9. Внутренний враг

Что-то — или кто-то — мешает единению христианских сердец. Если цель Бога -объединение Его людей в братство, созидаемое в любви, то можно предположить, что враг постарается всячески этому помешать. Библия говорит нам о трех вражеских силах: это «мир», плоть и дьявол. Под миром мы понимаем любую систему взглядов, центром которой не является Христос. Обычно такая система обманчиво привлекательна. Плотью мы называем ветхозаветную склонность человека полагаться не на Бога, а на кого-то другого. Эта склонность проистекает от неверия в полную и совершенную благость Господа, от сомнений, что Ему можно полностью доверять. Дьявол — это личный враг Бога, мятежный дух, предводитель падших ангелов. Его единственная цель — во всем противодействовать Богу. Особенно это касается Божьего плана создать братство избранников Божиих — тех, кто любит Бога, и в ком Он находит совершенную радость.

Божья стратегия победы над врагами, особенно над плотью — «диверсантом», который скрывается внутри нас, — включает в себя непростые для понимания идеи. Нам нужно умереть для греха и для закона (Рим 6:2; 7:4), а умерев для закона — служить Богу «в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим 7:6). Нам нужно предоставить члены свои Богу в орудия праведности (Рим 6:13), жить по духу (Гал 5:16), умертвить все, что относится к нашей ветхой природе (Кол 3:5), духом умерщвлять дела плоти (Рим 8:13). От нас требуется облечься в добродетели (Кол 3:12), не сообразовываться с миром и с «веком сим», но преображаться обновлением ума (Рим 12:2) и твердой верой противостоять дьяволу (1 Петр 5:9).

Все эти принципы, как и многие другие, рождаются из двух основных постулатов жизни по Евангелию: мы уничтожаем врага, который уже повержен, и отдаем себя действию Духа Святого, который живет в наших сердцах. Говоря другими словами — мы должны умерщвлять плоть и оживлять дух.

В следующих главах мы поговорим о том, что именно нам следует подавлять, и что значит предать смерти побежденного врага. (Последние главы посвящены вопросам о том, что мы можем оживить и выпустить на свободу.) Что-то внутри нас должно умереть, и смертный приговор должны привести в исполнение мы сами. Мы не можем оставить врага живым и просто пытаться вести себя лучше. У нас нет надежды, что если мы поймем, откуда и как в нас растет зло, то оно будет тихо издыхать в своей норе, как змея потерявшая ядовитые зубы. Нам нужно схватить гадину за горло и безжалостно душить — душить каждый раз, как только она шевельнется. Нам нужно знать, что пока мы не достигнем Отчего дома, зло постоянно будет пытаться напасть на нас. Но что из себя представляет эта коварная тварь? И как ее душить?

Мы уже говорили о том, что принцип «делай то, что правильно» следует поставить на надлежащее место целительные отношения основаны не на нем. Нам нужно признать и ограниченность терапевтического подхода, который предполагает, что тщательное исследование скрывающегося в душе зла чудесным образом исправит его или приведет к его исчезновению. Но если мы хотим увидеть, как вдруг в душе ближнего забил гейзер, и живительные воды потоками изливаются из вновь открытых источников сердца, то мы должны учитывать и злые помыслы, которые продолжают просачиваться в жизнь этого человека и отравлять все, что он делает. Посмотрим на препятствия, которые возникают на пути единения сердец — иными словами, на врага, живущего внутри нас.

Апостол Иаков писал: «Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду, течет ли из одного источника пресная и соленая вода» (Иак 3:11, 12). Эти образы апостол использовал, чтобы показать, что добрые побуждения имеют одну природу, а злые — совсем другую. Никто не говорит нам, чтобы мы убивали «мир» или дьявола. В конце времен Бог полностью уничтожит этот мир и навсегда свяжет дьявола. Но борьба с врагом, который притаился внутри нас, является нашей непосредственной задачей. Этот враг настолько сроднился с нами, что часто мы принимаем его за друга, или (что еще хуже) за наше подлинное лицо.

Давайте вместе подумаем, что же нам необходимо уничтожить внутри себя, и как мы можем это сделать. Для начала я хочу предложить вам три примера из жизни.

Передо мной стояла женщина — она изо всех сил пыталась улыбаться, но лишь очень черствый человек не заметил бы, что ее глаза полны слез и отчаяния. Она подошла ко мне сразу же после моего рассказа о целительных отношениях между людьми.

— Я внимательно слушала все то, что вы сказали. И я всем сердцем хочу наладить отношения с моим сыном — ему шестнадцать лет. Но у меня ничего не получается. Каждый раз, когда я возвращаюсь из церкви или после семинара на тему, как любить трудных людей, я вся полна энергии и желания что-то изменить. Но вот я встречаюсь с сыном — и через несколько минут весь мой порыв пропадает без следа. Какая там сила — гнев и обида, вот что из меня изливается. Я не понимаю, что это значит — изливать на моего сына благодатную силу жизни Христа.

Она запнулась, а потом продолжила:

— Мне так трудно увидеть в сыне хоть что-то хорошее. Он не всегда бывает невыносим, иногда может быть даже приятным, но я не вижу того доброго, что я могу затронуть в его душе. Семь лет назад он крестился. Но я не уверена, что это было истинное обращение. Или новая природа пока еще скрыта под всем его безобразием? Я не знаю, что и думать. Я очень хочу, чтобы между нами было единство и близость, но я ничего не могу сделать. Чаще всего наше общение заканчивается криком, или, чтобы сохранить мир, я стараюсь не обращать на него внимание.

В чем здесь дело? Что за проблема в этой женщине — не в сыне, а в ней самой? Недостаток знаний? Может быть, ей нужны наставления в том, как вести духовные битвы? Или полезнее будет потренироваться в том, как проводить конфронтации и решать конфликты? Но даже если квалифицированно показать этой маме, как себя вести «по-христиански», то получит ли она возможность отразить в себе Христа — так, чтобы Его увидел сын?

А если ее гнев и ощущение бессилия уходят корнями в неудовлетворенные когда-то фундаментальные потребности ее души? Во взрослой жизни детские переживания отвержения со стороны отца недавно усугубились кошмаром развода. Тогда, может быть, ей стоит пройти психотерапию, чтобы понять те внутренние конфликты, которые актуализировались из- за проблемного поведения сына? Пусть женщина увидит, что три четверти ее гнева по отношению к сыну на самом деле адресованы холодному отцу и бросившему ее мужу.

Что-то мешает этой женщине сблизиться с сыном, что-то встает на пути к единению. Что именно? И могут ли окружающие люди ей как-то помочь?

Вот еще один случай. В этот раз я беседовал с отцом тридцатилетней женщины. Пустым взглядом он смотрел на стену перед собой, весь его вид говорил о том, что он сломлен.

— Я не могу достучаться до своей дочери, — уныло говорил он. — Она живет с сожителем, уже третьим за последние восемь лет, и скоро у нее родится ребенок. Это будет мой первый внук. Жена не то что говорить с дочерью — она о ней даже слышать не может. Я не представляю, что мы будем делать, когда станем бабушкой и дедушкой. Я всегда считал, что у нас с дочерью замечательные отношения — и когда она была малышкой, и когда стала подростком. Я думал, что мы по-настоящему близки. А может быть, близости- то никогда и не было? Когда я думаю о дочери, я понимаю, что она все глубже погружается в пучину греха, и все больше отдаляется от нас и от Бога. Я вижу, как ожесточается ее сердце. Я отдаю себе отчет, что у меня совсем мало веры, но уж столько, сколько есть! Я даже не могу сказать толком, что я ощущаю — то ли я убит горем, то ли чувствую свою вину… Но на самом деле у меня внутри просто все застыло, заморозилось. Я не знаю, что делать. Наверное, остается только молиться.

Есть ли в сердце этого отца сила, которая способна пробудить в дочери осознание самых сокровенных желаний ее сердца и жажду их осуществить? И если есть, то что мешает излиться этой благодатной силе? Что бы вы сказали отцу? Какой бы совет ему дали? Направили бы к семейному психотерапевту? Предложили бы молиться за него и время от времени узнавали, как идут дела? Или сила, которая есть в вашем сердце, смогла бы затронуть источник блага в душе несчастного отца? Можете ли вы себе представить, как в такой ситуации будет действовать человек, исполненный Духом? Можете ли вы воодушевить этого мужчину устремиться к воплощению вашего видения в жизнь? А может быть, в вас есть нечто, препятствующее освобождению благодатной силы, и вам самим нужно сначала понять что это?

И еще одна история. Брэд и Стив уже несколько лет были близкими друзьями. Однако год назад Брэд почувствовал, что Стив стал потихоньку отдаляться. Уже не так часто он слышал радостный голос Стива по телефону: «А не выпить ли нам вместе кофейку?» Между друзьями словно пролегла какая-то смутная серая тень, потянуло холодом.

Да, Брэд неодобрительно относился к некоторым делам Стива. Как раз год назад он не очень обдуманно поговорил об этом со Стивом. Может, с того разговора и началось отчуждение? Наверное, слова Брэда задели Стива, и он обиделся?

А может быть, ничего и не случилось — Стив и не обиделся вовсе, и не отдалился? Ведь когда Брэд спрашивал Стива, что происходит, тот начинал искренне оправдываться:

— Это все из-за моей сумасшедшей работы, будь она неладна! Мне бы и самому хотелось почаще встречаться. Мне тебя так не хватает!

Брэду пришлось признать, что он чувствует себя неуверенно и пытается получить дополнительные заверения в дружбе. А с другой стороны, вдруг и правда — ему все только кажется? Из-за этой неуверенности Брэд оставил всякие попытки прояснить отношения со Стивом и избавить их от напряженности, которую он ощущал. Постепенно дружба свелась к периодическому обмену приветствиями:

— Рад видеть тебя! Нужно будет как-нибудь встретиться!

Брэд чувствовал себя опустошенным и растерянным.

Когда отношения начинают портиться, то кажется, что все наши усилия неспособны возродить былое или привести к желанному результату. Надо сказать, что с подобными трудностями сталкивались и такие грандиозные личности, как апостол Павел и Варнава.

Что же делать Брэду? Признать, что дружба умерла по неизвестной причине и на этом успокоиться? Или постараться найти и использовать другие возможности для развития близких отношений со Стивом? Или ждать, когда они со Стивом обретут единение на небесах, а до этого времени оставаться сердечным и открытым? Надеяться на чудо, которое может произойти когда угодно, хоть сейчас?

Я рассказал эти истории с той же целью, с какой семейный консультант после пары воодушевляющих свадебных снимков раскладывает перед будущими молодоженами десяток других фотографий. На них запечатлены грязные кухни, плачущие дети, горы неоплаченных счетов и супруги, меряющие друг друга ледяными или испепеляющими взорами.

Мы с вами нарисовали красивую картину целительных отношений и единения сердец. Мы благоговейно замерли перед совершенным единством Пресвятой Троицы. Мы обсудили, что совершил Христос ради того, чтобы у нас появилась возможность войти в единение с Ним, стать едиными друг с другом и соприкоснуться с тем добром, что Бог вложил Своей благодатной силой в наши собственные сердца.

Картина получилась изумительная. Это и на самом деле великолепно. Но вот только надо признать, что в жизни такая картина встречается крайне редко.

Господь это знает. Его воплощение — высший образец служения. Он показывает нам, как можно покинуть дворец ради работы в трущобах, оставить совершенный Союз, чтобы принести единение разобщенным людям. Причем людям, которые даже и не знают, насколько сильно они нуждаются в единении, и — что самое невероятное — которые борются против него.

Все это не означает, что люди глупы с точки зрения умственных способностей. Наша проблема — глупость другого рода, которая не является ни невежеством, ни снижением интеллекта. Наше глупость — это результат обмана, когда-плохое принимается за хорошее, а хорошее представляется совершенно непривлекательным. Этакое нравственное отупение.

Именно поэтому порой так сложно понять, что же нужно в себе умертвить. Библия говорит нам, что именно является плодом нашей греховной природы. Но когда мы видим эти плоды в конкретное время нашей жизни и в конкретных обстоятельствах, то они далеко не всегда выглядят столь ужасно. Дурные помыслы кажутся обоснованными, оправданными, необходимыми, даже благими — и уж точно не связанными с гибелью. Плотские побуждения обещают нам жизнь, если мы их послушаемся. И действительно — на какое-то время они дают желаемое.

Поэтому мы и думаем о желаниях плоти, стараемся их понять, заключаем с ними сделки, пытаемся найти в них полезное зерно и потакаем им, чтобы увидеть: а что же произойдет дальше. Вот так, постепенно, мы превращаемся в рабов плоти, ибо нам кажется, что ее побуждения ведут ко благу.

Позвольте мне проиллюстрировать эти мысли примером из жизни. Один мой знакомый — самый великодушный человек из всех, кого я знаю. Но он очень одинок. Однажды он познакомился с молодой женщиной, которая испытывала сильнейшую нужду. Его доброе сердце тут же откликнулось — имея некоторые возможности, он предоставил ей необходимую материальную поддержку. В его предложении не было и намека на романтические отношения. Женщина была крайне благодарна, и ее сердечная признательность затронула одинокое сердце. В нем родилось стремление к дальнейшему развитию отношений. Ему захотелось чего-то большего, чем дружба. Романтические желания, с его точки зрения, были вполне (или почти) законны. Но мне показалось, что за ними стоит идущее от плоти желание облегчить одиночество. Я так ему и сказал. Он не согласился. Ему казалось, что его намерения добиваться любви женщины, которая была так ему благодарна и так полна надежд, вполне достойны.

В планы молодой женщины, однако, роман совсем не входил. Да на него и не было ни малейшего намека, когда она решилась принять помощь от моего знакомого. Когда же благодетель открыл ей свои мысли, то женщина почувствовала, что ее предали. Она ощутила себя обманутой и использованной. Отношения прервались, не принеся никому счастья. Недавно мой знакомый признался:

— Теперь я вижу, что мое одинокое сердце с самого начала искало любви. А бескорыстное стремление помочь девушке просто послужило этому требованию.

Если бы он смог распознать реальное положение дел раньше, то ему не пришлось бы столько времени угождать плоти и потом пожинать болезненные плоды!

Плоть, наш главный внутренний враг, надевает братскую личину, которая вполне может устроить даже самого праведного христианина, и предлагает нам свое руководство. А мы радостно приветствуем врага, проникшего в наши ряды. А когда из-за происков плоти возникают сложности, мы всеми силами пытаемся ее приструнить, заставить помогать нашим планам или не мешать нам поступать правильно. Или пытаемся понять и объяснить ее поведение. Чем живет наша плотская составляющая? Почему она требует именно такого удовлетворения? Может быть, если мы разберемся в своем прошлом, то поймем причины нашего безумного поведения? А уж тогда нам легче будет справиться с плотскими мотивами, которые толкают нас на неправедные поступки.

На самом деле единственное, что мы должны делать с плотью — это уничтожать ее.

Есть «наивные» христиане, которые, желая спокойно жить в праведности, не сомневаются, что рождающиеся у них побуждения всегда ведут их в нужном направлении. Они не стремятся вступать в битву, кипящую в их сердцах. У них нет желания распознавать врага и уничтожать его. Они убеждены, что духовные баталии ограничиваются легкими перестрелками и никогда не вступают в схватку не на жизнь, а на смерть.

Есть и другие христиане, которые гораздо больше времени тратят на изучение врага, чем на борьбу с ним. «Специалисты по греху» детально объяснят вам,

какое влияние оказал на вас каждый болезненный эпизод вашего детства. Они растолкуют, как, пытаясь убежать от Бога, вы отделились от Него, возненавидели себя и стали поклоняться идолам. Такие верующие на семинарах обычно очень внимательно слушают и записывают. Познание внутреннего мира становится для этих «вечных студентов» бесконечной гонкой — их подстегивает надежда, что проникновение в суть плоти непостижимым образом ослабит ее силу или позволит лучше ее контролировать.

Это крайние позиции. Но по-настоящему бдительные христиане не впадают ни в наивные ожидания, ни в подробное исследование врага. Они знают, что его нужно найти и уничтожить. Мы должны сдернуть маску и увидеть всю мерзость противника. Мы должны ясно увидеть всю боль, которую он несет. Но не для того, чтобы погрузиться в глубины исследования уродства и боли, а с единственной целью — безжалостно сразить врага.

Если враг не будет сражен первым выстрелом, нужно стрелять еще. Потом наброситься и добить его, связать и оставить в раскаленных песках пустыни под палящим солнцем. А еще напустить на мертвое тело тысячи безжалостных красных муравьев и уйти, не оглядываясь. И эти военные действия придется повторять раз за разом, пока мы не придем в Отчий дом. Вы скажете, что я сгущаю краски? Ничуть — если мы реально смотрим на врага и понимаем, кто он и чего хочет. Мы ведем гражданскую войну. Наш внутренний враг — плоть, и она жаждет разрушить нашу связь с Богом и извратить Божий замысел.

Если мы не возненавидим врага, то наша ненависть обратится на другой, ни в чем неповинный объект. Мать будет ненавидеть дерзкого сына, или бросившего ее мужа, или Бога. И эта ненависть никуда не исчезнет, пока не будет направлена на настоящего противника.

Я пишу эту главу — а все сроки ее сдачи уже прошли. Мои издатели более чем великодушны, но для меня самого важно все сделать вовремя. Я думал, что успеваю, но (и тут я начинаю оправдываться, хотя я называю свои самооправдания красивыми словами «приводить доводы») навалилась череда болезней, а потом умер свекор. Да еще подошло время выполнить те обязательства, которые я брал на себя месяцы назад. Все это не давало мне взяться за перо и бумагу. (Я слышал, что многие писатели отошли от библейской традиции и теперь пользуются компьютером.)

Прибавьте к этому еще и мою постоянную борьбу с «авторской» неуверенностью: «А есть ли мне вообще что сказать людям? Если то, что я пишу — правда, то почему в моей жизни это так плохо работает? Достаточно ли я проштудировал других авторов, чтобы всесторонне охватить тему?» Короче говоря, в моей душе развернулось серьезное сражение.

А сегодня вечером я пришел в полное расстройство — давление обстоятельств стало невыносимым. Я чувствовал себя полным неудачником. Я злился на себя — ну почему я так легкомысленно ввязался во столько дел? Я раздражался на других людей — почему они не могут понять, что мне нужно много времени для спокойной работы над книгой? Я досадовал на жизнь: так тяжело жить в падшем мире — то одно, то другое, то третье, какая неприятность будет следующей? Я гневался на Бога — разве Он не может быть более внимателен к моим нуждам? Что Ему стоит хотя бы подправить мое здоровье?

Знакомое состояние? И что вы обычно делаете? Многие люди изо всех сил пытаются привести свою личную и духовную жизнь в приличный вид. Другие мрачно уходят в себя. Третьи отправляются к психологу, чтобы понять, что идет не так.

Но попробуйте задать себе не совсем привычный вопрос, который мало кому приходит в голову: что значит — умерщвлять плоть, стрелять во врага, противостоять дурным помыслам? И вы поймете: для того чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала найти ответы на другие. Что мне нужно убить в себе? Какие потребности? Ответ напрашивается сразу: мою падшую природу, которая ведет меня ко греху. Но что это такое? Как ее узнать?

Попробуйте оттолкнуться от такого утверждения: грех — это любая попытка устроить свою жизнь независимо от Бога. Если я в первую очередь думаю об удовлетворении своих желаний, а не о Божьей воле, то это влечет за собой стремление найти покой и радость для собственной души в обход Господа. Это стремление берет начало в убеждении, что существует что-то истинно хорошее вне Бога. В результате я строю жизнь вокруг самого себя. Гордая независимость, поглощенность собой, эгоизм — вот ее движущие силы. Именно с такой точки зрения мы смотрим на людей, предметы, процессы — ими мы пытаемся насытить себя, чтобы получить ту полноту, для которой был создан человек. Грех — это сказать Богу «Нет!». Или еще хуже — принимать Его за мальчика на посылках, который, оказав нам услугу, может быть свободен.

Грех — это влечение к нездоровой независимости, которое коренится в неверии, что Бог истинно и совершенно благ. Это — бунт против власти Бога, в основе которого лежит безумное стремление жить, не считаясь с фундаментальными духовными законами — столь же непреложными, как и законы физического устройства Вселенной. Мятежная самость ведет нас по жизни в направлении, противоположном желаниям Бога.

Писание открывает нам по крайне мере четыре греховных принципа, на которых держится жизнь плоти.

1. Мы устраиваем свою жизнь, полагаясь исключительно на собственные силы и возможности.

2. Мы сводим тайну жизни к разработанным нами же стратегиям и следуем им, возомнив, что в наших силах контролировать неподвластные нам процессы и управлять другими людьми.

3. Мы любыми способами стремимся избежать всякого риска.

4. Мы ищем удовлетворения везде и во всем, не задумываясь о последствиях.

В последующих главах мы рассмотрим эти принципы с библейской точки зрения и убедимся, что они греховны. Мы обсудим, какие желания порождает каждый из них, и поймем, почему их нужно убить. Мы увидим, как рожденные этими принципами греховные желания способствуют ложному единению, которое нередко встречается даже в среде искренне верующих людей.

Вернусь к своему трудному вечеру — я сидел в полном изнеможении, истекая злостью и прикидывая, как лучше всего сообщить издателю, что я бросил писать книгу. И вдруг меня осенило: что-то идет не так. (Странно, что мне понабилось особое озарение, чтобы это увидеть — как будто можно не заметить слона в гостиной.)

Я, наконец, увидел, что моим состоянием управляет плоть, а не дух. И плоть явно одерживала победу. Но что мне делать? Просто приказать: «Гнев, убирайся!» — и все встанет на свои места?

Или мне нужно признать: умения и таланты, верно служившие мне долгие годы, теперь каким-то образом оказалось на службе у врага? Работа над этой книгой поставила под сомнения мою способность мыслить — я не справлялся. Если угроза моим способностям спровоцировала такую сильную реакцию, то, следовательно, они значат для меня слишком много. Вот вам и ложный принцип № 1 — организуя свою жизнь, я полагался исключительно на свои силы.

Я укорял себя за недостаточную подготовку. Если бы я больше читал творения духовных классиков и внимательнее изучил Послания апостола Павла, то тогда точно знал бы, что и как писать. Вы заметили, как вступил в действие ложный принцип № 2 — всегда точно знать, что нужно делать; свести жизнь к поддающейся контролю последовательности действий? Если вы выполняете свой план — получаете награду, если нет — впереди вас ждет хорошая порка.

Я пишу книгу, и мне приходится вступать в пререкания с самим собой. А хочу ли я на самом деле опубликовать свои взгляды, которые, как мне кажется, подсказаны мне Святым Духом? Может быть, стоит немного снизить остроту, придать идеям больше привлекательности, сказать чуть меньше, чем собирался? Дал о себе знать ложный принцип № 3 — избежать риска.

Я чувствовал опустошение и неудовлетворенность. На душе у меня было тревожно, неспокойно. И мне захотелось сделать бутерброд, порадовать себя пирожным, расслабиться перед телевизором. В конце концов, я это заслужил! Пришел черед ложного принципа № 4 — пытаться получить удовлетворение любыми способами, желательно по первому требованию и как можно быстрее.

Итак, мною управляли ложные принципы, за каждым из которых стояли свои побуждения. Эти побуждения заставляли меня искать блага в обход Бога. Они ослабляли меня, обрекали на поражение, уничтожали мое видение. Я должен был отправить их туда, откуда они пришли, то есть к дьяволу. Но как это сделать?

Я подумал о том, во что я верю, или, по крайней мере, считаю, что верю. Господь замыслил добрые дела, которые мне нужно исполнить. Для их исполнения Он дал мне все необходимые таланты, умения и способности. Дух Божий будет вести меня по тому пути, который мне предназначил Господь. Мне сказано — ради Бога отречься от себя и верить: какие бы трудности ни ждали меня впереди — плохие рецензии, неудачи, тяжелая болезнь, препятствия в служении, разочарование в отношениях — они не только не помешают Его намерениям обо мне, но будут способствовать их осуществлению. Господь обещает мне подлинное удовлетворение — если я буду верен Ему. Помыслы, основанные на этой вере, ведут меня совсем в другом направлении, прочь от ложного пути побуждений плоти.

Пока я не распознаю идеи, которые нужно уничтожить, и не поставлю на их место истинные убеждения, пока я не противостану ложным, греховным принципам и не приведу в действие праведные намерения, идущие от веры, в моей жизни не будет ни смысла, ни радости. Я не смогу пребывать в единении с людьми — я не сумею ничего отдать сам и не смогу принять дары от других. Я окажусь в изоляции.

Но ведь в моей душе живет неутолимая жажда единения и близости! Чтобы утолить ее, я пойду на подделку. Я сойдусь с людьми, вместе с которыми можно стонать и жаловаться на жизнь. Я разделю свои проблемы с теми, кто, подобно мне, опирается в жизни на собственные силы и способности. Если у нас окажутся общие интересы, мы объединим свои таланты и усилия и займемся какой-либо совместной деятельностью. Мы назовем это товариществом, братством — и таким образом в полной мере воплотим в жизнь принцип № 1.

Я найду людей, которые поддерживают мои взгляды на то, как должна быть устроена жизнь, и мы проведем семинар на тему «Организация успешной жизни». Вот где расцветет ложный принцип № 2 — составить план, который не подведет, и довериться ему.

Я окружу себя людьми, которые способны успешно функционировать, не подставляя себя под удары и избегая любого риска. В отношениях с ними я буду чувствовать себя в безопасности. Здесь действует ложный принцип № 3 — сводить риск К нулю, выбирая то, что безопасно.

Меня будет тянуть к тем людям, которые разделяют мое желание немедленно получать удовольствие. Мы станем фанатами одной футбольной команды. Или, возможно, нас объединит увлечение индийской кухней, собирание спичечных коробков… или что-нибудь похуже. Мы будем вместе следовать принципу № 4: быстро получать желаемое удовлетворение.

Наша культура построена на иллюзорном ощущении единства — единства фальшивого, поддельного, потому что оно вытекает из греховных принципов. Христианское сообщество, единство христиан должно и может быть совсем другим. Чтобы увидеть разницу между истинной и ложной близостью, нам необходимо научиться распознавать внутреннего врага, который толкает нас в неверном направлении и вместо подлинной близости предлагает дешевую подделку. Эта весьма искусно выполненная имитация выглядит вполне убедительно и на время дает определенное удовлетворение. И вот этого хитрого и коварного врага мы должны умертвить.

Тут перед нами сразу же встает ряд вопросов: как мне его убить? Нужна ли мне помощь? Смертный бой с плотью — это личный поединок или битва, в которой мы участвуем вместе с братьями и сестрами по вере? Как мне научиться распознавать врага, находящегося внутри меня, и при этом не впадать в излишнюю озабоченность мотивами своего поведения и не концентрироваться полностью на своем грехе или боли? На эти вопросы я попробую ответить ниже.