Глава 18

Благовествование в Коринфе

Деяния 18,1-11 Самый порочный город

Деяния 18,12-17 Объективное римское правосудие

Деяния 18,18-23 Возвращение в Антиохию

Третье миссионерское путешествие

Деяния 18,24-28 Проповедь Аполлоса

Благовествование в Коринфе

Уже самое географическое положение делало Коринф ключевым городом Греции. Море здесь делит Грецию почти на две части. С востока Саронский залив с портом Кенхреа, а с запада Коринфский залив с портом Лекея отделяют северную Грецию от Пелопоннеса. Между этими двумя заливами лежит узкая полоска суши шириной около восьми километров, на котором и стоял город Коринф. Все движение между северной и южной Грецией проходило через Коринф, потому что другого пути не было. Коринф называли «мостом Греции». Путешествие морем вокруг южной Греции было очень опасно. На самом юге Пелопоннесского полуострова находился мыс Малеа, обогнуть который было так же опасно, как и мыс Горн. У греков была поговорка: «Пусть всякий, кто собирается обогнуть мыс Малея, напишет свое завещание». Поэтому торговля между восточным и западным Средиземноморьем тоже проходила через Коринф, чтобы избежать опасности, связанные с плаванием вокруг мыса Малеа. Коринф, поэтому, был «рыночной площадью Греции».

Коринф был не только крупным торговым центром, но и местом, где проводились Истмийские игры, уступавшие по своему значению лишь Олимпийским.

Но Коринф был также и порочным городом. У греков было выражение «коринфовать», что означало «вести похотливую, развращенную жизнь». В греческих пьесах коринфяне обычно появлялись в пьяном виде. В центре Коринфа возвышался Акрополь, который был не только крепостью, но на нем был и храм богини Афродиты. В дни его славы в храме было до тысячи жриц Афродиты, которые, собственно, были блудницами и каждый вечер выходили на улицы города и развратничали. В Греции стало поговоркой «не каждый может побыть в Коринфе».

И в этом городе Павел жил, трудился и добился некоторых из своих величайших успехов. В Послании к Коринфянам Павел привел целый список пороков. «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства. Божия не наследуют». И за этим перечнем пороков следует торжествующий возглас: «И такими были некоторые из вас» (1 Кор. 6, 9-11). Уникальность Коринфа, с его порочными погрешностями позволила учению Христа еще ярче проявить свою действенность.

Деяния 18,1-11 Самый порочный город

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф;

И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток.

Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов.

А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.

Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.

И пошел оттуда и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги.

Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.

Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,

Ибо Я с тобою, никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе.

И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.

Вот живая картина обыденной жизни Павла. Он был раввином и, по обычаю, раввин должен был знать какое-то ремесло. Ему полагалась оплата за проповедование и учение, а он должен был добывать средства к жизни своим ремеслом. Иудеи прославляли труд. «Люби труд, — говорили они. Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его воровству». «Превосходно, — говорили они, — если человек изучает закон и земное ремесло; ибо, занимаясь и тем и другим, он не помышляет о погрешностях; занимаясь же одним законом, а не делом, человек в конце оступается и грешит». И поэтому раввины занимались каким-то достойным ремеслом. Поэтому они никогда не превращались в оторванных от жизни ученых и знали, какова жизнь трудящегося человека.

Павел изготовлял палатки. Город Тарс находился в Киликии, где водились стада особой породы коз, отличавшихся своим руном. Из него изготовляли особую ткань киликию, которая шла на изготовление палаток, портьер и драпировок. Павел, несомненно, занимался этим ремеслом, хотя употребленное здесь греческое слово может быть понято и как кожевник; Павел, должно быть, был искусным мастером. Он с достоинством напоминал, что никогда никому не был в тягость (1 Фес. 2, 9; 2 Фес. 3, 8; 2 Кор. 11,9). Но вероятно, что пришедшие в Афины Сила и Тимофей принесли подарок, вероятно от Филиппийской церкви, которая особенно любила Павла; и этот подарок позволил ему полностью посвятить себя благовествованию. Клавдий изгнал всех иудеев из Рима в 49 г., и, должно быть, Акила и Прискилла именно тогда прибыли в Коринф.

И как раз тогда, когда Павел очень нуждался в этом, Бог говорил к нему. В Коринфе Павла часто смущал страх. Ведь он был человеком сильных эмоций и, по-видимому, ему часто приходилось решать трудные вопросы. Но когда Бог возлагает на человека задачу, Он дает ему и силы для выполнения ее. И с Божьей помощью Павел обретал свое мужество и свои силы.

Деяния 18,12-17 Объективное римское правосудие

Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напалм Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,

Говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.

Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи' если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас;

Но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом.

И прогнал их от судилища.

А все Еллины, схвативши Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился о том.

Как обычно, иудеи снова строили козни Павлу. Возможно, они пытались натравить Галлиона на христиан сразу после его вступления в должность консула, и потому он еще меньше разбирался в местной ситуации. Галлион был известен своим благородством. Его брат Сенека говорил о нем: «Даже те, которые беспредельно любят моего брата любят его недостаточно. Никто никогда не относился так благосклонно к кому-нибудь, как относится мой брат ко всем». Иудеи хотели использовать Галлиона в своих целях, но он проявил себя беспристрастным римлянином. Он хорошо знал, что Павел и его сторонники не совершили никакого преступления и, что иудеи хотели использовать его в своих целях. Рядом с его судным местом стояли ликторы с розгами, и по его приказу они прогнали иудеев с судилища. Заключительный стих этого отрывка гласит: «и Галлион ни мало не заботился о том». Иногда толковали это так, будто Галлион не проявил к этому вопросу никакого интереса, но в действительности Галлион был вполне беспристрастным и не позволял другим навязывать ему свои решения.

Этот отрывок показывает нам неоспоримые достоинства христианской жизни. Галлион знал, что Павел и его собратия были ни в чем не виновны.

Деяния 18,18-23 Возвращение в Антиохию

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и

отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши

голову в Кенхреях по обету. Достигши Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и

рассуждал с Иудеями.

Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, А простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести

приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь

опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса; (Акила же и Прискилла остались в Ефесе).

Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию,

И, проведши там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.

Павел направился домой. Путь его лежал через Кенхрею, порт Коринфа, в Ефес. Оттуда он пошел в Кесарию, потом в Иерусалим приветствовать поместную церковь, и встретиться с ее руководителями. После этого он вернулся в Антиохию, откуда он и начал свое путешествие.

В Кенхрее он по обету остриг голову. Если иудей хотел особенно поблагодарить Бога за оказанную ему милость, он давал обет назорейства (Чис. 6, 1-21). Для полного выполнения этого обета в течение тридцати дней он не ел мяса, не пил вина, и отращивал волосы. После этих тридцати дней нужно было принести определенные жертвы в храме; ему также остригали волосы, чтобы сжигать их на алтаре в жертву Богу Несомненно, Павел думал о благодеяниях, оказанных ему Богом в Коринфе и дал этот обет, дабы выразить свою благодарность.

Третье миссионерское путешествие

История о третьем миссионерском путешествии начинается с Деян. 18, 23. Оно начиналось с Галатии и Фригии для утверждения учеников. Оттуда Павел пошел в Ефес, где пробыл почти три года. Потом он направился в Македонию, а оттуда назад в Троаду и через Милет, Тир и Кесарию в Иерусалим.

Деяния 18,24-28 Проповедь Аполлоса

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес,

Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.

Он начал смело говорить в синагоге Услышавши его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.

А когда он вознамерился идти в Ахию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его, и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатию

Ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос

Здесь христианство описано как «путь Господень». В Деяниях слово «путь» употреблено также в 19, 9, 23, указывая на то, что христианство не только верит в определенные истины, но и воплощает их в жизнь.

Аполлос пришел из Александрии, в которой жило около миллиона иудеев. Иудейская община была столь сильна в Александрии, что два из ее пяти районов были населены иудеями. Александрия была городом ученых, которые особенно развили любовь к аллегорическому толкованию Ветхого Завета. Они не только верили, что Ветхий Завет представляет собой исторический свод, но и, что каждое записанное в нем событие имеет еще и скрытое значение. Обладая такими знаниями, Аполлос мог бы очень эффективно убеждать иудеев, ибо он мог бы найти ссылки на Христа во всем Ветхом Завете, доказывая им, что Ветхий Завет всегда предвещал Его приход.

Но в его образовании имелся и существенный недостаток, ибо он знал только крещение Иоанново. При разборе следующего отрывка мы ясней увидим, что это значит. Но уже можно сказать, что Аполлос сознал необходимость покаяния и узнал в Иисусе Мессию, хотя он еще не знал о благой вести, об Иисусе как о Спасителе и о явлении Святого Духа. Он знал о задании, порученном Иисусом своим ученикам, но он еще мало знал о той помощи, которую Иисус оказывает им в выполнении его. Он почерпнул эти сведения из слов Акилы и Прискиллы. В результате этого Аполлос, знавший исторического Иисуса, осознал в Нем Мессию, постоянно присутствующего в сердцах верующих. И сила его проповеди, должно быть, стократно умножалась.