2. Мужчины настоящие и ненастоящие

На сей раз положение было серьезным. Он уже успел задеть немало довольно важных людей, тем самым усугубив ситуацию, которая никогда еще не была такой мрачной.

Друзья хотели помочь. Все они были молодыми, крепкими, решительными, кровь играла в их жилах, и они жаждали добиться того, во что верили. Они собрались вместе, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию, но чувствовалось, что от их предложений не очень много толку. Дело зашло слишком далеко.

Постепенно собравшиеся перешли от предложений кжа- лобам: Что это такое, в конце концов. Они просто обезумели. Это не по правилам. Все это политические интриги, вот в чем дело. Грязная, гнилая политика, и больше ничего .

Вскоре после этой встречи один из них — загорелый гигант, кожа которого задубела и стала оливковой за много дней, проведенных в море, — попытался затеять ссору с одним из представителей противоположной стороны, надеясь, что драка хоть как-то разрядит обстановку. В конце концов, даже брань приносила теперь облегчение. Но почему тот, вокруг которого все завертелось, ничего не делал? Ведь, как бы там ни было, но это была его борьба, борьба за его жизнь. Все были напуганы. Надежды рушились. Что делать? Что с ними будет, если его арестуют? Думали только об этом.

Вдруг он предложил собраться. Отлично! У него, наверное, появился какой-то план. Он готов действовать и хочет, как мужчина, взять ответственность на себя. Нет… Он сказал лишь одно: Обстоятельства складываются очень плохо. Похоже, мне осталось недолго. Хочу, чтобы вы сплотились вокруг меня . Они и раньше видели, как он встревожен, но такой тревоги в нем еще не замечали.

Они не отступились от него, но им было слишком трудно просто стоять и смотреть. Прошло несколько бессонных дней.

Почему он не выступил на суде? Почему не обратился к своим высокопоставленным друзьям?

По существу, он не сделал ничего, чтобы как-то себе помочь, похоже, он смирился и даже был готов принять эту ужасную беду как свою судьбу.

Всегда такой спокойный и хладнокровный, теперь он совсем сник. Как ему удавалось бездействовать, не требуя справедливости или мести? Несмотря на все, что происходило вокруг, несмотря на то, что ему пришлось столкнуться с настоящим кошмаром, до самого конца он не столько заботился о себе, сколько о своих друзьях и врагах.

Никогда человек не говорил так смиренно , — сказал один из наблюдавших за ним и, тем самым, выразил мысль, которая была на уме у многих…

Эта книга представляет собой лишь одну из попыток заставить мужчин как следует задуматься о том, что необходимо для истинного благочестия, такого, которое оказывет влияние на других и заставляет их смотреть на тебя как на пресвитера, независимо от твоих талантов и достижений.

Сегодня в нашей культуре можно выделить две группы людей: немногочисленную группу серьезных экспертов (богословы, популярные пасторы, влиятельные бизнесмены, искусные в своем деле специалисты, вдохновенные руководители семинаров, специалисты по обучению самопомощи, а также хорошо устроившийся средний класс, обеспеченный постоянной работой, воспитывающий прекрасных детей и наставляющий в церкви новообращенных ) и всех остальных, обычных людей, которые выполняют свои повседневные обязанности, радуются всему, что доставляет им хотя бы небольшое удовольствие, а также стараются как можно достойнее сносить неприятности. У этих людей нет толстого кошелька, комфорта и престижа, защищающих от неприятностей и настоящей боли, но им хотелось бы знать, насамом ли деле их переживания и составляют то, что называется жизнью.

Постарайтесь представить, что наши христианские общины состоят не из ученых людей и обычного народа, а из старейшин и ихучеников: старцев, обретших глубокий опыт бо- гопознания (и настаивающих, что на самом деле их знания не так уж и глубоки, но всей своей жизнью доказывающих стремление углубить их), и огромного количества учеников, сердца которых взволнованы реальной возможностью познать Христа, той возможностью, которая на их глазах находит свое воплощение в людях подлинной духовной зрелости. Если реформация действительно совершится, то это произойдет благодаря духовным наставникам, а не экспертам.

Если обычным людям предстоит стать отцами, а экспертам — духовными наставниками, нам надо ясно представить, как выглядит благочестивый мужчина. Необходимо нарисовать картину подлинной мужественности, которая сначала позволит увидеть все наши мужские недостатки, приведет к сердечному сокрушению, а затем поселит в нас неугасимое желание собраться с силами и постараться стать настоящими мужчинами.

Именно поэтому я начал данную главу с основного вопроса: как выглядит благочестивый мужчина? (Вместо мужественного мужчины можно говорить о благочестивом мужчине , поскольку это одно и то же.)

Быть может, это широкоплечий, уверенный в себе, крепкий и преуспевающий человек? Он достаточно силен, безоглядно предан своим замыслам и умеет контролировать эмоции, препятствующие достижению целей?

Он продолжает идти вперед, несмотря на трудности, никогда не позволяет себе впадать в панику и не доводит дело до слез. Может быть, больше всего он радуется своим достижениям, а не тому, как выглядит?

Традиционно принято считать, что настоящий мужчина достаточно силен и крепок, чтобы быть лидером, самостоятельно принимать решения и не останавливаться на полпути. Тем не менее, за последние десять-двадцать лет такой взгляд претерпел определенную критику.

С кафедр, со страниц многочисленных изданий и на конференциях современного мужчину призывают к тому, чтобы он проявил мягкость, не стеснялся показать свою ранимость, не скрывал чувств, перестал считать себя выше женщины и постарался больше обращать внимание на те стороны своей души, которые жаждут не столько достижений, сколько установления нормальных взаимоотношений.

Согласно их версии, Бог создал мужчину более утонченным, добрым и внимательным человеком, чем мы привыкли его воспринимать. Агрессию и силу (то есть те традиционно мужские качества, которые помогали мужчине завоевывать мир, когда женщины оставались дома) сегодня с презрением называют ошибками и извращениями истинной мужской природы.

В современном переосмыслении дух первопроходца в равной степени присущ как мужчинам, так и женщинам, но и прелести домашней жизни должны с одинаковой силой притягивать их к домашнему очагу. Нам говорят, что мужчина больше не должен охотиться, а женщина — прясть. Подобные стереотипы, якобы, берут начало не в Писании, а в долгой’истории патриархального менталитета. Так сегодня считают многие.

Однако, меняя лук и стрелы на иголку с ниткой, мужчины переживают тяжелые времена. Современное мужское движение, находящееся сейчас на взлете, отчасти возникло в противовес той мысли, согласно которой мужчина должен стать мягче или, как кто-то сказал, феминизированнее . В своей книге Железный Джон Роберт Блай пишет о том, что в любом мужчине живет дикарь, ждущий своего часа, чтобы вырваться наружу. Сэм Кин вторит ему в книге Огонь внутри , пытаясь разжечь пламя в наших сердцах и пробудить в нас самые сокровенные страсти.

Никто из указанных авторов и почти никто из лидеров мужского движения, заявивших о себе позднее, не хочет возвращения к тому типу мужественности, о котором говорил Джон Вейн (когда мужчина более груб, чем нежен). Все они просто беспокоятся о том, что, стремясь определить природу подлинной мужественности, мы отодвигаем на задний план некоторые ее основные черты.

И я с этим согласен. Что-то действительно упускается. Но что именно? Идея изначального дикого порыва отозвалась в сердцах мужчин, и призыв жить страстями более глубокими, чем успех и секс, был услышан тысячами. Когда на каком-нибудь собрании мужчины решают до конца следовать своим обязательствам, в их сердцах пробуждается все самое глубокое и сокровенное.

Дикий порыв, страсть, решительность — возможно, этой есть основные качества мужественности, которые когда-то были утрачены, а теперь обретаются заново?

Мне кажется (и этот вопрос будет еще неоднократно затронут в данной книге), что размах современного мужского движения позволяет приблизиться к самой сути мужского характера, которая, в конечном счете, все же от нас ускользает.

Да, что-то утрачено. С мужчинами не все в порядке. То хорошее, что Бог вложил в каждого из них (и что способно ожить только благодаря обновлению), у большинства не находит выхода, поэтому лишь немногие становятся духовными наставниками.

Для того чтобы познакомить вас с нашим восприятием мужественности, предлагаю представить ее в виде энергии,естественного порыва, живущего в сердце каждого мужчины, в виде силы и неодолимого стремления ворваться в жизнь по-своему.

Тех, у кого мужская энергия подавлена или выражается в искаженных формах, нельзя считать настоящими благочестивыми мужчинами, как бы ни рассматривала их наша культура. Мужчина обретает подлинную мужественность лишь тогда, когда живет, испытывая силу своей нашедшей выход мужской энергии. Но что это означает, когда речь заходит о нас, живущих на Земле?

Для того чтобы как следует уяснить, что представляет собой освобожденная мужественность , сначала, наверное, надо нарисовать образ ненастоящего мужчины, того, в ком мужская энергия дремлет или выражается в искаженных формах.

Ненастоящий мужчина

Если вам придется общаться с таким человеком, вы, наверное, почувствуете, что он:

— стремится контролировать себя и других (проявляя безликую силу);

— оказывает разрушительное (и опасное) влияние’,

— ведет себя, как эгоист (то есть считается, прежде всего, со своими чувствами).

Неподлинный мужчина использует семью и друзей в собственных целях, старается устроить свою жизнь таким образом, чтобы избежать рискованных ситуаций, потому что боится с ними не справиться. Такой человек никому не доверяет, а если и доверяет, то не слишком. Много сил он тратит на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, оказаться на коне или, по крайней мере, не дать окружающим усомниться в своей значимости. Он не умеет слушать и почти не задает серьезных, обдуманных вопросов, предпочитая сразу высказывать свое мнение или просто ничего не говорить. Он навязывает свою дружбу, и то лишь тем, от кого можно получить какую-то выгоду. Когда он в вас заинтересован, он становится похожим на продавца автомобилей, который просит посмотреть фотографию вашей семьи.

Его поведение губительным образом сказывается на других, слова и действия задевают людей, хотя, быть может, какое-то время его коллеги будут воспринимать их как ободрение или вызов. Члены его семьи очень скоро начинают чувствовать себя обиженными, глубоко оскорбленными, но иногда они боятся признаться в этом даже самим себе. Нередко такой человек столь искусно прячется за внешней приветливостью и доброжелательностью, что его родные осознают свою обиду лишь постепенно, ибо она оказывает свое разрушительное воздействие понемногу, как малые доли яда в питьевой воде. Иногда он не скрывается и оскорбляет открыто, низко, с явным сарказмом и неприкрытой грубостью, однако чаще его отрицательное влияние сказывается в равнодушном поведении (оружие, которое он использует, чтобы отомстить вам и пробудить в вас чувство вины за то, что вы на него напали). Жена такого мужчины почти никогда не чувствует себя любимой. Вряд ли она когда-нибудь скажет ему об этом, скорее всего, просто будет жить с ощущением, что ее используют, принимают как нечто само собой разумеющееся или даже ненавидят. Дети и друзья постараются держаться от него подальше: они слишком рассержены или напуганы, чтобы идти на сближение.

Эгоизм такого мужчины не всегда бросается в глаза, но когда для него наступают тяжелые времена, этот эгоизм уже не удается скрыть. Несмотря на то, что порой он проявляет совершенно непривычную доброту и щедрость, в любой критической ситуации становится ясно: прежде всего он заботится о собственном благополучии.

Итак, такой мужчина склонен к власти, разрушению и эгоизму, однако это лишь внешние проявления его натуры. Загляните внутрь (хотя проникнуть туда не так-то легко), и вы увидите, что все эти сорняки вырастают из множества крепких корней, живущих самостоятельной жизнью. Несмотря на страсть к контролю и самоконтролю, такой человек чувствует себя бессильным. В основе его тяги к разрушению лежат ненависть и ярость’, он настолько напуган, что воспринимает эгоизм как единственную надежду на выживание. Загляните ему в душу, и вы поймете, что с помощью контроля, запугивания и эгоизма он пытается скрыть бессилие, гнев и страх, а также стремится придать своей жизни видимость некой целостности. Первые три особенности (контроль, запугивание и эгоизм) характерны для его отношений с людьми, три другие (бессилие, гнев и страх) определяют ту борьбу, которая неистовствует в глубинах его души, прячась за внешней манерой поведения. Давайте подробнее рассмотрим черты, раскрывающие внутренний мир неподлинного мужчины.

Бессилие

За Брентом водилась одна особенность: всякий раз, когда $ его общении с той или иной женщиной дело доходило до гринятия определенного решения, он, что называется, да- >ал задний ход . Я просто не уверен, — объяснял Брент, — то сумею наладить нормальные отношения. А вдруг она юпросит меня сделать что-нибудь такое, что я сделать не югу, или стать таким, каким я вовсе не стремлюсь быть?

Мужчины, знающие о собственном бессилии, любят, что- ы все было известно заранее. Сюрпризы их не радуют, а неожиданности щекочут им нервы лишь тогда, когда заявляют о себе в хорошо знакомой им сфере.

Когда опытный хирург видит, что на операционном столе что-то не так, от страха в его крови повышается уровень адреналина. Позднее он может признаться, что действительно был сильно испуган, но в тот момент он делает все, что от него требуется, и делает хорошо.

Иногда преуспевающий бизнесмен ведет себя удивительно хладнокровно и рассудительно в таких ситуациях, когда у обычного человека подкашиваются ноги. Опытному водопроводчику, который нюхом чует поломку и точно знает, как ее исправить, скучно возиться с дырявыми трубами и элементарными протечками, тогда как серьезные неисправности дают ему возможность доказать свое мастерство. Ученый с удовольствием отвечает на вызов, брошенный ему во время спора: контраргумент действует на него как красная тряпка на быка. Это вызов, требующий ответственности.

Идет ли речь о хирурге, бизнесмене, водопроводчике или ученом, их объединяет одно и тоже. Неопределенность возбуждает мужчину только тогда, когда речь идет о тех сферах, где он в себе уверен.

Однако у большинства одаренных мужчин за этой уверенностью кроется страх оказаться в ситуации, с которой они не совладают. Они опасаются ступить на незнакомую территорию, где их проверенные способности окажутся ни к чему, и у них не будет возможности доказать свою компетентность. Любой честный мужчина испытывает подобный страх, но, что касается того типа, о котором мы говорим, то здесь страх оказывается доминирующим чувством.

Ощущая себя сильным в чем-то конкретном, он смущается, выступая во время урока в воскресной школе, боится поговорить с дочерью о сексе, со страхом решает, какой ресторан выбрать д ля празднования той или иной годовщины, и испытывает серьезные затруднения, стремясь поделиться с друзьями сокровенными чувствами. Нет ничего удивительного, что беззащитнее всего такой мужчина чувствует себя в сфере межличностных отношений, то есть там, где никто не может быть полностью уверен в себе. По-настоящему сблизиться со своей женой, заслужить уважение собственных детей, выстроить искренние здоровые отношения сдрузьями — все это из той области, где он может почувствовать бессилие.

Стремясь скрыть свою несостоятельность, мужчина такого типа определяет, что ему доступно и с чем он хорошо справляется, а затем старательно избегает всего, что его пугает. Самыми важными для него становятся те сферы, которые он может контролировать, затрачивая при этом всю свою энергию. Это может проявляться и в суетном стремлении всегда иметь чистый автомобиль, и в желании соблазнять других женщин, и в раздражающей привычке перебивать шутками всякий серьезный разговор, а также во вполне понятном решении написать критическую статью или расширить собственное дело. Мужчина, лишенный внутренней силы, тратит жизнь на то, чтобы добиться каких-то подвластных ему результатов и тешит себя тем, что это, якобы, важно.

Гнев

Разгневанный мужчина легко раздражается. Он приходит в ярость, когда от него требуется выйти за пределы своей компетенции и использовать те средства, которых у него, может быть, нет. Например, в ответ на просьбу жены принять в чем-либо участие, рассерженный мужчина склонен перевести разговор на то, как много он уже для нее сделал. Обычно речь ведется о чем-то материальном ( Посмотри на дом, в котором мы живем ), о грехах, с которыми он сумел справиться ( Я всегда был верен тебе ), или о том, как хорошо он выглядит в сравнении с другими мужчинами ( В конце концов, я не просиживаю вечера перед телевизором, как твой брат. Мы ходим в гости к друзьям, каждое воскресенье я посещаю церковь и даже вожу дочку в музыкальную школу. Тебе этого мало? ).

Такого мужчину легко спровоцировать. Для того чтобы вызвать у него вспышку гнева, не надо выдумывать ничего особенного. Сама жизнь требует, чтобы он делал больше, чем, как ему кажется, он может сделать. Обязанности постоянно напоминают о себе, и если сегодня вы хорошо почистили зубы, то не значит, что завтра этого можно не делать. Более того, даже если вы чистите их регулярно, все равно нет уверенности, что в стоматологическом кабинете у вас не возникнет никаких проблем.

Допустим, вам повезло, все зубы оказались в норме, но ваша радость все равно скоротечна. На спине появляется родинка какого-то подозрительного цвета или сын приносит домой плохую отметку. Вы начинаете выяснять причину: быть может, он просто ленив? А вдруг он употребляет наркотики? Вероятно, он просто не может сосредоточиться? Или его надо устроить в частную христианскую школу? А потом наступает лето, и в самую жару у вас неожиданно ломается кондиционер, а тут еще жена говорит, что вы совсем перестали обращать на нее внимание, и вот вы уже готовы вопить, бить и убивать.

В жизни бывают длительные периоды, когда все идет не так, как надо, и короткие мгновения, когда почти все получается (страховка выплачивается; дочь выбирают председателем молодежной группы и т. п.). Однако даже в хорошие времена вы чувствуете смутный страх, который подобен черной туче, грозящей испортить пикник.

Дай мне шанс! — кричите вы неведомо кому (а может быть, Богу, если вам кажется, что ваша ярость обращена к Нему), а жизнь (или Бог) отвечает: Будь готов! Скоро произойдет еще кое-что. Когда? Пусть это будет для тебя сюрпризом .

Вполне достаточно, чтобы поддаться панике. И гнев, который почти все мы испытываем, оправдывает те действия, которые в спокойном состоянии мы сразу же признали бы ошибочными. Поступки, которые кажутся нам правильными в тот момент, когда мы сильно рассержены, задевают других и приносят нам облегчение. Нам нравится и то, и другое.

Однако достигнутое удовлетворение неглубоко и вскоре проходит. В конце концов, оно сменяется пустотой, и мы чувствуем, что нам еще труднее продолжать свой путь, отвечая на непрекращающийся зов жизни.

В какой-то миг мы думаем только о мести. Нельзя сказать, что острое желание крушить все вокруг у большинства мужчин превращается в навязчивую идею, однако время от времени оно вскипает в них с неистовой силой. Мужчина,

характер которого мы здесь анализируем, чувствует себя хорошо, ощущая силу, способную ломать и уничтожать, но еще лучше ему становится, когда эта сила вырывается наружу.

Высвобожденная мужская энергия обретает искаженные формы, проявляясь в сарказме, грубых шутках, демонстративном пренебрежении к окружающим, изощренных силлогизмах, а также в попытке запугать собеседника. Еще острее она может переживаться в воображении или физическом оскорблении.

Если мужчина не испытывает радости, которую ему может дать только нашедшая выход мужская энергия, ему хочется наслаждаться силой. Мужчин, тяготеющих к разрушению, нельзя назвать настоящими: их сводит с ума энергия искаженной мужественности, и они сердятся налюдей, на жизнь и Бога, исполненные мстительного желания судить всех вокруг, кроме самих себя.

Случается, когда я иду вслед за человеком, медленно спускающимся по лестнице, мне хочется ему помочь . Мысль толкнуть его и поглядеть, как он упадет, в ту минуту кажется привлекательной…

Страх

Что если жизнь выставит меня неудачником, человеком, который не может справиться с ее законными требованиями? Что если я не смогу правильно решить поставленные ею задачи? А если я потеряю семью, друзей, работу и останусь совсем один, и все увидят мое поражение? Вдруг я просто пойму, что деньги, имущество и приятные воспоминания не способны заполнить ужасной внутренней пустоты?

Неподлинный мужчина живет всостоянии безмолвного страха, убивающего медленно и тихо, подобно высокому кровяному давлению. Этот страх не проходит: обычно он прячется за личиной успеха, общительности, за повседневными делами. Лишь изредка он прорывается наружу, и тогда неподлинный мужчина впадает в панику или депрессию; иногда ему хочется совершить самоубийство, убить кого- нибудь или насладиться собственной безнравственностью.

Независимо от того, живет ли этот страх где-то внутри или вырывается наружу, мужчина стремится избавиться от него, и тогда все средства кажутся разумными и вполне оправданными. Появляется желание побить собаку или накричать на жену, или как-то иначе притупить свой страх, ничем при этом не рискуя.

Выбор самый разнообразный. Например, купить порнографический журнал. Достаточно выйти из дома и дойти до ближайшего магазина. Можно получить удовольствие, расшевелив свою фантазию и память. Можно пойти в ресторан, где очаровательная официантка (единственный человек, который всегда вам улыбается) принесет вам завтрак, который как-то поправит дело. Цель одна — достичь ОБЛЕГЧЕНИЯ, и достичь быстро, надежно и легко. Чтобы испытать радость от общения с Богом, придется как следует потрудиться, а запуганный мужчина ищет облегчения прямо сейчас!

Подведем итог. Если мужская энергия не находит выхода, если она остается загнанной внутрь или приобретает искаженные формы, тогда мужчина:

1. Чувствует себя бессильным и, стремясь компенсировать то, чего ему недостает, начинает осуществлять свою власть там, где это возможно; таким образом, он превращается в АГРЕССИВНОГО МУЖЧИНУ.

2. Испытывает ярость и убеждает себя в том, что ему необходимо кому-то отомстить; следовательно, он становится МУЖЧИНОЙ-ДЕСПОТОМ.

3. Живет, испытывая страх, от которого не может убежать, и потому ищет одного лишь облегчения; стремясь притупить этот страх физическим удовольствием, он становится своего рода НАРКОМАНОМ.

Настоящий мужчина

Когда энергия, которую Бог вложил в настоящего мужчину, находит выход, он выглядит совсем иначе, чем мужчина ненастоящий:

1. Он чувствует не бессилие, а силу; такой мужчина начинает действовать, иногда даже наугад; стремление свидетельствовать о Боге самим характером взаимоотношений с другими людьми для него оказывается сильнее, чем упование на силу или страх перед бессилием; такой мужчина не агрессивен, он просто АКТИВЕН, и стремится завязать с другими людьми нормальные здоровые отношения; ему не столько хочется добиться ощущения собственной власти, сколько развить в себе силу, которая могла бы радовать других.

2.Такой мужчина не впадает в гнев с первой же минуты, и его не так-то просто напугать. Фраза больше, чем победитель для него имеет смысл даже в трудные минуты жизни. Если ему больно, он не пристает к другим, хотя, быть может, его положение хуже, чем у них. У него хватает мужества честно посмотреть на все, что с ним происходит, и поэтому он испытывает печаль от необходимости жить в этом падшем мире и одиночество, которое не покидает его в этом несовершенном обществе.

Но одиночество и печаль рождают в нем лишь праведный гнев, заставляющий сострадать тому, кто поражен грехом. Такой мужчина не стремится кого-то оскорбить: он мягок в обхождении (ДЖЕНТЕЛЬМЕН), хотя и не слаб, и у него есть сила, которую он контролирует, вынашивая добрые замыслы.

3.Ответ на свой страх такой мужчина находит в СВОБОДЕ. Что бы ни происходило в жизни, он всегда продолжает свой путь. Всегда есть нечто, ради чего стоит жить.

Теряя семью или любимое дело, настоящий мужчина (как и тот, о котором мы говорили выше) тоже испытывает желание кому-нибудь отомстить или найти сиюминутное облегчение, но он этого не делает. Его влечет возможность засвидетельствовать своим поведением что-нибудь хорошее и отразить в себе никогда не угасающую надежду на Бога. Он проходит через испытания с тем достоинством, которое заметно не столько ему самому, сколько другим.

Подлинный мужчина испытывает радость свободы, его влечет зов мужественности, которому он может следовать беспрепятственно. Он не впадает в патологическую зависимость и, чтобы не оказаться во власти какой-либо чуждой СИЛЫ, относится к себе со всей строгостью. Он ведет суровую борьбу с неуемным желанием наслаждений. Его жизнь подчинена определенному плану. Это ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННЫЙ МУЖЧИНА, который знает самого себя, а также то, как содействовать достижению цели, ради которой он живет.

Каждый день мы или приближаемся к состоянию благочестивой мужественности, или удаляемся от него. Одна из трагедий нашей эпохи заключается в том, что многие мужчины идут по пути, который, как им кажется, ведет к законным радостям их мужской природы, и, быть может, пройдут годы, прежде чем они поймут, что дорога, которой они шли, давала выход энергии извращенной, а не подлинной, и что сам этот путь еще сильнее ослабил, ожесточил и запугал их.

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти (Прит. 14:12).

Прежде чем перейти к обсуждению подлинной мужественности, я хотел бы поразмышлять о той глубокой страсти, которая заставляет мужчин идти по пути, уводящем от истинного мужского благочестия.