9. О разводе

Бич нашего времени

Разводы — это бич нашего времени. Что может ждать нацию, в которой распадается более половины семейных союзов? Еще в 70-х годах XX столетия разводилась только каждая пятая семья, сегодня — каждая вторая. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы составить вероятный прогноз динамики бракоразводных процессов. К тому же наши гражданские институты не только не усложнили процедуру развода в ответ на увеличение их числа, а наоборот, значительно облегчили. В наши дни наблюдается тенденция разрешать развод, даже не устанавливая виновную сторону, а также законодательно расширяется перечень причин, являющихся основанием для развода.

Эти действия, без сомнения, ускорят рост числа разводов. «Почему бы не выйти замуж или не жениться, если захотелось? Не понравится — всегда можно развестись», — подобные мысли становятся нормой для молодых людей и формируют их безответственное отношение к семье и браку.

Христиане — такие же люди, поэтому и христианская семья может оказаться на грани распада. При появлении этой угрозы человеку следует поступать так, как учит Христос, что станет испытанием смирения перед властью Иисуса. В данном случае господство Христа перестает быть чем-то абстрактным и приобретает практический смысл.

ХРИСТОС ГОСПОДСТВУЕТ В ЖИЗНИ ТОГО ЧЕЛОВЕКА,

КОТОРЫЙ В СЛОЖНОЙ СИТУАЦИИ ПОСТУПАЕТ, КАК

ХРИСТОС

Перечитайте Евангелие от Матфея 19:3-10 и вы увидите, что Иисус достаточно ясно высказался обо всем, что касается брака и развода. Фарисеи пытались уличить Иисуса в богословской ошибке, чтобы дискредитировать Его учение.

Развод в библейские времена

Дело в том, что в то время было два направления раввинских школ — школа Шаммая и школа Гиллера. Сторонники Гиллера придерживались либеральных взглядов, а сторонники Шаммая — консервативных. Между ними существовали разногласия в толковании стиха:

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24:1).

В основном споры велись по поводу слов «что-нибудь противное». Что понимать под этими словами? Приверженцы Шаммая вкладывали в них очень ограниченный смысл. Считали, что здесь подразумевается такой греховный поступок, как супружеская измена. Приверженцы Гиллера вкладывали в слова «что-нибудь противное» общий и менее строгий смысл, признавая поводом для развода практически любую причину.

Гиллер разрешал разводиться с женой, если у нее пригорела еда или она разбила любимую тарелку мужа. Раввин Акива считал развод возможным, если муж встретил более привлекательную женщину. Совершенно очевидно, что большей популярностью у еврейского народа пользовались взгляды Гиллера, именно из-за их либеральной направленности еврейский историк Иосиф Флавий отмечал, что в те времена разводиться можно было по любому поводу.

Добейся они, чтобы Иисус поддержал одну из двух рав-винистических традиций, резко различающихся между собой в вопросах развода, им не составило бы особого труда отдалить Его, по крайней мере, от одной из противоборствующих группировок. Сумей фарисеи уличить Иисуса в несогласии с Моисеем, у них появилась бы возможность обвинить Его в нарушении закона Божьего. Не следует забывать о том, что все эти дебаты происходили на территории, подчиненной тетрарху Ироду I Великому, тому самому, который приказал сначала заточить, а потом убить Иоанна Крестителя лишь за одни его слова:

«Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Марка 6:18).

Смысл устроенной фарисеями проверки станет нам ясен, если мы вдумаемся в сам поставленный перед Иисусом вопрос: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?» (Мф. 19:3). Именно эта фраза вызывала наибольшие споры между представителями двух ведущих раввинских школ. Если Иисус встанет на сторону Шаммая, то окажется врагом Гиллера, вызовет огонь его сторонников и навлечет на Себя гнев Ирода. Как же Иисус ответил? Он напомнил о том, каким был задуман институт брака при сотворении мира и закончил ответ словами: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Иисус предварил Свой ответ вопросом: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчиной и женщиной сотворил их?» (Мф. 19:4). Вряд ли сказанное могло польстить фарисеям. Вы только представьте: Иисус спрашивал учителей, читали ли они начало книги, по которой учат других! В Его словах звучал не только упрек, Он вынудил фарисеев взглянуть на этот вопрос с библейской точки зрения. Они же вырывали закон Моисея из общей структуры изначального Божьего замысла об институте брака! В сущности, Иисус сказал следующее: «Если в законе Моисея есть некоторая неопределенность, то руководствуйтесь словами, сказанными Богом при сотворении мира».

Тогда фарисеи больше не стали ходить вокруг да около, а задали Иисусу вопрос конкретно, по закону Моисея:

«Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?» (Мф. 19:7). Смысл вопроса очевиден. Если Бог не замышлял развода, то почему Он уполномочил Моисея «давать разводное письмо»?

Иисус ответил прямо: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф.19:8).

Иисус против развода

Обратите внимание на употребленные слова: фарисеи говорили, что Моисей заповедал давать развод, а Иисус сказал, что Моисей позволил разводиться. Смысл слова «заповедал» вполне очевиден: установил обязательным для исполнения. У слова же «позволил» отсутствует значение долженствования, оно оставляет выбор за вами. Иисус истолковывает Моисеев закон как вынужденное разрешение на развод, вызванное жестокосердием людей. Это акт снисхождения, учитывающий влияние греха на законный брак, но Он повторяет, что при сотворении мира ни о каком разводе не было и речи.

ПРИ СОТВОРЕНИИ МИРА, НИ О КАКОМ РАЗВОДЕ НЕ БЫЛО И РЕЧИ

И, наконец, Иисус выносит Свой вердикт:

«Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…» (Мф. 19:9).

Теперь неопределенность понятия «что-нибудь противное» исчезает. Основанием для развода Иисус признает только безнравственное поведение. В данном случае под безнравственным поведением понимается лишь супружеская измена или блуд, как переводится греческое слово «ротеіа». Таким образом, Христос однозначно отвергает либеральный взгляд на развод, пропагандируемый сподвижниками Гиллера.

На основании этого мы приходим к выводу: Иисус негативно относится к разводу. Он допускал его (как вынужденную меру) лишь в случае блуда.

ИИСУС ОТРИЦАТЕЛЬНО ОТНОСИТСЯ К РАЗВОДУ

Но даже при наличии соответствующих оснований лучше придерживаться изначального замысла в отношении института брака. То, что позиция Иисуса по этому вопросу была «непреклонной» явствует из слов Его учеников:

«Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10).

Обратите внимание, эти слова принадлежат не потрясенным фарисеям, а ученикам Христа. Вряд ли они отреагировали бы таким образом, выскажи Иисус либеральные суждения о разводе. Дополнительные разъяснения на эту тему даны апостолом Павлом в Первом послании к коринфянам 7:10-13,15. В этих стихах Павел дает инструкцию для смешанных браков.

13. В здоровье и в болезни… В радости и в горе…

Заметьте, Павел не поддерживает брак верующего с неверующим, но говорит, как следует вести себя, если таковой брак уже имеет место. А как быть, когда в брак вступают два неверующих человека, затем один из них принимает спасение, а другой хочет расстаться с ним? Павел дает четкие инструкции, касающиеся, по крайней мере, нескольких аспектов. Верующий не должен становиться инициатором развода или ухода от неверующего. Однако христианин свободен, если первым уходит неверующий. Тут нужно уяснить, что означает «уйти»? Одни считают, что после ухода неверующего, верующий не обязан искать примирения, а волен сохранять положение свободного, но не разведенного человека (пока неверующий не вступит в новые отношения). Другим же кажется, что Павел выводит основание (которым является уход неверующего) не только для законного расставания, но и для официального развода. Таким образом, у верующего человека есть два повода для развода: во-первых, супружеская измена, во-вторых, уход неверующего супруга.

Не вникая в мельчайшие подробности того, что Павел подразумевает под словом «оставлять», давайте сформулируем хотя бы некоторые предварительные выводы из изложенного:

— да, есть две причины, которые Писание признает основанием для развода;

— да, христианину разрешается становиться инициатором разводного процесса в случае супружеской измены;

— да, христианин свободен в своем решении расстаться с неверующим супругом, если тот первым оставит семью.

Но! Всегда помните о том, что изначальный замысел и задача брака — постоянство: «Доколе смерть не разлучит вас».

ВСЕГДА ПОМНИТЕ О ТОМ,

ЧТО ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

И ЗАДАЧА БРАКА — ПОСТОЯНСТВО

Если данные выводы верны, что они значат для современного общества? В первую очередь, то, что на свете развелось слишком много «гиллеров». Кроме того:

— гражданские суды нарушают заповеди Божьи, удовлетворяя иски о незаконных разводах;

— во многих случаях наделенная духовной властью церковь разрешает развод на основаниях, напрямую противоречащих учению Христа;

— священнослужители и душепопечители по всему миру рекомендуют развод, в то время, как Христос запрещает его;

— имеет место не только посягательство на святость брака, причем как со стороны государства, так и со стороны церкви, но и вопиющее непослушание Христу в обеих сферах, где Он является царем. И название такому непослушанию — предательство.

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8).

Вопросы к теме:

1. Как относится к разводу Иисус?

2. Можно ли верующему разводиться с неверующим супругом?