Примечания

Глава первая. Простой секрет совершенствования отношений в браке

1. Думаю, очень важно провести грань между богословием и теорией. Мое библейское богословие Послания к Ефесянам (5:33) простое: мужу приказано любить жену безусловно, а жене приказано уважать мужа безусловно. Так говорит Библия, точка. Сочетание любви и уважения (моя теория) взята из тридцать третьего стиха. Собственно, каждая пара, с которой я работал, похоже, в той или иной степени была втянута в безумную круговерть Порочного круга. Послание к Ефесянам открывает, что жена испытывает потребность в любви, а муж – в уважении. Когда эти потребности не удовлетворены, супруги реагируют на одинаковом уровне. Моя теория гласит, что жена имеет склонность реагировать так, что муж чувствует в ее отношении к себе неуважение (отсюда и приказ жене уважать мужа). У мужа имеется тенденция реагировать так, что жена чувствует себя нелюбимой (отсюда приказ мужу любить жену).

Глава вторая. Чтобы общаться, нужно разгадать шифр

1. Gottman /.Why Marriage Succeed or Fail. New York: Simon & Schuster, 1994. P. 61.

2. В Послании к Ефесянам (5:33) Павел использует греческое слово, обозначающее любовь (agape) в настоящем активном повелительном, и слово для обозначения уважения [phobetai] в данном случае стоит в практическом повелительном. Оба случая употребления в этом тексте подразумевают повеление. Вот почему в переводе NIV слово «должен» стоит в обеих фразах.

Глава третья. Почему она не уважает, почему он не любит

1. В версии NIV греческое слово hina переведено как «должен», так что нет никаких сомнений в том, что это приказ из Божьего сердца.

2. Когда я говорю о феминистском движении, я имею в виду более радикальные элементы. Феминизм принес женщинам много положительных перемен. Однако меня серьезно тревожит тот факт, что значительный сегмент феминистского движения спровоцировал негативное, презрительное отношение к мужчинам просто потому, что они мужчины. Будучи последователем Христа, я вижу, что мужчины и женщины созданы по образу и подобию Божьему. Я должен любить и уважать Божье творение. Хотя мужчины и женщины грешны и нуждаются во Христе, Сам Господь желает, чтобы каждая душа испытала Его любовь и славу (т. е. высочайшее уважение!). Уничижительное отношение к мужскому полу только потому, что это мужчины, означает превозношение над сыновьями, братьями, дедушками, отцами и друзьями, чего Бог не делает никогда.

3. Эти профессиональные исследования приведены в книге: FeldhahnSh. For Women Only: What You Need to Know about the Inner Lives of Men. Portland, Ore.: Multnomah, 2004. Эти исследования были проведены для Shaunti Feldhahn работниками аналитического бюро «Decision Analysts, Inc.» и оформлены организацией «Analytic Focus». Shaunti Feldhahn – автор бестселлеров, имеет магистерскую степень в области государственной политики после окончания Гарвардского университета, является финансовым аналитиком в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, а также ведет еженедельную рубрику по женским вопросам в журнале «Atlanta Journal-Constitution. Исследовательская организация «Decision Analysts, Inc.» расположена в Далласе, штат Техас, и является одной и самых востребованных исследовательских компаний в стране. «AnalyticFocus» – это отдельная фирма, которую возглавляет Чак Коуэн, бывший начальник отдела исследовательского планирования в Департаменте переписи США, находящегося в Алабаме. Более подробную информацию можно получить на сайте: analyticfocus.com.

4. Я высоко ценю значительный вклад, который делают женщины в армии, но я думаю, что армия более естественная среда для мужчин, особенно во время военных действий. Собственно, согласно политике военных, вне зависимости от сферы служения женщины не используются в военных действиях. С политикой по этому вопросу можно ознакомиться по адресу: http://www.Marines.com/officer_programs/FAQ.asp, а также в Центре военной подготовки: http://www.cmrlink.org/WomenInCombat.asp?docID=154. Я считаю, что мужчины по самой своей природе лучше подготовлены для служения, сражений и смерти в случае необходимости. Тот же самый импульс действует в доме и семье, где мужчина выполняет роль защитника.

Глава четвертая. Порочный круг держится на том, чего мужчины боятся больше всего

1. Данные профессиональных исследований были приведены ShauntiFeldhahn (см. примеч. 3 кглаве 3).

2. Gottman J. Why Marriage Succeed or Fail. P. 152.

3. Там же.

Глава пятая. Она боится стать ковриком у дверей, он устал от попыток угодить ей

1. Gottman J. Why Marriage Succeed or Fail. P. 159.

Глава шестая. Она не хочет быть лицемеркой, он жалуется на отсутствие уважения

1. Gottman J. Why Marriage Succeed or Fail. P. 159.

Глава десятая. Открытость – она хочет, чтобы вы были с ней искренними

1. Более глубокое обсуждение вопроса закрытости мужчин и интегрированного подхода женщин см.: Clark S.B. Manand Woman in Christ. AnnArbor: Servant Books, 1980. В своем тщательном исследовании разницы между мужчинами и женщинами Кларк упоминает работы двух специалистов по характерным моделям поведения мужчин и женщин. Hildebrand F. Man and Woman. Chicago: Henry Regnery, 1965, и Stein E., The Writing of Edith Stein. London: Peter Owen, 1956. Кларк пишет: «Хилдебранд и Штейн оба утверждают, что мужчины и женщины отличаются друг от друга в том, как функционируют их разум, эмоции и тело. Женские эмоции, интеллект и тело формируют более интегрированное целое, чем у мужчин. В разрешении проблем, в любом виде деятельности и отношениях участвует личность женщины в целом, в соединении всех ее эмоций, разума и тела. С другой стороны, эмоции, интеллект и тело мужчины более независимы друг от друга. Он намного легче отделяет элементы своей личности, рассматривая их как аспекты своего „я», которые он временами может игнорировать».

Глава двенадцатая. Миротворчество – она хочет, чтобы вы были чуткими

1. В Книге пророка Исайи (54:6) судьба Иуды в плену сравнивается с печалью оставленной, скорбящей духом женщины, отвергнутой своим мужем.

2. См.: Barclay W. The Daily Study Bible. The Letters to the Corinthians.Edinburgh: The St. Andrew Press, 1965. P. 67.

3. В Евангелии от Матфея (19:1-6) Иисус отвечает на вопрос фарисеев: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» Иисус не стал занимать ни либеральную, ни консервативную позицию раввинов, Он только сосредоточил Свое внимание на Бытие (2:23-24) и концепции «одной плоти». Брак должен быть «глубочайшим физическим и духовным единством». См.: Rye С. Е. TheRyrie Study Bible. Chicago: Moody, 1976. P. 1478.

Глава тринадцатая. Верность – ей нужно убедиться в том, что она для вас самое главное

1. Теперь Международный Колумбийский университет.

2. McQuilkin R. A Promise Kept – The Story of an Unforgettable Love. Wheaton, 111.: Tyndale, 1998. P. 21-23.

3. Там же.

Глава пятнадцатая. Как показать уважение к мужу

1. В Первом послании Коринфянам (7:25-38) Павел предлагает коринфянам «мудрость», которая, как он признает, не является непосредственной заповедью от Господа Иисуса в Евангелиях. Поскольку он считал, что времени для завоевания людей для Христа мало, он предпочел бы, чтобы христиане не женились, чтобы они могли сосредоточиться на выполнении труда для Господа. Павел не уничижает брак. Он просто говорит о том, что происходит, когда женятся добропорядочные мужчина и женщина. Они будут сосредоточены на том, чтобы угодить друг другу. Павел признает, что женатые люди точно так же могут служить Господу.

2. Любящая жена призвана не обращать внимания на определенные недостатки и ошибки мужа, «потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8). И муж не обращает внимания на поступки и слова жены, которые ему могут показаться неуважительными, потому что «благоразумный скрывает оскорбление» (Прит. 12:16).

Глава шестнадцатая. Покорение – цените его желание работать и добиваться успехов

1. Pfeiffer С. F. ed. The Wycliffe Bible Commentary. Chicago:Moody, 1987. P. 5.

2. Позиция феминистов, по сути, серьезно отличается от некоторых замечаний Павла в Первом послании Коринфянам (11:3-16). Когда Павел обсуждает проблему в церкви в Коринфе, он советует женщинам являться в собрание с покрытой головой, и, по всей видимости, некоторые женщины этого не делали в силу своей «традиции» (ст. 11:2). Павел утверждает: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1 Кор. 11:7). С точки зрения феминистов этот стих удовлетворяет мужское «эго» за счет достоинства женщин. С позиции любви и уважения, однако, мужчинам нужно чувствовать по отношению к себе почтение и уважение точно так же, как женщинам нужно чувствовать себя любимыми. Подумайте о следующем заявлении: «Женщины были созданы для того, чтобы мужчины их любили точно так, как Христос возлюбил Церковь. Поэтому мужчины созданы для того, чтобы нести женщинам эту любовь». Немногие женщины возразят на это утверждение, однако несколько труднее принять то, что говорит Павел в Первом послании Коринфянам (11:7). В этом совете относительно поведения в церкви в Коринфе Павел раскрывает глубокую истину. Мужчина должен чувствовать почтение по отношению к тому, кто он есть – образ и слава Божия, – потому что его таким создал Бог. И это не шовинистический эгоизм. Это фундаментальная нужда, заложенная в мужчинах Самим Творцом. Да, среди мужчин есть шовинисты точно так, как среди женщин есть высокомерные и надменные особы, но это исключение, а не правило. Я считаю, что наша культура, на которую сильное влияние оказал феминизм, упустила красоту Божьего замысла.

3. В книге «Тле Essential Difference:The Truth about theMale and Female Brain» SimonBaron-Cohen сообщает о своих открытиях, которые он сделал после двадцати лет исследований о разнице полов, в результате чего он пришел к выводу, что женский мозг, как правило, с трудом настраивается на эмпатию, а мужской мозг с трудом настраивается на понимание и созидание. Бэрон-Кохэн развивал свои теории посредством наблюдения за младенцами в колыбельке, обращая особое внимание на тип стимуляторов, на которые дети реагировали. Девочки лучше воспринимали лица, склоненные над ними, а мальчики лучше реагировали на движущиеся предметы. Обзор книги Бэрон-Кохэна выможете найти встатье Carolyn See «His and Hers» (Washington Post, 5 October 2003).

4. В своем обсуждении социологии семьи Талкотт Парсон и Роберт Ф. Бейлс принимают за основную модель семью, состоящую из двух взрослых родителей (муж и жена), живущих вместе с детьми. Женщина чаще всего реализовывала себя в доме, а мужчина был сосредоточен на задачах вне дома. Авторы называют это явление экспрессивной в противоположность инструментальной ориентации – см.: Parson Т. and Bales R. F. Family, Socializationand Interaction Process. Glencoe, 111.: Free Press, 1955. И хотя некоторые голоса не соглашаются с этой моделью, она все-таки не исчезает! Я считаю данное утверждение выражением основной природы и интересов мужчин и женщин. Обычно женщины сосредоточены на взаимоотношениях в семье, выражая чудеса любви. И хотя карьера в современной культуре для женщины важна, мы все же находим, что, если женщина хочет ребенка, тогда карьера становится для нее альтернативой. Карьера представляет собой свободу выбора для женщин, в то время как мужчина считает себя обязанным работать вне дома.

Глава семнадцатая. Иерархия – цените его желание защищать и обеспечивать семью

1. См.: Bloesch D. G. Is the Bible Sexist? Westchester, III: Crossway, 1982. P. 36, 37. Блойш указывает, что Библия «нигде не оправдывает оскорблений и эксплуатации женщин. Напротив, она подчеркивает необходимость в заботе и защите женщин. Некоторые феминисты называют такое отношение снисходительностью, но почтение к женщине как к таковой продиктовано самой природой мужественности точно так, как зависимость от мужчин является самой сутью женственности».

2. Из «Family News from Dr. James Dobson, February 1995». В информационном бюллетене доктора Добсона эта история рассказана так, как ее рассказывал сам покойный доктор Хилл в программе «В фокусе семья» в радиопередаче «И. В. Хилл о смерти своей жены».

3. См.: Tannen D. You Just Don’t Understand – Women and Men in Conversation. New York: Ballantine, 1991. P. 24, 25. Когда Таннен готовила материалы для своей книги, она считала, что ее муж «воспринимает себя в мире так, как воспринимают многие мужчины, – они видят себя как личность в иерархическом социальном порядке, в котором он занимает либо верхнее, либо нижнее положение. В этом мире… люди пытаются… защитить себя от попыток других людей возвыситься над ними».

Глава восемнадцатая. Авторитет – цените его желание служить и руководить

1. См.: Grudem W. Systematic Theology: An Introduction to Biblical Doctrine. Grand Rapids: Zondervan, 1994. P. 465,466.

2. Остерегайтесь влияния некоторых аспектов культуры. Некоторые утверждают, что подчинение никогда не способствовало укреплению какого бы то ни было института, кроме рабства. Другие говорят, что подчинение было приемлемо только для первого века, и это утверждение, кстати, они применяют по отношению к любому новозаветному учению, с которым они не согласны. Всем нам лучше было бы прислушаться к словам Писания: «Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков… каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (Тит. 1:10,11).

Глава девятнадцатая. Проницательность – цените его желание анализировать и советовать

1. Основано на истории: Berry J. Beloved Unbeliever. Grand Rapids: Zondervan, 1981.

Глава двадцатая. Отношения – цените его стремление к верной дружбе

1. См.: Tannen D. Gender and Discourse. New York:Oxford University Press, 1994. P. 96.

Глава двадцать первая. Сексуальность – цените его стремление к интимной близости

1. См.: Ryrie С. С. The Ryrie Study Bible. Chicago: Moody, 1976. P. 944. «Мудрый учитель», написавший Притчи (5:19), это, возможно, царь Соломон, который, как говорят, написал три тысячи притчей и более одной тысячи песен (см. 3 Цар. 4:32). Принято считать, что большая часть Книги Притчей была написана им, включая главы с первой по девятую. К сожалению, Соломон закончил тем, что приобрел семьсот жен и триста наложниц, большая часть которых были идолопоклонницами из других стран, и они отвратили его сердце от Бога (см. 3 Цар. 11:1-8). Соломон не сумел последовать собственному совету относительно секса, но это не аннулирует те мудрые высказывания, которые он написал по вдохновению Божьему.

Глава двадцать третья. Истинное основание для любви и уважения

1. Сказать, что мы будем потрясены нашим вступлением на небеса, значит подтвердить наше непонимание этого чуда. Чем бы ни являлся экстаз, по вашему мнению, умножьте его на миллиарды раз, и так до бесконечности. Чтобы хотя бы приблизительно представить, на что похож рай и пребывание на небесах с Богом в вечности, см. Рим. 8:17, 30; 1 Кор. 13:12; 2 Кор. 12:4; Флп. 3:21; 2 Фес. 4:17; Евр. 7:25; Евр. 10:14; 1 Иоан. 3:2; Отк. 2:7; Отк. 21:4.

Глава двадцать четвертая. Истина действительно может сделать вас свободными

1. В этом отрывке, Первом послании Петра (2:13-3:7), Петр четко излагает основные положения, которые он подытоживает в стихе 8. Смысл основных положений подчеркивается повторением разных фраз, но с одним и тем же значением – «будьте покорны» и «повинуйтесь» (см. 1 Пет. 2:13; 2:18; 3:1). Обратите внимание на еще один повтор, когда он обращается к женам и мужьям. Здесь он использует фразу «также и вы» (1 Пет. 3:1,7). Можно сказать, что четыре основные категории, о которых он говорит в излагаемых им принципах, следующие: граждане, рабы, мужья и жены. Каждая из этих групп должна подчиняться или повиноваться кому-то. По мнению Петра, величайшим свидетельством подчинения является сочетание любви и уважения: «Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божий. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2:16,17). Другими словами, жена, обладающая внутренней свободой, подчиняется мужу, уважая его, и об этом Петр говорит со всей ясностью (3:2). Точно так же муж, обладающий внутренней свободой, подчиняется жене своей любовью, то есть он понимает ее и почитает ее как равную.

2. См.: Ryrie С. С. The Ryrie Study Bible.

3. Там же.