Глава 15

Откровение 15:1.2 Победители

Откровение 15:3.4 Победная песнь

Откровение 15:5-7 Ангелы-мстители

Откровение 15:8 Неприступная слава

Откровение 15:1.2 Победители

И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное — семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия.

И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии.

Можно было бы подумать, что, рассказав о жатве суда, Иоанну было бы удобнее остановиться, но ему нужно еще много чего сказать — о последних ужасах и тысячелетнем правлении святых, о последнем приступе язычников и об окончательном блаженстве.

Иоанн рассказал о снятии семи печатей и о семи трубах, а теперь должен рассказать еще о семи чашах гнева Божия. Такая манера типична для авторов апокалиптических книг, которые сводили все в группы по семь и три и считали совершенным сочетание трех групп из семи предметов.

Все это происходит на небесах. Прежде чем приступить к рассказу о семи ангелах с семью чашами гнева, Иоанн рассказал о тех, кто принял мученическую смерть ради Христа и теперь стоят на как бы стеклянном море. Это море мы уже видели в 4,6. Теперь это стекло смешано с огнем, совершенно естественное сочетание в настоящих условиях. В этом отрывке говорится о суде, а в Писании огонь часто является символом суда. Град и огонь — одна из казней египетских (Исх. 9,24); солому Бог сожжет огнем неугасимым (Мат. 3,12); а Бог наш есть огонь поедающий (Евр. 12,29). Вся сцена мрачно освещена огнем суда, который опустится на землю.

Вскоре мы слышим песнь Моисея. Это песнь, которую пел Моисей, когда дети Израиля победоносно ушли от опасности и прошли через Чермное море. Также и мученики, говорит Суит, невредимыми прошли через море мученичества и достигли небесных берегов.

Мученики, говорит Иоанн, победоносно выдержали борьбу с силами антихриста. Это крайне важно. Мученики умерли самой жестокой и ужасной смертью, и все же Иоанн говорит, что они победили зверя и вышли победителями. Их смерть сделала их победителями; если бы они сохранили свою жизнь, изменив своей вере, они потерпели бы окончательное поражение. В истории ранней Церкви день мученической смерти как день победы. В истории мученической смерти Перпетуы читаем: «День их победы подходил к концу и они шли от тюрьмы к амфитеатру, как будто они шли на небеса, счастливые и со спокойствием на лице». Иисус сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот отберет ее» (Мат. 16,25).Одержать подлинную победу — это не благоразумно сохранить жизнь, а смело встретить лицом к лицу самое худшее, что может причинить зло и, если нужно, быть верным до конца. «Да лишит Господь вас мира вашего, — сказал испанский мистик Унамуно, — и даст вас славу».

Откровение 15:3.4 Победная песнь

И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои.

Мученики-победители поют две песни: песнь Агнца, которую, как мы видели (14,3) могли выучить только они; и песнь Моисея, раба Божия. Это была песня, которую пел Моисей во славу Божию после благополучного перехода Израиля через Чермное море. Она находится в Исх. 15,1-19: «Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением… Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, творец чудес?… Господь будет царствовать во веки и в вечность».

Эта песнь была запечатлена в памяти иудеев. Ее пели на каждой субботней службе в синагоге. Во время каждой иудейской службы чтение Шемы, кредо веры Израиля, сопровождалось — и сопровождается еще сейчас, — двумя молитвами, и одна из них вот эта песнь: «Истинно, что Ты Иегова, Бог наш, и Бог наших отцов, наш Спаситель и Спаситель наших отцов, наш Создатель, Скала нашего Спасения, Помощь наша и наш Избавитель. Имя Твое извечно и нет Бога кроме Тебя. Новую песнь воспели те, что были избавлены, Твоему имени на морском берегу; они все вместе восхваляли Тебя и величали Царем и говорили, да царствует Иегова в беспредельном мире! Благословен, Ты Господи, спасший Израиля». Песнь Моисея запечатлела навек величайшее избавление в истории избранного Богом народа Израиля, и эту песнь поют победоносные мученики, проведенные через море гонений в обетованную землю небесную.

Но у мучеников есть своя собственная песнь. Здесь выделяются два обстоятельства.

1. Она почти полностью составлена из цитат из Ветхого Завета. Мы сперва приводим слова песни, а потом соответствующие места Ветхого Завета.

Велики и чудны дела Твои.

«Как велики дела Твои, Господи» (Пс. 91,6). «Велики дела Господни» (Пс. 110,2) «Он сотворил чудеса» (Пс. 97,1). «Дивны дела Твои» (Пс. 138,14).

Праведны и истинны пути Твои.

«Праведен Господь во всех путях Своих» (Пс. 144,17).

Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?

«Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое» (Пс. 85,9).

Ты един свят.

«Нет столь святого, как Господь» (1 Цар. 2,2). «Да славят великое и страшное имя Твое: свято оно!» (Пс. 98,3). «Свято и страшно имя Его!» 77с. 110,9).

Открылись суды Твои.

«Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою» (Пс. 97,2)Такой отрывок показывает нам, насколько Иоанн был погружен в Ветхий Завет.

2. В песне торжествующих мучеников бросается в глаза еще одна вещь. В ней нет ни слова об их собственных свершениях; эта песнь с начала и до конца — лирическое излияние в честь величия Божия.

Небеса — это место, где люди забывают о себе и помнят только о Боге. Как выразился Р. Г. Чарльз: «При видении совершенного Бога свое «я» совершенно забывается». Суит выразился так: «В присутствии Бога мученики забывают о себе; мысли их поглощены окружающими их новыми чудесами; перед нами открыта слава Божия и Его великий план, в котором их страдания составляют лишь крайне незначительную толику. Они начинают видеть великие события мировой драмы и мы слышим славословие, в котором они приветствуют свое первое совершенно ясное видение Бога и Его дел».

Откровение 15:5-7 Ангелы-мстители

И после сего я взглянул, и вот, отверзся храм скинии свидетельства на небе,

И вышли из храма семь Ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами.

И одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков.

Скиния откровения — так обычно называется в Ветхом Завете скиния в пустыне (Числ. 9,15; 17,7; 18,2). Таким образом Иоанн имеет в виду вовсе не иерусалимский Храм, а древнюю скинию.

И вот именно из скинии вышли семь ангелов-мстителей. В центре Святого в скинии стоял ковчег завета; ящик, в котором находились скрижали с Десятью заповедями, составлявшими суть закона. Другими словами, эти ангелы вышли из того места, где находится закон Божий, чтобы показать, что ни один человек и ни один народ не может безнаказанно игнорировать закон Божий.

Эти ангелы-мстители одеты в чистую и светлую льняную одежду и опоясаны золотыми поясами. Одежда ангелов символизирует три вещи, а) Это священническая одежда. Одежду из тонкого белого льняного полотна и шитый золотом пояс вокруг стана носили первосвященники. Первосвященника вполне можно назвать представителем Бога среди людей, и эти ангелы вышли как представители-мстители Бога, б) Это царская одежда. Белое льняное полотно и высокие пояса одежды князей и царей и вот эти ангелы вышли в царственном одеянии и с полномочиями Царя царей, в) Это — небесная одежда. Юноша у пустого гроба Иисуса был облачен в белую одежду (Мат. 28,3; Мар. 16,5), а ангелы, жители небесные, пришли исполнить на земле решение Бога.

Чаши, наполненные гневом Бога, дало семи ангелам одно из четырех животных. Когда мы в первый раз говорили о четырех животных при их первом появлении на сцене (4,7), мы видели, что первое животное было подобно льву; второе — подобно тельцу; третье имело лицо, как человек; а четвертое животное подобно орлу, и что они являются символами всего самого сильного, храброго, мудрого и быстрого в природе. Если это так, то будет вполне уместно, если одно из них даст семи ангелам чаши, наполненные гневом Бога. Чаши гнева должны принести несчастья в природу и на землю и вполне может быть, что это символ того, как природа сама отдает себя в руки и в распоряжение Бога для того, чтобы служить Его целям.

Откровение 15:8 Неприступная слава

И наполнился храм дымом от славы Божией и от силы Его, и никто не мог войти в храм, доколе не окончились семь язв семи Ангелов.

Идея славы Божией, символизируемой облаком дыма, типична для Ветхого Завета. В видении пророка Исаии дом Божий наполнился курениями (Ис. 6,-4).

Кроме того, и идея, что никто не может приблизиться к Храму, пока там находится дым от славы Божией, тоже типична для Ветхого Завета. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» (Исх. 40,34.35). Об освящении Соломонова Храма говорится: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень. И не могли священники стоять на служении, по причине облака; ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар.8,10.11).

В этом заключена двойная идея. Во-первых, идея, что цели Божии часто скрыты облаком от людей, ибо никто не может посмотреть, что на уме у Бога; и, во-вторых, идея, что святость и слава Божии таковы, что человек сам по себе не может приблизиться к Нему.

Но некоторые богословы считают, что это значит нечто большее. Никто не может войти в Храм до тех пор, пока не завершатся семь казней семи ангелов. В этом Р. Г. Чарльз видит символическую констатацию факта, что как бы человек не приближался к Богу и не обращался к Нему, это не может отвратить грядущего суда.