1. Штука под названием любовь

Один поэт некогда сказал: «Любить — значит жить, а жить значит любить». Это, возможно, и так, но что означают эти слова? Поэт не дал определения своим словам. Что же это за штука под названием любовь?

Пожалуй, никакому другому аспекту человеческой жизни не было посвящено столько размышлений, дискуссий, дебатов, рассуждений и мечтаний, как природе истинной любви. Любовь присутствует везде: в наших песнях и книгах, в телепрограммах и на экранах кинотеатров. Тема любви не сходит с наших уст, не покидает наших мыслей и разговоров.

И все же, несмотря на все наши размышления и разговоры, дискуссии и дебаты, многие ли из нас по-настоящему понимают сущность любви? Знаем ли мы на самом деле, что такое истинная любовь? Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист XVII века, весьма проницательно подметил: «Настоящая любовь подобна привидениям, о которых все говорят, но мало кто видел».

Куда мы можем обратиться для получения подлинных знаний в вопросах истинной любви? Мир предлагает много различных концепций любви, но насколько им можно доверять? Западная массовая культура склонна приравнивать любовь к теплым чувствам, физической притягательности и половой активности. Этот взгляд на любовь каждый день вбивается нам в головы с помощью книг и журналов, которые мы читаем, песен, которые мы слушаем, фильмов и телепрограмм, которые мы смотрим. Эпидемия разрушенных взаимоотношений, неудачных браков и распавшихся семей, характеризующая наше сегодняшнее общество, говорит нам о том, что в нашем взгляде на любовь есть что-то весьма ошибочное.

Лучший способ чему-либо научиться — это обратиться к специалисту. Если нам необходимо улучшить свои навыки игры в гольф, мы обращаемся к профессионалу в области гольфа; если есть желание научиться играть на фортепиано, мы берем уроки у квалифицированного репетитора. А кто является экспертом в области любви? Никто не понимает сущность любви лучше, чем Бог. Он не только создал любовь и утвердил ее в качестве краеугольного камня основания человеческой жизни, но, согласно Библии, Бог есть любовь (см.: 1-е Иоанна 4:8,16). Любовь определяет саму природу Бога.

Любовь определяет саму природу Бога.

Что же Бог говорит о любви? Вопреки распространенному предположению многих людей в мире, любовь в Библии предстает, главным образом, не как эмоции, но как отношение сердца. Эмоции не подчиняются приказам: невозможно приказать человеку испытывать определенные чувства по отношению к другому человеку или вещи. Однако повсюду в Библии Господь повелевает Своему народу любить. Библейская любовь — это заповедь. Посмотрите на эти примеры:

Если нам заповедано любить, как нам следует исполнять эту заповедь? Что значит любить Бога? Что значит любить другого человека? Это очень важные вопросы, которые проникают в самую суть значимых взаимоотношений. Сегодня очень многие взаимоотношения терпят крах из-за неадекватного понимания любви и представления о ней.

Любовь — это, главным образом, не эмоции, но отношение сердца.

Отчасти эта проблема (по крайней мере, в англоговорящем мире) вызвана ограничениями нашего языка. В английском языке есть только одно основное слово для обозначения любви, и поэтому мы используем его, чтобы описать свои чувства или отношение ко множеству вещей. Мы говорим: «Я люблю торты» или: «Я люблю мою собаку», но также мы говорим: «Я люблю моих детей», «Я люблю мою жену» или: «Я люблю моего мужа». Мы «любим» ходить на пляж, в парк или куда-нибудь еще. Во всех этих случаях одно и то же слово «люблю» используется для описания чувств и отношений, весьма отличающихся друг от друга. Надеюсь, наша «любовь» к тортам не стоит на одном уровне с нашей любовью к собственным детям или супругу(е)!

Многие другие языки не настолько, как английский, ограничены в словах для описания любви. В особенности это касается древнееврейского и греческого — языков оригинала Библии. Древние греки пользовались для обозначения любви четырьмя различными словами — «филео», «сторге», «эрос» и «агапе», при этом каждое слово обозначало отдельный тип или особую степень любви. В Новом Завете встречаются только два слова — «филео» и «агапе», однако исследование всех «типов” любви поможет нам лучше понять, чем является настоящая любовь и чем она не является.

«Филео» — дружеская любовь

Слово «филео»происходит от слова «филос», означающего «друг», и является самым общим термином для описания любви в греческом языке. Оно обозначает любовь, которую человек испытывает к другу или к знакомому. «Филео» — это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы хорошо знакомы.

Из-за своей обычной, обыденной природы «филео» — это не та любовь, которая вам нужна, чтобы вступить в брак. Брак требует более глубокой, более серьезной любви, чем может дать «филео». Если супруги испытывают друг ко другу только такие чувства, какие они питают к своим обычным друзьям, в этом браке обязательно будут проблемы.

Любовь «филео» знакома нам всем, потому что мы по своей природе общественные существа. Нам свойственно тянуться к другим людям, которые разделяют наши интересы и с которыми мы находим общность духа. Истинная дружба придает жизни вкус. Друг — это тот, с кем мы можем поделиться своими самыми сокровенными мыслями, кому мы можем полностью открыть свою душу (даже больше и чаше, чем членам семьи). Все мы нуждаемся в пище, которую дают осмысленные взаимоотношения с несколькими действительно хорошими друзьями. Именно такие взаимоотношения описываются словом «филео».

Истинная дружба придает жизни вкус.

Однако какой бы позитивной и полезной для нашей жизни ни была эта дружеская любовь, «филео» не является высшей и наиболее глубокой формой любви. Фактически «филео» часто вырабатывает определенные характеристики, которые могут вызвать проблемы во взаимоотношениях, если мы не будем осторожны. Одной из таких характеристик есть чувство долга. Поскольку любовь «филео» очень часто основывается на взаимных сходствах и симпатии, она запросто может превратиться во взаимоотношения типа «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит Он кукушку», когда нам кажется, что наши отношения делают нас должниками друг друга.

Другая распространенная характеристика любви «филео» — ее склонность сосредоточиваться на качествах характера личности и ее физической привлекательности. Такой взгляд естествен и не несет ничего плохого, если только мы не принимаем «филео«за «настоящую любовь». Личностные черты и физические данные со временем меняются, а поэтому сами по себе не являются надежными факторами, на которых следует основывать постоянные, долговременные взаимоотношения.

Этот акцент любви «филео» на личности и физической привлекательности часто приводит ко взаимоотношениям, основанным на взаимной совместимости. Одна из причин зарождения дружбы заключается в том, что обе стороны чувствуют, что в той или иной мере «подходят» друг другу. Это вполне приемлемо для обычной дружбы, но многие люди рассматривают «совместимость» как один из критериев выбора потенциального супруга. Основная проблема такого взгляда кроется в том, что при долговременных взаимоотношениях у двух людей, которые «подходят» друг другу или весьма похожи друг на друга, может возникнуть чувство соперничества, что приведет к неудовлетворенности. По моему опыту, наиболее успешно взаимоотношения складываются обычно у тех пар, где супруги либо прямо противоположны друг другу, либо, по крайней мере, очень сильно отличаются друг от друга. Благодаря своим различиям они уравновешивают и дополняют друг друга. Во взаимоотношениях дело обстоит так же, как с магнитами: противоположности притягиваются.

В силу таких характеристик, любовь «филео«обычно становится «любовью с условиями»: взаимоотношения длятся до тех пор, пока существуют определенные условия. Если условия меняются, меняются и взаимоотношения. Условия во взаимоотношениях порождают ожидания, а ожидания неизбежно оборачиваются разочарованием. Именно поэтому любви с условиями недостаточно для того, чтобы построить такие долговременные отношения, как брак. Супругам, без сомнения, необходимо быть друг для друга самыми лучшими друзьями (между ними должна быть любовь «филео«с ее теплыми чувствами), но одного этого недостаточно, чтобы сохранить их взаимоотношения на долгие годы.

«Сторге»семейная любовь

Любовь «сторге«тесно связана с «филео», но подразумевает более близкую любовь семейных взаимоотношений. Именно в таком смысле использовали это слово греки. «Сторге«описывает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям. Любовь «сторге» также охватывает ласковые близкие чувства, которые обычно существуют между родными братьями и сестрами, а также между другими родственниками: бабушками, дедушками, двоюродными братьями и сестрами, тетями, дядями, племянниками и племянницами.

Любовь «сторге» подразумевает более близкие отношения, чем «филео», потому что«сторге» имеет отношение к семье, а семья подразумевает постоянство. Именно в этом и заключается главная опасность такой любви. Из-за существующих в семье традиций мы полагаем, что любим своих родителей, братьев и сестер и что они любят нас. Мы принимаем эту любовь как нечто само собой разумеющееся: в конце концов, ведь мы все — одна семья, не так ли? Хотя в большинстве случаев эта любовь бывает искренней, подобное предположение все равно остается опасным. Проблема заключается в том, что принадлежность к одной семье еще не гарантирует наличия существующих взаимоотношений. Наличие кровных уз не приводит к дружбе автоматически.

Посмотрите на свои собственные взаимоотношения с людьми как в семье, так и за ее пределами. Кто вам ближе всего? С кем вы делитесь своими самыми сокровенными, тайными мыслями и чувствами? Кто лучше всех знает вас такими, каковы вы на самом деле — родственник или друг? Если быть честными, то большинство из нас признается, что мы более откровенны с друзьями, чем с членами своей собственной семьи.

Когда речь заходит о родителях или братьях и сестрах, мы предполагаем наличие взаимоотношений любви, поскольку мы — одна семья. Если бы вас кто-то спросил: «Вы любите своих родителей?», вы бы, наверное, не задумываясь, ответили: «Конечно, люблю». Если бы за этим последовал вопрос: «А почему?», вы, возможно, ответили бы: «Ну… потому что это мои родители». В этом-то все и дело. Несмотря на то, что наша любовь к родителям, родным братьям и сестрам реальна, все равно присутствует некое ощущение того, что мы любим их из чувства долга. Каждый раз, когда у нас возникает чувство нелюбви по отношению к кому-нибудь из членов нашей семьи, вместе с ним обычно возникает и чувство вины. Мы не чувствуем любви, однако в то же время чувствуем, что должны любить.

Таким образом, с этой точки зрения любовь «сторге»похожа на любовь «филео» в том, что она легко может вызвать чувство зависимости: мы любим не потому, что нам так хочется, а потому, что мы должны любить. Обязательства порождают давление, давление порождает стресс, а постоянный стресс опасен для любых взаимоотношений. Участвуя в подобных взаимоотношениях с определенными условиями, мы будем испытывать чувство вины каждый раз, когда не сможем выполнить своих обязательств, и будем гневаться, ожесточаться и обижаться каждый раз, когда члены нашей семьи не будут выполнять своих обязательств по отношению к нам. Снова, как и в случае с «филео», мы имеем дело с ожиданиями и условиями.

Семейная любовь«сторге» не ограничивается только кровными родственниками. Довольно часто христиане (те, кто верят в Иисуса как в Спасителя и Господа, следуя за Ним) называют себя членами «семьи Божьей» и относятся друг ко другу как к братьям и сестрам в Господе. Такой взгляд полностью соответствует учению Божьего Слова. В Послании к Галатам 6:10 апостол Павел говорит о «своих по вере» (в англ. тексте: «семье верующих». — Прим. пер.). В Послании к Евреям 2:11 сказано, что все освящаемые Иисусом являются Его братьями и членами Его семьи. В 1-м Послании Петра 4:17 он называет верующих «домом Божиим» (в англ. тексте: «семьей Божией». — Прим. пер.).

Из-за этого чувства семьи общины верующих сталкиваются с такими же искушениями, как и «кровные» семьи: «традиционными» взаимоотношениями, мышлением «ты мне должен», фамильярностью, в силу которой некоторые считают внимание к себе со стороны других людей само собой разумеющимся. В свете всего этого верующим было бы полезно думать друг о друге не только как о членах одной семьи, но также как о друзьях. Это откроет путь к дальнейшей близости и более глубоким взаимоотношениям.

Несмотря на риск укоренения мышления, мотивированного чувством долга, любовь «сторге» тем не менее является важным и полезным фактором в жизни людей как в «кровных» семьях, так и в семье верующих. Семейная любовь, в свою очередь, является фундаментом мира и стабильности всякого общества. Семья — основная ячейка общества, и если институт семьи потерпит крах, все общество вскоре ждет то же самое.

Семейная любовь является фундаментом мира и стабильности всякого общества.

«Эрос» – половая любовь

Называть «эрос«половой любовью на самом деле будет не совсем правильно, поскольку, если говорить точно, половые сношения не имеют ничего общего с настоящей любовью. Половые сношения могут иметь место и без любви, что и происходит постоянно. Любовь же может существовать и без половых отношений — эти две вещи не зависят друг от друга. В рамках священного и моногамного брака, утвержденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви. Именно в этом вопросе современный мир принял совершенно противоположную точку зрения.

Древние греки наслаждались красотой человеческого тела и его сексуальностью и в некотором смысле даже поклонялись ей. Слово «эрос»у них означало половую активность во всех ее формах, которую они считали одним из видов любви. Эросом также звали греческого бога любви. Поклонение Эросу, в частности, включало в себя ритуальные половые акты и проституцию.

Этот «бог», Эрос, и сегодня продолжает царствовать практически во всех сферах общества. Миллионы людей ежедневно поклоняются у алтаря Эроса, называя это «любовью».

В рамках священного и моногамного брака, утвержденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви.

В своем самом полном и наиболее буквальном смысле понятие «эрос» включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади. «Эрос» можно описать словом «похоть». Будучи совершенно эгоистичным по своей сути, «эрос» стремится удовлетворить свою похоть за счет других людей.

В отличие от истинной любви, «эрос«полностью сосредоточен на чувственности. Он сосредоточивается на физической стимуляции пяти органов чувств — зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания — и на желаниях, возбуждаемых этими чувствами. Будучи физическим по своей природе, «эрос» управляется химическими реакциями и взаимодействиями в теле и поэтому полностью подчиняется плоти. «Эрос» стремится удовлетворить каждое желание плоти. Эротическая любовь — это эмоциональная любовь, питаемая лишь чувствами: она появляется или исчезает вместе с этими чувствами. Истинная любовь, напротив, не мотивируется и не контролируется эмоциями.

Человек, движимый одним только «эросом», рассматривает своего потенциального партнера всего лишь как объект вожделения, которым необходимо овладеть. В самом деле, прискорбно, что наше современное общество так часто поощряет представление о людях противоположного пола как об «объектах охоты», а затем называет это «любовью». Взаимоотношения, построенные на «эросе», существуют до тех пор, пока существуют физическая привлекательность и желание, изначально привлекшие людей друг ко другу.

Будучи эгоистичным, «эрос» безразличен к чувствам и желаниям другого человека. Его интересует только личное удовлетворение, которое он может получить от этого человека. «Эрос» ничего не знает о таких вещах, как человеческое достоинство или уважение, — да его это и не волнует. «Эрос»—это желание, вышедшее из-под контроля, это неудержимая страсть в духе современной философии, которая гласит: «Если это приятно — делай это!».

«Агапе» – божественная любовь

Во многих аспектах «агапе» — четвертый, высший вид любви — стоит особняком. В силу своей уникальной природы эта любовь нуждается в особом слове, чтобы описать ее. Обычных слов, применяемых для описания любви «филео», «сторге», «эрос», оказывается недостаточно, чтобы выразить всю глубину смысла, заложенного в этой высшей степени любви. Поэтому по вдохновению Святого Духа авторы Нового Завета для восполнения этой нужды создали новое слово — «агапе». Вне Нового Завета слово «агапе» встречается в древнегреческих текстах только один раз: в отрывке, где описывается любовь родителей к своему единственному ребенку. В сущности, «агапе» является уникальным библейским словом для обозначения уникального библейского понятия, что совпадает с его уникальной духовной природой.

Слово «агапе» обозначает божественную любовь — любовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, которую Его народ воздает Ему. Это также такая любовь, которую люди Божьи должны проявлять по отношению друг ко другу. В отличие от «филео» и «сторге». любовь «агапе» не влечет за собой никаких обязательств, не рождает никаких ожиданий и не выдвигает никаких условий. «Агапе» — это безусловная любовь. В отличие от «эроса», который является высшей степенью эгоизма, «агапе» действует прежде всего на благо других людей. «Агапе»не служит себе, но, напротив, жертвует собой. Это жертвенная любовь, изливающаяся ради блага другого человека.

В отличие от«эроса», который является высшей степенью эгоизма, «агапе» « действует прежде всего на благо других людей.

Величайший призер проявления любви «агапе» был явлен тогда, когда Иисус Христос, безгрешный Божий Сын, отдал Свою жизнь на кресте за грешников (в число которых входим все мы), чтобы они могли стать детьми Божьими. Эта истина выражена в одном из самых известных стихов Библии: «Ибо так возлюбил {агапе) Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

Бог, и никто иной, является источником любви «агапе». Без Него эту любовь познать невозможно. Он явил ее через Иисуса Христа и свободно дарит ее всем, кто станут Его детьми по вере — всем, кто уверуют в Иисуса Христа как Спасителя и Господа, — и затем будут передавать эту любовь другим. Бог любит всех людей мира божественной любовью «агапе», но только те, кто принадлежат к сообществу верующих, знают эту любовь на личном опыте. Для мира в целом любовь «агапе» неизвестна.

Одну из лучших иллюстраций проявления любви «агапе» между Богом и Его народом мы встречаем в Новом Завете, в 1-м Послании Иоанна:

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его… Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга… Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти… Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

Эти стихи помогают нам понять несколько важных истин, имеющих отношение к любви «агапе». Во-первых, природа «агапе»не физическая и не химическая, это не эмоции и не философия. «Агапе» — это Личность. В 1-м Послании Иоанна 4:8 сказано: «Бог есть любовь». Когда мы познаем «агапе», мы познаем Того, Кто воплощает ее. Будучи Сыном Бога, Который есть любовь, Иисус Христос был «агапе» во плоти.

Во-вторых, «агапе» — это единство. Все те, кто познал «агапе», едины с Богом и друг с другом в сердце и духе. Буквально говоря, «агапе»означает, что Бог стал одним целым с нами. Во Христе Он облекся в нашу низкую сущность и стал подобным нам, чтобы сделать нас подобными Ему.

Буквально говоря, «агапе» означает, что Бог стал одним целым с нами.

В-третьих, «агапе» думает о других, а не о себе. «Агапе» всегда прежде всего ищет блага других людей, постоянно ищет возможности давать. Истинная любовь не будет совершенной, если не будет отдавать себя.

В-четвертых, «агапе» сама делает первый шаг. «Агапе” берет на себя ответственность. Она не ждет, пока кто-то сделает первый шаг. В Послании к Римлянам 5:8 сказано: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Любовь «агапе»проактивна. Она действует независимо от того, реагирует ли кто-то на ее действия, воздает ли ей тем лее самым. Иисус сказал: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Луки 6:31). Именно так и поступает «агапе». «Агапе»проявляет инициативу.

Наконец, «агапе» — это выбор. Она основывается не на эмоциях, но на обдуманном решении. Библия четко говорит, что Бог любит нас, но нигде не объясняет, почему Он любит нас. Никакого «почему» просто нет. Бог любит нас потому, что Он есть любовь и Его природе свойственно любить. Бог любит нас потому, что Он решил это делать. Его любовь лишена всякого лицеприятия. «Агапе «не выбирает, кого любить, — она просто принимает решение любить. Для нее не имеет значения, кто будет объектом любви.

Поскольку «агапе» является решением, сознательным выбором, она постоянна. В отличие от «любви», основанной на эмоциях, любовь «агапе»никогда не меняется.

«Агапе» не выбирает, кого любить, — она просто принимает решение любить.

Любовь «агапе»- это единственная «настоящая любовь” в мире, и она является основанием для всего того, что мы порой называем любовью. Правильно понятые и проявляемые в надлежащей мере «филео», «сторге»и «эрос«могут быть правомерными и прекрасными проявлениями любви «агсте», но ни один из этих видов любви сам по себе не является достаточным основанием для построения глубоких и долговременных взаимоотношений. Это является прерогативой только «агапе».

Понимание любви«агапе» является ключом к открытию секретов человеческого сердца. Для этого нам необходимо рассмотреть несколько граней этого сверкающего драгоценного камня, которым является «агапе»: Божью любовь к нам, нашу любовь к Богу, нашу любовь к себе и нашу любовь к другим людям, в особенности к своему супругу или супруге (реальным или потенциальным).

Принципы

1. «Филео» — это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы знакомы.

2. «Сторге» описывает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям.

3. «Эрос»включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади.

4. «Агапе» обозначает божественную любовь — любовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, которую Его народ воздает Ему.

5. «Агапе» — это безусловная любовь.

6. «Агапе»— это жертвенная любовь.

7. «Агапе»— это Личность.

8. «Агапе»-это единство.

9. «Агапе»думает о других.

10. «Агапе»сама делает первый шаг.

11. «Агапе»берет на себя ответственность.

12. «Агапе»проактивна.

13. «Агапе»— это выбор.

14. «Агапе»никогда не меняется.