10. Мифы и истины о депрессии

Депрессия — состояние, хорошо знакомое многим христианам. Вы спросите: «Как же так — «унылый христианин»? Эти два слова противоречат друг другу, они не сочетаются. Если человек истинно рожден в Духе, исполнился Духа, то разве может он унывать? Если христианин страдает от депрессии, — значит, что-то не в порядке, значит, у него с Господом есть нерешенные вопросы. Должно быть, в жизнь этого человека просочился грех».

Как лихо придумано! И главное — доходчиво. Но ни Писание, ни религиозный опыт, ни принципы психологии не подтверждают данного вывода. Да и в жизни праведников такого не случалось!

Давно вы читали псалмы Давида?

От автора

От автора

От автора

Или слова Илии: «Господи, возьми душу мою…» (3 Царств 19:4).

От автора

Или слова Иисуса в Гефсимании, когда Он страдал и молился? «Душа Моя скорбит смертельно» (Матфея 26:38).

Можно ли лучше сказать о депрессии — угнетенном состоянии духа, при котором человек испытывает крайнее отчаяние? Во многих псалмах описывается выражение лица впавшего в депрессию человека. И как точно описывается! Подавленный и угнетенный, он выглядит несчастным. Он озабочен, обеспокоен, грустен, как будто несет на своих плечах всю тяжесть мира.

Другой распространенный симптом депрессии — слезы. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь,» — восклицает псалмопевец (Псалом 41:4). Удивительно точное психологическое описание! Зачастую депрессия сопровождается потерей аппетита. Вы просто не можете есть. Пища не проходит в горло, и вашей едой становятся слезы. «Слезы мои были для меня хлебом» — и кое-кто из нас может добавить: «и супом, и гарниром, и салатом, и десертом». В чем дело? Вы не можете остановить слезы, упиваетесь отчаянием, что усиливает депрессию.

В Писании больше доброты и реализма, чем в словах иных христиан. Оно ясно говорит: верующий вполне может испытывать депрессию. Жизнеописания праведников свидетельствуют о том же. Мы часто ссылаемся на «альдерсгейтский опыт» Джона Уэсли, приведший к его обращению. Но я могу привести ряд цитат, смысл которых, кажется, сводит его на нет. Ведь и Уэсли доводилось испытывать депрессию, сомнения, бывать в подавленном настроении.

«Сэмуэль Бренгль. Портрет пророка» — это история великого праведника, члена Армии спасения. Классические работы Бренгля о святости были переведены на сотни языков и помогли миллионам верующих обрести себя во Христе.

Автор так писал о Бренгле: «Затем началась борьба с чувствами, процесс мышления затруднился, наступило состояние меланхолии» (с. 213). В своем письме Бренгль отмечал: «Мои нервы потрепаны, измотаны, истощены. И меня охватило такое уныние и такая депрессия, которых раньше у меня не было, хотя депрессия — моя хорошая знакомая» (с. 214). В более поздние годы Бренгль получил травму головы: на уличном митинге какой-то пьяный бросил в него кирпичом. Последствия травмы усилили депрессию, с которой он боролся на протяжении всей жизни и которая, по его словам, была «его хорошей знакомой». Но легко ли при этом найти другого такого праведника, как Сэмуэль Бренгль?

Прежде чем вступить в борьбу с депрессией, человек обязан признать ее существование. Каждый христианин, желающий быть честным в отношении своих чувств, должен сказать: «Да, депрессия — и моя хорошая знакомая. Я понимаю, о чем вы говорите».

Отрицая факт депрессии, верующие лишь добавляют себе неприятностей. К депрессии присоединяется еще и чувство вины. Соответственно, проблема удваивается. Можно сказать, что пребывать в глубокой депрессии — все равно, что нести тяжелейший эмоциональный груз. Такое же ощущение, не так ли? Тащить на горбу 100 кг нелегко, однако сил хватит. Если же добавляется еще и чувство вины, потому что вы себе говорите: «Я грешен, ибо у меня депрессия», то вы удваиваете нагрузку, и такое уже никто не выдержит.

Депрессия — не всегда признак духовного бессилия. Главы Писания повествуют о том, что некоторые герои испытывали тяжелейшие депрессии в моменты эмоциональной разрядки после величайших духовных взлетов. Именно так было в жизни Илии. Что случилось после величайшего в его жизни триумфа над пророками Ваала на горе Кармил? Мы видим его сидящим в одиночестве под можжевеловым кустом, просящим Господа взять его душу. То же произошло и с Авраамом (см. Бытие 15). То же происходит со многими из нас. Депрессия — некий эмоциональный ответный удар нашего естества. Как сильная отдача при выстреле из оружия крупного калибра. Это реакция организма или скорее уравновешивающий механизм, действующий, по словам Клайва Льюиса, в соответствии с «законом перепадов» в человеческой личности.

К сожалению, в этот момент некоторые друзья- христиане становятся нам злейшими врагами, засыпая нас ошибочными и даже вредными советами. Есть христиане, которые плохо понимают, что такое депрессия: их организм ей не подвержен, они не способны понять тех, кто от нее страдает. Особенно тяжело, если два таких разных человека становятся мужем и женой. Если у мужа хорошее настроение, а у жены подавленное, то ему трудно до конца понять ее эмоции и настроение. И будет вдвойне жестоко, если муж взвалит душевный груз на жену, когда она пребывает в депрессии. Или наоборот.

Это неправда, что неподверженный депрессии человек — более духовен. Клайв Льюис однажды сказал: половина наших добродетелей — это всего лишь проявления естественных свойств нашего характера, а не признак духовности.

Депрессия и чувство вины

В депрессию может перерасти ощущение вины за совершенный грех: вы знаете, что ослушались Бога, провинились перед Ним. Однако я пишу не об этом. Вы спросите: «Как мне распознать депрессию, ставшую результатом греха?» Это хороший вопрос, особенно если вы перфекционист, человек болезненно совестливый, серьезно относящийся к своим обязанностям, постоянно испытываете беспокойство, неловкость за свои поступки и чувство вины. Позвольте мне познакомить вас с общим принципом, который, я думаю, окажется полезен. Конкретное, определенное ощущение вины, явно привязанное к конкретному поступку или помыслу, — это и есть истинное и достоверное чувство вины. Оно вызывает определенные эмоции — чувство вины и депрессию, которые являются результатом реального проступка.

Но если вы в чем-то вините себя напрасно, испытываете безосновательную тревогу — это, вне всякого сомнения, признаки псевдовины или обычной депрессии эмоционального характера. Греховность может привести к депрессии, но не всякая депрессия — результат греховного поступка. Корни депрессии очень глубоки и запутанны: многие обиды и травмы детства люди приносят с собой во взрослую жизнь.

Депрессия и личность

Депрессия связана с особенностями личности, конституцией человека, его характером, функционированием желез внутренней секреции, эмоциональным складом, с тем, как он привык проявлять свои чувства. Как христиане, мы должны понять и принять все это. Если каждый из нас будет руководствоваться здравым смыслом, как герои старого детского стишка, то нам станет только лучше.

Джек Спрэт ест только постную еду;

Его жена лишь жирную предпочитает.

Живут они в согласье и в ладу,

Тарелки чистыми все время оставляют.

Удивительно глубокий анализ структуры личности, хотите — верьте, хотите — нет. По своему складу Джек Спрэт и миссис Спрэт абсолютно разные. Не пытайтесь принудить их есть одинаково или жить одинаково. Это будет насилием над их личностями. Они оба добропорядочные люди, и мы полагаем, сильно любят друг друга, хотя по природе своей они разные. Я желаю, чтобы побольше проповедников, учителей, благовестников и особенно родителей постигли благой здравый смысл этого детского стишка.

Кто-то скажет: «Постойте. Вы забыли: когда мы рождаемся во Христе, мы становимся новыми людьми, все старое умирает. Разве перерождение и освящение не меняет склад характера?» На что я отвечаю: «Нет! Слава Богу, не меняет!»

Рождение свыше не меняет ваш характер. Оно может заложить в вас, как любил выражаться Освальд Чамберс, «расположение духа Христова», но оно не меняет ваш изначальный характер. Вы стали христианином, но это не означает, что вы перестали быть самим собой. После своего обращения Павел так и остался Павлом. Петр остался Петром, а Иоанн — Иоанном. Ни один из них не стал кем-то другим. По Божьему плану не бывает двух одинаковых предметов. Нет двух одинаковых снежинок. С помощью единства многообразия Бог демонстрирует чудо Своего промысла. Мы все разные по характеру и складу личности. Мы каждый по-своему видим и чувствуем, реагируем и интерпретируем увиденное.

Апостол Павел напоминает нам: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Коринфянам 4:7). Есть люди нервного склада, по природе своей постоянно испытывающие состояние тревоги и страха. Они крайне впечатлительны, их легко задеть за живое, им свойственны частые смены настроений. Подчас мне кажется, что Павел был одним из них. Будучи сильной личностью, Павел все же пришел в Коринф «в немощи и в страхе и в великом трепете» (1 Коринфянам 2:3). Он был легковозбудимым молодым человеком, «от вне — нападения, внутри — страхи» (2 Коринфянам 7:5).

То же можно сказать и о молодом предстоятеле церкви — Тимофее. Создается впечатление, что все Второе Послание к Тимофею было написано Павлом, чтобы вывести Тимофея из состояния депрессии. Биограф Бренгля назвал его «меланхоликом от природы». Люди, склонные к самокопанию и крайне мнительные, чаще всего переживают самые тяжелые формы депрессии.

Неспособность реально признать собственную депрессию — главная причина большинства депрессий. Если мы считаем, что связи между естественным (нашим характером и складом личности) и сверхъестественным (нашей духовной жизнью) не существует, то мы серьезно ошибаемся. Наши чувства, наша вера сосуществуют в рамках одной личности — нашей. Бог не подойдет к нам тайной тропкой, ведущей и обход нашей личности, или напролом, или по запасной колее.

Он не станет сверлить отверстие в вашем черепе, чтобы через него влить Свою благодать. Склад вашей личности, в которую входит вера, — это еще и вместилище ваших чувств.

Возможно, мы сможем понять это, если представим себе внушительного вида, крупный, дорогой видеоцентр, состоящий из телевизора, магнитофона и радио. Это красивый прибор. Но случись что-то неладное с транзисторами огромного агрегата — аудиосистема выйдет из строя. Почему? Каждый компонент — часть единого механизма. Если где-то происходит размыкание, портится конденсатор или транзистор, то это влияет на работу всех узлов. Почему? Они функционируют в одной системе.

Источники депрессий могут находиться за пределами чисто духовной сферы. Депрессия наступает потому, что вышло из строя какое-то «оборудование» — возможно, в узле физического самочувствия или в блоке балансировки эмоций и личности. Транзисторы испортились, связь нарушилась, и это отразилось на духовной жизни.

Вот что писал о себе Бренгль, этот великий верующий: «И меня охватило такое уныние и такая депрессия, которых раньше у меня не было… Казалось, что Бога не существует. Смертьказалась моей бесконечной целью. Жизнь потеряла свою славу, прелесть и смысл… Молитва не приносила облегчения; казалось, что я утерял дух и силу молитвы» («Портрет пророка», с. 214).

Используя предыдущий пример, можно сказать: с нашим передатчиком ничего не случилось; Божья любовь продолжала поступать. Радиостанция транслировала прекрасную музыку, телевизионный передатчик посылал точное изображение, но мы не слышали звука, и экран телевизора «рябил». Почему? Потому что произошли неполадки в принимающем блоке.

То же случилось с Бренглем. Он был очень мудрым человеком. Несмотря на бунт своих чувств, он осознавал, что Бог есть. В каждом предложении он использует слово «казалось». «Казалось, что Бога не существует… Смерть казалась моей целью». Это сам Бренгль выделил курсивом слово «казалось»!

Вам случалось переживать момент полной перемены чувств? Вечером вы ложились спать, и все было прекрасно. На следующее утро вы просыпались, и не было ничего прекрасного. Вы не можете понять, отчего это произошло. Вчера вы были счастливы. Вы предвкушали наступление великого дня. Но что-то случилось, и ваше отношение изменилось. Ваши чувства, действия и восприятие действительности сегодня совершенно иные. Дело в том, что вы никогда не бываете один. Бог рядом, но и сатана не дремлет. Сатана сидит на краю вашей кровати и старается разглядеть щель, через которую можно проникнуть в вашу личность. Почему? Потому что сатана — житель духовного мира, он знает то, что нам с вами еще предстоит узнать: то, что влияет на ваше физическое состояние, может повлиять и на духовное. Поэтому он старается превратить эмоциональную депрессию в депрессию духовную. Сатана всем своим естеством желает вашего духовного поражения. Он хочет, чтобы ваши вышедшие из строя эмоции вывели из строя веру. Он в курсе ваших немощей; он видит глубины вашего духа и старается пробраться в самый центр вашего естества.

Знаете, как сатана добивается победы? Он хочет вывести вас из игры. Он хочет, чтобы депрессия физиологическая вылилась в духовное поражение, сомнение, упадок духа.

Смиритесь со своей индивидуальностью

Я настоятельно прошу вас: смиритесь со своей индивидуальностью, поймите особенности своего темперамента. Внутренне приняв истину, вы больше не будете противиться самому себе. Вы перестанете считать особенности своего темперамента своим врагом, увидите, что они — Божий дар.

Лично я провел много лет в борьбе с самим собой, пытаясь стать кем-то другим, сражаясь со своим нервным легковозбудимым складом характера, всегда немного злясь на себя и пытаясь измениться. Поворотный момент наступил, когда я смог принять себя таким, какой я есть. Однажды Господь сказал: «Это все, что ты получил! У тебя не будет другой индивидуальности. Лучше успокойся, живи и учись обходиться тем, что имеешь. А кроме того, если ты отдашь в Мои руки свое истинное «я» — не супер «я», которым ты не являешься, — если ты отдашь его Мне, то мы с тобой замечательно поладим, и Я смогу использовать тебя такого, какой ты есть».

Первый шаг на пути выхода из депрессии — принять себя такого, какой вы есть. Это не значит, что вы должны идти на поводу у своего характера. После обращения вы оказываетесь под контролем Святого Духа. Но Святой Дух может наполнять и контролировать лишь то, что вы имеете и складываете к Его ногам. Вы не можете изменить свой характер, но вы можете позволить Святому Духу взять его под контроль.

Бренгль говорил: «Молитва не приносила облегчения. Казалось, что мною был утерян дух и сила молитвы. И тогда я решил возблагодарить и прославить Бога, хотя не ощущал желания славить и благодарить. Все чувства, кроме депрессии и уныния, покинули меня. Но когда я возблагодарил Бога за испытание, на меня снизошла такая благодать! Еле мерцавший свет становился все ярче и ярче, и потом мгла растворилась. Депрессия отступила, жизнь снова стала прекрасной, и желанной, и полной благодати» (Холл, «Портрет пророка», с. 214).

Вот в чем дело! Бренгль сказал: «Я решил». Павел писал Тимофею: «Напоминаю тебе возгревать дар Божий». Завтра утром вспомните, что Божья любовь основывается не на ваших чувствах, не на ваших делах и даже не на вашей любви к Нему. Его любовь основывается на Его верности. Непоколебимая любовь Господа никогда не прекращается; Его милости никогда не кончаются. Они обновляются каждое утро: «Велика верность Твоя! Господь часть моя… буду надеяться на Него» (Плач 3:23-24).

«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам; мы отвсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем… Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Коринфянам 4:7-9, J6).