2. Бог любит вас

Если мы надеемся обрести хотя бы какое-нибудь пони- мание настоящей любви, то должны начать с источника. Поэт, написавший: «Любить — значит жить, а жить — значит любить», был близок к истине, потому что источник и жизни, и любви кроется в одной и той же личности — Боге- Творце. Именно Им мы «живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28). Познать любовь («агапе’) — значит познать Бога, потому что Бог есть любовь: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1-е Иоанна 4:7-8, курсив авт.).

Одна из величайших истин, когда-либо явленных миру, — это истина о том, что Бог любит нас. Любовь лежит в основании всего, что Бог делает и уже сделал для человечества. Божья любовь к нам — это одна из центральных тем Библии, которая раскрывается на страницах как Ветхого Завета, так и Нового. Никакие другие священные тексты в мире не содержат такой вести. Библия совершенно уникальна в своем провозглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безусловно любит всех людей.

Вот несколько примеров:

Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к

Библия ясно показывает Божью любовь к нам, однако в ней нигде не показано, почему Он любит нас. Никакого «почему» просто нет. Любовь с «почему» — это любовь с условиями. Божья же любовь безусловна: Он любит нас просто потому, что Он любит нас, и потому, что в Его природе заложена любовь к нам. Поиски ответа на вопрос «Почему?» в отношении Божьей любви будут напрасной тратой времени.

Библия совершенно уникальна в своем провозглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безусловно любит всех людей.

Тем не менее из Писания мы можем многое узнать о природе и качестве Божьей любви. Именно с этого места должно начинаться всякое искреннее исследование природы настоящей любви. До тех пор пока мы не обретем понимания Божьей любви, мы не сможем по-настоящему понять любовь в любом другом ее выражении и, в частности, в том, как она влияет на самые важные взаимоотношения в нашей жизни, будь то взаимоотношения с друзьями или семьей.

Сотворенные и «сделанные»

Первые три главы Книги Бытие полагают основание для всего, что изложено в остальной части Библии. Первая и вторая главы Книги Бытие раскрывают Божий первоначальный замысел сотворения, третья глава описывает то, как этот замысел оказался испорчен, в остальных главах и книгах Библии показывается, как Бог возвращает все в надлежащее положение. Проше говоря, Библия повествует об утвержденном рае, потерянном рае и восстановленном рае. Все, что происходит в Библии, происходит ради того, чтобы вернуть человечество и все творение к их первоначальному состоянию в условиях, описанных в первых двух главах Книги Бытие.

Одним из ключей к пониманию первых двух глав Книги Бытие является выявление различий между двумя важными словами: «творить» и «создавать». Три стиха в первой главе иллюстрируют эту разницу:

В стихах 1 и 27 слову «сотворил» соответствует еврейское слово «бара», а в стихе 26 слову «сделал» соответствует слово «асах». В первых двух главах Книги Бытие «бара»встречается семь раз, а«асах» — десять раз. Несмотря на то, что эти два слова, похоже, используются в определенной степени взаимозаменяемо, на самом деле между их основными значениями есть четкое различие. «Бара « означает «сделать что-то из ничего». Оно говорит о сотворении в абсолютном смысле и используется в Библии только в связи с Богом, потому что только Он может творить что-то из ничего. В самом начале был только Бог: больше не было ничего. Из этого «ничего» Бог сотворил небеса и землю, просто повелев им быть. Он проговорил — и они появились. Вот что означает «бара».

«Асах», наоборот, означает «сделать что-то из уже существующего материала». Кроме того, что «асах» используется в стихе 26, оно также используется в связи с тем, что Бог «сделал» твердь небесную (см.: Бытие 1:7), солнце и луну (см.: Бытие 1:16), диких зверей (см.: Бытие 1:25), землю и небо (см.: Бытие 2:4), а также женщину — «помощника» мужчине (см.: Бытие 2:18).

В этих двух словах «бара«и «асах«мы видим два конкретных аспекта Божьей творческой деятельности: сотворение некоторых вещей из ничего и создание других вещей из материала, который Он уже сотворил. Как бы там ни было, принцип остается неизменным: Бог творит словом.

На всем протяжении первой главы Книги Бытие мы встречаем фразу «И сказал Бог…», которая всегда предшествует конкретному акту творения. Бог создает вещи словами. Слова — это выраженные, изложенные мысли. Следовательно, мысль — это непроизнесенное слово.

Божьи слова выражают Его мысли. Он сначала думает, а затем говорит. Всякий раз, когда Бог что-то говорит, это означает, что Он прежде об этом подумал. Прежде чем что-то сделать, Бог создает в Своем разуме образ всего того, что Он хочет сделать. Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них. Все существующее возникло прежде всего в Божьих мыслях.

Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них.

Первая глава Книги Бытие показывает, что всякий раз, когда Бог собирался «сделать»(«асах’) что-либо, Он «говорил», обращаясь к тому, что уже «сотворил” («бара’), и то, к чему Он обращался, производило то, что Он хотел. Например, когда Бог захотел, чтобы на земле появились растения, Он обратился к земле:

Когда Господь захотел, чтобы в небе появились звезды, Он обратился к небесам: «Да будут светила на тверди небесной…» (Бытие 1:14); когда Он хотел, чтобы в море появились рыбы, Он обратился к воде: «Да произведет вода… душу живую…» (Бытие 1:20). А когда Бог захотел, чтобы появились полевые звери, Он снова обратился к земле: «Да произведет земля душу живую по роду ее…» (Бытие 1:24).

Один из основных принципов сотворения заключается в том, что все сотворенные вещи поддерживаются тем, от чего они произошли. Так, поддержание жизни растений и животных зависит от земли, потому что они произошли от земли. Жизнь рыб зависит от воды, потому что они произошли от воды.

Однако с творением людей ситуация складывается иначе. Как ясно показано в первой главе Книги Бытие, создание людей отличается от всего остального творения, по меньшей мере, по трем причинам. Во-первых, при описании сотворения человека в разных местах текста используются и «бара», и «асах». Это отчасти может быть вызвано использованием этих двух слов взаимозаменяемо, но я верю, что здесь дело не только в этом. В весьма реальном смысле человек был одновременно и сотворен, и сделан. Бог сотворил («бара’) духовные существа, которых назвал «человек”, а затем сделал («асах’) для них из праха земного физические «жилища» — мужское и женское тела.

Это подводит нас ко второму аспекту. Когда Бог собрался творить человека, Он не обратился к земле, как делал это в отношении растений и животных, или к небу, как сделал в отношении звезд. Когда Бог был готов сотворить человека, Он обратился к Самому Себе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему…» (Бытие 1:26,27). Поскольку Бог есть Дух, произошедшее от Него вследствие Его обращения к Самому Себе тоже было духом. Мы, люди, являемся духовными существами, и именно это отличает нас от всего остального Божьего творения. Конечно, ангелы тоже являются духовными существами, но они не такие, как мы, что приводит нас к третьему аспекту.

Мы, люди, являемся духовными существами, и именно это отличает нас от всего остального Божьего творения.

Бог сотворил нас по Своему образу. Нигде в Библии мы не встречаем подобных слов в отношении ангелов или любого другого творения. Люди — единственные существа из всего Божьего творения, которые сотворены по Его образу и подобию. Будучи духовными существами, сотворенными по образу Божьему, мы уникальны. Бог сотворил нас, чтобы мы были подобны Ему.

Сотворенные, чтобы принимать Божью любовь

Сейчас будет естественным задать вопрос: «А зачем Бог сотворил человека?». Если Бог самодостаточен и имеет в Себе всякую полноту, что побудило Его создать духовных существ по Своему образу и подобию? Ответ выражается одним словом — любовь. Позвольте мне пояснить эго.

Бог открывается нам различными способами, но в основном это происходит через Его Слово, Библию. На страницах Библии описываются многочисленные качества и атрибуты Бога. Он свят, праведен и справедлив. Он могуч и силен. Бог вездесущ, всемогущ и всезнающ. Он верен. Бог обладает всеми этими качествами и еще многими другими. Он самодостаточен и не нуждается ни в чем и ни в ком для обретения полноты. В своей самодостаточности Бог остается единственным, уникальным. Нет никого такого, как Он.

Библия также говорит, что Бог есть любовь, и в этом-то и заключается проблема, если можно так сказать. Бог — один, и Бог является любовью, но любовь не может существовать и быть полной в одиночестве. Для того чтобы быть полной и удовлетворенной, любовь должна иметь объект. По своей природе она должна выражать себя, и поэтому ей нужно иметь что-то или кого-то, чему или кому можно посвятить себя. Выражая себя, любовь отдает себя. Поэтому любви нужен тот, кто будет ее принимать.

Вначале Бог был один. Будучи любовью, Он желал давать, однако у Него не было никого, кого можно было бы одарить этой любовью. Библия раскрывает Бога как Троицу — одного Бога, Который тем не менее являет Себя в трех различных личностях: Отце, Сыне и Святом Духе. В этом триедином Божестве существует совершенная любовь, которая постоянно выражает себя. Несмотря на это, Божья вечная любовь всегда нуждается в том, чтобы отдавать себя. Поскольку Бог был один, Ему нужно было найти для Себя кого- то, кто бы смог принимать Его любовь.

Бог есть любовь, любовь нуждается в том, чтобы давать, а даяние нуждается в принимающем его. Для того чтобы даяние было совершенным, принимающий должен соответствовать даятелю. Бог не мог отдавать Свою любовь растениям или животным, потому что они не были такими, как Он. Не нашлось никого подобного Богу: Он был один. Поскольку Бог оказался как бы в одиночестве, Он, чтобы отдать Свою любовь, нуждался в ком-то похожем на Себя. Для этого Ему пришлось вызвать к жизни объект Своей любви из Себя Самого.

Богу, Который является Духом, а также любовью и нуждается в том, чтобы давать, нужен некто принимающий, подобный Ему. Он обращается к Самому Себе, чтобы вызвать к жизни этого принимающего: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:26,27).

Быть сотворенным по Божьему образу, помимо всего прочего, означает то, что каждый из нас является духовным существом, как и Сам Бог. Как дух мы не имеем пола, потому что духи бесполы. Бог сотворил нас духовными существами, подобными Ему, для того, чтобы мы могли принимать Его любовь. Затем Он сделал нам физические тела с половыми различиями — мужские и женские — для того, чтобы мы могли править землей и всем творением. Как дух каждый из нас был сотворен для того, чтобы принимать Божью любовь. Как мужчины и женщины мы были созданы для владычества над творением вместе с Богом.

Как дух каждый из нас был сотворен для того, чтобы принимать Божью любовь. Как мужчины и женщины мы были созданы дня владычества над творением вместе с Богом.

Бог любит нас, потому что Он есть любовь и должен выражать себя. Бог любит нас, потому что Он сотворил нас именно для этой цели. Бог любит нас, потому что нет никого другого (включая ангелов или каких-либо еще творений), кто был бы подобен Ему и вследствие этого способен принимать Его любовь. Принимающий должен быть подобен даятелю. Только мы, люди, подобны Богу — даятелю, и только мы в состоянии принимать Его великую любовь.

Богу некого больше любить, кроме нас. Именно поэтому в Библии нигде не говорится о том, почему Бог любит нас. Никакого «почему» просто нет. Бог любит нас, потому что Он сотворил нас для этой цели. Мы не можем сделать ничего такого, что заставило бы Бога любить нас, да это и не нужно — Он уже любит нас во всей полноте. В Новом Завете, в Послании к верующим Рима Павел написал: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:8). Если Бог так возлюбил нас даже в наших грехах, что мы можем сделать, чтобы заставить Его любить нас еще больше? Бог поймал нас «на мушку» и навел на нас стрелы своей любви.

Бог любит нас, потому что Он сотворил нас для этой цели.

Мы, словно духовные спутниковые антенны, созданы для того, чтобы принимать Божью любовь. Он сотворил нас именно для этого. Бог весьма ревностно относится к тем, кого любит, и сделает все необходимое, чтобы сохранить эти взаимоотношения. Доказательство этому мы находим в Послании Римлянам 5:8. Когда грех нарушил наш «прием» и разорвал связь, Бог послал Своего Сына, чтобы восстановить эту связь.

Богу нужно было семя

Бог сотворил человека для того, чтобы тот принимал Его любовь. Любовь выражает себя через даяние. Движимый любовью, Богдан человеку — мужчине и женщине — дар: владычество над землей. Его план заключался в том, чтобы все на земле подчинялось власти человека. Земля должна была стать сферой власти человека, Его «царством», находящимся под верховной властью Бога.

Однако все получилось не так. Соблазненные сатаной, этим падшим ангелом, искусителем и врагом Бога и человека, Адам и Ева променяли свое «наследственное право” владычества над землей на мимолетные и обманчивые удовольствия «запретного плода» самовластия. С согласия первых людей их законное место было захвачено сатаной, который получил незаконный доступ к престолу владычества над землей.

Такое развитие событий не застало Бога врасплох. Он знал, что это произойдет. Господь незамедлительно привел в действие план, который приготовил еще до начала времен: послать Своего Сына на землю как человека, чтобы восстановить законное владычество человечества над творением, а также вернуть людей в общение Божьей любви. Почему Сыну Божьему, чтобы совершить это, понадобилось стать человеком? Почему Бог просто не вмешался Сам и не исправил все сразу? Ответ на эти вопросы непосредственно связан с проблемой владычества.

Поскольку Бог Сам отдал власть над землей людям, Он не мог ее отобрать, как это сделал сатана. Дары Божьи непреложны. Бог связан Своим Словом. Он исполняет все, что говорит. Божье Слово остается неизменным независимо от поступков людей. Библия неоднократно утверждает это.

Бог никогда не отбирает то, что дал.

Если уж Бог разработал какой-либо план, то это навсегда. Господь никогда не изменял Своего первоначального плана, который заключался в том, чтобы люди владычествовали на земле.

Если Бог что-то сказал — это непреложно.

Каждое произнесенное Богом слово будет исполнено.

Поручив человеку владычествовать над землей, Бог, по сути, отказался от Своего права вмешиваться в дела этой планеты. Это ни в коей мере не уменьшает Его верховной власти как Творца или Его статуса Господа Вселенной. Это попросту означает, что Он решил ограничить Себя так, что может действовать теперь на земле только после получения законного права на это. Для получения же этого права требуется добровольное желание людей. Бог почитает Свое Слово. Для того чтобы вернуть Свою утраченную любовь — людей — и спасти нас от нашего греха, Богу нужно было человеческое семя.

Бог решил ограничить Себя так, что может действовать теперь на земле только после получения

законного права на это.

Именно поэтому Бог призвал Авраама и пообещал благословить его сыном, хотя Авраам и его жена Сарра не имели детей и уже вышли из детородного возраста. Богу нужны были люди, через которых Он мог бы свободно действовать, чтобы в нужное время принести Свое семя в мир.

У Авраама и Сарры родился сын обетования Исаак, у которого затем родились близнецы Иаков и Исав. Иаков стал отцом двенадцати сыновей, чьи семьи возросли в двенадцать колен Израилевых. Иуда, один из сыновей Иакова, был предком царя Давида. Мария и Иосиф, земные родители Иисуса, оба были потомками Давида. Эта цепочка родства от Авраама до Марии дала Богу человеческое кровное родство, необходимое Ему для того, чтобы приход Божьего Сына в мир был законным.

Одна из великих истин Библии заключается в том, что всякий раз, когда Бог собирается что-то сделать на земле. Он всегда действует через человека или группу людей, которых Он призвал и которые добровольно ответили на Его призыв. Человеческий фактор является ключом к Божьей деятельности на земле. Когда Бог решил вывести израильтян из Египта, Он призвал Моисея. Когда Он собрался спасти Свой народ от мадианитян, Он призвал Гедеона. Когда Бог хотел предупредить Свой непослушный народ о Своем суде и призвать их обратно к Себе, Он призывал Илию,’ Елисея, Иеремию, Амоса и других пророков. Когда Бог был готов послать Своего Сына в мир, Он избрал Марию, смиренную крестьянскую девушку, быть Его матерью. Когда Иисус Христос был готов послать Свою весть о спасении всему миру, Он призвал и помазал мужчин и женщин — Свою Церковь — и поручил им эту миссию.

Это иллюстрирует невероятный принцип, согласно которому действует Бог: мы без Бога не можем, а Бог без нас не будет действовать. Во всем, что Бог желает делать на земле, Он вступает в партнерство с теми, кому уже дал владычество.

Нет большей любви

Насколько велика Божья любовь к нам? Настолько, что когда мы были еще грешниками, когда мы еще находились в состоянии противления Богу, Он послал Своего безгрешного Сына Иисуса Христа умереть за наши грехи, чтобы мы могли вернуться ко взаимоотношениям любви с Ним. По Своей великой любви к нам Бог сделал для нас то, чего мы никогда не смогли бы сделать для себя сами. Он был готов заплатить любую цену (и сделал это), чтобы вернуть Свою утраченную любовь.

Подумайте над этими словами апостола Павла из его новозаветного Послания верующим в Ефесе: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим… Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены» (Ефесянам 2:1,4,5).

Как Христос совершил это? Единственный способ для Сына Божьего стать сыном человеческим заключался в том, чтобы облечься в человеческую плоть. Он стал таким, как мы, чтобы мы смогли стать такими, как Он. Вот как автор новозаветного Послания к Евреям описывает то, что сделал Иисус:

Нет большего проявления любви, чем это. В сущности, сам Иисус говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Бог послал Своего Сына спасти нас, потому что Он любит нас. Иисус Христос добровольно умер за нас, потому что Он любит нас. Божья любовь — это вечная любовь, она никогда не закончится и не иссякнет.*В самом деле, она не имеет конца, потому что является сущностью Самого Бога.

Бог есть любовь, а любовь должна давать, поэтому Он сотворил нас, чтобы мы принимали Его любовь. Для того чтобы любовь была полной, принимающий должен быть подобен даятелю. Мы сотворены по образу и подобию Бога. Он Дух, и каждый из нас тоже является духом. Бог — любовь, и мы тоже являемся любовью. Мы были созданы, чтобы принимать Божью любовь, а также любить Его и любить других людей.

Принципы

1. Бог творит словом.

2. Когда Бог был готов сотворить человека, Он обратился к Самому Себе.

3. Бог сотворил людей по Своему образу.

4. Бог есть любовь.

5. Для того чтобы быть полной, любовь должна отдавать себя. Поэтому у любви должен быть тот, кто будет ее принимать.

6. Для того чтобы любовь была совершенной, принимающий должен быть таким же, как и даятель.

7. Бог сотворил людей для того, чтобы они принимали Божью любовь.

8. Поручив человеку владычествовать над землей, Бог, по сути, отказался от Своего права вмешиваться в дела этой планеты.

9. Для того чтобы вернуть свою утраченную любовь — людей, и спасти нас от греха, Богу нужно было человеческое семя.

10.     Мы без Бога не можем, а Бог без нас не будет действовать.