9. Половые различия

В каждом данном обществе степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации.

Фридрих Энгельс

Нам остается обсудить наиболее очевидный аспект разнообразия людей — деление человечества на два пола. К сожалению, точных сведений о половых различиях поразительно мало, в то время как непонимания и предрассудков, связанных с полом, очень много. В вопросе о типичном и неизменном в признаках мужчин и женщин, в их темпераменте и способностях бытуют, и весьма широко, догматические, совершенно необоснованные взгляды.

Различное общественное положение мужчин и женщин в большинстве сообществ самым непосредственным образом определяется их разной ролью в воспроизведении. Женщины рожают, ухаживают за детьми и потому привязаны к дому и домашним обязанностям; круг занятий мужчин не ограничен домом: охота в примитивных сообществах, земледельческие работы в сельскохозяйственных общинах и, наконец, самый разнообразный труд и занятия в современном обществе. Такое положение принято считать вполне естественным; столь же распространено убеждение, будто женщины не способны к традиционно мужским работам. Так, еще столетие назад не было женщин-врачей — считалось само собой разумеющимся, что женщина не способна к этой работе.

Мы не будем сейчас рассматривать основные физические и физиологические различия между полами — их можно изучить по учебникам анатомии и физиологии, — а поговорим о таких различиях, которые возникают только косвенно и причина возникновения которых — различная роль мужчины и женщины в процессе воспроизведения. Благодаря общественной значимости вопрос этот стал в известной мере политическим, подобно тому как это случилось с расами и евгеникой. При этом надо подчеркнуть, что традиционный взгляд относительно способностей женщин определяется не действительными фактами, а исключительно предубеждениями, связанными с бесправным положением женщины в обществе, которым управляют мужчины. Современная наука не располагает данными, которые свидетельствовали бы о второстепенной роли женщин по сравнению с мужчинами как в физическом, так и в интеллектуальном отношении и при соответствующих условиях оба пола могли бы на равных правах соперничать в любой области человеческой деятельности.

Физические различия

Различия между мальчиками и девочками отмечаются еще в утробе матери — они заключаются в неодинаковой скорости роста и развития органов. При рождении мальчики в среднем несколько тяжелее девочек, но, с другой стороны, у девочек лучше развит скелет. Объяснить эти различия влиянием среды невозможно. Что касается скелета взрослого, то анатом может определить пол даже по фрагменту черепа. Несомненно, эти различия могут быть следствием разных условий воспитания, но с гораздо большим основанием можно считать, что они обусловлены генетическими различиями.

При рождении мальчики не только несколько тяжелее, но и приблизительно на сантиметр выше (это относится к европейцам). Примерно к одиннадцати годам средний рост мальчиков и девочек выравнивается, а к тринадцати девочки становятся выше на два сантиметра. Но затем их рост замедляется и прекращается раньше, чем у мальчиков. К восемнадцати годам большинство девочек уже не растет, тогда как мальчики, перегнав девочек сантиметров на восемь-десять, продолжают расти (разумеется, не следует забывать о больших индивидуальных отклонениях). Все это, безусловно, является отражением генетических различий полов, хотя нельзя отрицать возможного влияния среды. В некоторых сообществах из-за раннего деторождения рост женщин преждевременно приостанавливается.

Мужчины обычно не только крупнее женщин — у них выше уровень обменных процессов, то есть быстрее идут химические изменения в организме, поэтому они испытывают большую потребность в пище.

Одновременно с ростом изменяется и мускульная сила ребенка. Сошлемся на исследования, проведенные в Калифорнии на 87 девочках и 89 мальчиках. На протяжении учебы в школе и в колледже измеряли их силу сжатия, натяжения и удара. До тринадцати лет большой разницы между мальчиками и девочками не было, но потом девочки стали отставать от мальчиков. В итоге в возрасте шестнадцати-семнадцати лет почти ни одна девушка не сумела приблизиться даже к средним показателям юношей. И эту резкую разницу в силе нельзя объяснить влиянием среды, тем более что все исследуемые дети имели полную возможность физически развиваться в играх, требующих применения мускульной силы, и питались они одинаково.

Теперь перейдем к более сложному вопросу — ловкости. Здесь различия между полами особенно заметны. Общеизвестно, что мальчики лучше девочек бросают предметы. И это объясняется целым рядом причин. Прежде всего строение конечностей, в особенности костей рук, у девочек и мальчиков различно. Значит, известное отставание девочек в бросании предметов объясняется чисто анатомически[40]. Естественно предположить, что эти анатомические различия детерминированы генетически. Но, возможно, бросание предметов не так уж важно. Девочки с очень раннего возраста гораздо способнее к многим другим видам сложных действий. Мы хорошо знаем, что все связанное с точными и осторожными движениями девочки выполняют лучше, например они раньше приучаются одеваться. Мало того, эти различия проявляются в самом раннем возрасте, примерно с девяти месяцев.

Итак, как видно, есть известные основания считать женщин «слабым» полом: они в среднем заметно слабее мужчин (хотя и не менее ловки), причем это в основном генетически обусловлено. И все-таки во многих отношениях слабым полом следует назвать мужчин. Мужчины менее жизнеспособны, и это во многом объясняется их пониженной сопротивляемостью к инфекциям. Правда, последнее характерно не для всех стран. Например, в Индии и Китае, где условия быта особенно тяжелы, смертность среди женщин всех возрастов выше, чем среди мужчин.

Интеллектуальные различия

Вполне естественно, выясняя психологические различия между мужчинами и женщинами, прежде всего сравнить оба пола по среднему КИ. К сожалению, показатели КИ ничего не говорят нам о сравнительном интеллекте полов. Это объясняется тем, что наилучшие современные тесты на интеллектуальность разработаны таким образом, что средние показатели мальчиков и девочек одного возраста одинаковы. Однако, изучив отдельные тесты, по которым рассчитывается КИ, можно увидеть, что успехи мальчиков и девочек далеко не одинаковы. Подытожив основные показатели всевозможных тестов, мы обнаруживаем, что у мальчиков лучше развиты технические и математические способности, а у девочек — умение складно и вразумительно говорить, причем с очень раннего возраста. Кроме того, у девочек лучше развито эстетическое чувство; например, они точнее и быстрее различают цвета. Считают также, что девочки обладают лучшей памятью, особенно в раннем детстве, у них более развиты способности к языкам. Следует указать на большую вариабельность у мальчиков: среди них чаще встречаются крайние типы — и с очень высоким КИ и слабоумные.

Чрезвычайно важен вопрос о связи интеллектуального развития подростков с изменениями в росте и другими физиологическими процессами. Предполагают, что у девочек в силу более раннего прекращения роста «интеллектуальность» раньше достигает высшей точки развития. Во всяком случае, ясно одно: интеллектуально мужчины и женщины практически не различаются между собой. Поэтому нет никаких оснований лишать женщин возможности получить высшее образование по любой специальности.

Весьма вероятно, что психологические различия обусловлены в основном различиями генетическими, однако скептицизм в этом вопросе вполне законен: более гибкие факторы среды гораздо труднее распознать, а следовательно, и отличить их воздействие от генетических. Мы уже говорили об этом выше (см. гл. 5). В большинстве сообществ мальчики и девочки почти с самого рождения получают различный уход: их по-разному одевают, иначе разговаривают, воспитывают в них разные интересы. Трудно даже сказать, сколько вреда принесло подобное воспитание и сколько загублено талантов среди женщин. Особенно трудно преодолеть общественные условности, рассматривая различия в «характере» или «темпераменте». Психологи часто утверждают, что мальчики более агрессивны, а девочки застенчивее. К сожалению, трудно дать количественную оценку «агрессивности» или «застенчивости». Было бы крайне неосмотрительно утверждать, что такого рода различия совершенно независимы от социального окружения ребенка. Но не следует забывать, что специалисты обычно исходят из среднегрупповых показателей, а они ничего не говорят об определенном человеке. Когда Самуэля Джонсона спросили: «Кто умнее, женщина или мужчина?», он ответил: «Смотря какой мужчина и какая женщина!» Трудно придумать лучший ответ.

Роль женщины в обществе

Только изучая различные типы общества, можно оценить воздействие среды на поведение мужчин и женщин. Мы уже видели, что расовые или национальные группы чрезвычайно чувствительны по своему поведению к изменению окружающей обстановки. Обладают ли подобной гибкостью поведения индивидуумы обоих полов?

Бесспорно, в каких-то отношениях так оно и есть. Достаточно сравнить поведение современного преуспевающего бизнесмена и поведение светского щеголя конца прошлого столетия или женщину викторианской эпохи; одетую в юбку до щиколоток и турнюр, и современную молодую женщину в спортивном костюме.

Однако такого рода сравнения, несмотря на известную привлекательность, весьма поверхностны и довольно бесполезны. Нас больше интересуют изменения в поведении мужчин и женщин, особенно женщин. Джон Стюарт Милл, например, в 1869 г. писал:

«…то, что сейчас принято называть женским „естеством“, в высшей степени противоестественно, так как является результатом подавления одних сторон поведения и искусственной стимуляции других. Можно без колебаний сказать, что ни один зависимый класс не подвергался такому извращению своего естественного поведения».

Конечно, вполне разумно предположить, что характер мужчин, живших в 1869 г., и наших современников тоже в некотором смысле «извращен». Приведенное высказывание Милла было протестом против зависимого положения женщин. Ведь совсем незадолго до того, как он написал эти строки, в Англии существовала купля и продажа женщин.

Протест против подчинения женщин и требование их эмансипации вполне законны: вспомним общества, где взаимоотношения полов были обратными нашему. Так, в современном обществе принято, что женщина играет пассивную роль в любви, экономически зависима, от нее требуют скромности, целомудрия, хозяйственности и безукоризненного отношения к исполнению материнских обязанностей. И уж вряд ли кто станет отрицать, что каждой женщине свойственна страсть к украшениям. Однако в некоторых цивилизациях (например, в Спарте или в Древнем Египте) подобная характеристика относилась в основном к мужчинам; причина столь удивительной инверсии — характерная для этих обществ экономическая зависимость мужчин.

Достоверность этих сведений о древних обществах сомнительна, поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что возможно полное изменение поведения, хотя в некоторых примитивных обществах такая инверсия существует и в наши дни. Наиболее интересные данные принадлежат Маргарет Мид, которая вела исследования в Новой Гвинее. По ее утверждению, в одном из трех племен, живших в стране, а именно в племени чамбули, взаимоотношения между полами как раз обратные тем, какие у нас принято считать обычными. Что же касается двух других, то у них не существует «различий в темпераментах мужчин и женщин», у арапешей мужчины и женщины спокойны и доброжелательны, мы назвали бы их поведение «материнским» и пассивным — это племя занимается сельским хозяйством; в противоположность им мужчины и женщины третьего племени, мандагамор — охотники за головами, очень воинственны, женщины «мужеподобны».

Но есть в наше время страна, где отношение к женщине совсем иное, чем во всем мире, — это СССР. В советской конституции сказано:

«Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчинами во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни».

Как одно из следствий этого уже к 1939 г. в Советском Союзе число женщин-врачей несколько превышало число врачей-мужчин, а в наши дни их стало еще больше; по той же причине в Советском Союзе много женщин — водителей машин и капитанов кораблей.

Вместе с тем в Советском Союзе наиболее тяжелые виды физического труда считаются неподходящими для женщин. В СССР полностью изжито предвзятое представление о различиях между способностями обоих полов, что вытекает из самой природы советского строя. Из опыта Советского Союза и упомянутых выше исследований физиологов и антропологов других стран пока еще трудно сделать какие-нибудь окончательные выводы по рассматриваемой здесь проблеме различий между полами. И мы по-прежнему далеки еще от знания, каково же должно быть положение каждого пола в более благоприятных по сравнению с нынешними условиях.