникает большая часть трудностей и неурядиц: человеку легче подчиниться безликой силе, чем конкретной. Когда человеку нужен добрый совет, то он, скорее, последует совету из книжки, чем совету закадычного друга. Человек, который может сносить множество унижений на работе от руководства компании, вспылит, услышав злое слово от непосредственного начальника. В его мозгу начальник и компания — два совершенно отличных друг от друга воплощения власти. Но важны даже не те требования, которые предъявляются к человеку, а источник этих требований. Для него гораздо обиднее, когда требования к нему устанавливает конкретное лицо.

Причину такого явления понять нетрудно. Каждый человек считает себя своей собственностью, и потому, когда над ним тяготеет власть коллектива или безликой силы, у него еще остается надежда. Когда «хозяин» невидим, человек может легко вообразить, что он сам собой командует, повинуется не по-настоящему, не добровольно, а как бы случайно. А вот когда «хозяин» присутствует, когда это — человек, такой же, как ты, то сама мысль о повиновении становится сомнительной. Для человека с западным менталитетом очень трудно подчиняться воле другого индивидуума (единственное исключение — четко организованная структура, которой подчиняются входящие в нее члены). Этот принцип сохраняется во всем: мы с большим желанием подчиняемся коллективному руководству, чему диктатуре личности; с большей готовностью повинуемся не людям, а законам.

Когда речь идет о браке, у нас сразу возникает масса проблем, потому что нигде еще не стоит так остро вопрос о подчинении одного человека другому, причем о необходимом подчинении конкретной личности. Самое яркое выражение повиновения — когда мы добровольно отдаем кому-то владычество над собой, а потому нет другой власти, кроме супруги или супруга, против которой мы бы бунтовали так часто и так рьяно. Ведь мы сами дали другому превосходство над собой, значит, его нужно контролировать! Но суть любви — забыть о контроле, как сделал Иисус, когда отдал Себя в руки еврейских и римских правителей. Любовь христианина признает лишь одну истинную власть — Бога Отца. Но при этом христианин не противится остальным властям, он покоряется им. Христианин целиком и полностью полагается на Бога, отдавая себя в руки мира, ибо, как сказал Иисус, «ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19: И). Итак, любовь позволяет Богу править всей жизнью верующего и, в конечном итоге, владеет всей его жизнью, помогает ему не цепляться за нее. Тактика любви — повиновение, смирение, служение.

Для каждого, кто приемлет тактику любви во Христе, дополнительные обязательства, накладываемые браком, уже не кажутся угрозой, а представляются благословением. Требования мира скрыты под маской абстрактного, безликого бюрократического мироустройства («Я тут совершенно ни при чем, я только делаю свое дело»), а претензии брака — это запросы одного конкретного человека. В этом и дар супружества: нас просят подчиняться не чему-то враждебному и абстрактному, а конкретному знакомому и близкому человеку. В ответ мы должны не слепо следовать приказам, а просто любить.

Считается, что повиноваться любимому — легче легкого, но на опыте мы видим, что это не так. И тут главная трудность — наше нежелание повиноваться, которое возникает, когда при ближайшем рассмотрении мы видим, что от нас требуется ни больше ни меньше как отдать свою волю другому человеку. Многие посвящают жизнь идеологической борьбе, деньгам, карьере, политике, совершенно забывая о собственной жене. Сложность брака состоит в том, что в нем нет места для иллюзий; ясно видно, что ты себе не хозяин. У эгоизма появляется конкретный враг из плоти и крови, который живет рядом с тобой под одной крышей, спит в одной постели.