III. Жизнь и смерть

На заре человечества «общество» в нашем понимании этого слова составляли небольшие группы, объединенные по признаку родства, и только с развитием земледелия и скотоводства, то есть примерно около восьми тысяч лет назад, возникли многолюдные человеческие сообщества. По мере совершенствования техники обработки земли появились излишки продуктов, которые можно было распределять среди тех, кто не участвовал непосредственно в производстве пищи, а был ремесленником, или занимался торговлей, или управлял государством. Это и было началом цивилизации. Однако продовольственная проблема на протяжении веков оставалась нерешенной. Современная наука располагает средствами, которые позволяют не только представить эту проблему в целом, но также разработать биологические и экономические меры, необходимые для ее решения.

Другой, не менее важной биологической проблемой XX века является борьба с инфекционными заболеваниями. Люди до сих пор страдают от тех же эпидемических и эндемических болезней, что и их далекие предки, несмотря на то что человечеству известны меры их предупреждения. Даже в высокоразвитых странах, где ведется успешная борьба с многими болезнями, по-прежнему высока детская смертность, не излечены туберкулез и так называемые психические заболевания. Но имеются все предпосылки того, что и с этими болезнями удастся справиться.

При целесообразном использовании достижений биологии на благо человечества появится возможность достигнуть равновесия между быстро растущими человеческими популяциями и окружающей средой.

10. Человек и общество

…и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб…

Бытие

Эта глава является связующей между гл. 4 и 5, где речь шла об эволюции и поведении человека, и четырьмя последующими главами, в которых обсуждаются проблемы питания, заболеваний и народонаселения. В ней рассматривается эволюция человеческого общества. В гл. 4 человек был описан как биологическое явление, причем главное внимание обращалось на его связь с другими млекопитающими, особенно с обезьянами. Но, как можно судить на основании 5-й главы, человека отличает и уникальная форма общественной организации. Она уникальна потому, что у других животных с высокой «общественной» организацией, таких, как муравьи и пчелы, программа поведения генетически фиксирована, тогда как отличительной чертой человека является его способность к обучению, особенно в молодости, и как следствие — гибкость поведения. Именно этим объясняется, что один-единственный вид Homo sapiens смог создать различные типы обществ, а в некоторых районах (например, в Западной Европе или в Центральной Азии) смена одного общества другим происходила очень быстро.

Утверждают, будто одни формы существования для человека более естественны, чем другие, хотя неясно, что следует понимать под словом «естественны». Иногда состояние «естественного» существования первобытного человека противопоставляют «искусственности» современной жизни. При этом подразумевают, что первобытный человек, как и большинство других животных, жил без общественной организации, орудий труда и речи. Но это не так. И общественная организация, и орудия труда, и речь, и огонь в придачу существовали еще до появления Homo sapiens . Где бы и когда бы человек ни жил, он извечно объединялся в группы и изменял свою среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Именно это и имеют в виду, когда говорят, что человек «создает свою собственную среду».

Общественная организация развилась из семейных групп. Стая современных обезьян обычно состоит из одного самца-вожака и нескольких самок с детенышами. Разделения труда между полами не существует, пищу приходится добывать всем. Для первобытного человека типична моногамия. Вклад женщин в добывание пищи сводился к сбору съедобных растений, мужчина же обычно охотился. Кроме того, разделение труда между полами дает матери возможность уделять детям больше внимание, а, как мы знаем, это совершенно необходимое условие, ибо общественное поведение человека зависит от постепенного обучения детей соответствующим навыкам, привычкам и обычаям.

Дикость

Словом «дикость» принято обозначать ранние общественные формации. Термин этот вполне научен и не имеет никакого унизительного смысла. Он относится к образу жизни всех людей до появления Homosapiens , да и сам Homosapiens примерно 90 % времени своего существования пребывал в этом состоянии.

Мы можем лишь крайне ориентировочно восстановить особенности жизни людей этого периода, используя факты из жизни современных групп, для которых характерен примитивный образ жизни. Дикий человек обычно жил на обширной территории, где занимался сбором растений и охотой на животных; для пропитания одного индивидуума требовались неизмеримо бóльшие территории, чем в сельскохозяйственных общинах. Все население делилось на родовые группы, численность которых доходила до двадцати человек. Изредка, после обильного сбора растений, группы собирались вместе. Именно в это время происходил взаимный обмен знаниями и мнениями. (Правда, и то и другое обычно весьма ограниченно.) В небольших группах меньше возможностей для разделения труда (особенно когда все рабочее время занято добыванием пищи), а без разделения труда технический прогресс практически невозможен.

Судя по поведению современных человекообразных обезьян, первыми орудиями дикого человека были палки, но ко времени появления синантропа в ходу были уже каменные рубила. Сосудами и вместилищами пищи служили выдолбленные тыквы, раковины, возможно корзины; глиняной посуды еще не было. Укрывались, по-видимому, шкурами, травой или корой. Не было ни тканей, ни домашних животных. Существовала личная собственность на оружие, орудия труда, сумки для сбора кореньев, но питались сообща.

Неандертальскому человеку, нашему непосредственному предку в Европе, все эти предметы были, вероятно, уже известны. А кроме того он научился выделывать более совершенные каменные орудия, чем те, которыми пользовались до него; особенно удавались ему скребки и наконечники. Некоторые орудия изготовлялись из кости. Человек стал делать ловушки. Над умершими совершали обряд погребения, связанный, видимо, с магическими ритуалами; предполагают, что этим же объясняется распространенное в тот период людоедство: люди верили, что, отведав человеческого мяса, они становятся сильнее и мужественнее.

Рис. 53. Примитивное изготовление орудий.

Аборигены Нового Южного Уэльса (Австралия) откалывают отщепы от крупных камней.

Так обстояло дело на протяжении всей эпохи нижнего палеолита, включая мустьерскую культуру неандертальского человека (как известно, палеолит означает «древний каменный век»). Верхний палеолит знаменуется стадией, которая получила название «высшей стадии дикости». Она характерна появлением Homosapiens — вида, к которому принадлежит современное человечество. На этой стадии общественного развития в районе Средиземноморья и, несомненно, в других местах люди жили в течение по крайней мере шестидесяти тысяч лет. Более того, как мы уже отмечали, и до сего времени на земном шаре есть небольшие группы людей, живущих подобно нашим отдаленным предкам.

Нам пока не известны полностью все культуры, которые существовали на протяжении этого периода, ибо огромные территории земного шара по-прежнему почти не исследованы. Основные сведения получены на основе находок во Франции и Северной Испании, но немало ценного материала найдено также в Северной Африке и Азии. Однако даже по этим ограниченным районам можно отчетливо проследить последовательность различных фаз с характерными для них орудиями, глиняными сосудами, развитием искусства и образом жизни. Скелетные остатки не показали соответствия между типом культур и физическими типами людей. Так, одна из культур, названная граветтийской, оставила следы по всей Западной Европе. Обнаружено, что орудиями граветтийской культуры пользовался как кроманьонский человек (которого считают типичным европеоидом), так и люди Гримальди, обладавшие некоторыми чертами негроидного типа. Оба типа были найдены вместе в гротах Гримальди в Ментоне.

Рис. 54. Эволюция топора на протяжении полумиллиона лет.

С момента появления Homosapiens имел в своем распоряжении более совершенные орудия, чем его предшественники. Делал он их так: прежде всего от основной массы откалывался отщеп, а желаемую форму придавали последующей довольно искусной оббивкой (скалыванием). В качестве инструментов использовались также кости, оленьи рога и зубы. Из камня люди выделывали светильники, пестики, ступки. Керамики по-прежнему не было, но уже появились фигурки из глины. В пещерах, где жили древние люди, найдены замечательные произведения древнего искусства, включая статуэтки, но какое значение они имели для человека эпохи палеолита, нам не известно. Вероятно, одежду люди делали из шкур, а сухожилия использовали для луков и гарпунов. Наконечники копий и стрел были каменными или костяными.

Так уже с самого начала Homosapiens отличало от его предшественников высокое мастерство и чувство прекрасного. Это не мешало ему на протяжении долгих тысячелетий оставаться в «доземледельческой» фазе и жить исключительно охотой, рыбной ловлей, сбором съедобных растений и меда. Возможно, что его кочевки были сезонными, то есть передвижения небольших семейных групп определялись перемещением дичи в поисках пищи и воды. Зимой люди жили в пещерах или в нехитрых сооружениях, напоминающих землянки. Летом группа располагалась, как правило, в четырех-пяти хижинах (по нескольку человек в каждой).

Мезолит, или средний каменный век, характеризовался в Европе дальнейшим совершенствованием жилья. Этот сравнительно непродолжительный переходный период очень важен появлением земледелия. Отличительные признаки мезолита — приручение собаки для охоты, использование сетей, крючков и лесок для рыбной ловли (не исключено, однако, что они сохранились от более поздних эпох) и изобретение каноэ, весел, лыж и санок. Таким образом, появилось большее разнообразие в «технике», хотя существенных отличий от палеолита не было. В целом можно сказать, что дикость, будь то начальная стадия или высшая, независимо от того, была ли она оснащена «техникой» мезолита или примитивными орудиями древнего каменного века, не могла обеспечить надежного существования. Подсчитано, что все население земного шара в «доземледельческий» период не превышало 10 миллионов человек, то есть равнялось населению, живущему в радиусе тридцати километров от современного лондонского Сити. Предполагают, что все население Англии состояло в то время из 200 человек, а с началом земледелия эта цифра увеличилась до 2000 человек. И хотя это не более чем догадки, цифры основаны на плотности современных примитивных популяций и позволяют судить о скудости человеческого существования до появления земледелия.

Первобытное варварство

Примерно около 8000 лет назад произошли крупные изменения. В то время в субтропической зоне, включавшей нынешние Северную Африку, Сирию, Иран и Среднюю Азию, началось возделывание культурных растений. В наши дни весь этот район — в основном безводная пустыня, но в период плейстоцена там выпадало немало дождей. Не вызывает сомнений, что культивирование растений началось в наиболее благоприятных районах с достаточным количеством воды, таких, как долина Нила. Велось так называемое экстенсивное земледелие, когда по мере истощения почв люди переходили на новые земли. Поэтому в отличие от периода интенсивного земледелия, когда в течение длительного времени используется одно и то же поле, постоянных поселений не было. (Заметим, что экстенсивное земледелие продолжало существовать в Западной Европе и после падения Римской империи.)

Таблица 2

Развитие человеческого общества на западе

Примерная картина развития цивилизации и технического прогресса в основном в районе Средиземноморья и на территории Европы

Несомненно, что в этот период люди уже использовали в пищу семена дикорастущих трав. Это подтверждается найденными на горе Кармел каменными серпами, — вероятно, пещерные жители эпохи мезолита употребляли в пищу злаки еще до 6000 г. до н. э. На первых порах человек стремился обеспечить ежегодный рост нужных ему растений на выбранных в пределах поселения полях. В районе Средиземноморья культивировалось два вида дикой пшеницы (полба и полуполба), а также дикий ячмень. Рожь и овес появились гораздо позднее и поначалу были сорняками на пшеничных и ячменных полях, но потом люди научились использовать их преимущества — способность давать высокие урожаи в более холодном климате, где пшеница обычно не росла. Самые ранние из названных цивилизаций в Сирии, Месопотамии и в долине Инда занимали территорию, примерно соответствующую распространению диких предков современной пшеницы и ячменя, и можно утверждать, что цивилизации Европы и Западной Азии основаны на культивировании этих двух злаков[41].

Одомашнивание животных началось примерно в то же время, что и культивирование злаков. Более того, собака как помощник человека на охоте была приручена еще раньше. Вначале разводили крупный рогатый скот, овец, коз и свиней. Использование лошади, осла, буйвола и верблюда для перевозки началось позднее. Ранний период развития земледелия и появления стад домашних животных лучше всего изучен на древних поселениях в Файюме, Меримде (Египет) и Шумере (Месопотамия). Именно шумерская цивилизация впервые (примерно 4000 г. до н. э.) начала использовать шерсть овец для одежды. Вероятно, там же, в Месопотамии, тысячелетие спустя зародилось молочное животноводство.

Культура, связанная с наиболее примитивным земледелием, получила название культуры неолита, то есть культуры новокаменного века. На этой стадии развития еще в начале XIX века находились маори — коренное население Новой Зеландии. Наши сведения о распространении культуры неолита чрезвычайно скудны, но можно предположить, что земледелие возникло независимо в самых различных районах. И действительно, трудно представить, чтобы кукуруза и картофель, возделываемые в Центральной и Южной Америке, были как-то связаны с посевами древних египтян. То же, видимо, можно сказать и о Китае, где процветало культивирование проса и выращивание свиней.

Но независимо от того, где впервые появилось земледелие, оно оказало огромное влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Возникнув в качестве основного и более надежного источника пищи, оно создало предпосылки для развития многочисленных ремесел, совместное воздействие которых преобразило человека и из редкого животного превратило его в тот всесильный вид, каким он является в наши дни. Даже самые ранние земледельческие общины, вероятно, в десять-двадцать раз превосходили группы диких кочевников. А в общине, состоявшей из двухсот, а то и трехсот человек, появилась возможность осуществлять известную специализацию труда, что в свою очередь привело к развитию ремесел. К наиболее древним ремеслам относятся гончарное и шлифование камня. Однако в отношении «техники» этот период не отличался сколько-нибудь существенно от эпохи дикости, если не считать развития земледелия и скотоводства. Технический прогресс прежде всего зависел от приобретения известных навыков и мастерства в земледелии, которые позволяли бы получить излишки продовольствия . А излишки в свою очередь послужили толчком к высвобождению мастеров по камню и других умельцев, которые не были заняты непосредственным производством продуктов питания. Важным вкладом в технику земледелия явилось применение плуга. В плуг запрягался бык (а позднее лошадь); благодаря этому новшеству сильно расширились области, пригодные для земледелия. Вообще следует отметить, что использование домашних животных в качестве тягловой силы имело колоссальное значение. Другим, не менее важным фактором было искусственное орошение, которое в широких масштабах применялось в Египте и Месопотамии. Примером может служить Файюм. Известно, что в этой процветающей сельскохозяйственной общине в 6000–5000 гг. до н. э. было две группы ям, в которых хранилось зерно (по 67 и 68 ям соответственно); в среднем в каждой содержалось до 8 центнеров зерна, собранных, вероятно, с одного гектара.

Цивилизация

Цивилизацией называют культуру городов. Собственно, города — это не что иное, как скопления людей, не занятых производством продуктов питания. Первые города появились в долинах крупнейших рек — Нила в Египте, Тигра и Евфрата в Месопотамии, Инда в Северной Индии и, возможно, одновременно в долине реки Янцзы в Китае. Позднее возникли цивилизации в Центральной и Южной Америке. Мы уже говорили о том, какое огромное значение имеют излишки продовольствия для развития ремесел, не связанных с земледелием и разведением скота. Однако это далеко не все. С незапамятных времен излишки продовольствия служили основой торговли. Ряд важных предметов потребления можно было найти не везде, поэтому вначале кремень, а позднее медь, олово и железо добывали в одном каком-нибудь месте и перевозили на большие расстояния в виде либо сырья, либо готовых предметов, таких, как топоры, сосуды, щиты или украшения; керамика и безделушки также составляли значительную часть торговли ранних цивилизаций. Структура человеческого общества усложнялась, и это, естественно, потребовало введения централизованного управления, законодательства и аппарата для поддержания порядка и соблюдения законов. Поэтому города стали не только средоточиями ремесел и торговли, но и центрами администрации; излишки продовольствия шли на снабжение правящих классов — жрецов и царьков, которые взимали налоги или подношения продуктами питания. Так возникло государство , аппарат управления и контроля сравнительно малочисленной правящей верхушки.

Последовала серия новых открытий и изобретений. В четвертом тысячелетии до н. э., то есть пять или шесть тысяч лет назад, было изобретено колесо, которое использовалось как для передвижения, так и для гончарного ремесла (гончарный круг). Морская торговля привела к развитию мореходства, а мореходство повлекло за собой разработку навигационных методов. Но для навигации необходимо знать звезды — так появилась астрономия. Без астрономии немыслимо было и земледелие, так как, для того чтобы планировать посевы в соответствии с временем года, потребовался календарь. Одна из пирамид Египта построена таким образом, что самая яркая звезда созвездия Большого Пса — Сириус — видна в центральном помещении только в день равноденствия. У египтян год состоял из 365 дней, високосного года не было; полагают, что этот календарь впервые применили в 4242 г. до н. э. Астрономические познания и умение обращаться с календарем составляли не только привилегию, но и источник власти жрецов, поэтому они ревностно их оберегали. Одним из древнейших памятников культуры неолита, иллюстрирующих это положение, служит знаменитый храм в Стоунхендже (Англия). Он построен таким образом, что в день летнего солнцестояния Солнце всходит по линии между двумя отмеченными точками.

В Древнем Египте нужды земледелия стимулировали развитие геометрии: египтянам приходилось заново размечать поля, после того как ежегодные разливы Нила смывали все межевые знаки. Так история древних цивилизаций наглядно раскрывает связь между потребностями человека и развитием науки.

Появление чисел и алфавита относится примерно к 3000 г.до н. э. Тогда же была открыта в Азии бронза. Именно в это время чрезвычайно высокого уровня развития достигла цивилизация в долине Инда. Одной из важнейших проблем, которые в тот период возникали перед жителями городов, была проблема снабжения питьевой водой и вывоза нечистот. Как можно судить по раскопкам, в городе Мохенджо-Даро на реке Инд существовала система водоснабжения и канализации; более того, есть все основания полагать, что городские власти осуществляли планирование города.

Однако цивилизация не только создает материальные блага и более развитую технику, но и способствует развитию искусства. При этом выразительные средства искусства расширяются. Художники периода высшей стадии дикости после удачной охоты рисовали на кости и на стенах пещер; художники эпохи цивилизации уже имели другие возможности и средства самовыражения — они могли использовать архитектуру, причем для строительства употребляли неорганические материалы. В Египте впервые возникла гептатоническая музыкальная гамма. Так успехи земледелия почти 5000 лет назад способствовали появлению особенностей, присущих, всем цивилизациям вплоть до периода промышленной революции в Европе XVIII в. В Месопотамии зародилась даже денежная система.

Древние и современные цивилизации разделены длительным периодом непрерывного, хотя и сравнительно медленного технического и экономического прогресса. Каменные орудия постепенно уступили место металлическим. Вначале люди использовали медь, затем — сплав олова с медью, так появилась бронза; позднее открыли железо, более распространенное в природе, хотя его и труднее выделить из руды; и только теперь, в XX столетии, железо частично вытесняется другими металлами, в частности алюминием. Не менее важные достижения отмечены и в выработке энергии. Вначале в некоторых районах большое значение приобрела энергия воды, которую впервые начали использовать в поздней Римской империи для помола зерна и разделения руды. В средние века на смену удушающему ярму пришел хомут — энергия лошади стала использоваться гораздо эффективнее. Применение хомута, а также изобретение железных подков позволили средневековым крестьянам возделывать ранее не доступные плугу земли.

С появлением деревянного насоса люди научились делать более глубокие и широкие шахты — недра Земли стали доступнее человеку. Из многих стран приходили различные технические изобретения и новые идеи. Так, китайцы снабдили моряков магнитным компасом, а с появлением руля и новых методов навигации против ветра парус покорил открытое море. Из Китая же пришел порох — решающее орудие войны (до тех пор пока противная сторона в свою очередь не получила его), и там же впервые создана была бумага и изобретена печатающая машина — и то и другое было необходимо для развития образования.

Экономическую основу великих цивилизаций железного века, развивавшихся в странах Средиземноморья, в Италии, Греции, Палестине и Северной Африке, по крайней мере в промышленном производстве, составляло рабство. Наиболее производительная работа, самый тяжелый физический труд приходились на долю зависимых классов, а относительно небольшая правящая верхушка обладала исключительным правом на управление и соответствующее образование. Подобное умышленное отделение привилегированной группы от людей, которые выполняли практическую работу, оказавшее плохую услугу техническому и научному прогрессу, к сожалению, не уничтожено до сих пор. В Европе после падения Римской империи развился феодализм; в эпоху феодализма земледелец, который обычно был крепостным, вынужден был работать только на определенном участке земли. Благодаря этому продуктивность почвы в умеренном климате лесного пояса, где обычным стал севооборот, значительно повысилась. В среде ремесленников и торговцев возникли гильдии, которые способствовали упрочению положения и улучшению жизни их членов.

Обычно о средних веках рассказывают историки, которых в основном интересует политика и в какой-то степени — история экономики и искусство. В этой книге мы имеем дело скорее с историей техники, особенно с историей той техники, которая играла важную роль в земледелии и промышленном производстве. По мнению некоторых историков, именно этот аспект является ключом к пониманию эпохи. «Величие средних веков не в соборах, не в эпосах, не в схоластике, а в создании первой в истории сложной цивилизации, которая основана не на потных спинах рабов или кули, а на других источниках энергии».

Эра науки

Современная цивилизация положила начало не виданным доселе преобразованиям. В масштабе истории они происходят с удивительной скоростью, но для живущих в это время тянутся убийственно медленно.

В 1850 г. Западной Европе понадобились усилия трех четвертей населения, чтобы произвести необходимые излишки продовольствия для четверти, не занятой в этом производстве. Сегодня в высокоразвитых странах соотношение обратное: одна четверть населения занята производством излишков, достаточных для обеспечения всего остального населения. В таких странах, как Франция, Соединенные Штаты Америки и Новая Зеландия (все они, как правило, экспортируют продовольствие), половина всего населения живет в городах. В Великобритании, которая импортирует продовольствие в обмен на промышленные товары, в городах живет 80 процентов населения. С другой стороны, в Азии, где (кроме СССР) вплоть до самого последнего времени не применялась современная сельскохозяйственная техника, только 15 процентов населения можно отнести к городским жителям. Производительность сельского хозяйства в известной степени связана с промышленным прогрессом в целом. Изобретение машин, дающих возможность использовать энергию угля и нефти, создало предпосылки для замены в развитых странах мускульной силы не только человека, но и домашних животных. Тем самым от тяжелых сельскохозяйственных работ было высвобождено немало людей, которые к тому же повысили свое благосостояние и получили больший досуг. Всем этим прогрессом мы обязаны в первую очередь развитию физических наук, на которых зиждется сельское хозяйство. Другой основой современного сельского хозяйства является прикладная биология. Некоторых ее особенностей мы коснемся в следующей главе.

Техническому прогрессу соответствовал прогресс экономический: в конце XIX века в большинстве европейских стран на смену феодализму пришел капитализм с частной собственностью не только на землю, но и на орудия труда и средства производства — шахты, заводы и транспорт. Если они управляются государством, последнее в свою очередь контролируют владельцы огромных капиталистических предприятий. Однако применение современной техники в широком масштабе стало возможным только при централизованном контроле крупных производственных объединений. Раньше ремесленник нередко был владельцем собственных орудий труда и оборудования, но ни в одиночку, ни с помощью семьи он не в состоянии был соорудить доменную печь, шахтное оборудование или механический ткацкий станок; их создание стало возможным только при системе наемного труда. В наши дни на смену капитализму в целом ряде стран пришел социализм — более передовая система, при которой частная собственность ограничена рамками личной собственности, а продукты производства принадлежат всем и их распределение всеми контролируется.

Ни одна из упомянутых фаз развития человеческого общества не является привилегией определенного физического типа — в этом мы уже убедились на примере культуры палеолита. Само земледелие «открыли» независимо друг от друга различные группы людей в самых разных частях света. Напомним, что древняя цивилизация долины реки Инд была создана населением, смешанным в расовом отношении. Различные доисторические культуры Европы приписываются группам людей с противоположным физическим типом, например «высоким длинноголовым» и «хрупким круглоголовым». Несомненно, различные пришлые группы и завоеватели отличались по таким физическим признакам, как рост или головной индекс, но происходило постоянное смешение людей, обмен идеями и техническими изобретениями. В наши дни наблюдается аналогичный процесс в еще больших масштабах.

В первых девяти главах этой книги мы рассматривали в основном разнообразие человечества во времени и пространстве, причины различий между людьми и социальные последствия этих различий. Но при изучении, цивилизаций и культур мы должны рассматривать человечество как единое целое — разумеется, не потому, что не существует различий в культуре, но потому, что независимо от своего местонахождения и типа человек всегда сталкивается с одними и теми же основными проблемами, которые он должен решать. Различные типы обществ с их разнообразием экономического и технического развития в интересующем нас плане можно рассматривать как результат попыток человека разрешить эти проблемы с учетом среды, в которой он обитает. Трем важнейшим биологическим проблемам — снабжению продовольствием (что уже частично обсуждалось в этой главе), защите от инфекционных заболеваний и поддержанию численности популяций — мы и посвятим следующие четыре главы.