Апостолы: каноническое значение

Ясно, что после смерти апостолов необходимо сохранить их свидетельства. Это должно совершаться в церкви и церковью. В Новом Завете есть указания на то, что еще при жизни апостолов их свидетельства стали называть «преданием». Авторитетность свидетельства проявляется в том, что, к примеру, Павел велит своим читателям «держать предание» (1 Кор. 11:2; 2 Фес.2:15). Особенно 2 Фес. 2:15 дает наставления об этих преданиях, «которым вы научены или словом или посланием нашим». Заметьте, что вскоре после отправления 1 Послания Фессалоникийцам апостольские предания, письменные и устные, признаны авторитетными.

Так в Новом Завете появилась новая тенденция. После смерти апостолов и завершения их свидетельствования «предания» апостолов в письменном виде заняли настолько решающее и важное место, что только они и были признаны Словом Божиим (вместе с Ветхим Заветом). На этом основании стала строиться Церковь.

Эта тенденция отвечала стремлению Павла. Можно сказать, что развитие канона в период со II по IV век дополнило намерения апостолов. В ходе развития все четче проявлялось отличие церкви от апостольского прошлого, а при этом углублялось понимание сути апостольского свидетельствования, его вдохновленности, того откровения, которое в нем содержалось, и его основополагающей функции. Дополнение к намерениям апостолов – это, другими словами, признание канона Нового Завета после апостолов. Более того, признание этого канона отвечает не только намерениям апостолов, но и намерению Христа. Только Христос может управлять этим процессом.

Однако, заметьте, что эта неоспоримая и важная связь апостольства с каноном не дает нам возможности выявить критерии канона. Большинство новозаветных документов, написанных не апостолами, все же демонстрируют связь с тем или иным апостолом, хотя это не так очевидно в случае с Посланием Иуды и Посланием к евреям. (В Евр. 2:3 автор выделяет себя из круга апостолов, хотя утверждает апостольские предания).