Протоиерей Димитрий Смирнов:

Если посмотреть на социальные проблемы и проблемы образования с богословской точки зрения, то прежде всего нужно обратиться к семье. Если общество болеет, значит, не все в порядке с семьей, т. к. семья — это та клетка, из множества которых строится все тело — общество. Глашатаями современной цивилизации человек объявляется всего лишь индивидуумом, а общество — совокупностью индивидуумов. В отличие от этого либерально-философского взгляда, существует иной, библейский взгляд на человека. Когда в Священном Писании говорится, что человек создан по образу и подобию Божию, имеются в виду не только три составляющие его — плоть, душа и дух, но и трех-ипостасность пребывания человека во Вселенной: муж, жена и дитя. По существу каждый из них человек, но разница лиц очень серьезна: и психология, и внешний вид, и устройство тела. Такими нас задумал и создал Бог — по Своему образу и подобию. Для чего? Только существуя в трех своих ипостасях, человек может научиться любви и возрасти в ней — и прийти к Богу, т. к. грехом своим человек от Бога оторвался.

Современная цивилизация — сатанинская, т. к. она противостоит Христу. Она направлена на разрушение семьи и разрушение в человеке его трех-ипостасной сущности, т. е. образа и подобия Божия. Несмотря на оголтелую пропаганду «ценностей» цивилизации, противостоящих семье, на многие ограничения самого существования семьи, здравое понятие об идеале семейной жизни в нашем народе сохранилось, — благодаря тысячелетнему его воспитанию Русской Православной Церковью.

Рассмотрим современные болезни семьи: полная потеря нравственного идеала; разводы — у нас из трех браков два развода; детоубийство — это явление убивает миллионы наших соотечественников; пьянство и наркомания; супружеские измены; отсутствие христианского и вообще какого-либо воспитания. В результате этих болезней мы вымираем как нация: наше население сокращается на полтора-два миллиона в год.

Теперь рассмотрим те силы, которые извне отрицательно влияютна семью и способствуют развитию этих болезней как внешние возбудители. Одна из этих сил — тотальное безденежье. Чем беднее семья, тем сильнее боязнь рожать детей. Другая — безработица, скандалы в семье на этой почве. Следующая — тотальная пропаганда разврата в средствах массовой информации. Наконец — приветствуется и внедряется в сознание как ценностная ориентация всякое ограничение рождаемости. Этому способствует расширение бизнесов алкогольного, наркотического, порнографического, фармакологического (за распространением средств контрацепции стоят огромные корпорации). Сильно влияет на разрушение семьи криминальный мир, т. к. в него вовлечено большое количество подростков, юношей и даже детей. Появился и новый фактор. Очень многие тоталитарные секты воюют против семей, потому что пока человек живет в семье, живет проблемами близких людей, его трудно зомбировать. Одной из сил, разрушающих семью, являются современные литература и искусство, вносящие свою лепту в развращение людей.

Что же нам делать? Православным людям не следует впадать в отчаяние. Мы надеемся на Бога. Но если мы ничего не будем делать, то будем согрешать. Поэтому мы должны очень глубоко осознать эту проблему и, для кого это возможно, начать новую жизнь и в воспитательной работе, и в образовании, и в собственной семье…

Многие уже отказались от христианского подвига — православной семьи: потому что православная семья — это величайший подвиг, особенно в наше время; родить и воспитать церковного человека — это сейчас подвиг. И многие так называемые «православные семьи» от этого отказались, но продолжают думать, что они остаются православными людьми. Поверьте, дорогие мои, это глубочайшее заблуждение. Потому что мы в самое сокровенное — в наше человечество трех-ипостасное — внесли отречение от Бога, отречение от своей трех-ипостасности.

Перед нами — людьми, имеющими доступ к детям, — стоит задача, возможно, утопическая и фантастическая: мы должны всеми доступными для нас средствами учить их тому, что есть настоящая семья с точки зрения Господа Бога. Мы должны найти такие слова, которые вдохновили бы их на подвиг семейной жизни. Мы должны им внушить, что сама мысль о том, что ребенок в семье может быть лишним или что он кого-либо объест, отвратительна. Отвратительна также и мысль о том, что собственное благополучие — вещь гораздо более важная, чем рождение дитя, потому что в христианской семье дитя рождается Богу, и оно должно быть Ему посвящено и должно быть воспитано для Церкви. Вот в чем задача христианской семьи. Именно поэтому апостол Павел сказал, что женщина спасается чадородием. Мы, к сожалению, стараемся об этом как бы не думать, что и приводит к таким трагическим явлениям, как вымирание нации.

Дмитрий Иванович Менделеев при обработке данных переписи населения за 1913 г. предсказывал, что к концу века население России будет составлять 450 млн. человек. Где недостающие 300 миллионов? Их нет, их никогда не будет.

Конечно, не каждый россиянин, несмотря на крещение, станет вполне воцерковленным членом Православной Церкви. Но ведь Церковь призвана быть «солью земли»… Вовсе не значит, что соль, которая предохраняет продукты питания от гниения, все превращает в соль. Нет, продукты хотя и осаливаются, все же остаются теми же продуктами: капустой, мясом и т. д. Но соль предохраняет их от гниения… Роль Церкви, которую Господь создал на Своей Крови, — предохранить мир от окончательного гниения. Это гниение начинается с наших семейных отношений.

Подготовлено Н.Гусевой

[1] Сейчас в мире множится множество разнообразных сект, которые нередко объединяются под общим названием второй волны протестантизма. Их удобно именовать неопротестантизмом. Их агрессивностью встревожены православные, католики, лютеране, классические баптисты

[2] Несмелов В.К. О цели образования. — Православный собеседник, 1898, с. 585–612. См. также: Несмелов В.К. О цели образования. — Религиозно-философская библиотека, 1905, с. 27–52

[3] Гладкий А.В. Современная педагогическая мифология. — В кн.: Цели образования и право на образование: Материалы семинаров. М: МИРОС, 1993, с. 6–22

[4] Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Сочинения. Т.1. СПб., с. 49–53

[5] С восторгом и уважением любил рассказывать о приходских школах их воспитанник протоиереи Василии Евдокимов

[6] Протоиерей Николай Дернов. Методическое пособие преподавания Закона Божия. СПб., 1913; Свящ. Евг. Ф.Сосунцов. Методические указания и конспекты уроков по Закону Божню. Полный курс младшего отделения начальной школы, 5-е изд. М., 1915; и др.

[7] Цели образования и право на образование: Материалы семинаров. М.: МИРОС, 1993

[8] Там же, с.96. Об этом же свидетельствуют беседы с нашим выдающимся физиком Б.Ф.Орловым, высланным из СССР

[9] «При Петре и особенно остро при Анне, как писал Амвросий Юшкевич, на благочестие и веру православную наступали, но таким образом, будто они не веру, но непотребное и весьма вредительское христианству суеверие искореняют. Какое множество под таким предлогом людей духовных, а наипаче ученых истребили, монахов порасстригли и перемучили… Не токмо учителей, но и учения, и книги их вязали, ковали, в темницы затворяли, и уж к тому приходило, что в своем православном государстве о вере своей отворять уста было опасно: тотчас беды и гонения надейся». (Цит. по: Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Р.: YMCA-PRESS, 1988). И позже, даже до наших дней, в православной литературе сказывается протестантское и католическое влияние

[10] Протоиерей Владимир Сорокин. Завет Божий: Пособие по изучению Библии. Л.: Изд-во ЛДА, 1991, с.128

[11] Закон и Заповеди Божии: Сборник учебных программ для воскресных школ. М: Изд. отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1992

[12] Священник Сергий Мансуров. Очерки из истории Церкви. — Богословские труды, 1971, № 6–7, 1972

[13] (С.Д.Покоев). Домашняя Церковь: Рукопись в Библиотеке храма святого пророка Илии, что в Обыденском переулке. Москва

[14] Каменский Я.А. О религиозном воспитании. — В кн.: О целях образования. (Религиозно-философская библиотека; Вып. VII). СПб., 1905, с. 53–54. Работы Я.А.Каменского неоднократно издавались на русском языке

[15] Эти вопросы автором подробно рассмотрены в подготавливаемой к печати монографии «Домашняя Церковь», где есть специальная глава «Семья как школа любви»

[16] Епископ Варнава (Беляев (1887–1963) в конце 1922 года уходит в затвор и принимает подвиг юродства. В затворе по благословению старцев ведет огромную духовно-литературную работу. В начале 30-х годов арестован. Лагерными врачами был признан сумасшедшим и освобожден в 1936 году. Оставшиеся годы жизни юродствовал и продолжал заниматься духовно-литературными и духовно-историческими трудами. Его величественный духовный облик остался в памяти многих знавших его лиц

[17] Когда одной из таких женщин автор рассказывал на исповеди о Марии Египетской и о том, что она не могла войти в храм, та замерла с широко раскрытыми глазами и прошептала: «И я тоже не могла». Сейчас она верный член Церкви. Потом пришлось встретиться с еще одним подобным случаем

[18] Волков О.В. Погружение во тьму. М.: Молодая гвардия, 1983. 460 с.

[19] Митрополит Кирилл. Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла к участникам семинара учителей Закона Божнего, — ЖМП, 1992, № 10, с. 17–20; Цветкова И. Семинар преподавателей Закона Божия в Смоленске. — ЖМП, 1992, № 10, с. 16–17; Цветкова И. Научение вере. Беседа о церковноприходском образовании. — ЖМП, 1992, № 1; Конференция по православному образованию. — ЖМП, 1992, № 10, с.20; Т.3. Размышления о воскресной школе. — ЖМП, 1993, № 4, с. 34–39

[20] Митрополит Кирилл. Указ. соч.; Цветкова И. Указ. соч.

[21] Первая попытка типизации воскресных школ была предпринята протоиереем Михаилом Дроновым на Московском семинаре катехизаторов в 1991 году. Несколько изменив, автор взял ее за основу. Полунов А.Н. Церковная школа для народа в конце XIX века. — ЖМП, 1993, № 6, с. 56–59

[22] Закон и Заповеди Божии: Сборник учебных программ для воскресных школ

[23] Священник Борис Ничипоров. Заметки о воскресной школе. — Путь Православия, 1993, № 2, с. 45–51

[24] Закон и Заповеди Божии: Сборник учебных программ для воскресных школ

[25] Там же

[26] Информационный бюллетень Международного Общества духовного просвещения. М., 1993, № 1–2; 1994, № 3-4

[27] О необходимости православным владеть современными культурой и основами научных знаний см.: Протоиерей Глеб Каледа. Введение в православную апологетику. — Путь Православия, 1993, № 2, с. 5–21

[28] Священник М.Смолич. Вероучение в школе. — ЖМП, 1993, с. 39–40

[29] О семинаре «Тоталитарные секты в России»

[30] Это явление скорее можно назвать феноменом подростковой цивилизации, существующей параллельно с миром взрослых и отделенной во всем от участия взрослых. Взрослый мир отчасти имитируется, а отчасти отвергается и ни о каком сотрудничестве со взрослыми как с людьми более опытными в среде «беспризорников» не может быть и речи. Возможный воспитательный выход в этом случае — постепенный перевод отношений в русло «сиротских» усилиями одного из взрослых, желательно воцерковленного и имеющего педагогические способности и опыт

[31] Конечно, в таких школах тоже имеет место некоторая воцерковительная работа. Но пропорция между действием воспитательным и обучательным должна быть совершенно иная. На создание и поддержание воспитующего уклада должно уходить до четырех пятых всего времени и усилий, а только пятая часть — на обучательное действие

[32] Сегодня наблюдаются две категории родителей. Одни сдают детей в школу, как бы говоря: «Ты меня не трогай, а я за это даже заплачу». Другие хотят сотрудничать или постепенно переходят на эти позиции (надеюсь, что вы уже узнали в них тех самых «беспризорников», «сирот» и «сыновей»?)