Совершенство друг для друга

Когда проявляется истинное христианское повиновение? Когда человек повинуется приказам, исполняет чужие капризы или терпит чужие слабости? О таком повиновении знает весь мир. Но для христиан повиновение — нечто большее: это добровольное и дерзновенное соприкосновение с чужим грехом. Я не говорю «соучастие в грехе». Я говорю о той ситуации, когда наравне с согрешившим платишь цену за грех. У христианина найдутся силы простить другого и прежде всего потому, что он сам прощен, а во-вторых, потому, что он сам сокрушен грехом. Короче говоря, у него нет выбора: простить или самоуничтожиться. Истинное повиновение — это смирение, рожденное ощущением чужого греха.

Когда это правило действует в браке, происходят чудеса: супруги перестают бояться друг друга, потому что корень страха вырван — муж и жена готовы понести наказание друг за друга. «Совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение» (1 Ин. 4:18). В такой ситуации супруги будут помогать друг другу, слушаться друг друга, терпеливо переносить недостатки друг друга. Не для того, чтобы скрипя зубами выработать в себе какую-то абстрактную добродетель, а потому, что они перестали бояться собственных недостатков, прекратили тревожиться, что супруг подавит их своей индивидуальностью. Они не опасаются потерять свое лицо или деградировать, их не пугают гнев, гордыня или упрямство супруга, даже его болезнь. Они не боятся его греха, потому что видели грех супруга во всей неприглядности… и простили, как и сами были прощены. Итак, они видят друг друга такими, какими Бог видит их: чистыми, непорочными, совершенными.

Они не обманывают себя мыслью, что супруг или супруга — идеальный человек или совершенный христианин. Нет, они знают: они — совершенство друг для друга, лучшего им и желать нечего. Строго говоря, безупречного человека не существует, так как человек только какие-то конкретные функции может выполнять талантливо. Так что добродетель может проявиться лишь в соприкосновении еще с кем-то. На деле существует только одно совершенство — относительное (в противоположность функциональному). В этом мире никто из нас не достигнет абсолютного идеала, так что будем верить, что Господь уже сделал нас безупречными благодаря чуду человеческих взаимоотношений. Мы совершенны не сами по себе, а друг для друга, как и Христос совершенен не Сам в Себе (это бессмысленное понятие), а в роли Сына, Человека и Бога, Который «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:8-9). Другими словами, Он достиг совершенства через послушание, а потому имеет все необходимые качества для того, чтобы быть любящим помощником Своего народа.

А мы — мужья и жены? Набираемся ли мы нужных качеств для того, чтобы быть любящими помощниками друг друга в нуждах и бедах?