11. Развод и Библия

Каждый читатель по-своему отреагирует на слово развод. Я даже не побоюсь сказать, что каждый читающий эту книгу в той или иной степени пережил горечь и боль развода.

Если лично вам удалось избежать этой беды, тогда развелись ваши родители или кому-то из близких вам людей довелось пройти через это тяжелое испытание. Статистические данные говорят, что после Второй мировой войны такое социальное явление, как развод, стало повсеместным.

Эта глава рассчитана на тех, кто еще не состоял в браке, а также на тех, кто развелся, на вдов и вдовцов и даже на тех, кто считает свой брак счастливым.

Сегодня в нашем обществе количество разводов принимает угрожающие размеры. Поэтому христиане должны противостоять этому злу. Им следует знать Божью волю на разные ситуации своей жизни, включая и развод.

Раньше у многих народов даже само слово развод считалось табу, не говоря уже о бракоразводном процессе. Теперь развод — нормальное явление нашей жизни.

Что такое табу? Это нечто, о чем не говорят, но знают, что оно существует. Чаще всего это нечто просто игнорируется. Даже сегодня многие христиане чувствуют себя неловко, когда разговор заходит о разводе.

Разрыв отношений между супругами, в результате которого они решают расстаться друг с другом и жить отдельно, я также считаю разводом, только без оформления юридических бумаг. Оставаясь фактически чужими друг другу людьми, такие супруги могут продолжать жить в одной квартире или доме. (Мы уже говорили об этом в начале книги.)

Давайте посмотрим, что Библия и мир говорят о разводе и как дьявол пытается использовать развод и разделение между супругами.

В Новом Завете только два человека высказывались на тему развода — Иисус и апостол Павел. Чтобы понять Божью точку зрения на развод, мы должны знать, что Господь говорил о нем в Своем Слове. Говоря о браке, они тут же упоминали и развод.

Давайте начнем с Евангелия от Матфея 5:31, где Иисус говорит о приходе нового Царства — нового правления. В Нагорной проповеди (Матфея, главы 5, 6 и 7) Господь говорил людям о необходимости изменить свои понятия и поведение, если они хотят жить и функционировать в новом Царстве. Начав Свою проповедь с Заповедей блаженства, Иисус учил, что новое Царство, Царство Небесное, которого они так долго ожидают, предполагает не внешние изменения, а глубокую трансформацию человеческого сердца. Иисус говорил Своим слушателям, что Главой Царства является Бог, Который смотрит на мотивы сердца, а не на эмоции. Бог смотрит на сердце человека, а не на его лицо.

Что говорил Иисус

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод пре

любодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

Матфея 5:31,32

Затем в Евангелии от Матфея, глава 19, Иисус снова возвращается к теме развода. На этот раз Он отвечает на вопросы фарисеев.

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Матфея 19:4-6

Фарисеи спросили Иисуса, почему Моисей позволил мужьям давать разводное письмо своим женам. Они хотели обличить Его в том, что Он настраивает народ против «закона Моисея».

Иисус ответил, что жестокость их сердец вынудила Моисея пойти на такой шаг, но в то же время Он напомнил им, что изначально Бог задумал все иначе. Следовательно, первоначальный Божий план для человека никогда не предполагал сегодняшнее состояние института брака. К сожалению, Божий идеал стал тяжелым испытанием для людей.

В отличие от фарисеев, ученики Иисуса поняли, что Он имел в виду: мужчина не должен был отсылать от себя свою жену по любому поводу, как это было во дни Моисея и после его смерти. Только прелюбодеяние могло быть достаточно серьезной причиной для развода.

Теперь даже речи не могло быть о том, чтобы оставить свою жену только потому, что она постоянно ворчит, или не умеет готовить, или потому, что кто-то красивее и богаче, чем она. Вот почему они в один голос воскликнули, что лучше и вовсе не жениться. В те времена поводом для развода могла стать любая мелочь, и решение этого вопроса оставалось за мужчиной.

Иисус говорил, что не каждый человек может оставаться неженатым и в то же время не грешить. Есть только три категории мужчин, которые могут оставаться неженатыми. Скопцы от рождения, т.е. мужчины, не имеющие сексуального желания, без функционирующих половых органов, те, кто был кастрирован в результате несчастного случая или намеренно (так часто поступали правители по отношению к рабам и пленным), а также те, кто пожертвовал своими естественными потребностями во имя служения Господу (стихи 11,12).

Иисус говорил, что брак не для каждого, но и не каждый может оставаться один. Брак не может считаться необходимым условием для служения Богу и для обретения вечной жизни в раю после смерти. Также брак не обязателен для достижения личного успеха в жизни.

Сегодня большинство современных народов и социальных обществ считают брак необходимым злом, в то время, когда он был задуман Богом как благо и благословение для человека. Однако не каждый в состоянии выполнять брачные обязательства, но и не всякому дано оставаться одному. В наше время большинство людей оказывается неподготовленным к вступлению в брак и выполнению всего, что связано с ним, духовно, эмоционально, физически и материально.

Что говорил Павел

Апостол Павел продолжил то, что говорил Иисус, обращаясь к церкви в Коринфе, одному из наиболее развращенных городов того времени. Сексуальная распущенность считалась нормой поведения среди жителей. Коринф был городом храмов, посвященных различным богиням, в которых жрицы предоставляли любому мужчине за определенное «жертвоприношение» сексуальные услуги в качестве служения «поклонения». Так, в одном храме насчитывалось до тысячи жриц. Поскольку секс считался одной из их религиозных обязанностей, жрицы почитались в народе.

Однако иудеи, жившие в Коринфе, питали к ним отвращение. Такое же отношение к жрицам любви было и у христиан-евреев. В Коринфской церкви было много покаявшихся и обратившихся язычников и даже несколько жриц, которые, тем не менее, не оставили своих языческих привычек. Подобно многим верующим сегодня, у них было новое сердце, но старые привычки. Павел написал им не одно послание (одно так и не дошло до нашего времени), где наставлял по многим вопросам. Так, брак и развод были для них основной проблемой.

Например, в одной из церковных общин мужчина был женат на своей мачехе или находился с ней в половой связи. Поскольку такие пороки, как блуд и прелюбодеяние, не только не скрывались, но, наоборот, поощрялись в обществе, коринфяне не понимали и, следовательно, не хотели принимать ту истину, что отношения между мужчиной и женщиной являются очень интимной стороной жизни и должны регулироваться определенными правилами и запретами.

Послание Павла было написано не как обращение ко всему Телу Христову, а в ответ на конкретную просьбу местной церкви дать совет по поводу происшедших там событий (1 Коринфянам 7:1). Первым, что он сказал, было: «…Хорошо человеку не касаться женщины» (стих 1). Я думаю, что им это не понравилось. Павел не имел в виду конкретные личности. Он давал совет — Божий или свой — относительно взаимоотношений между мужчиной и женщиной: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (стих 2).

Затем он объяснял, что женатый мужчина или замужняя женщина уже не владеют своим телом. (Мы говорили об этом в главе 8.) Поэтому, если женишься или выходишь замуж, говорил он, должен уразуметь одну вещь, что твое тело уже больше не твое. Павел также подчеркивал (стихи 32-35), что, становясь женатым мужчиной или замужней женщиной, ваше время и внимание принадлежат вашему партнеру. Холостые и незамужние могут заниматься делами, угодными Богу, а женатые и замужние думают о мирском и о делах, угодных друг другу, говорил Павел.

Если вы никогда не были женаты, или если вы разведены, или овдовели, хорошенько подумайте над этим советом.

Надеюсь, мне удалось убедить вас пересмотреть свой традиционный взгляд на супружескую жизнь, и вы прислушаетесь к совету Павла до того, как пойдете к алтарю. Спросите сами себя: «Есть ли во мне все необходимое, чтобы прожить с этим человеком всю жизнь, пока не умру? Если я не уверен, что справлюсь, то лучше остаться одному, чем жениться». Готовы ли вы делиться своим личным временем, материальными благами, секретами, стремлениями, мечтами, целями, видениями и желаниями с другим человеком? Брак — это принесение в жертву на алтарь любви вашего исключительного права принадлежать только себе.

Павел предупреждал, что те, кто не может воздержаться, пусть лучше вступают в брак, чтобы не допустить блуда (стих 2). Лучше иметь дело с семейными проблемами, нежели «разжигаться» и впасть в грех (стих 9). Стоит вам попробовать сексуальных отношений, и у вас появится «голод», который нужно утолять. В тот момент, когда вы испытаете физическое наслаждение, в вас проснется сила, с которой вы не сможете справиться до самой старости. Так что будьте осторожны.

Я согласен с Павлом: если вы не разбудили в себе сексуального аппетита, лучше не делайте этого. Посвятите свое время и энергию Божьим делам. Подготавливайте себя к встрече с тем человеком, которого Бог приведет к вам.

Совет Павла женатым

Предположим, что вы уже женаты. У Павла есть совет и для супружеских пар:

♦ Пусть они не разводятся (стихи 10,11).

♦ Но если вы развелись, тогда не вступайте в брак снова или помиритесь (стих 11).

♦ Если вы женаты на неверующей или замужем за неверующим, если это возможно, то оставайтесь в браке, ради детей (стихи 12-14).

♦ Если ваш неверующий супруг или неверующая супруга захочет уйти, то пусть уходит. Вы с ним или с ней не связаны (стих 15). Но если неверующий захочет принять Господа и жить новой жизнью, тогда оставайтесь вместе.

Если неверующий супруг хочет жить с вами, а вы молитесь, читаете Библию, даете десятину, посещаете церковь и служите больным, тогда вы должны оставаться с ним, даже если он или она пока не собираются приходить к Богу. Своим образом жизни вы можете завоевать его или ее для Бога.

Если вы уйдете, ваш шаг может быть использован Богом, чтобы коснуться сердца неверующего. Конечно, если вы останетесь, у Святого Духа будет больше шансов спасти этого человека. Поэтому живите с ним или с ней как можно дольше.

Слово «пусть» в данном контексте означает «разрешение». Если неверующий супруг или супруга оставляет вас, разрешите ему или ей уйти. Не задерживайте их, не стойте у двери. Верующие, не бегите за ними и не хватайте их за полу. Не звоните ему и не спрашивайте, где °н был и с кем. Пусть он уходит!

Если вы цепляетесь за своего уходящего супруга или супругу — значит, вы не повинуетесь Слову Божьему, конечно, вы можете попытаться продолжать жить с таким человеком, терпеть ссоры и разногласия вопреки своим взглядам. К сожалению, супружеская жизнь не

предполагает идеальных отношений, безоблачных дней. Часто препятствием становится воля одного из супругов. Конечно, вы можете попытаться контролировать ее, но тогда это будет называться колдовством.

Павел говорил: «…К миру призвал нас Господь» (стих 15). Если бы каждый разведенный смог до конца понять эту истину, он или она расправили бы свои плечи и подняли голову. Мир Духа Святого сохраняет ваш ум в здравом состоянии, сосредотачивая его на познании Бога.

Павел учил этим истинам, призывая оставаться в том общественном положении, в котором Бог спас вас. (Мы говорили об этом в Главе 8.) Однако он не имел в виду, чтобы вы продолжали грешить или оставаться храмовой проституткой.

Он говорил: «Не впадайте в крайности. Получив спасение, не заявляйте своему супругу или супруге, что больше не собираетесь с ним или с ней спать, потому что отныне ваше тело — это храм Бога».

«Если вы раб, который служил своему хозяину много лет, не убегайте от него, когда вы спасены. Оставайтесь на своем месте и продолжайте служить как можно лучше. Пусть Бог изменит ваши условия жизни. Вы же держитесь своего слова и поступайте правильно» (стихи 20-24).

«Если вы служащий, не бросайте свою работу, чтобы жить «по вере», ожидая от Бога чего-то сверхъестественного. Где бы вы ни находились, делайте то, что вы призваны делать, и делайте так, как для Бога».

«Если вы иудей, обрезанный на восьмой день согласно традиции своих отцов, не ищите доктора-грека, который сделает вам операцию и восстановит удаленную плоть». (К вашему сведению, многие молодые люди из иудейской элиты так и поступали, когда вошли в моду греческие олимпийские игры, где участники должны были быть обнаженными.)

«А с другой стороны, — говорил Павел, — если вы не еврей и не обрезаны, не обрезайтесь сейчас, потому что это была ветхозаветная традиция. Теперь ваше сердце обрезано в знак заключения Нового Завета с Богом».

А что Павел говорил о незамужних девицах? Вы можете ответить, разве Павел не имел в виду их, говоря о неженатых и незамужних? Нет, не имел, потому что таковыми могут быть еще и вдовцы, вдовы, разведенные, а также те, кто находится во внебрачной половой связи.

Вот почему Павел говорил, что лучше вступить в брак, чем разжигаться плотскими страстями. Давайте прочтем стихи 27 и 28: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти…»

Павел добавил: «…а мне вас жаль». К Павлу, пастору пасторов, должно быть, часто обращались с подобными проблемами. Учитывая свой многолетний опыт христианского консультанта, я согласен с Павлом, хотя и очень люблю свою жену. У нас счастливый брак, но истина остается истиной: когда вы один, Бог может оставаться вашим единственным приоритетом. Когда вы женаты, ваше внимание поглощают мирские заботы.

Если вы женитесь, то не согрешите, но для вас начинается жизнь, полная хлопот. Помните? Проблемой Адама было одиночество, а не его самостоятельность. Чтобы не быть одиноким, не обязательно жениться.

В принципе, совет Павла прост: если вы можете руководить своими страстями, не торопитесь жениться, пока не удостоверились, что сумеете правильно управлять своим браком. Но если вы чувствуете, что не сможете совладать со своими страстями, тогда найдите верующего или верующую и выходите замуж или женитесь, чтобы не впасть в грех. И все же вам следует прежде удостовериться, что у вас есть все для того, чтобы ваш союз состоялся.

Я вам гарантирую, что если вы женитесь только потому, что пылаете страстью, ваш брак, в конце концов, развалится. Лучше отдайте Богу свою страсть, принесите ее в жертву на алтарь. Но если вы решили жениться, просите Его привести к вам достойного вас человека.

Я бы написал вам то же самое, дорогой читатель, что Павел написал христианам Коринфской церкви. Я говорю это не для того, чтобы поставить вас в какую-то зависимость, ограничить в чем-то или навязать вам свое мнение. Но я пишу это для того, чтобы наставить вас на правильный путь, на котором вы могли бы безраздельно посвятить себя Богу (стих 35).

О вдовцах и вдовах Павел говорил, что они могут снова вступать в брак, но пусть это будет согласно с Божьей волей. Однако он тут же добавляет, «но с моей точки зрения лучше оставаться одному».

Одна из самых опасных вещей при чтении Библии — это толкование стихов в отрыве от контекста