Глава 6

Снятие печатей

Откровение 6:1-8 Четыре коня и их всадники

Откровение 6:1.2 Белый конь победы

Откровение 6:3.4 Рыжий конь раздора

Откровение 6:5.6 Черный конь голода

Откровение 6:7.8 Бледный конь мора и смерти

Откровение 6:9-11 Души и вопль мучеников

Откровение 6:12-14 Потрясенная вселенная

Откровение 6:15-17 Время ужасов

Снятие печатей

По мере того, как одна за другой снимаются печати, перед глазами Иоанна разворачивается история.

При изучении этого отрывка надо помнить один общий факт, который имеет очень важное значение для понимания: в этих видениях Иоанн видит впереди конец ужасов и суда, что может принести наступление Золотого века Божьего.

Прежде чем приступить к подробному изучению отрывка, отметим один общий момент. В первой части видения, 6,1-8 по греческому тексту животные говорят: «иди и смотри» (ст. 1.3.5.7). Во всех лучших греческих текстах стоит просто: «иди!» Это не приглашение Иоанну прийти и посмотреть, а вызов четырем коням и их всадникам подыматься друг за другом на сцену истории.

Откровение 6:1-8 Четыре коня и их всадники

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Прежде чем приступить к толкованию этого отрывка, отметим два важных пункта.1. Источником этого отрывка является видение из Зах. 6,1-8. Захария видит четыре лошадей /в русской Библии, колесницы/, которые выпущены на землю, чтобы отомстить Вавилону и Египту, и народам, подавлявшим избранный Богом народ: «Это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли» (Зах. 6,5). Лошади символизируют четыре мощных ветра, которые Бог собирается отпустить на землю с разрушительными порывами. Иоанн не сохраняет деталей, но и у него кони и их всадники являются орудием мстительного правосудия Божьего.

2. Мы должны объяснить принятый нами метод интерпретации. Четыре коня и их всадники символизируют могущественные разрушительные силы, которые святой гнев Божий направляет против злого мира к концу времен. Но Иоанн видит эти силы в контексте действительных событий в мире, который был ему известен, в котором жизнь казалась хаосом, и в котором казалось, что земля распадался. Кони и всадники тоже символизируют разрушительные силы и орудия гнева. Их нельзя отождествлять с какими-либо историческими фигурами, но Иоанн видел в событиях своего времени символы и типы грядущих разрушений.

И потому мы будем пытаться определить, какую разрушительную силу символизирует каждая из коней и потом, если это окажется возможным, события и обстоятельства в истории эпохи Иоанна, которые служат иллюстрацией грядущих разрушений. Мы увидим, что Иоанн неоднократно обращается к образам, картинам и идеям из фонда, которым пользовались все авторы видений последних дней.

Откровение 6:1.2 Белый конь победы

И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я

услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом иди и смотри

Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец, и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

По мере того, как снимается одна из семи печатей, на землю обрушивается новое бедствие. Первое бедствие символизирует белый конь и его всадник. Что же они представляют собой? Было предложено два объяснения, одно из которых, несомненно, ошибочно.

1. Было высказано предположение, что всадник на белом коне — Сам победоносный Христос. Такое заключение сделано потому, что некоторые комментаторы связывали эту картину с картиной в 19,11.12, где говорится о белом коне с всадником по имени Верный и Истинный, на голове Которого много диадем — Сам победоносный Христос. Надо отметить, что венец в настоящем отрывке — это не диадема в главе 19. Здесь это — стефанос, — венец победителя; а в главе 19 — диадема, — царская корона. В настоящем отрывке речь идет о сплошных несчастьях и бедствиях и образ победоносного Христа здесь совершенно неуместен. Эта картина свидетельствует о приближении ужасов гнева Господня.

2. Совершенно очевидно, что белый конь и его всадник символизируют победу в войне. Когда римский полководец праздновал триумф, то есть проезжал после одержанной победы в сопровождении армии, пленников и трофеев торжественно по улицам Рима, в его колесницу были запряжены белые кони — символ победы.

Но, как мы сказали во вступлении к настоящему отрывку, Иоанн облачает свои предсказания будущего в образы настоящего, которые его читатели обязательно должны были узнать. Всадник держал в руке лук. В Ветхом Завете лук всегда является символом военной мощи. После окончательного поражения Вавилона «взяты будут ратоборцы его, сокрушены будут луки их», то есть военная мощь (Иер. 51,56). Господь сокрушит лук Израилев в долине Изреель (Ос. 1,5). Бог сокрушил лук и переломил копье, сжег огнем колесницы, то есть, против Него не может устоять никакая человеческая военная мощь (77с. 45,10). Таким образом, лук всегда символизирует военную мощь. Но есть еще одна картина, которую всегда узнали бы римляне и жители Малой Азии. Рим страшился лишь парфянской державы. Парфяне обитали на самых восточных границах римской империи и были его бичом. В 62 г. произошло невероятное: парфянский царь Волочез принудил римскую армию к капитуляции. Парфяне ездили верхом на белых лошадях и были лучшими в мире стрелками из лука.

«Парфянской стрелой» еще и нынче называется приберегаемое напоследок неотразимое замечание.

Таким образом, белый конь и его всадник символизируют армию и победу.

Людям пришлось долго учиться этому. Военные победы они окружали романтическим ореолом, а ведь они всегда были связаны с трагедией. Когда великий греческий драматург Еврипид хотел показать в театре войну, он не вывел на сцену армии со знаменами. Он показал согнутую и сбитую с толку старуху, которая вела за руку плачущего ребенка, потерявшего родителей. Во время гражданской войны в Испании один журналист рассказывал, как он вдруг осознал, что такое война. Он находился в испанском городе, в котором обе враждующие стороны вели друг против друга партизанскую войну. Идя по тротуару, он увидел маленького мальчика, очевидно заблудившегося, страшно испуганного, тащившего за собой игрушку, у которой были потеряны колеса.

Вдруг раздался винтовочный выстрел и мальчик упал мертвым на землю. Вот это война. На первое место среди грядущих ужасов и бед Иоанн ставит белого коня и мужчину с луком, видение трагедии военной победы.

Откровение 6:3.4 Рыжий конь раздора

И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее иди и смотри

И вышел другой конь, рыжий, и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга, и дан ему большой меч.

Второй конь и сидящий на нем всадник должны отнять у земли мир. Они символизируют губительный раздор, который поднимает человека на человека и народ на народ в хаосе трагического разрушения. У этой картины два источника.

1. Иоанн писал в эпоху, когда мир был раздираем междоусобной борьбой. За тридцать лет, предшествовавшие воцарению Ирода Великого, с 67 до 37 гг. до Р. X. только в Палестине в ходе неудавшихся переворотов погибло не менее ста тысяч человек. В 61 г. в Англии вспыхнуло восстание под предводительством королевы Боудикки. Римляне подавили его, Боудикка покончила жизнь самоубийством и погибло около 150.000 человек.

2. Важное место в иудейских представлениях о последнем времени занимала вера в то, что в последние времена совершенно разрушатся человеческие отношения. Брат будет сражаться против брата, друг против друга, город с городом, царство с царством (Ис. 19,2). «Один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его»(3ах. 14,13).Видение конца мира было видением времени, когда будут разрушены все человеческие отношения, а мир будет кипящим котлом озлобленной ненависти.

И нынче будет справедливо сказать, что народ, в котором существует разделение между людьми или классами и ненависть, основанная на конкуренции и честолюбии, осужден на гибель; а мир, в котором народ противостоит народу, идет к своему концу.

Откровение 6:5.6 Черный конь голода

И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.

И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Мы лучше поймем скрывающуюся за этим отрывком идею, если будем помнить, что Иоанн описывает не конец мира, а признаки и события, которые будут ему предшествовать. И черный конь и его всадник символизируют здесь сильный голод, связанный с многочисленными лишениями, но не настолько жестокий, чтобы вызывать голодную смерть. Есть пшеница, но по непомерно высоким ценам, и это вовсе не затрагивает вино и елей.

В Палестине было три главных культуры: зерно, вино и елей (масло), и именно они упоминаются всегда, когда речь идет о сельскохозяйственных культурах страны (Втор. 7,13; 11,14; 28,51; Ос. 2,8.22). У всадника черного коня была мера в руках. В Ветхом Завете фраза кушать хлеб по весу значит крайнюю нехватку. В Книге Левит Бог грозит, что если народ будет непослушным им, «будут отдавать хлеб ваш весом» (Лев. 26,26). И Иезекиилю Бог грозит: «Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хлеб весом и в печали» (Иез. 4,16).

Кроме того, вполне возможно, что когда нет хлеба, может быть вино и елей. У оливковых деревьев и у виноградных лоз корни уходят гораздо глубже в землю, чем у зерновых, и они могут выдержать засуху, которая совершенно уничтожит урожай зерновых культур. Когда Иакову пришлось во время голода посылать сыновей за зерном в Египет к Иосифу, он мог послать туда «плодов земли сей» в дар (Быт. 43,11). Действительно, в ситуации, когда имеется много вина и елея, а зерно невероятно дорого, можно сказать, что предметов роскоши в изобилии, а необходимого недостаточно.

Каковы были размеры голода видно из слов, раздавшихся из среды животных. Одна малая хлебная мера пшеницы или три малых мер ячменя стоит динарий. Малая мера, хиникс, составляла чуть больше литра, и в античности считалось необходимой для мужчины дневной нормой. А динарий составлял дневную заработную плату поденщика. Обычно за динарий можно было купить от восьми до шестнадцати мер пшеницы, и в 3-4 раза больше ячменя. Таким образом, Иоанн предсказывает ситуацию, когда человеку придется работать целый день, чтобы заработать себе на пропитание, и ничего не будет оставаться на покрытие других потребностей, и вовсе ничего на жену и семью. Если он покупает вместо пшеницы много уступающий ей по качеству ячмень, то мог выкроить что-нибудь для жены и детей, но опять же больше ничего купить не может.

Как мы видим, хоть Иоанн и рисовал признаки и симптомы, предваряющие конец мира, он оставался в рамках исторической ситуации, доступной для понимания людей. В эпоху императора Нерона были ужасные периоды голода, которые совсем не задели роскошь богатых. Однажды в Италию пришел корабль; изголодавшееся население решило, что на нем привезли зерно, потому что обычно хлеб привозили на судах из Александрии, и они взбунтовались, узнав, что привезли не хлеб, а особый сорт песка из дельты Нила для того, чтобы посыпать цирковые арены во время гладиаторских представлений. Этот отрывок из Откровения потрясающе точно передает некоторые события и ситуации, имевшие место при императоре Домициане, в эпоху, когда Иоанн писал свое Откровение. Крайне не хватало зерна, а вино было в большом изобилии. Домициан принял крутые меры против того, чтобы в Италии закладывались новые виноградники и приказал вырубить половину виноградников в провинции. Против этого жители провинции Асии, в которую писал Иоанн, едва не подняли восстание, потому что они получали свой основной доход от виноградников. Встретив такую бурную реакцию Домициан отменил свой эдикт и, наконец, постановил, что каждый, кто забросит свой виноградник, будет привлечен к суду. Вот ситуация, когда, несмотря на недостаток зерна, было запрещено вмешиваться в изготовление вина и елея.

Таким образом, перед нами картина голода и рядом с ней картина роскоши. Очень плохо, когда у одних слишком много, а у других слишком мало. Такое положение свидетельствует о том, что общество, где это возможно, идет к гибели.

Было высказано предположение, что в этом отрывке есть еще один интересный факт. Голос, сообщающий цены на хлеб во времена голода, идет из среды четырех животных. Мы уже видели, что эти четыре животных, по-видимому, символизируют все, что есть хорошего в природе, и, вполне возможно, что это надо рассматривать как протест природы против голода у людей. Трагедия почти всегда заключалась в том, что природа производит достаточно и даже более чем достаточно, но до многих людей это изобилие вообще не доходит. Иоанн как бы символически указывает на то, что сама природа протестует, когда производимые ее дары используются безответственно и в эгоистических целях для роскошной жизни немногих за счет многих.

Откровение 6:7.8 Бледный конь мора и смерти

И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий иди и смотри

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Приступая к этому отрывку, мы должны помнить, что он повествует не о последних днях, а о предвещающих их признаках. Вот почему смерть и разрушение распространяются на четвертую часть земли. Это страшное, ужасное время. Однако, это еще не время всеобщей погибели.

Это мрачная картина. Конь бледного цвета; в греческом это хлорос, что значит мертвенно-бледный, и употребляется для передачи цвета побелевшего от ужаса лица. Этот отрывок усложнен тем фактом, что греческое слово фанатос употребляется в двух смыслах. В 6,8 оно значит одновременно смерть и мор.

Иоанн писал в эпоху, когда голод и чума опустошали мир, но здесь он мыслит в категориях Ветхого Завета, где неоднократно говорится о «четырех тяжких казнях». Пророк Иезекииль слышит, как Бог говорит о времени, когда Он пошлет Свои четыре тяжкие казни, «меч и голод, и лютых зверей и моровую язву… на Иерусалим» (Иез. 14,21). В Книге Левит есть отрывок, в котором говорится о наказаниях, которые Бог нашлет на Свой народ за его непослушание. Зверей полевых сожрут их детей и истребят скот и их самих уменьшат в числе. Мстительный меч отомстит им за нарушение завета. Если же они укроются в городах, Бог пошлет на них язву. Он истребит их запасы хлеба и они будут есть и не будут сыты (Лев. 26, 21-26).

И здесь Иоанн использует традиционную картину того, что должно случиться, если Бог ниспошлет Свой гнев на непослушный Свой народ. За всем стоит истина, что ни один человек и ни один народ не может уйти от наказания за грех.

Откровение 6:9-11 Души и вопль мучеников

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.

И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.

За снятием пятой печати следует видение душ тех, кто умер за свою веру.

Иисус ясно дал понять Своим последователям, что им придется страдать и принимать мученическую смерть. «Тогда будут предавать вас на мучение и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мат. 24,9; Мар. 13,9.13; Лук. 21,12.18). Настанет время, «когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Иоан. 16,2).

Идея жертвенника на небесах встречается в Откровении не один раз (5,5; 14,18). И это вовсе не новая идея. Обстановку скинии нужно было изготовить по моделям, которые были у Бога, и которые Он обещал показать (Исх. 25,9.40; Числ. 8,4; Евр. 8,5; 9,23). Авторы, писавшие о Храме и о скинии упорно считали, что образцы всех священных вещей и предметов уже существовали на небесах.

Души убиенных за веру были под жертвенником. Картина взята непосредственно из обряда жертвоприношений в Храме. Для иудея самой священной частью жертвоприношения была кровь; на кровь смотрели, как на жизнь, а жизнь принадлежала Богу (Лев. 17,11-14), и потому имелись особые правила, относительно принесения в жертву крови.

«Остальную кровь тельца (священник) выльет к подножию жертвенника всесожжении…» (Лев. 4,7). То есть, кровь приносилась в жертву у подножья жертвенника.

Все это помогает нам понять значение данного отрывка. Души мучеников находятся под жертвенником. Другими словами, их жизнь-кровь была пролита, как жертва Богу. У Павла тоже присутствует идея, что жизнь мучеников — это жертва Богу. Павел говорит, что его будет радовать, если он сделается жертвою за жертву и служение веры Филиппийцев (Фил. 2,17). «Я уже становлюсь жертвою», — говорит он (2 Тим. 4,6). В эпоху Маккавеев иудеи жестоко страдали за свою веру. Семерым детям одной женщины грозила смерть за их приверженность иудейской вере. Она ободряла их, чтобы они не отрекались, и напомнила им, что Авраам не отказался принести в жертву Исаака, и, чтобы они, когда обретут славу, сообщили Аврааму, что он построил один жертвенник, а она построила их семь. Игнатий из Антиохии, когда его везли в Рим, где его должны были сжечь на костре, молился, чтобы Бог принял его за Свою жертву.

В этом заключена великая и возвышенная истина. Может показаться трагедией, когда добродетельный человек умирает ради добродетели, как будто это просто потеря прекрасной жизни, как будто это просто дело злых рук; и, действительно, может это так и есть. Но каждая жизнь, положенная за право, за истину и за Бога, это нечто неимоверно большее, чем каждое из этих трех вещей — это жертва, принесенная Богу.

В этом отрывке еще надо отметить три пункта.

1. Вечный крик страждущих праведников: «Доколе?» Так вопрошал еще и псалмопевец. Доколе позволена будет язычникам оскорблять праведных людей Божиих? Доколе позволено им насмехаться над Его народом, вопрошая, где находится Бог, и что Он делает (Пс. 79,5-10). Но надо помнить, что, когда святые Божие возопили так, они были поражены, как им казалось, бездеятельностью Бога, но они никогда не сомневались в том, что Он в конечном счете сделает все, что нужно и праведники получат воздаяние.

2. Эту картину очень просто начать критиковать. Святые хотели видеть наказание своих гонителей. Нам трудно понять, что зрелище наказания грешников в аде должно было стать частью небесной радости. Надо помнить, через что шли эти люди: через муки пламени, через арены диких зверей, и садистские пытки. Мы можем критиковать их только тогда, когда сами прошли через эти муки.

3. Мученики должны подождать еще немного, когда они соберутся все. Иудеи были убеждены в том, что драма истории должна быть сыграна полностью перед тем, как она может получить свое завершение.

Всевышний не подвинет и не ускорит, до тех пор «доколе не исполнится определенная мера» (3 Езд. 4,37). Мессия не явится до тех пор, пока не родятся все души, которые должны родиться. Эта же идея нашла отражение в похоронной молитве в молитвеннике англиканской церкви: «Ты спешишь завершить вскоре число Твоих избранных и приближаешь Царствие Твое». Может показаться странным, но за этим стоит идея, что вся история находится в руке Божьей, и что в ней и через нее Он направляет все к определенному завершению.

Откровение 6:12-14 Потрясенная вселенная

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь;

И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои;

И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.

И здесь Иоанн использует очень знакомые его иудейским читателям картины. Иудеи уже завсегда верили в то, что конец — это время, когда земля будет потрясена до основания, а космос тоже постигнет радикальное изменение и разрушение. В настоящей картине можно отметить пять элементов, которые можно очень хорошо проиллюстрировать текстами из Ветхого Завета

1. Будет землетрясение. С приходом Господа земля поколеблется (Ам. 8,8). В то время произойдет великое потрясение на земле (Иез. 38,19). Потрясется земля, поколеблется небо (Иоил. 2,10). Бог потрясет небо и землю, море и сушу (Агг. 2,6). Иудейские пророки и тайнозрители предвидели такое время, когда земля поколеблется и прилив разрушений прокатится по ней, прежде чем родится новый мир.

2. Солнце померкнет и луна сделается, как кровь. Солнце закатится в полдень и земля омрачится среди белого дня (Ам. 8,9). «Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим» (Ис. 13,10). Бог облечет небеса мраком и покроет небеса вретищем (Ис. 50,3). Бог закроет небеса, и звезды их помрачит, солнце закроет облаком (Иез. 32,7). «Солнце превратится во тьму и луна — в кровь» (Иоил. 2,31). Солнце померкнет и луна не даст света своего (Мат. 24.29; Мар. 13,24; Лук. 23,45).

3. Звезды упадут. Для иудеев это была особенно ужасная мысль, потому что именно небесный порядок был подлинной гарантией неизменной верности Бога. Если убрать надежность и прочность небесного порядка, останется лишь хаос. Полнейшим хаосом иудей считал состояние, когда звезды падают с неба. Но в последние времена истлеет все небесное воинство (звезды) и падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист — со смоковницы (Ис. 34,4). «Звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются» (Мат. 24,29). Конец мира будет временем, когда самые надежные во вселенной вещи обратятся в беспорядочный и ужасный хаос.

4. Небо свилось, как свиток. Здесь небо сравнивается с развернутым и натянутым свитком, который вдруг трескается посредине и каждая половина отскакивает и сворачивается. Бог потрясет небо (Ис. 13,13). Небеса свернутся, как свиток книжный (Ис. 34,4). «Они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их» (77с. 101,27).

5. Горы и острова сдвинутся с мест своих. Горы… дрожат и все холмы колеблются (Иер. 4,24). Горы трясутся перед Ним и холмы тают (Наум. 1,5).

Иоанн видел время, когда поколеблются самые прочные вещи, а скалистые острова, вроде Патмоса, будут сняты со своих оснований.

Какими бы странными ни показались нам картины Иоанна, в них нет ничего такого, чего не было бы в картинах конца мира в Ветхом Завете. Иоанн собирает самые ужасные события, какие только может представить себе человек, чтобы дать людям представление об ужасах, которые ждут их в последние времена. Сегодня, когда у нас имеются новые научные познания, мы могли бы нарисовать эти картины иными красками и в других выражениях, но ведь дело не в картине, а в ужасах, которые Иоанн и иудейские пророки предвидели на то время, когда Бог вторгнется в мировую историю, когда ей придет конец.

Откровение 6:15-17 Время ужасов

И цари земные и вельможи, и богатые и тысяченачальники и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;

Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?

Иоанн видел последнее время как время всеобщего ужаса. И здесь он опять пользуется знакомыми читателям картинами из Ветхого Завета и позднейших иудейских книг. Когда наступит День Господень, люди устрашатся, их охватят боль и скорбь, как женщину при родах, и они будут изумляться друг перед другом (Ис. 13,6.8). В то время даже сильный мужчина будет горько плакать (Соф. 1,14). Все жители земли будут трепетать (Иоил. 2,1). Они будут охвачены страхом, но не будет места, куда бежать им и где спрятаться; Господь Бог придет, чтобы свидетельствовать против грешников (Мих. 1,1-4). Он, как огонь расплавляющий и очищающий, и кто выдержит день пришествия Его? (Мал. 3,1-3). День Господень будет велик и страшен, и кто выдержит Его? (Иоил. 2,11). Тогда скажут люди горам: «Покройте нас» и холмам: «Падите на нас» (Ос. 10,-8); это те слова, которые Иисус цитировал на Своем пути на Крест (Лук. 23,30). В этом отрывке отличены два аспекта этого ужаса.

1. Он охватит всех. В 6,15 говорится о царях земных, и вельможах и богатых тысяченачальниках и сильных и всяком рабе и всяком свободном… Указывалось, что эти шесть сословий и категорий охватывают всю социальную структуру человеческого общества. Никого не минует суд Божий; богатые тысяченачальники вполне могут быть римскими наместниками и правителями, преследовавшими Церковь, и военным начальством и командирами. Каким бы великим наместник ни был и какой бы властью он ни располагал, он тоже подлежит суду Божьему. Каким бы богатым или сильным человек ни был, каким бы свободным он себя ни считал, каким бы рабом и каким бы малым он ни был, он не может уйти от суда Божьего.

2. В День Господень Иоанн видит, что люди будут искать, где бы спрятаться. И в этом заключается великая истина; с грехом связан, прежде всего, один инстинкт — спрятаться. Уже в саду Едема Адам и Ева попытались спрятаться (Быт. 3,8). Английский богослов Суит говорит: «Больше всего грешники боятся не смерти, а всего обнажающего присутствия Божия». Ужасно в грехе именно то, что он толкает человека бежать от Бога, а высшим вкладом деятельности Иисуса Христа является то, что Он устанавливает между человеком и Богом такие отношения, когда он не должен больше прятаться, потому что знает, что предает себя любви и благодати Божьей.

3. Отметим еще один момент. Люди бегут от гнева Агнца. И в этом заключается парадокс. Мы готовы связывать с Агнцем скорее не гнев, а нежность и доброту. Но гнев Божий — это гнев любви, которая направлена не на разрушение и уничтожение, а которая даже в гневе хочет спасти того, кого она любит.