Глава 24

Деяния 24,1-9 Льстивая речь и ложное обвинение

Деяния 24,10-21 Защита Павла

Деяния 24,22-27 Честный разговор с недостойным правителем

Деяния 24,1-9 Льстивая речь и ложное обвинение

Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла.

Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря:

Всегда и везде со всякою благодарностью признаем мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа;

Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением:

Нашедши сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси,

Который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону;

Но тысяченачальник Лисий, пришед, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе,

Повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе; Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его.

И Иудеи подтвердили, сказавши, что это так.

Тертулл начал свою речь отвратительной лестью; и он и Феликс знали, что каждое слово — ложь. Он и далее продолжает лгать, утверждая, что иудеи арестовали Павла. То, что происходило во дворе храма, было скорее похоже на самосуд, чем на арест. Выдвинутое им против Павла обвинение было тонко извращено и состояло из трех частей:

1) Павел являлся язвою общества и возбудителем мятежа. То есть, иудеи относили Павла к тем мятежникам, которые постоянно разжигали пламя мятежа, во всегда готовом к бунту населении. Тертулл хорошо знал, что терпеливые римляне никогда не потерпят одного: народных беспорядков, потому что из любой искры могло разгореться пламя. Тертулл сознавал ложность этого обвинения, но и его эффективность.

2) Павел являлся руководителем Назорейской ереси. Тем самым его приравнивали к мессианскому движению, а римляне понимали, какие беспорядки могут вызвать ложные мессии, и как они возбуждают истерические восстания, которые только в кровавых боях возможно было придушить. Рим не мог пренебрежительно отнестись к такому обвинению. Тертулл знал, что и это ложь, но он знал, что это серьезное обвинение.

3) Павел осквернил храм. Священниками были саддукеи, которые всегда стремились к сотрудничеству с завоевателями; осквернить храм — значило нарушить права и законы священников; и римляне, надеялся Тертулл, примут сторону про-римской партии. Обвинение, изложенное Тертуллом, было самой опасной смесью полуправды и извращенных фактов.

Деяния 24,10-21 Защита Павла

Павел же, когда правитель дал ему знак говорить, отвечал: зная, » что ты многие годы справедливо судишь народ сей, я тем свободнее буду защищать мое дело;

Ты можешь узнать, что не более двенадцати дней тому, как я пришел в Иерусалим для поклонения;

И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу, они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение,

И не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня,

Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках,

Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают;

Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть !пред Богом и людьми; После многих лет я пришел, чтобы доставить милостыню народу моему и приношения;

При сем нашли меня, очистившегося в храме не с народом и не с шумом:

Это были некоторые Асийские Иудеи, которым надлежало бы предстать пред тебя и обвинять меня, если это имеют против меня;

Или пусть сии самые скажут, какую нашли они во мне неправду, когда я стоял пред синедрионом,

Разве только то одно слово, которое громко произнес я, стоя между ними, что за учение о воскресении мертвых я ныне судим вами.

Начиная с отрывка «Это были некоторые Асийские Иудеи…» грамматический строй Павловых предложений несколько нарушается. Он начинает говорить об одном, а потом в середине предложения обращается к другой мысли. Но эта несвязность предложения указывает на возбуждение Павла и напряженность ситуации. Павел защищается как человек, совесть которого чиста: он просто констатирует факты. Ведь трагичность ситуации заключается в том, что Павла арестовали в то время, когда он принес бедствующей Иерусалимской церкви пожертвования от других церквей и досконально исполнял правила иудейского закона. Величие Павла проявляется в том, что в его защитной речи звучат сила, иногда и негодование, но никогда — жалость к себе или горечь, что могло быть так естественно для человека, лучшие чувства и действия которого были умышленно и злобно искажены.

Деяния 24,22-27 Честный разговор с недостойным правителем

Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему.

Через несколько дней Феликс, пришед с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса.

И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя.

При том же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним.

Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест; желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах.

Феликс обращался с Павлом сравнительно мягко, но некоторые увещания Павла нагоняли на него ужас: жена его Друзилла была дочерью Ирода Агриппы Первого. Она была замужем за Азизом, царем Емесским. Но Феликс, с помощью чародея по имени Атом, соблазнил ее и убедил уйти от Азиза и выйти за него замуж. Неудивительно, поэтому, что, когда Павел познакомил его с высокими нормами Бога, он испугался.

В течение двух лет Павел находился в заключении, а когда Феликс зашел слишком далеко в своих действиях, он был отозван. Существовал давний спор о том, была ли Кесария иудейским или греческим городом, и иудеи и эллины были постоянно во вражде. В одном из взрывов массового насилия иудеи оказались в выигрыше, но Феликс послал свои войска на помощь эллинам. Тысячи иудеев были убиты, а войска, с согласия и поощрения Феликса, ограбили дома богатых иудеев.

Иудеи воспользовались правом, и жаловались римскому правительству на Феликса. Вот почему Феликс, уходя со своего поста, оставил Павла в оковах, хотя был вполне убежден в том, что его следует освободить. Он хотел как-то ублажить иудеев. Но это было безрезультатно. Он был снят с поста правителя и, только заступничество его брата Палла спасло его от казни.