11. Не оставайтесь должными

Непорочная совесть пред Богом и людьми

Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

Ибо заповеди: “не прелюбодействуй”, “не убивай”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “не пожелай чужого”, и все другие заключаются в сем слове: “люби ближнего твоего, как самого себя”.

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Римлянам 13:7-10

“Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк…” Согласно этому Слову, мы должны отдавать государству то, что ему принадлежит. “Подать и оброк” — это все налоги, квартплата, в которую входит плата за воду, газ и т.п. Не крадите воду, не крадите электричество, не крадите газ — платите за них! Если вам нужно платить налоги — платите налоги, отдавайте кредит, и будьте детьми своего Господа. Даже Иисусу пришлось платить налоги, и Он не раз говорил, что мы обязаны это делать. Иисус мог бы сказать: “Я с неба сошел, и Мое Царство — не ваше царство, поэтому Я отдаю должное только Богу, а кесарю платить налоги Я не могу”. Он также не сказал: “Я — израильтянин, Я — иудей, поэтому буду платить налоги только нашему правительству, но не вам, римляне, потому что вы — захватчики”. Напротив, Иисус сказал:

…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Матфея 22:21

В Книге Деяния Апостолов Павел пишет:

…Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми… Деяния 24:16

Возлюбленные, мы можем иметь непорочную совесть только тогда, когда делаем все честно, на законных основаниях. Поэтому нельзя мужчине и женщине жить вместе, не пребывая в законном браке. Мало того, что вы этим нарушаете Божий закон, закон страны, закон морали, мужчина остается должным еще и женщине. А когда взрослый мужчина “гуляет” с несовершеннолетними девочками — это ужасное преступление и перед этим ребенком, и перед людьми, и перед законом, и тем более перед Богом. Когда человек подвизается, чтобы его совесть была чистой перед людьми, он выполняет все свои обязанности и в отношении детей, и жены (мужа), и в отношении родителей, и в отношении работы, и в отношении общества. Вы должны быть в состоянии с чистым сердцем сказать: “Я делаю все возможное”, — и вам при этом не должно быть стыдно, потому что эти слова соответствуют истине.

Видите ли, надо стараться прилагать усилия, чтобы иметь чистую совесть и не быть никому должником. Конечно, люди часто лгут, говоря: “Я отличный семьянин, верный муж, отменный работник”, — ведь мало кто из людей, а тем более незнакомых, знает, как обстоят дела на самом деле. Но Богу вы не солжете, потому что Он все видит, все о вас знает. Мы призваны и обязаны жить чисто и порядочно, чтобы быть свободными в духе и таким образом иметь свободный доступ к Божьему престолу. А грех, как известно, связывает и запинает. Написано:

…Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, —

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.

1-е Петра 2:15,16

Как христиане, мы несем “легкое иго” Иисуса, что и подразумевает свободу от привычного для неверующих ярма курения, пьянства, предательства, лжи, воровства, сребролюбия и т.п. Узы этих грехов настолько опутали общество, что человек без этой грязи грешникам кажется ненормальным. Сейчас в миру свободный от злоречия человек считается белой вороной, а свободный от прелюбодеяния, непорочный — аномалией. Мир насмехается над святыми Божьими, особенно если они не отделены от общества стенами монастырей и не отличаются длинной черной одеждой (тех мир считает “профессионалами”). Но если современный “монах” живет в соседней квартире или работает рядом, грешных людей это часто раздражает, т.к. свет, который в нас, верующих, не только показывает выход из тьмы, но также открывает людям глаза на их собственные грехи, с которыми они не хотят расставаться.

Однако речь сейчас о том, что мы не должны “употреблять свободу для прикрытия зла”, т.е. играть с огнем, продолжая вести нечестивый образ жизни, называя себя христианами, — нам не позволительно оскорблять имя Господа Бога. Мы не используем свободу, чтобы покрывать злые дела, — мы не покрываем зло, дела тьмы, а, наоборот, открываем дела тьмы и изгоняем нечестие из своей среды, потому что Библия говорит:

…Но я писал вам не сообщаться с тем, кто* называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?

Внешних же судит Бог. Итак извергните развращенного из среды вас.

1-е Коринфянам 5:11-13

Божий порядок

Церковь — это общество освобожденных людей, которые очистились от прошлого и идут на небо; людей, которые хотят жить, как Иисус, прославлять Иисуса и наследовать Царство Небесное. Поэтому, если вы называете себя христианином и продолжаете вести нечестивый образ жизни, церковь — это не ваше место. В каждом доме есть свои правила и свой порядок, а тем более в доме Отца, Который является Богом порядка и света, а не тьмы и хаоса. Последнее — это прерогатива князя мира сего.

Говоря о Божьем порядке, апостол Петр далее пишет:

Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам…

1-е Петра 2:17,18

Бунтовщики не являются детьми Бога. Бунтуют только люди амбиций, эгоизма, смерти, те, которые живут по плоти. Дети Бога — люди с чистой совестью, которые чтят царя и повинуются господам, причем не только добрым, но и злым, потому что имеют страх Божий, а страх Божий — начало мудрости (см.: Притчи 1:7). Мудрость же от Бога в смирении отдает должное: “…кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь”. Конечно же, мы боимся только Бога, поэтому следим за собой, чтобы не согрешить, не огорчить Его, не лишиться Его любви и не отпасть. Поэтому, если вы считаете себя мудрым, но при этом не боитесь Бога, — вы даже еще не начали христианской жизни.

Написано:“не только о себе каждый заботься, но каждый и о других” (Филиппийцам 2:4). Значит, заботиться о себе нужно и полезно, но нужно знать меру в этом, чтобы не упасть, и находить время, для заботы о других, почитая их выше себя. Очень многие люди в наше время не почитают ни начальствующих, ни царя, позволяя себе осуждать и критиковать всех подряд: от Президента до своего непосредственного начальника. Но если бы вы были лучше и мудрее, чем они, то были бы на их месте. Так что посвятите свое свободное время прилежной учебе, и, может быть, вы когда-нибудь достигнете их вершин. Я слышал, как люди, которые даже школу не закончили и практически ничего не знают (кроме, конечно, своих нужд), пытаются осудить за “неграмотность” достойнейших из людей — политиков и ученых… Библия говорит: “Кому честь, честь”.

Почтительность

Только свободный в духе человек почитает выше себя даже тех, кто значительно ниже его в социальном или финансовом плане. В этом состоит свобода, а не в том, чтобы критиковать. Есть люди, которые считают унижением подчиняться начальникам- женщинам или тем, кто их моложе. Это — рабство.

Когда вы пойдете к Богу, Он вам скажет: “Я тебя не уважаю, потому что ты не уважал тех, кого Я поставил над тобой”. Самое ужасное то, что такие бунтари-критики совершенно не воспринимают советов и замечаний в свой адрес, так как не имеют страха Божьего и никого не почитают. Они даже не хотят слушать проповеди, обличающие в грехах:

Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притчи 15:12

Но обличения “неудобны” только для плоти, поэтому она противится. Не многие любят, когда их ругают, учат, но внимающий обличениям приобретает жизнь, потому что его дух назидается, а сам человек исправляется. Возрожденный человек понимает это и смиряет свою плоть. Но люди, являющиеся рабами своей плоти, не принимают обличений — это люди погибели. Примите же решение прислушиваться к советам и обличениям.

Писание учит нас почитать также и женщин.

Такжеи вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

1-е Петра 3:7

Не забывайте, мужья, что в духовном мире вы с женой являетесь одним телом, поэтому и любите ее, как свое тело, и заботьтесь о ней. Идя на молитву, проверьте, не огорчили ли вы случайно свою супругу, чтобы не случилось так, что ваш дух в огне, а молитва “выше потолка” не поднимается, потому что в соседней комнате трудится женщина, которую вы превратили в служанку. Ведь она дарована вам Богом как подобная вам помощница (см.: Бытие 2:20-23), что предполагает, что вы должны трудиться, а она вам помогать, а не наоборот: она трудится, а вы — ничего не делаете. Помогите своей жене по дому, а потом вместе молитесь, и Бог ответит на эту молитву согласия быстрее, чем вы ее завершите.

Почитайте также людей старшего возраста, потому что своим отношением к ним вы определяете будете ли вы почтенным человеком в преклонном возрасте или вами будут пренебрегать, как некогда это делали вы.

Также Писание учит нас почитать пресвитеров церкви.

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. 1-е Тимофею 5:17

Мы должны отдавать честь нашим церковным лидерам: пасторам, учителям, проповедникам, пророкам, лидерам домашних групп. Нам нужно оказывать им сугубую честь, иначе, во-первых, ничему не сможем у них научиться и, во-вторых, не будем иметь покрытия в духовном мире.

Ищите способы оказывать людям честь. Плоть может “уговаривать” вас в том, что это унижение, но вы должны быть водимы Духом; а духовный закон гласит: что посеет человек, то и пожнет.

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.

Римлянам 13:8

Итак, единственный долг, который Бог позволяет нам иметь, — любовь. Мы обязаны любить людей, и особенно — братьев и сестер.

Золотые истины

• Надо прилагать усилия к тому, чтобы иметь чистую совесть и не быть никому должником.

• Мы не должны “употреблять свободу для прикрытия зла”, т.е. играть с огнем. Ведя нечестивый образ жизни и при этом называя себя христианином, человек оскорбляет имя Господа Бога. Это недопустимо для нас.

• Почитайте людей старшего возраста, потому что своим отношением к ним вы определяете: будете ли вы почтенным человеком в преклонном возрасте или вами будут пренебрегать, как некогда это делали вы.

• Почитайте женщин.

• Почитайте духовных наставников.

• Почитайте окружающих вас людей. Ищите способы оказывать им честь. Плоть может “уговаривать” вас в том, что это унижение, но вы должны быть водимы Духом; а духовный закон гласит: что посеет человек, то и пожнет.