4. Любовь к себе

Любовь находится в самом основании Божьего замысла — для всех человеческих взаимоотношений — как естественных, так и духовных. Иисус сказал нам, что две самые главные заповеди — это, во-первых: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Матфея 22:37), а во-вторых: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матфея 22:39). Две эти заповеди неразрывно связаны. Бог создал нас не только для того, чтобы принимать Его любовь, но и для того, чтобы любить Его в ответ, а также любить других людей. Разорвав наши взаимоотношения с Богом, грех нарушил «канал связи», важный для нашей способности давать и принимать любовь. Не имея живых взаимоотношений любви с Богом, невозможно любить ни своего ближнего, ни себя самих так, как должно. Но когда мы уверены в Божьей любви к нам, мы можем отвечать Ему взаимностью, и этот свободный обмен любовью делает нас способными любить себя, а следовательно, и других людей.

Ненависть к себе, пожалуй, является самой большой проблемой человеческого общества независимо от культуры. Десятилетия исследований и опыта в сфере психологии и поведения человека показали, что ненависть к себе является корнем большинства душевных, эмоциональных и психологических проблем. Многим мужчинам и женщинам сложно уживаться с другими людьми, потому что они не могут ужиться с самими собой. Им сложно как проявлять любовь, так и принимать ее от других, потому что они не в состоянии любить себя.

К сожалению, проблема ненависти к себе не ограничивается светской культурой, миром душевнобольных или эмоционально нестабильных людей. Эта проблема касается и последователей Христа. Многие из нас, верующих, имеют комплекс неполноценности, из-за которого мы постоянно подавляем сами себя, говорим о себе негативно и отрицаем наличие у себя дарований, талантов и способностей. Это чувство неполноценности является продуктом многовекового церковного учения о том, что любить себя нехорошо. Это учение приравнивает самоуничижение к смирению, в то время как на самом деле эти две вещи являются совершенно разными. Самоуничижение гласит: «Я ничто. Я бесполезное, ни на что не годное, никому не нужное ничтожество». Смирение же является просто верой и признанием того, что говорит о нас Бог, а Бог никогда не называет нас ничтожествами.

Когда Иисус сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», Он имел в виду, что мы должны любить своего ближнего в той же мере, в той же степени, в какой мы любим самих себя. Иначе говоря, мы можем любить своего ближнего лишь в той мере, в какой мы любим самих себя. Люди, не любящие самих себя, не могут по-настоящему любить кого- то другого.

Смирение является просто верой и признанием того, что говорит о нас Бог, а Бог никогда не называет нас ничтожествами.

Пожалуйста, поймите: я не говорю о нарциссизме, об эгоистичном самолюбовании, когда люди имеют преувеличенное представление о себе и смотрят на всех остальных свысока. Говоря о «любви к самому себе», я подразумеваю наличие позитивного представления о самом себе и здорового чувства собственного достоинства, основывающегося на правильном понимании нашего места в Божьей любви и во взаимоотношениях с Богом и другими людьми.

Почему мы должны любить себя? На каком основании мы можем так поступать? Ответ на этот вопрос кроется в Божьем сердце и Его целях. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. Это было величайшим актом, славным венцом всей Его творческой деятельности, и Он сказал, что это «хорошо». Грех запятнал и исказил этот образ в нас. Тем не менее мы остались настолько важными и дорогими для Бога, что Он послал Своего Сына заплатить на кресте за наш грех, чтобы наши взаимоотношения с Ним были восстановлены. Через Христа Бог заново сотворил нас по Своему образу, фактически заново «сделал” нас, и снова сказал, что это «хорошо». Мы должны любить себя — не спесиво, а лишь признавая ту ценность, которую вкладывает в нас Сам Бог.

Мы приняты Богом

Один из первых шагов в развитии здоровой любви к себе заключается в том, чтобы осознать и поверить, что Бог полностью, совершенно принимает нас. Вот как говорит об этом Павел в своем Послании к верующим Ефеса:

В английском переводе Библии (Версия короля Иакова) стих 6 звучит так: «В похвалу славы благодати Своей, которою Он принял нас в Возлюбленном» (курсив авт.). Здесь Павел говорит о нынешней реальности, а не о прошлом переживании. В прошлом мы были неприемлемы для Бога. Бог не мог принять нас из-за нашего греха. Мы были изгоями, отделенными от Него и не имеющими никакой надежды вернуться к Нему своими силами. Затем Иисус пришел на землю и умер на кресте, взяв на Себя все то, что делало нас неприемлемыми. Он понес все это на Себе, приняв всю грязь нашего греха, был послушен до смерти и на третий день воскрес из мертвых. Своей кровью Иисус омыл нас от нашего греха, сделав нас снова чистыми и святыми. Затем Он поставил нас перед Своим Отцом, и Отец сказал: «Приняты!».

Если Бог принял нас, мы должны быть способны принять себя. Бог не смотрит на внешнюю сторону: это не имеет для Него никакого значения. Какие бы недостатки и дефекты мы ни замечали или ни выискивали в себе, Бог смотрит на нас и говорит: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя. Для Меня ты прекрасен».

Бог принимает нас, несмотря на все наши несовершенства. Так почему же у нас возникает столько проблем с тем, чтобы принимать самих себя? Одной из причин является то, как мы воспринимаем свою значимость для себя и для других людей. Многие из нас, возможно, говорят’. «Я достоин. Бог сделал меня достойным», но в глубине души все равно чувствуют себя недостойными ничтожествами. Мы смотрим на свое образование (или на его недостаточность), на свой внешний вид, на свои профессиональные навыки (либо на отсутствие таковых), на свои дарования, таланты и способности (если таковые есть) и приходим к заключению, что мы вряд ли чего-то стоим.

Всякий раз, когда мы оцениваем свою значимость в соответствии с критериями, которые Бог игнорирует, у нас всегда будет неверное представление о себе. Наша значимость и достоинство не имеют никакого отношения к нашим физическим данным и тем стандартам, по которым мы обычно определяем свою ценность. Бог смотрит не на это.

Истинная ценность чего-либо — это ценность, которую вкладывает в эту вещь кто-то другой. Например, золото — это всего лишь блестящий желтый металл, добытый из земли и не имеющий никакой ценности сам по себе, кроме той, которую в него вкладывают люди. Многие люди жаждали им обладать, сражались, убивали и погибали из-за той ценности, которую они вкладывают в золото. Точно так же для определения своей ценности нам нужно смотреть не на свои собственные стандарты, но на ту ценность, которую вкладывает в нас кто-то другой — Бог, наш Творец.

Всякий раз, когда мы оцениваем свою значимость в соответствии с критериями, которые Бог игнорирует, у нас всегда будет неверное представление о себе.

Насколько мы ценны для Бога? Возвращаясь к Посланию Ефесянам 1:4—8 мы видим, что Бог «избрал нас… прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним» (стих 4). Он предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (стих 5). Он «в преизбытке» излил на нас Свою благодать — Свое незаслуженное благоволение (стих 6). Он счел нас достаточно ценными для того, чтобы послать на крест вместо нас Своего драгоценного Сына, благодаря пролитой крови Которого мы получили искупление и прощение грехов (стих 7). Он сделал все это намеренно, по Своей собственной «премудрости и разумению» (стих 8), просто потому, что так хотел.

Мы ценны для Бога, что в сущности означает — бесценны. Но нужно следить за тем, чтобы никогда не путать то достоинство, которое дано нам Богом, со своей внешностью, своими умениями, своим поведением или со взглядом других людей на нас и их действиями в отношении нас.

Если вы совершили глупую ошибку, то должны сказать: «Я ошибся», а не «Я тупица». Когда вы терпите неудачу в чем- либо, то признайте: «Я потерпел неудачу», но никогда не говорите: «Я неудачник». Мы должны всегда отделять свое поведение и свои дела от чувства собственного достоинства. Что бы ни произошло, как бы много мы ни наломали дров и как бы часто это ни происходило, мы все равно через кровь Иисуса остаемся достойными Бога, и Он все так же принимает нас. Господь уже провозгласил, что это так, а Его Слово остается неизменным.

Мы — новые творения во Христе

Прошлое осталось в прошлом. То, кем или какими мы были раньше, теперь уже не имеет значения. Важно то, кто мы и что мы из себя представляем сейчас, а также кем и какими мы можем стать в будущем. В своем Втором послании верующим Коринфа Павел пишет о том, кем мы являемся как дети Божьи и какими нас видит Бог: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2-е Коринфянам 5:17).

Во Христе все новое. Все старое прошло. Это значит, что мы можем забыть все негативные, ранящие и убивающие надежду слова, которые люди говорили о нас в прошлом. Их больше нет! Теперь время принять новое. Мы можем по-новому одеваться, по-новому ходить, по-новому говорить и по- новому реагировать на обстоятельства жизни, потому что мы стали новыми творениями во Христе. Мы больше не обязаны жить, как нищие попрошайки, без сил валяющиеся в грязи негативных обстоятельств и депрессии, придавленные разочарованием и отчаянием.

То представление, которое мы слагаем о самих себе, всегда будет определять нашу реакцию на жизненные ситуации. Давайте не будем смотреть на других людей, ожидая, когда они скажут нам, кто мы. Бог уже сказал нам об этом и показал в Своем Слове. Мы — новые творения, возлюбленные, принятые и драгоценные в Божьих очах.

То представление, которое мы имеем о самих себе, всегда будет определять нашу реакцию на жизненные ситуации.

Если вам трудно видеть себя таким, попробуйте составить список всех библейских стихов, где говорится о том, какие чувства Бог испытывает по отношению к вам. Прикрепите этот список липкой лентой на зеркале или в каком-либо другом месте, где вы будете регулярно его видеть, и пусть он помогает вам думать и поступать, как подобает возлюбленному сыну или дочери Бога, Царя и Господа Вселенной. Ваш список может выглядеть примерно так:

Лучше всего давать и принимать любовь получается не у тех, кто постоянно унижает себя и говорит о себе плохие вещи, но у тех, кто действительно любит себя и совершенно осознает, что любим Богом. Пребывая в мире с самим собой, такой человек свободен дарить любовь ближнему и позволять другим людям любить себя.

Людям, которые полны ненависти к себе, сложно принимать любовь. Они склонны думать: «Меня не за что любить; как люди вообще могут меня любить?». Вследствие этого негативного мышления и представления о себе они отвергают проявления любви со стороны других людей, считая их ложными или направленными не по адресу. В то же время такие люди не могут эффективно делиться любовью из-за того, что в их «банке любви» исчерпан лимит. У них недостаточно «активов» любви, которыми можно пользоваться, чтобы любить других.

Всякий раз, основывая представление о себе на чувствах, мы столкнемся с проблемами, потому что наши чувства меняются. Пока мы чувствуем себя хорошо, наше представление о себе хорошее. Когда же у нас возникают плохие чувства в отношении самих себя, наша самооценка резко падает. Нам нужно закрепить свое представление о себе на чем-то, что не меняется. Где же нам найти такое основание?

Уверовав в Иисуса Христа, мы становимся новыми творениями, воссозданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится. Несмотря на то, что наш внешний вид с годами изменится, образ Христа в нас всегда будет оставаться неизменным. Отношение Христа к нам, как и Его образ, также никогда не изменятся. Как бы мы себя ни чувствовали — хорошо или плохо, на высоте или внизу, Христос любит, принимает нас и постоянно думает о нас. Его мнение о нас является единственным мнением, которое действительно что-то значит. Мы должны основывать свое представление о себе на том, что Он думает о нас, а не на том, что думают другие, и даже не на том, что думаем о себе мы сами.

Нам, верующим, пришло время перестать считать себя второсортными людьми. Мы должны прекратить извиняться за то, что являемся Божьими детьми. Богу не доставляет удовольствия видеть, как мы умираем, не воспользовавшись своими привилегиями. Мы — новые творения во Христе, и когда мы начнем жить и действовать в соответствии с этим, неверующие увидят нашу жизнь, полную победы, радости и согласия с самими собой и с другими людьми, и начнут приходить ко Христу.

Нам, верующим, пришло время перестать считать себя второсортными людьми.

Конкретные признаки неприятия самого себя

Ненависть к себе также называют неприятием самого себя. Люди, ненавидящие себя, не могут принять себя такими, как есть. Неприятие самого себя проявляется различными способами. Я хочу перечислить двенадцать наиболее распространенных симптомов неприятия самого себя, а также дать вам места Писания, которые помогут противостать этим симптомам. Нам всегда нужно сверять свои отношения и убеждения со стандартом Слова Божьего и корректировать их в соответствии с ним.

1. Чрезмерное внимание к одежде.

Люди, проявляющие чрезмерное беспокойство по поводу одежды или моды могут пытаться компенсировать этим воображаемый дефект или нежеланную, но не поддающуюся изменению физическую особенность своего организма. В том, чтобы красиво одеваться, нет ничего плохого, но мы никогда не должны позволять одежде определять, кем мы являемся. Иисус сказал: «Итак не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:31-33).

2. Неспособность доверять Богу.

Люди, охваченные неприятием самих себя, часто не способны доверять Богу. Если они испытывают неудовлетворенность по поводу Toros какими Бог их сотворил, как они могут доверять Ему в других сферах своей жизни. Наш враг, сатана, старается посеять в наших душах недовольство Богом и недоверие к Нему, чтобы украсть у нас радость и надежду. Иисус говорил об этом так: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10:10). Не бойтесь: мы можем полностью доверять Богу.

3. Чрезмерная застенчивость.

Застенчивость порождается страхом того, что подумают о нас другие. Чрезмерно застенчивые люди полагают, что у них нет ничего, что они смогли бы дать, и что они не могут сделать что-либо значимое. Не желая травмировать себя, они замыкаются в своем собственном маленьком мирке. Быть застенчивым и быть тихим — это не одно и то же. Некоторые люди просто тихие по своей натуре, застенчивость же порождается страхом. Но вот ответ Господа: «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаии 41:10).

4. Трудности с тем, чтобы любить других.

Это, конечно же, вызвано неспособностью человека любить самого себя, что, в свою очередь, чаще всего происходит от недостатка уверенности в Божьей любви. Нет никаких причин сомневаться в Божьей любви. В Своем Слове Господь говорит: «Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремии 31:3).

5. Критическое отношение к себе.

Это включает в себя жалобы касательно не поддающихся изменения!м особенностей жизни человека, таких как его физические данные, способности, родословная, прошлое и так далее. В Исаии 45:9 содержится предостережение против подобного отношения: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь»? и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук»?». Не изводите себя из-за тех вещей, которые невозможно изменить. Бог создал и любит вас такими, как вы есть, и может помочь вам совершить то, чего не сможет сделать никто другой. Позвольте Господу сделать вас особенным человеком, каким можете быть только вы.

6. Мечтательное сравнивание себя с другими.

Это связано с критическим отношением к самому себе тем, что включает в себя желание человека быть особенным в тех сферах, где перемены невозможны. Отличие, однако, заключается не только в желании измениться, но и в том, чтобы иметь определенные качества, замеченные в других людях. Мы должны стремиться не к тому, чтобы быть похожими на других, но к тому, чтобы становиться похожими на Христа. Обращаясь к верующим Рима, Павел написал: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Римлянам 12:2).

7. Постоянная ожесточенность.

Есть люди, от которых никогда не услышишь ничего позитивного. На какой бы оптимистичной ноте ни начался разговор, они практически тут же начинают сплетничать, жаловаться, злословить или еще как-нибудь выражать свой гнев и ожесточенность. Люди, живущие с ожесточенностью в сердце, страдают от низкой самооценки. В своем Послании верующим в Ефесе Павел говорил о нашей речи следующее: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Ефесянам 4:29).

8. Перфекционизм (озабоченность достижением совершенства).

В том, чтобы желать хорошо выполнить свою работу или постоянно совершенствоваться, нет ничего плохого. Это — здравое отношение к жизни. Проблема возникает тогда, когда потраченное на это время «перевешивает» ценность достигнутого результата. Перфекционист не замечает этой разницы. Часто перфекционизм является усилием, направленным на то, чтобы компенсировать низкую самооценку. Перфекционисты склонны быть большими законниками, нетерпимыми к малейшим отклонениям от «нормы». Если у вас есть такая проблема, расслабьтесь! Обращаясь к римлянам, Павел пишет: «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Римлянам 8:2).

9. Отношение превосходства.

Люди, отвергающие самих себя, часто стараются компенсировать это неприятие, занимая позицию превосходства над другими людьми. Хвастовство своими достижениями, использование «умных» слов в разговоре и отказ от общения с определенными группами людей — все эти вещи являются признаками гордости и скрытого чувства неуверенности и неполноценности. Отношение превосходства является всего лишь прикрытием. Совет Божьего Слова таков: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3).

10. Неловкие попытки скрыть не поддающиеся устранению недостатки.

Неловкие, застенчивые поступки или утверждения, за которыми люди пытаются скрыть свои не поддающиеся устранению недостатки, могут быть признаком неприятия самого себя. Если у вас есть недостаток, который вы не в силах устранить, а Бог до сих пор не изменил эту ситуацию по вашим молитвам, вы можете призвать на помощь Его обетование, записанное во Втором послании к Коринфянам 12:9: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

11. Расточительность.

Люди, которые постоянно пытаются поразить всех, тратя огромные суммы на дорогие вещи в надежде вызвать восхищение и зависть других людей, могут пытаться прикрыть этим свое неприятие самих себя и чувство личной неполноценности. Жизнь — это нечто намного большее, чем увлечение вещами. Иисус сказал: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Луки 12:15).

12. Неправильные приоритеты.

Пренебрежение установленными Богом обязанностями ради того, чтобы тратить много времени на приобретение признания людей, может быть признаком неприятия самого себя. Каждого, кто сосредоточивается на второстепенном и старается поскорее разделаться с основными жизненными вопросами, ожидают проблемы. Будет мудро последовать совету Иисуса: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Марка 8:36).

Мы нуждаемся не в человеческом одобрении, а только в Божъем

Желание получить одобрение и похвалу весьма тесно связано с неприятием самого себя. Каждому человеку необходимо чувствовать, что его уважают и принимают. Те, кто не могут оценить самих себя, ищут одобрения у других. Реальная опасность здесь кроется в том, что одобрение, которое дает мир, является пустым и не приносит удовлетворения. Только то одобрение, которое приходит от Бога, приносит поддержку и удовлетворение. Мы нуждаемся в Божьем одобрении, а не в человеческом.

Во Втором послании к Коринфянам 10:17,18 Павел пишет: «Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь». Бог уже выразил свое одобрение всем тем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем-либо одобрении. Бог уже похвалил нас. «Хвалить» означает «хорошо отзываться» о ком-либо. Бог хорошо отзывается о Своих детях даже тогда, когда другие люди говорят о них плохо. Истина о том, что мы получили Божье одобрение, является, пожалуй, самым большим откровением в Библии после спасения.

В конце концов, стремление получить одобрение мира является напрасной тратой времени, особенно для верующих. Божье Слово фактически обещает, что произойдет прямо противоположное. Все, кто носят имя Иисуса и стремятся жить в послушании Ему, обязательно подвергнутся гонениям со стороны мира, враждебно настроенного к этому Имени. Как Павел писал Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2-е Тимофею 3:12).

В конечном счете одобрение мира не значит ничего. Путь к истинному блаженству и радости заключается в послушании Богу и отождествлении себя с Ним в Иисусе Христе. Сам Иисус ясно показал это, сказав:

Многие люди всю свою жизнь ищут одобрения со стороны других. Слишком много верующих занято поисками «фанатов». Они слишком озабочены тем, что о них думают другие. Мы не должны переживать о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение. Те, кого одобряет Бог, являются по-настоящему одобренными. Иисус предупреждал: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матфея 10:28).

Мы не должны заботиться о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение.

Те, кто ищут человеческого одобрения, легко приобретают «стадное мышление», в котором ключевым является слово «давайте»: «Давайте сделаем это», «Давайте сделаем то». Каждый вступивший под знамя «Давайте» больше не имеет собственной индивидуальности. Те, кто постоянно ищут одобрения других людей, не в состоянии мыслить самостоятельно. Они не управляют собой изнутри, но позволяют управлять и манипулировать собой извне тем людям, которым они гак усердно стараются угодить. Желание понравиться заставляет таких людей отказаться от собственной воли и целеустремленности. В Книге Притч 25:28 сказано: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим». Другими словами, если мы не управляем своей собственной жизнью изнутри, найдется кто-то, кто станет управлять ею извне.

Тщетное стремление получить одобрение мира напоминает историю о двух котах — старом и молодом. Старый кот, увидев, как молодой гоняется за своим хвостом, спросил его: «Почему ты так долго гоняешься за своим хвостом?». «Я узнал, что для кота нет ничего лучше счастья, а счастье заключается в моем хвосте — поэтому я за ним и гоняюсь. Когда я его поймаю, я обрету счастье», — ответил молодой кот.

«Сынок, я тоже когда-то обращал внимание на проблемы Вселенной, — усмехнулся старый кот. — Я тоже считал, что счастье кроется в моем хвосте, но заметил, что всякий раз, когда я гоняюсь за ним, он убегает от меня, а когда я занимаюсь своими делами и не обращаю на него внимание, он сам преследует меня».

Этим примером я хочу сказать следующее: люди больше всего ценят тех, кто не старается им понравиться, а просто ведет себя естественно и старается быть самим собой. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно никакого другого одобрения. Будучи наполнены Божьей любовью, мы можем отвечать Ему взаимностью, а также нам легко любить самих себя. Одобрение других тогда не представляется нам таким уж важным.

Божья любовь освобождает нас от необходимости искать человеческое одобрение. Знание того, что Бог любит нас, принимает нас, одобряет нас, что мы являемся новыми творениями во Христе, делает нас способными отвергнуть неприятие самих себя и принять здоровую любовь к самим себе. Когда мы чувствуем себя уверенными в Божьей любви к нам, в нашей любви к Нему и в нашей любви к себе, это подготавливает нас к выполнению второй главнейшей заповеди: возлюбить своего ближнего, как самого себя.

Принципы

1. Мы должны любить себя — не спесиво, а просто признавая в себе ту ценность, которую вкладывает в нас Сам Бог.

2. Бог полностью, совершенно принимает нас.

3. Мы — новые творения во Христе, возлюбленные, принятые и драгоценные в Его очах.

4. Уверовав в Иисуса, мы становимся новыми творениями во Христе, воссозданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится.

5. Бог уже выразил свое одобрение всем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем- либо одобрении.

6. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно ни¬какого другого одобрения.