10. Проблема не в разводе

Вопрос, который фарисеи задали Иисусу с целью спровоцировать Его, отражал неприкрытую реальность израильского общества того времени: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?» (Матфея 19:3). Начиная с дней Моисея, израильский мужчина имел законное право развестись со своей женой, просто объявив о своем решении и дав ей разводное письмо. Прошли столетия, и уже во времена последнего пророка Ветхого Завета Малахии проблема достигла поистине угрожающих размеров. Самый пустяковый повод мог послужить причиной для развода. К примеру, муж мог развестись со своей женой только за то, что она чихнула, когда он ел, или же за невкусно приготовленное блюдо. Женщине угрожал развод даже за то, что она вошла в комнату, где ее муж сидел со своими гостями, или просто потому, что посмела взглянуть на другого мужчину. Когда дело касалось развода, женщина полностью зависела от милости своего мужа, который мог прогнать ее от себя из-за малейшего каприза.

Ситуация была настолько серьезной, что пророк посвятил ей добрую половину своей книги. Многие израильтяне не понимали, почему Бог хранит молчание по этому вопросу и не отвечает на их молитвы. И вот Бог дает ответ через Своего пророка: «Вы скажете: «За что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женой юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. …Итак, берегите дух ваш и никто не поступай вероломно против жены юности своей» (Малахии 2:14,15). Уже в следующем стихе Господь говорит, что ненавидит развод.

Ситуация не изменилась и через четыреста лет, когда фарисеи приступили к Иисусу со своим вопросом, пытаясь заставить Его сделать выбор и сказать, кто был прав: Бог или Моисей. Они собирались обвинить Его, независимо от того, каким бы ни был Его ответ. Но фарисеи даже вообразить себе не могли, что задали вопрос Самому Творцу. Никто не знает особенности своего продукта лучше, чем его производитель. Обращаясь напрямую к производителю за разъяснениями, вы получаете от него самую точную и надежную информацию, что называется, информацию из первых рук. Институт брака создал Бог. Это был Его проект — великий проект — и никто не знает его лучше, чем Он Сам. Задавая Иисусу вопрос о браке, фарисеи спрашивали Творца о Его творении.

Производители обычно дают гарантию на свой товар. Согласно гарантийному обязательству производитель обязуется бесплатно устранять все возможные неполадки в своем товаре при соблюдении двух условий. Первое — пользователь не должен обращаться с просьбой о ремонте к лицу, не уполномоченному производителем оказывать такие услуги. Второе — пользователь не должен пытаться сам чинить купленный товар. Нарушение одного из этих условий аннулирует действие гарантии. В наши дни, как и во времена Иисуса, люди пытаются сами решать проблемы своих неудавшихся браков, не желая обращаться к Производителю, но в то же время требуют от Него выдать им гарантию успеха. Так не получится.

Проблема не в разводе

Ответ Иисуса удивил фарисеев. Они спрашивали о разводе, а Он заговорил с ними о браке. Они спросили: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женой своей?», а Иисус ответил: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчиной и женщиной сотворил их?» И сказал: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:4-6). Проигнорировав содержание их вопроса, Он дал им понять, что не в разводе дело. Развод — симптом более серьезного и тревожного явления.

Когда нам больно, важно сначала понять причину боли, чтобы можно было с ней бороться. Например, если у вас болит голова от перенапряжения и усталости, вам поможет таблетка аспирина. Но если причина более серьезная, аспирин устранит только внешний симптом, то есть головную боль. А причина, вызвавшая боль, если ее не лечить, только усугубит ваше состояние.

Иисус видел дальше симптома болезни — развода — и даже дальше самого института брака как такового. Он заставил фарисеев вернуться к началу, когда Бог творил будущее человечество, мужчину и женщину. Иисус вернул их к Эдемскому саду. До появления развода, до введения института брака, были мужчина и женщина — двое самостоятельных индивидуумов, обитавших в совершенной среде Эдемского сада.

Проблема неудачных браков и разводов состоит в том, что многие женятся или выходят замуж вне этой среды, но тем не менее хотят иметь тот же совершенный результат. Бог, Творец и Автор брака, гарантирует успех при условии, что брак будет включать в себя «Эдемские» ингредиенты или составляющие. Эти ингредиенты я называю «мужчина и женщина Эдема».

Иисус сказал: «Поэтому оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей», но не каждый готов на такой шаг. Только мужчины и женщины Эдема, которые пребывают в Божьем присутствии, подготовлены к тому, чтобы оставить свои дома и родителей и соединиться в успешном браке. Бог соединяет только мужчин и женщин Эдема, которые встретились в Его присутствии. Брак, заключенный вне пределов «сада», — это союз, заключенный людьми, а не Богом.

Когда вы встречаетесь с мужчиной или женщиной, который (которая) интересует вас, не спрашивайте его или ее: «Ты любишь меня?» Это неправильный вопрос для начала взаимоотношений. Первое, что вы должны спросить у своего потенциального супруга или супруги: «Ты мужчина (или женщина) Эдема?» Это очень важный вопрос, потому что вы должны знать, в каких взаимоотношениях с Богом состоит этот человек. То же самое он (или она) должен знать о вас. Счастливый брак — это равномерное соединение Божьих ингредиентов.

Развод — результат дефектного брака, а дефектный брак, в свою очередь, — результат дефектных ингредиентов. Как вы считаете, что получится, если в тесто для торта положить слишком много разрыхлителя? Ваш торт распухнет и лопнет. А если не положить его вовсе? Он не поднимется вообще. И в том, и в другом случае результатом станет испорченный торт и потерянное время. Кого в этом винить: торт или вас? Ведь когда вы приступали к выпечке торта, у вас, казалось, было все необходимое для успеха: исправная духовка, форма, хорошая мука, масло, сметана, сахар, да и с кухней тоже все в порядке. Так почему же ничего не получилось? Причина в одном из ингредиентов.

Такую же параллель можно провести и в случае с браком. Дело в том, что в самом институте брака нет ничего неправильного, а причина, по которой разваливается так много семей, состоит в том, что брак начинается с дефектных ингредиентов. Библия говорит, что брак сам по себе благороден и достоин уважения, чего не сообщает о людях, вступающих в него. Брак нужно высоко ценить, потому что это совершенный институт, установленный Богом, но люди оскверняют его разным мусором, а потом удивляются, почему у них нет результатов, обещанных Творцом. Проблема не в разводе, а в несостоявшемся браке, заключенном двумя несостоявшимися людьми, которые встретились вне пределов Эдемского сада и так и не стали по-настоящему независимыми индивидууммами.

Взгляните за картинку

Я люблю рассматривать поваренные книги, особенно если в них много красивых цветных иллюстраций. Ничто не может вызвать у меня аппетит сильнее, чем яркая картинка с восхитительным тортом, яблочным пирогом, вкусной запеченной курицей или ростбифом с гарниром. У меня начинают течь слюнки от одного только взгляда на эти вкусные блюда. А у вас, глядя на картинки с аппетитными деликатесами, не возникало такого чувства голода, что хотелось съесть и саму страницу? Но даже если бы мы и пожелали съесть все это, нам пришлось бы заглянуть за картинку и найти рецепт приготовления этих вкусных блюд. Чтобы получить такой торт, пирог или ростбиф, как на картинке в поваренной книге, нам потребуются все необходимые ингредиенты, а также рецепт их приготовления. В противном случае, у нас получится совсем не то, что мы видели на картинке. Мы будем разочарованы и вряд ли сделаем еще одну попытку взяться за приготовление этого блюда.

Многие так поступают со своей супружеской жизнью. Мысленно они рисуют себе яркие и заманчивые картины своей будущей семейной жизни, а потом бросается сломя голову в это предприятие, не подумав, есть ли у них для этого все необходимые ингредиенты, достаточно ли они подготовили себя для этого ответственного шага. Они заполняют свои головы мыслями о красивых свадебных платьях, шикарной машине, маленьком домике на берегу романтического озера, ужине при свечах, прогулках при лунном свете, чудесных малышах с ангельскими личиками. Без малейшей подготовки к такому важному шагу они вступают в брак и ожидают, что их семейная жизнь автоматически станет похожей на сказочную картинку, которую они нарисовали себе в своих мечтах. А когда этого не происходит, приходит разочарование, а за ним вскоре следует и развод.

Пирог хорош, если приготовлен из хороших ингредиентов. Не думайте, что это правило не относится к браку! Именно об этом и говорил Иисус. Фарисеи смотрели на красивую картинку с аппетитным пирогом, а Иисус говорил им о необходимости сначала заглянуть за картинку, в рецепт приготовления пирога. Его следует понимать так: чтобы брак стал таким, каким его задумал Творец, нужно начинать с чистых ингредиентов, которые были присущи мужчине и женщине из Эдемского сада, — добродетели, достоинства, высоких моральных качеств, смирения, любви, радости, мира, терпения, доброты, верности, нежности и самообладания.

Когда Иисус сказал, что человек не должен разрушать то, что сочетал Бог, фарисеи все равно продолжали искушать Его своими вопросами: «Как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с ней?» Он ответил им: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матфея 19:7,8). Короче говоря, не Божья модель брака, а человеческая греховность (дефектные ингредиенты) вели и ведут к разводу. Развод стал практичным и необходимым выходом для благополучия греховных людей, которые вступали в брак вне пределов Эдемского сада.

В мире есть два вида супружеских пар: те, которые сочетал Бог, и те, которых Он не сочетал. Бог соединяет только мужчин и женщин Эдема, которые встретились в саду Божьего присутствия, сочетались браком по Его воле и стали одной плотью. И тогда никто и ничто — никакая человеческая структура или власть — не в состоянии разрушить этот союз. В Божьих глазах он вечен. Законы человеческие, а не Божьи, соединяют людей, вступающих в брак вне пределов Эдемского сада, и эти же законы могут расторгнуть такой союз.

Если мы прислушаемся к словам Иисуса, то увидим, что Бог сочетает в божественном союзе только мужчин и женщин Эдема, сотворенных Им, а все другое — не больше, чем эксперимент, сопряженный с большим риском. Он сказал, что тех, кого «Бог сочетал, того человек да не разлучает». Иначе говоря, если вы ступаете в брак в Эдемском саду — если вы имеете все необходимые ингредиенты для успешной семейной жизни, — вы никогда не окажетесь в суде по делу о разводе.

Не торопитесь вступать в брак

Пытаясь «достучаться» до фарисеев, Иисус дал им ясно понять, насколько серьезными могут быть последствия развода: «Но Я говорю вам: кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матфея 19:9). Единственной причиной, которую Господь признает для развода, является прелюбодеяние.

Заметьте, что в данном случае мы ведем речь о браках, совершенных в Эдемском саду Божьего присутствия. Наш Бог — Бог завета, а брак — это завет. Прелюбодеяние аннулирует один завет, но зато воздвигает другой. Развод по любым другим причинам, кроме прелюбодеяния, не признается Богом, а разведенные супруги становятся виноваты в прелюбодеянии, если женятся или выходят замуж повторно. Человек, с которым разведенный мужчина или разведенная женщина вступит в брак, также будет повинен в грехе прелюбодеяния — настолько серьезно обстоит дело. Бог в игры не играет.

Услышав столь жесткие условия, ученики Иисуса смутились: «Говорят Ему ученики Его: «Если такова обязанность мужа к жене, то лучше не жениться». Он же сказал им: «Не все вмещают слово это, но кому дано»» (Матфея 19:10,11). Ученики поняли всю серьезность сказанного Господом. Они слышали о том, насколько ужасен развод и как высоки требования к вступающим в брак, поэтому и пришли к выводу, что лучше вовсе не жениться. Иначе можно попасть в западню.

Когда Иисус произнес: «Не все вмещают слово это, но кому дано», Он имел в виду, что брак не для всякого. Многие женятся или выходят замуж преждевременно, не будучи готовыми к этому шагу, а потом всю жизнь жалеют о своем опрометчивом решении. Иисус учит нас: «Не торопитесь вступать в брак. Не спешите с этим, потому что не каждый оказывается готовым для такого рода посвящения».

Иными словами: вы готовы к браку, если никогда не пожелаете его расторгнуть. Но если у вас возникает хоть одна мысль о необходимости составления брачного контракта, вы не готовы к браку. Если вы не отвергаете возможности развода как «выхода» из положения, вы не готовы к браку. Если у вас нет твердого намерения оставаться в браке, лучше не вступайте в него. Вы больше выиграете, если останетесь холостым.

Где бы ты ни находился, совершай то, к чему призван, и делай все так, как для Бога