12. Генеалогия развода

Б этой главе мы поговорим о разводах между Божьими людьми, а также узнаем о том, что говорили Иисус и Павел по этому вопросу.

В Евангелии от Матфея 5:31 Иисус говорит: «Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» (курсив автора). Сказано кем? Евреи, кому Иисус адресовал Свою Нагорную проповедь, понимали, кого Он имел в виду. Он говорил о Моисее, записавшем Божьи повеления и наставления в форме закона: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…» (Второзаконие 24:1).

Одной из самых опасных вещей при чтении Библии является толкование библейских стихов в отрыве от их контекста. Остерегайтесь строить доктрины и богословские теории на одном стихе, вырванном из главы или книги, так как это может привести вас к серьезной ошибке. Контекст очень важен для познания самого Проповедника, тех, к кому он обращается, понимания Предмета обсуждения и причины, которая заставила его обратиться к этой теме. (Мы касались этого вопроса в предыдущей главе.)

Мы узнали, почему Павел говорил о разводе, и увидели, что ему пришлось иметь дело с конкретными ситуациями, возникшими в церкви в Коринфе.

Иисус — Учитель премудрости

Павел писал в Первом послании к Коринфянам 1:30, что Иисус сделался для нас Божьей мудростью, праведностью, освящением и искуплением. Иисус также был «Учителем премудрости».

«Обучение премудрости» было одним из образовательных методов, использовавшихся в дни, когда жил Иисус. Этот метод предполагал использование учителем образных оборотов речи, примеров, взятых из повседневной жизни, гипербол, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительной основную мысль своего рассказа. Такой метод обучения можно назвать практичным, разумным. (Гипербола — стилистический прием, используемый для усиления эффекта того или иного высказывания. Например, «сильный, как бык».)

Обращаясь к Своим слушателям, Иисус говорил: «Если тебя соблазняет твой правый глаз, вырви его и отбрось от себя». Но эти слова не были рассчитаны, чтобы их воспринимали в буквальном смысле. Он не призывал слушающих вырвать себе глаз. Но поскольку они привыкли к такому способу подачи информации, Иисус использовал гиперболу, чтобы слушатели лучше поняли Его. А в действительности смысл Его слов был таким: «Если нечто, что кажется тебе важным и необходимым, заставляет тебя грешить, лучше избавься от него, потому что оно приносит тебе больше вреда, чем пользы».

Если высокооплачиваемая работа не оставляет вам времени для общения с Богом, посещения церкви, занятий с детьми, оставьте ее и найдите другую. Пусть вы будете зарабатывать меньше, зато, в конечном итоге, выиграете больше для себя и своей семьи.

В этом образовательном методе также использовались пословицы (мудрые высказывания), загадки, притчи (истории из реальной жизни с моралью) и аллегории. (Аллегория — это иносказательное выражение или целый рассказ, в котором одни образы заменяются другими для большей выразительности.)

Так, пророк Нафан пришел к царю Давиду с аллегорическим рассказом. Он рассказал царю, как один богатый человек, у которого было много крупного и мелкого скота, забрал у бедняка последнюю овечку и убил ее, чтобы устроить пир для своих гостей. Нафан использовал аллегорический образ: вместо слова «жены» он использовал слово «овцы», чтобы показать Давиду весь его эгоизм и греховность (2 Царств 12:3).

Когда я впервые начал изучать библейский подход к проблеме развода, то вместо истины пришел к догме. Мы знаем, что догма — это «когда я прав, а ты нет, что бы ты мне ни говорил. И вообще, не надо запутывать меня своими фактами».

Вместо того, чтобы изучать Слово с точки зрения здравых принципов толкования, мы приходим к ложным выводам, основанным на недостаточных доказательствах.

Развод и повторный брак — это тема, вызывающая много путаницы в людских умах. Развод ставит бывших супругов, как христиан, так и не христиан, под проклятие, как, пожалуй, никакой другой грех.

«Разве я согрешил против Бога?»

«Если Бог простил меня, почему у меня не проходит чувство вины? »

«Разве я совершил прелюбодеяние тем, что женился во второй раз?»

«Правильно ли я поступил? Может быть, мне стоило подождать подольше, прежде чем решиться на такой шаг?»

Если в своей жизни вы пережили развод, я думаю, такие вопросы, пусть не все, но приходили к вам в голову.

Чтобы понять, что Библия говорит об этой проблеме, нужно уметь правильно толковать ее стихи.

Принципы толкования

Есть три принципа правильного толкования Святого Писания:

1. Читая Библию, постоянно держите в памяти интересующий вас вопрос.

2. Постарайтесь узнать об исторической обстановке, в которой писался стих или стихи. Знание культурной и образовательной ситуации того времени, политических, экономических и социальных условий помогут вам прийти к правильным выводам.

3. Внимательно прочитайте стихи, предшествующие тому, который вы изучаете, а также те, что следуют за ним. Предшествующие стихи (предшествующий текст) и последующие стихи (последующий текст) и составят контекст каждого стиха, который вы читаете или слышите.

Какую бы книгу вы ни читали или кого бы вы ни слушали, всегда помните, что проповедник строит свое учение на стихе, имеющем контекст и определенный исторический фон. Если его учение игнорирует это — значит, оно ошибочно. Вам следует проверить все самому, иначе вы можете поверить ложным выводам и впасть в заблуждение.

Итак, возвращаясь к закону Моисея, нужно знать, что имел в виду Иисус, цитируя Моисея и затем интерпретируя его правила.

В Нагорной проповеди Иисус учил Своих слушателей правильному отношению, которое характерно для Царства Божьего. Контекст Его комментариев предполагал «правильное мышление» и «правильные действия».

Заповеди блаженства (Матфея 5:30,31) являются предшествующим текстом. Люди с такими понятиями и отношениями становятся «светом миру». Затем Иисус произносит фразу, цель которой — успокоить защитников закона Моисея и пророков. «Я сразу хочу сказать вам, что Я не против Моисея, Исаии, Иеремии или любого другого автора закона и пророков. Я не пришел отменить то, что они говорили. Напротив, Я пришел исполнить все, чему они учили. Более того, если кто-то из вас учит не подчиняться закону и пророкам, отменить его, таковой будет назван наименьшим в Царстве Небесном. Все, что сказано в законе и пророках, будет пребывать до тех пор, пока будет стоять земля и небо. Поэтому поймите правильно то, что Я собираюсь сказать вам» (стихи 17-20).

Исполнить означает «показать истинное намерение». Читая это место, обычно верующие думают, что Иисус пришел исполнить положения закона. Но не об этом говорил Иисус. Он пришел показать значение и цель закона. Иначе говоря, Иисус пришел показать «дух закона», или на языке юристов, его истинный смысл.

Иисус говорил об истинной праведности, в отличие от показной (исполнение религиозных ритуалов и другое). Истинная праведность (стих 20) запрещает не только убивать, но даже ненавидеть своего ближнего и желать ему смерти. Истинная праведность означает, что вы даете десятину Богу и прощаете своих врагов. Истинная праведность исключает не только физическое прелюбодеяние, но даже желание удовлетворить свою страсть или подумать с вожделением.

Затем Иисус использовал гиперболу, чтобы сильнее подчеркнуть то, о чем Он говорил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (стих 29). И только после такого вступления Он стал говорить о разводе.

Текст, который следует после Его комментария о разводе, говорит о клятвах и о мести врагам. Иначе говоря, Прелюбодеяние и развод стоят в списке беззаконий в одном ряду с ненавистью, нарушением клятвы и местью.

Контекст, как я отмечал выше, подразумевает, что «ваши мысли так же важны, как и ваши поступки». Иисус говорил, что проблема заключается в том, что ведет к разводу, а не сам развод. Развод — это только следствие вашего неправильного отношения к своему супругу или супруге. По сути, развод — это симптоматическое проявление супружеской неполноценности.

В Евангелии от Матфея, глава 19, контекст стал ответом на вопросы фарисеев. Предшествующий текст — их вопросы, а последующий текст — комментарии учеников на ответы Учителя.

А теперь давайте рассмотрим правила Моисея относительно развода, чтобы понять исторический фон замечаний Иисуса по этому поводу.

Истоки развода

Какой контекст книги Второзаконие 24:1? Законодатель Моисей собрал в одну книгу все законы, уставы, гражданские постановления, которые Бог дал ему для управления народом Израильским. Так же, как и в Нагорной проповеди Иисуса, комментарии Моисея составляют центральную часть закона, охватывающего абсолютно все сферы жизни израильтян, начиная от финансов и заканчивая вопросами охраны здоровья, гигиены и правил поведения.

Внимательно прочитав оба места Писания, вы увидите, что Иисус по-новому трактовал постановления Моисея, касающиеся разных жизненных ситуаций. Всему закону Моисея Он придал духовный аспект, отчего тот стал еще более обязательным для исполнения. Иисус вернул закону его «дух». Но согласно Новому Завету, который Он пришел установить, самое главное не поступки человека, а его сердце.

Внимание Иисуса было направлено не на развод как таковой, а на причины, ведущие к нему. Он говорил, что Моисей позволил разводиться «по жестокосердию вашему» (Матфея 19:8). Что это значит? Означает ли это, что по своему жестокосердию они совершали прелюбодеяние и поэтому Моисею ничего не оставалось делать, как позволить им разводиться?

Но Моисей даже и не собирался заниматься проблемой прелюбодеяния.

Он никогда не упоминал прелюбодеяние, как необходимое условие для развода, поскольку единственным наказанием прелюбодеяния была смерть через побивание камнями. Значит, во времена, когда жил Моисей, грех прелюбодеяния не считался основанием для развода. Мужья оставляли своих жен по другим причинам. Вот почему фарисеи спрашивали Иисуса, позволительно ли мужу разводиться со своей женой по всякой причине (Матфея 19:3). Хуже того, муж имел право просто сказать: «Я развожусь с тобой», повернуться и уйти, а потом жениться на другой. А женщина не могла выйти замуж вторично без разводного письма, которое являлось юридическим документом. Часто женщина, оставленная мужем, не имела никаких средств к существованию. Этим объясняется обычай обменивать приданое (деньги, которые давали родители мужа и жены, в качестве свадебного подарка) на монеты, которые женщина носила вокруг шеи или пришивала к своему головному убору. На эти монеты женщина и жила, когда муж оставлял ее.

Без знания контекста невозможно понять, что Моисей имел в виду. Он говорил, что мужья больше не имеют права так относиться к своим женам. Если какому-то мужу захочется сбежать от своей жены к другой, он должен был дать ей разводное письмо.

Моисей защищал женщин

Итак, Моисей ввел своеобразную процедуру развода для тех мужчин, которые хотели отделаться от своих Жен. Эта процедура включала три этапа: 1) муж должен был написать разводное письмо; 2) вручить его своей бывшей жене и 3) отослать ее от себя.

Фраза «отослать ее от себя» — это оборот речи, который использовался израильтянами со времен исхода из рабства, когда египтяне «отослали их от себя». Отсылая человека, нужно было снабдить его имуществом, деньгами и другим добром. Если хозяин «отсылал своего раба», он давал ему некоторую сумму денег, запасную одежду, немного скота. Иначе говоря, человек, которого «отсылали от себя», должен был иметь достаточно средств, чтобы начать новую жизнь.

Отвечая на вопрос фарисеев, Иисус имел в виду следующее: «Моисей приказывал вашим предкам давать разводное письмо своим женам, потому что они были настолько жестокосердны, что оставляли своих бывших жен обездоленными, без каких-либо средств к существованию и без всякой надежды снова выйти замуж.

А Я говорю вам, что в глазах Бога оставлять свою жену по любой причине — это беззаконие. Я пришел, чтобы научить вас быть милосердными, поэтому вместо того, чтобы до смерти забивать камнями женщину, пойманную в прелюбодеянии, лучше развестись с ней. Прелюбодеяние должно стать единственным поводом к разводу — расторжению супружеской клятвы, а не любая мелочь, которая вам может не нравиться в вашей жене».

Затем Иисус подчеркнул, что развод, позволенный Моисеем, никогда не входил в Божьи планы. Бог создал мужчину и женщину и соединил их в одно целое. Он сказал, что мужчина должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене. Бог также сказал, что никто не имеет права разрушить союз, скрепленный клятвой верности.

Иисус хотел заставить их задуматься над тем, как строить супружескую жизнь (Бытие 2:24), а не изобретать причины, по которым можно было бы отделаться от нее. Если у вас правильный брак, вам никогда и в голову не придет разводиться. Самое главное — это ваше отношение друг к другу и ваше сердце.

Бог ненавидит развод, нарушение обета, данного слова, но Он все же любит разведенных. По Новому Завету любой грех, кроме хулы на Духа Святого, покрывается кровью, как только вы покаялись и получили прощение.

Многие религиозные люди ведут себя сегодня так, как будто развод — непростительный грех, такой огромный, что даже кровь Христа не может покрыть его. Но тогда развод становится более ужасным преступлением, чем убийство!

После смерти Моисея развод становится распространенным явлением, наверное, столь же частым, как и в наши дни. Иначе, самаритянка, у которой было пятеро мужей, а с шестым она жила вне брака, считалась бы изгоем общества. Между прочим, Писание не говорит, что все пятеро ее бывших мужей умерли.

Развод стал настолько обыденным явлением, что когда Бог решил отторгнуть народ Израиля и отослать в плен народ Иуды, Он использовал женитьбу и развод в качестве аллегории, чтобы объяснить, что должно произойти с обоими народами.

В книге Иеремии 3:8 Бог сказал, что дал «неверной дочери Израилевой» разводное письмо и отослал ее за все ее прелюбодейные действия. Но даже это не заставило «вероломную сестру ее Иудею» перестать блудодействовать с другими народами и их богами и вернуться к своему законному Мужу.

Во дни Иисуса       было весьма распространено

многоженство, но не так часто, как во времена Авраама. Однако были такие периоды в истории Израиля, когда Бог Сам фактически приказывал евреям разводиться! Это происходило в дни после возвращения евреев из вавилонского плена. Тогда еврейские мужчины брали себе жен из иноплеменных народов, язычниц, поклонявшихся другим богам (Ездра, глава 10). Когда пророк узнал об этом, он настолько опечалился, что разодрал на себе одежду и рвал волосы на голове и бороде. Однако не нужно объяснять позицию Ездры в отношении «смешанных браков» расовыми предрассудками. Основанием для нее, скорее, была духовная несовместимость. Он знал, что смешанные браки с язычниками, поклоняющимися идолам, всегда вели Израиль и Иуду к падению. Тогда он велел мужчинам, у которых были иноплеменные жены, отослать их, и Библия говорит, что они все согласились так сделать.

Чтобы избежать серьезной ошибки, не пытайтесь применять Божьи принципы и заповеди для обоснования любой жизненной ситуации. Я не говорю о «ситуационной этике», не признающей абсолютных норм и стандартов, позволяющей вам поворачивать правила так, как вам выгодно. Но я говорю о том, что необходимо спрашивать у Бога, какой из Его принципов или какая из Его заповедей может быть применима к той или иной ситуации. Иначе, неправильно используя Слово, вы можете впасть в такой грех, как намеренное непослушание.

Ситуация, которая сложилась при Ездре, требовала принципа, отличного от описанного в книге Бытие 2:24, где говорится о единой плоти и о запрете разрушать то, что сочетал Бог. Тогда в Израиле была совсем другая ситуация. Бог не сочетал союзы с язычницами.

Ездра действовал согласно другому принципу — «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными…» (2 Коринфянам 6:14). Вторая часть стиха говорит: «…ибо какое общение праведности с беззаконием?..»

Корни такого явления, как развод, идут в глубь веков, во времена античности. Супружеские пары разводились в любом народе, при любой цивилизации. Что касается Израиля и позднее Иуды, то начало разводу было положено великим законодателем Моисеем.

Все, что говорил Иисус или другой учитель в Израиле, должно было согласовываться с Моисеевым законом. Иисус был согласен с этим. Он говорил: «Если вы хотите развестись со своей женой, дайте ей разводное письмо, но поводом к разводу может быть только прелюбодеяние». Иисус был не только согласен с Моисеем, но Он пошел дальше, подняв планку ответственности выше. При Новом Завете намерения и мотивы поступков и действий стали важнее, чем сами поступки и действия.

Иначе говоря, Иисус, отвечая на вопрос о разводе, говорил о браке. Он подтвердил принцип, который гласит: если брак строится на правильном основании, не будет необходимости думать о разводе.

С начала сотворения мира Бог возложил ответственность за брак на мужчину