Носите бремя друг друга

В конечном итоге мы видим, что брак ставит перед людьми один простой вопрос: можно ли настолько возлюбить другого человека, чтобы согласиться стать на него похожим? Когда Бог задал этот вопрос Себе, Он на него тут же ответил: стал Человеком. Но настоящему испытанию наша любовь к ближним подвергается тогда, когда в ходе тесного общения они вовлекают нас в свой мир, делают соучастниками собственных слабостей, даже возлагают на нас свои грехи. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). В браке мы имеем возможность почувствовать на себе, что значило для Иисуса, Сына Божьего, «понести наши грехи». Любимый человек, с которым мы делим всю жизнь, носит в себе наши страдания, недовольства, неприятности и скорби. Он идет одним путем с нами. Он радуется, болеет и горюет с нами, даже принимает на себя вину за наши прегрешения. Согрешив, мы виним его, потому что слепнем от греха и норовим переложить вину на другого. Любимый человек — пусть он и не совершил всех наших грехов — все равно испытывает их последствия, потому что любит нас. И чем больше любит, тем тяжелее давит на него наш грех. Суть любви — нести грех другого. Не просто из симпатии, жалости, желания помочь, но чтобы взять на себя часть вины. Много пишут, что в семейной жизни важно оставлять ненужное за бортом, не носить в себе вину супруга. Так говорят психологи — любовь говорит иначе. Любовь сносит все — вину, стыд, грех.

Человек, которого мы любим, — наш крест, но он еще и помощник: он помогает нести этот крест. Почему? Дело в том, что невозможно любить, не замечая страданий любимого. Его несчастья тяжким бременем ложатся и на наши плечи. Кто наш любимый? Лучший в мире, чуть ли не святой? Напротив, любить — значит, воспринимать человека столь же реалистично, как и себя, видеть в нем, как и в себе, «главного из грешников», замечать все слабости, недостатки, дурные привычки, но по благодати Божьей не только мириться с этим человеком, но и принимать его таким, какой он есть, любя все больше и глубже. Другими словами, любовь заставляет двух людей проходить тот путь, по которому вера ведет одного. Ибо вера всегда начинается с признания собственной греховности (покаяния). Прощение помогает человеку примириться с самим собой. Так и любовь: настоящая любовь видит все худшее в любимом и прощает.

Муж не может себе позволить злиться на жену за ее недостатки и не может не замечать их. Ему приходится нести их, как часть ее креста, а она несет часть его бремени. Жить в любви — значит, постоянно ощущать, как жена борется со своей греховностью. Можно ли тут ворчать на нее? Нет, на ее недостатки можно отвечать только нежностью и состраданием, скорбью, которая увеличивает любовь. В этом смысле любовь не только приходит свыше, но и рождается в глубинах нашего естества. Любить другого — значит, попасть в водоворот его естества: тебя все глубже будет засасывать в темные трагические хитросплетения чужой греховной плоти. Пройти через такое испытание и остаться неоскверненной может только чистая любовь. Отталкивающая внешность может вызвать ненависть, которая появляется от того, что тебе не нравятся какие-то внешние проявления характера того или иного человека. А любовь состоит в том, чтобы заглянуть в самый корень извращенной, греховной и себялюбивой человеческой натуры и не почувствовать отвращения. В этом поможет благодать: по благодати любят нас, она дает нам силы идти по темной тропе любимого. Если любишь кого-то за святость, значит, не любишь его вообще. Нечего расходовать свою любовь на святых! Она предназначена для грешников. «Не плачьте обо Мне, — сказал Иисус по дороге на Голгофу, — но плачьте о себе и о детях ваших!» (Лк. 23:28).

Когда начинаешь понимать и принимать недостатки любимого (а лучше всего они видны именно в браке), то легче становится понять богословское учение об искуплении, постичь, как Господь — Который ближе к нам, чем любимый, ближе нас самих — решил благодаря страстной Христовой любви занять наше место и принять не только наказание за наши грехи, но и вину за них. Бог не виноват в наших грехах, но, тем не менее, взял на Себя всю ответственность за них. Люди так свою любовь не проявляют — так показывает Свою любовь только Бог. Иисус — вершина любви, которая несет чужой грех и приносит в жертву себя.

Но если мы не приемлем Господнего дара, не отдаем Ему свою жизнь, то все, что Он сделал, — напрасно. Это было бы столь же бессмысленно, как если бы мы решили понести бремя нашей бывшей симпатии, которую нежно любили в пятом классе (а она нас отвергла и больше мы о ней ничего не слышали). Господь взял на Себя бремя всех, но тем, кто отказываются принять Его жертву, проку от Его самопожертвования мало. Значит, любовь Его напрасна? Совершенная любовь остается совершенной, даже когда она безответна. Но плоды она приносит в рамках заветных отношений, таких как отношения Господа с Его народом, отношения мужа с женой. В вере и в браке верны слова: «Любовь покрывает множество грехов».