Жизнь — это общение

Одно из величайших благословений брака оказывается одной из самых больших ловушек. Каждый супруг считает другого частью самого себя, чем-то вроде своего второго «я». В этом нет ничего плохого. Брак действительно объединяет двух разных людей, превращая их в одну плоть. Беда в другом: каждый из супругов хочет, чтобы эта «воссоединенная плоть» имела как можно больше его качеств и как можно меньше чужих. Мы не хотим участвовать в создании новой плоти, а хотим вобрать другого в свою — старую, отжившую. Нам втайне хочется иметь не супруга, а свою копию. Ибо «я» — это как громадный вакуум: сам по себе он — ничто, кроме себя ему ничего не надо, и он все затягивает в свое чрево.

В определенном смысле мы не можем стать другими, потому что сотворены но образу Бога, величайшее желание Которого — преобразить нас, уподобив Себе. Но Господь — единственный, Кто имеет полное право на такое желание. Чтобы показать Свою великую любовь, Он согласился стать одним из нас, быть втянутым в большой вакуум мира и греха, стать буквально «одной плоти» с нами, как бы говоря: не бойтесь стать другими ради любви. Если уж Бог-Творец облекся в нашу плоть, то с каким желанием должны мы стремиться облечься в Его Дух! И если Тот, Кто выше нас, согласился стать подобным нам, стать нашим Братом, то для нас уподобиться другому человеку, своему равному — сущий пустяк.

Это естественно: каждый из супругов должен добровольно становиться похожим на другого — пусть его не пугают чужие добродетели и пороки. Двое станут одной плотью, а потом это новое существо будет возрастать в подобии Христа. Но таково ли современное представление о браке? Теперь любовь — это средство самоудовлетворения. Сегодня говорят о том, что важно сохранять свое лицо, свою индивидуальность, уважать привычки другого, но всегда оставаться самим собой. Эти красивые слова на поверку оказываются пропагандой эгоизма. На деле их авторы и не пытаются сохранить в себе ту уникальную индивидуальность, которую им дал Бог, а загоняют ее в узкие рамки «эго», словно человек — это лишь то, чем он хочет стать, как будто главное для него — его собственные планы на жизнь, свои желания. В браке подобные отношения невозможны. Брак разоблачает эгоизм, под какой бы личиной тот ни скрывался, брак постоянно и неустанно расшатывает «эго». Любое стремление супруга к сохранению индивидуальности (в современном извращенном значении этого слова) будет предательством по отношению к любви. Ибо в браке мы рассматриваем индивидуальность как Божий дар и дар любимого. Индивидуальность не развить в одиночку — она рождается в постоянном общении с супругом. Мы не несем с собой в брак готовую индивидуальность, а приобретаем ее в ходе общения. Да ее и невозможно обнаружить в себе вне общения с людьми. Концепция «личности» не предполагает существования отдельного элемента бытия, оторванного от остальной реальности и независимого от нее: личность — это состояние, которое возникает в общении. Мы существуем не сами в себе, а только в ходе общения с Богом и людьми. Эта истина верна и для Бога, ибо Господь — это не одно независимое лицо, а три. Святая Троица сосуществует в полном единстве, и все ипостаси служат совершенным отражением и выражением друг друга. Если хотите, наш Бог — это брак, семья, члены которой не стыдятся походить друг на друга, всегда и во всем согласны друг с другом. Если хотя бы один из них (скажем, Иисус) хоть на минуту пожелает стать независимым от других, стать «Самим Собой», то христианства не будет. Можно предположить, что вся вселенная тут же разлетится на куски.