4. Воспитание детей

Из сказанного в предыдущих главах становится очевидным, что одним из корней любой проблемы общества является отсутствие правильного воспитания детей. На первый взгляд кажется невероятным, что экономика, политика, благосостояние страны могут зависеть от того, как поставлен в обществе, и в первую очередь в семье, процесс воспитания детей. Но это удивляет только на первый взгляд. Если глубоко поразмышлять, то станет очевидным, что плоды процесса воспитания пожинают не только конкретные родители. Их пожинает все общество. Правильно воспитанный и наученный человек всегда полезен обществу. Он не живет только для себя, а стремится поднимать тех, кто находится рядом. Будучи успешен сам, он способствует успеху других.

Отсутствие правильного воспитания приводит к тому, что человек строит свою жизнь так, как сам считает правильным. То, что он где-то видел или от кого-то слышал, не будучи истиной, становится его образцом для подражания. Не секрет, что современное общество строит свою жизнь в соответствии с отрицательной информацией, которой в изобилии его наполняют радио, кино, телевидение, газеты и журналы. Впитывая эту информацию с детства, человек затем сознательно выстраивает по ней свою жизнь, которая в итоге оказывается негативной как лично для него, так и для общества, в котором он живет.

Мы уже говорили о том, что кризис отцовства привел к отсутствию правильного воспитания во многих семьях, что бумерангом возвращается к родителям, на которых это воспитание возложено Богом. Он — истинный Отец и истинный пример для подражания. Его «педагогику и психологию» открывает нам Библия, которая дает возможность заложить истинную основу правильного воспитания. Любая наука, в том числе педагогика и психология, нуждается в реформации, согласно основных библейских принципов. Уровень воспитания в нашем обществе — яркое подтверждение несостоятельности этих наук, которые не могут быть действенными, не основываясь на Слове Божьем. Но я верю, что Бог уже начал процесс реформации во всех сферах жизни нашего общества, и сегодня мы можем увидеть начало христианского воспитания в семьях и в учебных заведениях нашей страны. Многие родители и дети, педагоги и учащиеся приходят к Иисусу Христу, и их взгляды на процесс воспитания меняются.

Важность воспитания детей, подростков и юношей в учебных заведениях трудно переоценить. Однако главная ответственность в процессе воспитания возлагается Богом на родителей, которым Он доверяет жизнь детей. Но могут ли взрослые, не получившие сами достойного воспитания, правильно взращивать свое потомство? Где искать ответы на постоянно возникающие вопросы?

Опасность недооценки правильного воспитания

Давид был великим царем. Но, несмотря на то, что он был человеком по сердцу Бога, одним из самых главных его промахов было то, что он не оценил по достоинству значение правильного воспитания детей. Да, он успешно управлял государством. Однако чем выше положение вы занимаете, чем успешнее вы в работе, чем значительнее вы как личность, тем больше возрастает опасность, что ваши дети будут обделены вашим вниманием. Часто, будучи заняты судьбами других людей, мы уходим от ответственности за судьбы собственных детей. Заботясь о чужих судьбах, мы поручаем воспитание своих потомков другим людям, мы отдаем их на воспитание «в чужие руки». В последнее время хорошо обеспеченные родители поручают воспитание детей высокооплачиваемым няням и гувернанткам. Таким родителям просто не хватает времени на воспитание собственных детей, на общение с ними. Результаты этого обычно плачевны — дети выходят из-под контроля, они перестают подчиняться родителям и уважать их и вскоре пополняют «армию Иеффайев».

Давид, будучи занятым делами народа, не мог посвятить достаточно времени воспитанию детей, и это привело к трагическим последствиям.

Адония, сын Аггифы, возгордившись, говорил: я буду царем. И завел себе колесницы и всадников и пятьдесят человек скороходов.

Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь? Он же был очень красив, и родился ему после Авессалома.

3-я Царств 1:5,6

Конечно, Давид любил своих детей, в том числе и Адонию. Библия отмечает, что этот ребенок был очень красив. Но несмотря на то, что царь Давид знал, как воспитывать великих воинов, он не знал, что делать с собственными детьми. Он любил их настолько, что недооценил важность правильного воспитания своих детей. Человеческой любви оказалось недостаточно. Она, наоборот, привела к тому, что сын Давида захотел стать царем еще при жизни отца, который находился у власти.

Адония является прообразом детей, которые говорят: «Я сам знаю, как мне жить», и потому не дают жить родителям, которые подарили им эту жизнь. Недооценка правильного воспитания всегда приносит горе и слезы в жизнь родителей. Не допустите подобной ошибки! Как только ваш ребенок заявит о том, что он знает, как ему жить, ваша спокойная жизнь закончена. Это свидетельство того, что раньше вам некогда было позаботиться о воспитании ребенка.

Поступок Адонии говорит о том, что у него не было воспитано почитание к отцу, отсутствовало элементарное уважение к нему. Адония не собирался советоваться с ним о своей дальнейшей жизни. Он сам уже все решил — решил свергнуть с престола родного отца, который дал ему жизнь. Это последствие неправильного воспитания.

Но, может быть, Адония был исключением в семье Давида? К сожалению, неправильное воспитание сказалось и на судьбе его старшего брата Авессалома. Вот что говорит о нем Библия:

По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я, и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне.

Ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу.

2-я Царств 15:7,8

Авессалом солгал Давиду. Не жертву пошел он принести Господу. Его намерение было совсем иным.

И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.

И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы, сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: «Авессалом воцарился в Хевроне».

С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело.

Во время жертвоприношения, Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома.

2-я Царств 15:9—12

Отец оказался наивным. Родной сын готовил заговор против него. Авессалом послал своих людей по всей стране, чтобы распространить ложь о царе. Он хотел очернить Давида в глазах народа, чтобы возвыситься самому и занять царский престол. Вдобавок Авессалом вступил в сексуальную связь с наложницами отца. Большей трагедии и большего проклятия нельзя и придумать.

Неправильное воспитание неумолимо разрушает Жизнь и детей, и родителей. В результате неправильного воспитания детьми будет уничтожено все то, чего добились родители. Дети, ставшие не благословением, а проклятием, пустят по ветру все, что с таким трудом заработали, приобрели и накопили родители. Это огромная трагедия, которую и сегодня мы можем наблюдать в жизни многих людей. Дети, которые были лишены правильного воспитания, бесчестят себя, родителей и своих близких. Ничто из достигнутого родителями, не сможет принести покоя’ и счастья, если дети не научены в учении Господнем. Жизнь царя Давида яркий тому пример.

И сказал Амнон Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих. И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату.

И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя.

Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия.

И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе.

Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею.

Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди.

И Фамарь сказала ему: нет, прогнать меня — это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее.

И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон, и запри дверь за нею.

2-я Царств 13:10-17

Амнон — один из сыновей Давида от другой матери. Фамарь была близкой родственницей Амнона, родной сестрой Авессалома — еще одного сына Давида. Дух блуда руководил поступками Амнона, который не был правильно воспитан Давидом. Сегодня дух блуда царствует среди наших детей, лишенных истинного Божьего воспитания. Как и среди детей, растущих в семьях, так и в среде беспризорных детей расцветает проституция и сексуальное насилие. Но, как видно из приведенного места Писания, явление это не ново — оно поражало жизнь человеческого общества и много лет назад. Думаю, что, прочитав мою книгу «Сексуальная свобода», вы поймете, почему в наше время сексуальные пороки общества настолько увеличились. Причина их возникновения опять сводится к отсутствию воспитания детей в учении Господнем.

Вот почему в нашей церкви очень большое внимание уделяется воспитанию правильных взаимоотношений между юношами и девушками. Ведь результат добрачной сексуальной связи хорошо виден из вышеприведенного места Писания. Сразу после того как Амнон овладел Фамарью, он возненавидел ее. Последствия этой истории ужасны: изломанная судьба Фамари, ненависть между братьями и в итоге — смерть каждого из них. Такой печальный урожай приносит посев неправильного воспитания.

Стремление к власти, нездоровое честолюбие и превозношение детей Давида привело к тому, что они не брезговали никакими методами, чтобы достигнуть своей Цели. Они готовы были опорочить собственного отца, чтобы занять его место. Они проявили лицемерие и коварство, соблазнив даже воинов Давида. Божий человек Давид не сумел воспитать сыновей в учении Господнем и потому пожинал горькие плоды. Думаю, вам не хотелось бы оказаться на месте Давида как отца…

Прочитав все изложенное выше, резонно спросить, где же взять полный учебник по воспитанию детей, который раскрывал бы и объяснял методы правильного

воспитания, ведь уже существующее множество теорий, исследований и пособий так и не привело к положительным результатам. Неуклонный рост беспризорности является ярким тому доказательством. Духовная деградация общества и его экономическая нестабильность также свидетельствуют о несостоятельности человеческого понимания процесса воспитания.

Возможно, я разочарую вас, а возможно — обрадую: нам незачем «изобретать велосипед». Создав человеческий род, создав институт семьи, Бог предусмотрел и «инструкции» по воспитанию.

Заранее предвидя все наши проблемы, Бог даровал нам «учебник» для воспитания детей — Священное Писание.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

2-е Тимофею 3:16,17

На страницах Библии мы можем увидеть множество неоценимых Божьих советов. Как строгий Учитель, Бог не только учит родителей и детей, но и ожидает их ответственности относительно применения полученных знаний на деле. Родители несут ответственность за воспитание своего ребенка не только перед ним, не только перед самими собой, но прежде всего перед Богом. Поэтому до принятия решения о том, заводить ли детей, супруги должны быть уверены в том, что они готовы воспитывать их. Некоторые люди готовы обзавестись детьми, но не собираются брать ответственность за их воспитание. Мы, христиане, не должны уподобляться им. Воспитание — это ежедневный процесс длиной в жизнь. Это процесс наставления и научения. Когда и как начинать воспитание ребенка? Что говорит об этом Бог?

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет.

Притчи 22:6

Обычно, родителей волнует два основных вопроса:

• с какого возраста начинать воспитывать ребенка?

• как его воспитывать?

Ошибка многих родителей заключается в том, что они начинают воспитание детей, когда те достигают определенного возраста. Некоторые считают, что воспитание можно начинать тогда, когда ребенок научится говорить. Некоторые утверждают, что воспитание будет более эффективным, если его начать со школьного возраста.

Есть и такие, которые начинают процесс воспитания только тогда, когда их любимое чадо совершило бесчисленное множество ошибок. Таких воспитателей» Божье Слово, безусловно, огорчит, так как Бог требует начинать воспитание ребенка «в начале пути», то есть в самом начале его жизни.

В оригинале Библии нет слова «юноша», там написано «ребенок». Английский перевод Библии дает такую трактовку: «Наставь ребенка». Русский перевод в Этом случае не очень точный, так как само слово «юноша» говорит о том, что ребенок уже вырос, поэтому не может быть речи о «начале пути». Поэтому я думаю, вы согласитесь со мной, что в этом месте Писания имелось в виду слово «ребенок».

С первых дней существования ребенка в этом мире родители должны начать его воспитание. Кто-то может мне возразить, что такая кроха вряд ли что- то понимает из нашей речи, которая ей незнакома. Ребенок еще даже не понимает языка, на котором мы говорим. Но осмелюсь утверждать, что существует язык, понятный всем, независимо от возраста, пола и национальности. Это Божий язык любви. Он, действительно, понятен всем. Забота о ребенке, нежные и ласковые прикосновения и поцелуи, слова любви дают ему уверенность в том, что его любят и ценят, его принимают, его существованию радуются.

Это основание любви, источник которой всегда находится в Боге, необходимо заложить в ребенке с самого начала его существования. Для Бога нет ничего выше любви — и это главное, что мы должны передать своим детям. При этом очень важно помнить, что речь идет о Божьей любви, которой должны быть переполнены сердца родителей.

Большинство людей основывают воспитание на эгоистичной человеческой любви, и потому их воспитание неэффективно. Как уже упоминалось, этой важной теме — теме познания Божьей любви — посвящена моя книга «Царство любви». Думаю, что без глубокого разумения истин, изложенных в этой книге, родители вряд ли смогут воспитывать своих детей по Божьему замыслу. Вся Библия пронизана темой любви, ведь Бог есть любовь. Его Слово — это слово любви.

Дальнейший процесс воспитания необходимо строить по Божьему Слову, наполняя им своих детей. Попытка родителей правильно воспитать детей без Бога и Его наставлений заранее обречена на провал. Библия говорит:

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Ефесянам 6:4

Как видно из приведенного места Писания правильным воспитание может быть только в том случае, если оно базируется на Божьем учении — Его Слове. Жизнь родителей также должна строиться на принципах Слова Божьего.