16. Обретаем видение

Первые пять лет обязательного образования прошли для меня довольно спокойно. Я не могу вспомнить воспитательницу в детском саду, но отчетливо помню мою первую школьную учительницу. Я ее не любил.

Она всех рассадила по уровню способностей — тех, кто по ее мнению был середнячком, она посадила за желтые столы, сообразительных детей — за красные. Меня она определила как весьма способного, велела сесть за зеленый стол и не давала мне ни минуты покоя, потому что придерживалась принципа «кому много дано, с того много и спросится».

Миссис Детвейлер вышла на пенсию после того, как я закончил второй класс. В третьем классе я был любимцем новой учительницы, мисс Вебстер. Как-то раз дежурные старшеклассники пришли в наш класс, чтобы «арестовать» меня — я швырял камнями в школьный автобус. Миссис Вебстер не позволила меня забрать. Она просто оскорбилась: «Лэрри на такое не способен!» Она ошибалась.

Четвертый класс прошел под руководством мисс Ванаман — ничего примечательного. Но затем, в пятом классе, моя жизнь приняла новое направление (сам факт, что в жизни появилось направление, тогда был для меня чем-то новым).

Мистер Эрб, новоиспеченный выпускник университета, был увлечен высокой педагогической идеей. Он считал, что в каждом ребенке заложен уникальный творческий потенциал, который только нужно раскрыть. При этом он сразу же дал нам понять, что уникальность не дает права на лень и баловство. Мистер Эрб работал не за страх, а за совесть — достаточно жестко и без всяких сантиментов он справлялся с двумя дюжинами вертлявых десятилеток.

И в тоже время он нас любил. И что еще важнее — он верил в нас. Он думал о том, кем мы можем стать.

Однажды, примерно через месяц после начала занятий, учитель подозвал меня к себе.

— Все могут идти на перемену. А ты, Лэрри, задержись-ка на минуточку.

— О-о, — подумал я, — что я натворил?

Мистер Эрб многозначительно на меня посмотрел:

— Присядь-ка, Лэрри.

Я сел.

— Я заметил, что ты любишь слова, и вот что я подумал, Лэрри: ты когда-нибудь станешь писателем. Послушай, что я от тебя хочу. Каждый день за пятнадцать минут до конца занятий, когда я разрешаю детям начать делать домашнюю работу, ты будешь брать вот этот словарь, — и он протянул мне толстенную книгу, которой вполне можно было подпереть дверь, — и находить там слово, которое тебе незнакомо. С ним ты будешь составлять предложение, которое потом мы с тобой будем обсуждать. Хорошо?

Так началась моя писательская карьера. С того самого дня тихий голос — «ты можешь стать писателем» — постоянно звучал во мне. И в старших классах, и в университете, в аспирантуре, и потом уже во взрослой жизни я слышал эти слова.

Они обладали силой. Почему?

Годом позже, играя в бейсбол, в потрясающем прыжке я поймал сложный мяч, так что игрок команды противника, несущийся к нему со всех ног, остался с носом. Тренер похлопал меня по плечу и сказал:

— Ого, да из тебя может выйти отличный профессионал!

Но эти слова почему-то не пробудили во мне ничего, кроме приятных чувств и полета фантазии. Я размечтался, представляя себе, как отбиваю решающий мяч в чемпионате страны на стадионе Янки. Какое-то время я воображал себя великим игроком. Но на этом все и закончилось.

Слова мистера Эрба совершили нечто большее, нежели просто пробудили детские мечты. Они привели в действие какие-то силы, дремавшие в моей душе. Слова учителя были странно знакомыми, словно я их уже слышал раньше. Они затронули то, что во мне уже было. (Двадцать лет назад я выяснил, что мистер Эрб работает директором начальной школы.Я без предупреждения заехал к нему и подарил моему учителю свою первую книгу.)

Я думаю, все дело в том, что я действительно уже слышал эти слова раньше. Возможно ли, чтобы Дух Святой шептал мне об этом, когда я был еще в материнской утробе? Может быть, Своим дыханием Он вкладывал эти мысли в мое сердце, когда я был совсем маленьким? Было ли это частью замысла — вложить вдохновляющие слова в уста взрослого человека, чтобы идея проявилась и получила подтверждение двух или трех свидетелей?

Мы — не просто смертные существа, жизнью которых управляет случай, — по его воле мы приходим в этот мир и уходим, а промежуток между этими точками заполняет бессмысленная суета. Нет, мы — непосредственные участники великой вселенской драмы. Нам дано знать: то, что разворачивается перед нашим взором — еще далеко не вся действительность. Бог вложил в наши сердца вечность, и, «хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екк 3:11), мы чувствуем, что события нашей жизни неслучайны. Они влекут нас к определенной цели. Мы можем решиться следовать их течению, а может оставаться сторонними наблюдателями.

Бог поставил Святого Духа руководить развитием всей истории и готовить ее участников, чтобы они могли исполнить свои роли. В отношении меня в Его замысел входило, чтобы я написал несколько книг. Ясвободен выбирать — преследовать ли мне другие интересы или стать соработником Бога. Соглашаясь следовать замыслу Бога, я перевожу свою жизнь в высшие сферы. Я вливаюсь в поток Божьих намерений и таким образом осуществляю свое глубинное стремление быть частью Вселенной. Мое предназначение и моя жизнь сливаются воедино.

По человеческим меркам этот путь начался благодаря словам мистера Эрба.

Интересно, колеса каких еще историй можно запустить словами предвидения? На что способны вдохновляющие слова чутких собратьев по вере? Какие судьбоносные речи родители могут сказать детям, жены — мужьям, а мужья — женам? Какие горы сдвинутся с места от слов, которые друзья говорят друг другу, а пастыри своей пастве? «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» — говорит нам апостол Иаков (Иак 3:5). Хотя этот библейский стих в целом посвящен урону, который могут нанести злые слова, но ведь верно и обратное: вдохновляющие слова способны дать много хорошего. «Смерть и жизнь — во власти языка…» (Прит 18:22)

В любой душе ожидает своего часа нечто великое — и нужны именно слова, чтобы его выпустить. Давид был уверен, что его жизнь с самого начала находится в руках Божьих: «…в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138:16). Апостол Павел говорил о себе и о своих собратьях как об изделиях искусного мастера: «Мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2:10). Мы неправы, сомневаясь, что Дух Святой трудится в нашем сердце с того самого дня, когда мы были зачаты. Я уверен, что с первого мига нашего зарождения Дух неустанно твердит нам о том, какими Он хочет нас видеть. Кто-то выразил свои сомнения так: «Боже, помоги мне верить истине о себе, даже если она невообразимо прекрасна».

Мистер Эрб повторил то, что Бог когда-то уже сказал моему сердцу. Поэтому его слова и возымели такую силу. Вот так я и понимаю дар предвидения. Мы говорим ближнему о том, каким в один прекрасный день он может стать. Если наши слова перекликаются с тем, что уже запечатлел на сердце человека Дух Святой, то они становятся провидческими.

Нам нужно понять, что такое особое видение — это вовсе не плод нашего воображения и не просто наши пожелания относительно будущего конкретного человека. Мы ничего не создаем — мы видим то, что уже есть. Когда врач принимает новорожденного и говорит: «Это девочка!», он не решает, каким будет пол ребенка. Он констатирует то, что уже было предрешено. Вот первое, что нам нужно понимать о видении.

Второе: видение вызывает к жизни то, что уже есть в человеке. Оно пробуждает уже имеющиеся возможности, о которых ни мы, ни сам человек ранее не подозревали.

Интересно, что почувствовал Гедеон, когда ангел приветствовал его словами: «Господь с тобою, муж сильный!» (Суд 6:12). До того момента Гедеон ни разу не участвовал в битве. Как ангел узнал, что Гедеон был могучим воином? Это и был провидческий взгляд.

И самое невероятное вот что: когда ангел обратился к Гедеону, тот прятался от врагов. Сказать Гедеону в тот миг «муж сильный» — примерно то же самое, что скромный желудь назвать могучим дубом. Но если мы видим жизнь внутри желудя, то мы видим и его возможности — мощное дерево, в которое он может превратиться.

Что творилось в душе Моисея, когда Бог обратился к Нему из горящего куста: «Человек! Иди и выведи мой народ из Египта». Если бы эти слова прозвучали на сорок лет раньше, то Моисей наверно ответил бы так: «Достойный выбор! Боже, Ты разбираешься в людях. У меня есть все, что нужно для этого поручения — я влиятельный лидер и прекрасный оратор. Что же, начнем, — вот мой план!»

Однако за сорок лет жизни в пустыне, в полном бездействии, мучимый воспоминаниями о собственных неумелых попытках освободить свой народ, Моисей совершенно потерял уверенность в себе. По его оценкам, он полностью провалил дело. Одна мысль о возращении в Египет наполнила его сердце тревогой и сомнениями. Как звезда кино, давно сошедшая со сцены, Моисей не мог вообразить себя во главе людских толп.

И вот именно в это время, когда от уверенности Моисея не осталось и следа, Бог дал библейскому герою видение его будущего. Моисей с первых дней жизни был под защитой Бога, Который всесторонне готовил его к предстоящей роли в истории. Когда Моисей услышал слова Бога: «Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх 3:10), не показалось ли ему, что он их уже слышал? Библия говорит нам, что Моисей сумел стойко перенести все испытания, потому что «он, как бы видя Невидимого, был тверд» (Евр 11:27). Было ли у Моисея ощущение неотвратимости своего предназначения, пусть даже на протяжении долгого времени туманное и зыбкое? Когда Бог объявил Моисею Свой замысел, отозвался ли Божий призыв в его сердце решимостью: «Да, Господи, — я готов. Я знаю, что должен это выполнить. Я не могу и не хочу бежать от Твоего зова».

Когда мы вступаем в битву за чью-то душу, нам сразу же нужно обрести глубинное видение этого человека.

• Каким Бог сотворил его?

• Что Бог хочет явить через все радости и печали его жизни?

• Что Бог открывает в его жизни сейчас?

• Какими достоинствами этот человек сможет послужить Господу, если подчинится Его воле?

• Какие возможности остаются пока нереализованными из-за неизжитых им слабостей?

• Какое благословение этот человек несет для меня?

• Какие черты характера, которые Бог особыми нитями вплетает в полотно души этого человека, свидетельствуют о его предназначении?

Но нам привычнее мыслить в категориях проблем.

• Что с этим человеком не в порядке?

• В чем его грех, рана или ущербность?

• Можно ли ему помочь, если сначала выявить проблемы, а затем выработать план их решения?

• Что нам не нравится в этом человеке, и как помочь ему избавиться от этих недостатков?

Когда мы больше внимания уделяем проблемам, а не видению, то очень быстро истощаемся — мы обнаруживаем слишком много проблем. Интересно, что как только мы переключаемся на предвидение, часть этих проблем отпадает сама собой.

Мысленное видение позволяет определить конечную станцию, перед тем как оправиться в путь. Вряд ли кто-то, зная пункт назначения и находясь в здравом уме, будет планировать путешествие, разыскивая на карте мира все недействующие мосты и дороги.

Обычно мы решаем, куда направляемся и затем смотрим, какие трудности могут встретиться нам на конкретном пути. Было бы глупо, собираясь в Вермонт, сидеть в Филадельфии и волноваться о том, что дорогу во Флориду ремонтируют. Определите, куда вы стремитесь, и тогда станет понятно, какие вопросы требуют вашего внимания.

Устои нашего общества подразумевают, что все люди стремятся чувствовать себя довольными, реализоваться в жизни и получить свободу делать то, что хочется. Поэтому нас побуждают суетиться и беспокоиться по поводу таких проблем, которые уходят сами собой, когда мы выбираем другие, более высокие цели.

Представим себе, что муж хочет стать для жены надежной опорой. Как ему отнестись к неуверенности, которую испытывает он сам? Он может посмотреть на неуверенность не как на проблему, а как на возможность развить и проявить присущее ему мужество. Тогда ему не нужно будет тревожиться о том, каким слабым он себя время от времени ощущает.

Но представим, что его цель — быть довольным собой и ощущать свою мужскую состоятельность. Тогда то же самое чувство неуверенности превратится в препятствие, которое нужно преодолевать. Это чувство станет предметом обсуждения с женой и друзьями, пока они не устанут его слушать. Тогда муж пойдет к психотерапевту и будет говорить с ним. И если жена не сумеет обеспечить супругу признание его мужественности, то для него это будет страшной обидой. И все потому, что он движется в неверном направлении.

Благодатное видение дает возможность не обращать внимания на множество проблем, на которых мы фокусируемся, движимые видением эгоистичным. Нам нужно научиться мыслить в категориях подлинного видения, а не психологических проблем. Нам надо развивать в себе способность к видению, причем к праведному, а не эгоистичному.

Церковные общины должны учиться быть в единении, в котором признается уникальность каждого человека — та печать, что запечатлел на его сердце Дух Святой. Для нас жизненно важно смотреть на человека, представляя себе замысел, который имеет о нем Дух.

Представим себе следующее: в один прекрасный день Пресвятая Троица замыслила сотворить человека — существо, которое было бы способно в полной мере наслаждаться глубиной Отцовской любви. Божественные Члены Троицы составили план, позволяющий новым существам стать причастниками этой любви. Согласно плану, люди должны были воспроизвести средисебе подобных то самое единство, которое приносит Членам Троицы столько радости.

И вот Божественная Троица собралась, чтобы обсудить этот план. Бог-Отец вполне мог сказать:

— Сын, когда Ты примешь человеческий облик, я дам Тебе такую славу, которой Ты еще не знал. У Тебя будет невероятная возможность — явить людям Меня. Только став одним из них, Ты сумеешь ощутить всю радость и полноту, которые несет в себе эта возможность. Люди увидят, как Ты обращаешься с блудницами и мошенниками, как Ты страдаешь и переносишь оскорбления. И тогда они смогут уловить отблеск Моей Личности и Моего видения — какими они могут стать.

В ответ Сын может сказать так:

— Я выполню эту задачу. Для меня огромная радость явить людям Тебя. Когда Я вернусь к Тебе после того, как они убьют Меня, то дам возможность, дарованную Тобою Мне, каждому Моему ученику. Я дам им ту славу, которую Ты дашь Мне, чтобы они могли показать миру Тебя и Твой характер. Когда Я вернусь домой, то на земле останутся люди, собранные воедино, делом которых будет открывать для других Твою непостижимую любовь.

Потом скажет Свое слово Святой Дух:

Никто никогда не сможет явить Отца так, как это сделаешь Ты, Сын. Но в каждый миг, как будет зачата очередная душа, носитель Нашего образа, Я буду делать Свою работу. Из совершенно сырого материала Я начну лепить личность, которая неповторимым образом будет отражать качества Отца и осуществлять Его намерения. Я буду следить за тем, чтобы ничто, происходящее в жизни этого человека, не нарушило Мои замыслы. Все, даже необъяснимые трудности, будет содействовать одной цели — чтобы Твои последователи могли отразить Тебя, Сын. А затем архангелы вострубят и призовут все эти души домой, к Нам. И вот тысячи тысяч неповторимых созданий, бесчисленное множество уникальных личностей соберутся воедино. И тогда Твой Образ, созданный всеми ими в совокупности, засияет как алмаз, ограненный искуснейшим ювелиром.

Следующее слово за Сыном:

— Отец, самая большая радость для Меня — это явить Тебя Твоим детям и принять их благоговейное поклонение. И когда все преклонятся пред Твоим престолом, Я займу Свое место одесную Тебя. Моя радость будет совершенной, когда Я услышу песнь поклонения, льющуюся изо всех уст:

«Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр 5:13).

— План хорош. Ты, Сын, готовься к Жертве. А Ты, Дух, вложи жажду вечной жизни в каждую душу, которую Ты созидаешь. И как только душа придет в мир, начни говорить с ней о Своих намерениях — и пусть Твой шепот в людских сердцах не умолкает. А затем вдохнови тех, кто чуток к Твоему голосу, повторить для человека то, о чем Ты Сам уже прошептал его душе. Так Твои творения смогут лучше расслышать Тебя.

А теперь представьте себе, сколько людей с тех пор жили и умерли, так и не услышав, чтобы другой человек повторил им слова, которые нашептывал их сердцам Святой Дух. Сколько людей прожили целую жизнь, так и не разглядев, кем и какими они призваны стать, чтобы отразить те или иные черты Отца. Они так и не осознали, что несут в себе неповторимый образ. Сколько людей никогда не пережили волнения, увидев — пусть хотя бы одним глазком, — насколько же больше они могут походить на Иисуса!

Когда мы живем, не имея видения, мы превращаемся в игрушку слепого случая, а события нашей жизни становятся произвольным стечением обстоятельств, в которых нет ни смысла, ни значения. И тогда насилие, перенесенное в детстве, становится не более чем проблемой — чудовищной проблемой, которую нужно разрешить, чтобы ощущать себя полноценной личностью. Это событие никогда не воспринимается как возможность, пусть ужасная, но вполне реальная, познать исцеляющую силу Христа и глубже ощутить Его любовь.

Неблагополучная среда, в которой мы выросли и/или живем сейчас, становится неким психологическим лабиринтом — и мы пытаемся найти выход из него. Или выглядит головоломкой, состоящей из тысячи фрагментов: задавшись целью «преодолеть проблемы», мы должны поставить на место каждый кусочек. Если у нас нет видения, что Бог собирается сделать в нашей жизни, то мы не имеем возможности посмотреть на тяжелые события прошлого или настоящего как на пути, которые ведут нас к Господу — к полному доверию Ему и к подлинной, глубокой молитве. Мы не замечаем, что нам были даны уникальные возможности, которые можно использовать, чтобы приблизиться к Богу и открыть Его окружающим.

Моя бабушка со стороны отца в последние годы жизни шесть или семь лет была слепой.

Однажды, я, тогда еще подросток, спросил ее:

— Бабушка, а как это быть слепым?

Она посмотрела на меня глазами, которые были способны увидеть намного больше, чем зрячие, и ответила:

— О, Лэрри, теперь я могу молиться за тебя намного лучше, чем когда я видела. Слепота не дает мне отвлекаться.

Бабушка слышала голос Святого Духа, Который шептал ей, что она рождена для молитвы. В ней я увидел отблеск Христа, Который постоянно молился обо мне. Он даровал бабушке возможность, которую Отец дал Ему — явить собой образ Божий. Моя бабушка достойно использовала эту возможность.

Интересно, сказал ли бабушке кто-нибудь хоть раз: «Лора, мне кажется, ты призвана в этот мир, чтобы молиться. Посмотри на свою жизнь: смерть мужа, после которой ты осталась одна с четырьмя малышами на руках, годы постоянной нужды, духовное безразличие старшего сына и вот теперь — слепота. Мне кажется, Бог хочет, чтобы твои молитвы звучали в унисон с биением Его сердца».

— Лэрри, ты можешь стать писателем.

— Лора, я думаю, что ты призвана молиться.

Два этих утверждения продиктованы видением. Слова (одни — реальные, другие вымышленные) сказаны обычными людьми, но для слушающих они прозвучали очень знакомо. Ведь их уже шептал душе Сам Режиссер вселенской драмы.

Позвольте мне повторить свою мысль: наш взгляд имеет провидческую силу, а слова становятся пророческими, если они перекликаются с тем, что уже запечатлел на сердце человека Дух Святой.

Мы достигаем подлинного единения с людьми, когда вступаем в борьбу за их души и видим то, что Бог может совершить в их жизни. Я хотел бы обратить ваше внимание на выводы, изложенные ниже. Они помогут нам сформировать верный взгляд на того или иного человека.

Вывод 1. Видение, вдохновленное Духом Святым, отражает, каким может стать человек.

Когда наш младший сын, Кен, начал учиться в университете, он собирался получить диплом психолога.

Но оказалось, что это не его призвание — Кен не пошел по моим стопам. Однако он прекрасно проявил себя совсем в другом деле. Помню, однажды, когда Кен еще учился, мы обедали с Ричардом, моим близким другом. А Ричард — весьма успешный и талантливый консультант по финансовым вопросам.

За едой Ричард пустился в рассуждения о новой стратегии в инвестировании. Надо сказать, что эта тема интересовала меня не больше, чем пересчитывание травинок на газоне. Вскоре я заметил, что Ричард все больше обращается к Кену. Скорее всего, мои зевки не остались незамеченными. Но дело было не только в этом — Кен проявлял живейший интерес к рассказу Ричарда.

Я отметил, что Кен задал несколько вопросов, которые мне бы и в голову не пришли. Я спросил Ричарда:

— Кен задает хорошие вопросы?

Тот ответил:

— Отличные, — и добавил с добродушной ухмылкой, — лучше всех тех, которые ты мне когда-либо задавал.

Я посмотрел на Кена:

— Может быть, это твое — заниматься экономикой и финансами?

Знаете, кто сейчас Кен? Он — знающий и умелый экономист. Ему доставляет удовольствие исследовать экономические прогнозы и тенденции биржевого рынка. Как еще можно объяснить такой поворот его судьбы, если не умелой работой Святого Духа? Я уж точно не имею к выбору Кена никакого отношения.

Но мое видение о сыне достаточно глубоко. Я вижу в нем не только умение мудро планировать и честно распоряжаться доверенными ему финансами. Я вижу еще и страстное желание понять основы христианской веры, чтобы воплотить их в свою жизнь и передать другим людям. У Кена аналитический склад ума, он мыслит логично и четко. Если бы я предложил ему написать стихотворение, он бы только улыбнулся и снова углубился в свои подсчеты. Но стоит мне начать обсуждение материального благополучия с точки зрения библейских принципов, как Кен тут же оживляется и включается в дискуссию.

Однако мое видение идет еще глубже. Я вижу, что Кен будет «мужем терпения» — человеком, который без ропота принимает взлеты и падения в жизни. Я смотрю в будущее: Кен станет человеком, который так близок к Господу, что его душа пребывает в покое в самую сильную бурю — якорем ей служит уверенность в постоянном присутствии Бога. Я предвижу, как чуткое сердце сына будет все больше раскрываться для семьи и друзей. Возможно, все произойдет не столь поэтично, но произойдет на самом деле.

Видение, идущее от Бога, касается не только практической стороны жизни (например, оставить психологию и стать экономистом). Главное, вокруг чего оно строится, — это вопросы души и характера. Цель Святого Духа — выявить в моем сыне образ Божий, который люди смогут увидеть при встрече с Кеном.

Вывод 2. Боговдохновенное видение неизбежно рождает боль в сердце «провидца».

После настойчивых призывов к галатам вернуться к Благой Вести, Павел обращается к ним, как к дорогим для него детям. Он говорит так: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал 4:19)

Никто из нас здесь, на земле, не достиг и не достигнет того места, которое предназначил ему Дух Святой. Где бы мы ни были сейчас, каждому из нас предстоит продвигаться в духовном странствии всё дальше. И до тех пор, пока мы не окажемся в небесной отчизне, перед нами всегда будет стоять угроза провала или неудачи. Если мы заботимся о духовном росте наших близких, то мы неизбежно встретимся со страданием.

Только на небесах любовь не сопряжена с болью. Какой смысл мы вкладываем в понятие «любить человека»? Наверное, желать для него самого высшего блага. Христиане знают, что под этим подразумевается: любить Бога всем сердцем и душой, любить ближних как самого себя, знать Бога-Отца и Его Сына Иисуса Христа, уподобиться Христу. Высшее благо для каждого из нас — иметь прочные, подлинные отношения с Богом.

Но так происходит далеко не всегда. Стремиться к тому, в чем твердо уверен, например, к Царствию Небесному — большая радость. Но желание чего-то, что вполне можно и не получить, — порождает боль.

Послушайте, что говорит апостол Павел о своих собратьях, об израильтянах, которые не поверили, что Христос есть Мессия: «…Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян…» (Рим 9:2-4).

Каждый родитель, каждый верный друг знает подобную боль. Для нас нет большей радости, когда дорогие нам люди живут с Господом. Но мы знаем, что и с этой дороги можно свернуть. И когда так случается — когда сын уходит от жены, когда друг в своем тщеславии проявляет не любовь, а жестокость, когда муж становится завсегдатаем «шоу для взрослых», нас это тяжело ранит.

Наше видение о ближнем, вдохновленное Святым Духом, побуждает нас вступить в битву за душу, свернувшую с истинного пути. Отступления ближнего или переход его на сторону врага вызывают такие приступы тоски и отчаяния, что нам остается только молиться. Жить намного проще, если для тех, кого мы любим, мы хотим не слишком многого. Вдохновенное видение приносит боль.

Вывод 3. Подлинное видение всегда является плодом Духа. Без постоянной и горячей молитвы оно становится эгоистичным.

Интересно, сколько прирожденных писателей в детстве с тоской играли в бейсбол, понукаемые отцами, поборниками спорта? А сколько потенциальных виртуозов в зубоврачебном деле стали посредственными проповедниками? И все из-за того, что учителя воскресной школы доказывали с пеной у рта, что одни профессии благословенны, а другие нет. И что сказать о тех людях, которые в душе являются чуткими наставниками, а посвятили свою жизнь организаторской деятельности, доказывая кому-то, что они лидеры. А ведь неброская и неприметная работа могла бы повернуть их навстречу людям, пережившим разочарование, и открыла бы их способности ободрять и вселять надежду Мы все хорошо представляем себе, каким должно быть совершенство — совершенный супруг, ребенок, родитель, работник, начальник, друг. Что мы понимаем под совершенством? Обычно наше представление включает такие качества, которые мы ценим выше всего и которые могут принести нам больше всего хорошего.

Представим себе, что муж прочитал эту главу и затем, без глубокой молитвы и самоанализа, приходит со своим видением к жене. Нетрудно вообразить, каковы будут последствия.

— Дорогая, я хочу поведать тебе о моем видении относительно тебя. Слушай: ты удовлетворяешься теми деньгами, что у нас есть, и смиряешься с теми решениями, которые я принимаю по поводу того, как их тратить. Ты начинаешь больше воздерживаться от излишеств в еде (воздержание — это один из плодов Духа!) и остаешься верна мне во всех испытаниях, какие бы мне ни встретились.

У всех нас есть эгоистическое видение относительно тех людей, которые играют важную роль в нашей жизни. Но не стоит доносить до них такие взгляды. Без молитвы и возрастающей чуткости к голосу Духа Святого наше видение будет выглядеть как высокомерное и грубое требование: «Вот что, я считаю, ты должен сделать».

Задумавшись о своем видении того или иного человека, мы обязаны прежде всего бросить прозорливый взгляд на самих себя. Как мы видим себя? Видим ли мы себя оставившими все ради Господа и ничего для себя не требующими? Видим ли, что посвятили свою жизнь выполнению Божьих планов? Нам важно понимать, что мы можем не обрести видение о другом человеке до тех пор, пока не станем старше, а возможно, и совсем состаримся. Не исключено, что мы сможем прозреть истину о другом, только став слепыми стариками, которых уже ничто не отвлекает от молитвы. Пока мы не пройдем тот путь, который Бог предназначил для умерщвления нашей плоти — пустыню ли, тьму на пути, неожиданные испытания или осознание урона, нанесенного нами близким, — мы можем и не услышать те слова, которые говорит нам Дух Святой. Чтобы высказать свое видение о ближнем, нам нужно истинное смирение — чтобы нас не покидало изумление, когда мы действительно говорим то, к чему побуждает нас Дух Святой.

Вывод 4. Иногда боговдохновенное видение о человеке бывает наиболее ясным, когда этот человек находится дальше всего от Бога.

Когда у близкого человека все и всюду идет хорошо, невольно приходит расслабление и молитва о нем замирает. Это особенно заметно в реакциях родителей на признаки бури или штиля в жизни детей. Звонок дочери: в ответ на вопрос «Как дела?» раздается тусклое «Нормально», и сердце матери тут же наполняется тревогой. Но если в трубке слышится бодрое «Да нормально!» — материнское сердце остается в полном умиротворении. Хотя за бодростью могут скрываться проблемы посерьезнее тех, что вызвали уныние. Нам так хочется верить в хорошее, что если явные признаки беды отсутствуют, мы убеждаем себя, что все в порядке. Пока не вскроется любовный роман на стороне. Или внука не посадят за продажу наркотиков. Или пока жене не поставят диагноз: клиническая депрессия.

Тогда рушится фасад благополучия, и нам приходится признать, что дела плохи. Как мы относимся к этому нерадостному открытию? Один путь — мы плачем, приходим в отчаяние, без конца говорим о нашей беде в кругу друзей, как сумасшедшие, ищем помощи и молимся Богу, чтобы Он что-то сделал. Другой путь — мы уходим в молитвенное уединение, чтобы обрести видение: какое благо может сделать Бог в этой ситуации.

Первый путь ведет нас к отчаянию. Мы терзаемся и слабеем душой. Второй путь углубляет нашу нужду в Господе и приводит нас на совет к Нему. Когда разрушаются наши иллюзии, мы обретаем новую надежду — на этот раз во Христе.

«Боже, покажи мне, какой ты задумал мою жену? Сейчас она находится очень далеко от Твоего замысла. О чем Ты тихо шептал в ее сердце, чего ни она, ни я пока не расслышали? Что я могу сделать, чтобы она поняла: я готов прыгать от радости, видя Твой образ,

вложенный в нее Святым Духом? Боже, помоги мне никогда не махнуть на нее рукой и продолжать уповать на Тебя до самой моей смерти, когда я смогу все понять».

Иногда самое ясное видение рождается, когда мрак сгустился сильнее всего.

Вывод 5. Боговдохновенное видение почти не касается сегодняшних конкретных шагов — в основном оно позволяет уловить проблески грядущего.

Когда мы озабочены тем, что конкретно нужно сделать, чтобы помочь человеку, то видение начинает расплываться. Если все свое внимание мы сосредоточиваем на пути, то теряем из виду цель.

Теории консультирования только выиграют, если они будут больше фокусироваться на идеале психического здоровья, чем на патологии или психологических техниках. Когда мы мало озабочены деталями пути, Дух Святой может действовать с полной свободой и повести нас любой дорогой, которую выберет Он.

Но такой подход не соответствует нашей натуре. В большинстве своем мы нацелены на решение проблем. Мы полагаемся на людей, которые знают, как помочь нам достичь наших целей. Мы ищем помощи специалистов, но не для того, чтобы определить, какие цели являются стоящими, а для того, чтобы они одобрили уже выбранные нами цели и помогли их исполнить.

В идеале духовные братства больше сосредоточены на видении: что может получиться из этой ситуации? Что Бог сейчас производит в наших жизнях? Как Он хочет благословить других людей через нас? Наш путь проясняется только тогда, когда мы позволяем Духу Святому сообщить нам, куда мы должны идти. Собратья, которые приобретают боговдохновенное видение о ближних, знают, что только Господь может подвести человека к нужной двери. Поэтому они молятся, проявляют любовь и слушают. При этом из их сердец изливается благодатная сила, которую Бог использует, чтобы вести людей к осуществлению Его видения.

Духовное единение зарождается, когда мы вступаем в битву за чью-то душу. Оно развивается по мере того, как мы с молитвой начинаем обретать видение, открывающее, как Христос может отобразиться в жизни данного человека. И когда удивительная животворная сила изливается из нашего сердца и касается сердца нашего ближнего, единение достигает невероятной глубины, и Христова жизнь в нас обретает свободу.

Высвобождение силы Христа — вот тема последней главы этой книги.