Сдаться, чтобы победить

Совершенно естественно, что есть определенная разница между степенью подчиненности Богу и подчиненности человеку. Богу мы повинуемся лишь потому, что Он — Бог и Он — совершенен. А человеку мы подчиняемся потому, что он несовершенен и отчаянно нуждается в нашем смиренном служении, нашей любви. «Берегитесь, — предупреждал Павел, — чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных… Никому не подавайте соблазна» (см. 1 Кор. 8:9; 10:32). Если наша свобода действительно вводит кого-то в соблазн, то работу над собой лучше всего начинать по вступлении в брак: у нас каждый день будет возможность смирять свою волю. Если Маша действительно не любит жужжания электродрели, то неуместно намекать на ее причуды, говорить, что от ее миксера шуму не меньше. Гораздо проще не пользоваться злосчастной дрелью, когда Маша дома. Все сводится к простым и ясным вопросам: насколько Ваня любит Машу? Что ему дороже — она или дрель? Что ему важнее — спокойствие жены или новая полка в туалете? Со своей стороны, Маше надо как-то попытаться привыкнуть к жужжанию, понимая, какое для мужа удовольствие — делать вещи своими руками. И дело не в том, кто победит и этой битве воли и капризов, а в том, что каждый постарается отказаться от чего-то ради другого, чтобы любовь росла: пусть не будет полки, пусть заболит от жужжания голова! Нужно понять, что простое, невинное увлечение может в руках дьявола стать яблоком раздора между двумя любящими. Именно об этом и говорил апостол Павел коринфянам, в этом суть отношения к немощным братьям. Но злоупотреблять этим правилом не стоит: как ни смешно, но в браке каждый из супругов не себя, а именно другого считает немощным братом. Если же брат действительно слабее тебя, утверждает Павел, то тем более нечего держаться за свою правоту, не нужно быть излишне упрямым и настырным, лучше сдаться ради любви. Когда правота слишком упорно защищает свои привилегии, она превращается в неправоту.

Мы склоняемся перед Богом, потому что Он сильный и благой. Мы смиряемся перед людьми, потому что они слабые и греховные. Поддаваться нельзя только самому себе и дьяволу. Чтобы этого избежать, мы целиком отдаемся Богу и людям: мы просто не можем принадлежать себе! Так уж мы сотворены. Мы предназначены для любви, для того, чтобы отдавать себя. Брак же был создан, чтобы выполнить наше самое большое желание — отдаться.

Павел советовал женам «повиноваться» мужьям, а мужьям — «любить» жен. (Еф. 5:22, 25). Некоторые толкователи (причем, не только мужья!) с большим удовольствием отмечали эти разные слова и то, какие последствия имеют эти заповеди для жены и для мужа. Но отрывок предваряет выражение: «повинуйтесь друг другу» (ст. 21), причем из контекста совершенно ясно, что Павел обращается ко всем христианам, и лишь во вторую очередь — к супругам. Выходит, что супруги должны показывать всей христианской общине пример взаимной любви и подчинения. Если мужчина не может с любовью служить собственной жене, а жена — своему мужу, то кому же они тогда смогут служить? Если они не могут друг другу дать счастья, то кому могут? Неудачные браки между христианами — те, в которых царит не самопожертвование, а эгоизм; это повод для насмешек над всей церковью.

В том, что касается отношений между людьми, слова «любить» и «повиноваться» — практически синонимы. Это и есть главная мысль Павла и суть всего Евангелия: любить — значит, повиноваться, а повиноваться — значит, любить. Откуда мы знаем, что Бог нас любит? Из того, что в образе собственного Сына Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8).