Кровь и завет

Постоянное присутствие и давление этой чужой воли превращается в силу, которая оказывает на нас гораздо большее влияние, чем все остальное, и это воздействие сильнее всех групповых и безликих факторов — бизнеса, правительства, даже культуры, — ибо человеческая психика не знает более устойчивого влияния, чем глубокое воздействие одной личности на другую. Узы брака — благодатная почва для него. Нет в мире силы, подобной власти мужа над женой и жены над мужем. Если мужчина (или женщина) хочет наложить отпечаток своей личности и духа на другого человека, то достичь этого можно, не уча, не гипнотизируя, не колдуя, не затевая политические интриги, даже не воспитывая, а просто вступив в брак. Ибо брак — это удивительное сочетание кровного родства сзапетом. Во всех странах, у всех народов существует институт брака — это средство установить кровное родство, ввести в семью нового члена. Родство возникает, когда стороны обмениваются обещаниями, причем до вступления в брак эти люди не состояли друг с другом в родственных отношениях. Супружество похоже на обращение человека к Богу: человек обещает Богу быть верным, и это скрепляется Христовой кровью. Пролив за нас кровь, Бог в Сыне Своем Иисусе торжественно соединил Его с людьми и сделал христиан Своими кровными родственниками, наследниками Своего Царства. Так что нет ничего крепче крови и завета, ибо этими средствами воспользовался и Сам Бог, чтобы сделать людей чадами Своими.

А потому Иисус не просто Основатель и Глава церкви, но еще и Жених. Теснейшее единство жены и мужа находит отражение в личной связи верующего со Спасителем Иисусом Христом, Который тоже таинственным образом скрепляет супружеские узы. Земная картина брака дает нам практический пример того, как нужно подчиняться Богу: реальный, живший на земле Иисус может быть нашим Господом и принимать постоянное участие в нашей жизни. Наш Бог — это не свод законов нравственности, не определенная теократическая система, не отвлеченная идея, называемая «любовью», а Личность. Нам приходится иметь дело с Личностью — именно об этих реалиях Христос хотел рассказать миру. Причем

Бог имеет не одну Личность, а три — три Ипостаси, неразрывно слитые в одном существе. Это трудно понять, и неудивительно, что многие хотят меньше об этом думать, как стараются поменьше размышлять о браке. Религия для них неприемлема по той же причине, по которой неприемлемо и супружество: в ней слишком мало абстрактного. Он — Господь, Он — Творец реальности. Но Он настолько же близок нам, как жена, Он принимает в нас даже большее участие, чем жена.