Первая книга Царств

Глава 1-2:11.

Глава 2:12-36.

Глава 3.

Главы 4,5,6,7.

Главы 8,9,10.

Главы 11,12,13,14,15.

Глава 16.

Глава 17.

Главы 18,19,20.

Главы 21 по 27.

Главы 28,29,30,31.

 

[первая книга Самуила]

начало государства Самуил, Саул, Давид

Самуил был звеном между судьями и царством. приблизительное время его служения нос-1050 лет до р.х.

Место служения Самуила

Самуил родился в раме, которая была в расстоянии 10 км на север от Иерусалима. там же находилась его судейская резиденция и место погребения (1:191 7:17; 25:1).

Вефиль, 8 км севернее рамы, былого вторым северным местом, где он судил Израиля. Вефиль был одним из четырех высоких холмов в стране. другие были: гора Гевал, Хеврон и Массифа. с Вефиля открывался прекрасный вид на всю страну. 800 лет раньше Иаков здесь видел в видении лестницу с неба до земли.

Массифа была расположена в 5 км от рамы на запад. на горе ново было западное судейское место Самуила. здесь Самуил поставил камень и назвал его «Авен-езер» (7:12). на северной стороне была расположена Гива, где И. Навин остановил солнце. Гива (теперешнее название Толь-эль-фул), расположена на полпути между рамой и Иерусалимом. отсюда происходил царь саул.

Вифлеем, место рождения Давида, а позже рождения Иисуса Христа, был расположен в 18 км на юг от рамы.

сипом, в 25 км от рамы на север, был местом стоянки скинии от времен и. Навина до Самуила, когда Самуил служил в храме еще в отрочестве.

Кириафиарим, где стоял ковчег завета после возвращения филистимлянами, был в 13 км на юго-запад от рамы.

Глава 1-2:11.

рождение Самуила

родители Самуила происходили из Левитского рода (1 пар. 6:33- 38). великая честь принадлежит его матери анне. она служит весьма великим примером разумного материнства. ее сын Самуил стал благороднейшим и честнейшим человеком в истории мира.

Археологическая заметка. Силом (1:3). и. Навин поставил в Силоме скинию (и. пав. 18:1).

из года в год Израиль приходил в сипом для совершения жертвоприношений (1 царств 1:3). Давид перенес ковчег завета в Иерусалим (2 царств 6:15) около 1,000 лет до р.х.

Иеремия (7:12-15) около 600 лет до р.х. пророчествовал о разрушении Силома.

из выше сказанного видно, что силам был весьма важным городом от дней и. Навина до Давида, а после этого, где-то в 600 до р.х. был разрушен и перестал существовать.

в 1922-31 годах датская экспедиция открыла в развалинах Силома черепки 1200-1050 лет до р.х.. свидетельствующие о израильской культуре, без признаков более ранней или позднейшей 300 лет до р.х. Албрайт относит разрушение Силома к 1050 до р.х., что совпадает с библейским рассказом.

Глава 2:12-36.

перемена в священстве

кажется, что стихи 31-35 имеют прямое отношение к Самуилу, который занял место судьи и священника (7:9, 9:11-14), а также имеют отношение и к священству «во все дни», вечному (35).

слова эти исполнились, когда Соломон заменил Авиафара из дома Илия Садоком из другой линии священства (3 царств 2:27; 1 пар. 24:3,6).

но окончательное исполнение этих слов выразилось в вечном священстве Христа. в главах 8,9 и 10 говорится, как Самуил произвел перемену правительства от судей к царству. по царской системе служение царя и священника стали раздельными.

и так, как в стихе 35 Бог обещал вечное священство, так во 2 царств 7:16 Бог обещает вечное царство. вечное священство и вечное царство принадлежит миссии, в котором они объединяются. Христос стал священником всего человечества и вечным царем.

временное объединение служения судьи и священника в личности Самуила, в этот период времени от судей к царям, является историческим предсказанием окончательного соединения во Христе священника и царя.

Глава 3.

пророческое призвание Самуила

Самуил «удостоен быть пророком божьим» (3:20). он также служил священником, совершая жертвоприношения он «судил» Израиля (7:15-17) из Вифлеема, Галгала, Массифи и рамы, где «был его дом». он был последним «судьей и первым пророком» в Израиле и основателем «монархии», единовластным правителем в промежуток времени между Илием и Саулом. его главное служение заключалось в организации государства.

форма правления судьями была весьма неудовлетворяющей (см. вступительное слово к книге судей). по этой причине Бог выдвинул Самуила объединить народ избранием царя (см. главы 8,9,10).

пророки

слово «пророк» случайно встречается в библии еще до времени Самуила, как, например Бытие 20:7 и исход 7:1. но от Самуила началось более определенное призвание и служение пророка, от основания пророческой школы, сперва в раме (1 царств 19:20), а потом в Вефиле, Иерихоне и Галгале (4 царств 2:3,5; 4:38). служение священников пришло в упадок одновременно с основанием царства. Самуил основал пророческие школы как средство морального воздействия на священников и царей.

время этих пророков продолжалось около 300 лет, а после них начался пророческий период времени, в который были написаны заключительные 17 книг ветхого завета.

ведущими «устными» пророками были: Самуил, организатор монархии, Нафанаил, советник Давида, Ахия, советник Иеровоама, Илия и Елисей, которые вели сильную борьбу против идолопоклонства.

Главы 4,5,6,7.

захват ковчега завета филистимлянами

после захвата филистимлянами ковчега завета он больше не был возвращен в сипом. с этого времени сипом потерял свою важность. ковчег стоял в Филистимлянских городах семь месяцев, во время которых филистимлян постигли великие страдания.

после этого он был перенесен в Вефсамис, а еще позже в Кириафиарим, где он оставался 20 лет (7:2). царь Давид построил для ковчега скинию и перенес ковчег в Иерусалим. в скинии ковчег находился до перенесения в храм, который построил Соломон (2

царств 6:12,17; 2 пар. 1:4). после разрушения Иерусалима о ковчеге потеряны все сведения.

после того, как филистимляне увезли ковчег из Силома, скиния оставалась некоторое время в Номве (21:1; Марк. 2:26), потом временно в Гаваоне (1 пар. 21:29), пока Соломон не поставил ее в храме (3 царств 8:4).

после возвращения филистимлянами ковчега, Самуил, с помощью от Бога, нанес филистимлянам сильное поражение на том месте, где они захватили ковчег (4:1; 7:12).

Главы 8,9,10.

начало царства

до этого времени у Израиля форма правления была «теократическая» (см. начало стр. 175). в превратном мире, где признается только закон джунглей, для того, чтобы выжить, народ должен быть весьма сильным. поэтому Бог приложил все старания, чтобы помочь его народу объединиться, подобно другим народам, под властью царя. выбор первого царя Саула был весьма неудачным. но второй царь Давид отличился своим мудрым царствованием.

археологическая заметка

дом Саула в Гиве ( 10:26). в 1922-23 годах Албрайт раскопал Гиву и в напластовании 1000 лет до р.х. обнаружил развалины крепости, которую построил Саул.

Главы 11,12,13,14,15.

Царь Саул

Саул происходил из Вениаминова колена, которое во время судей было почти уничтожено его братьями. Он был из города Гивы, где произошло ужасное событие (см. стр. 180).

Высокого роста, статный и смиренный, Саул начал свое царствование блестящей победой над аммонитянами. всякое сомнение и недоверие о новом «царстве» исчезло.

Со стороны Самуила последовало предупреждение народу и царю не забывать Бога и «служить ему истинно» (гл. 12).

первая ошибка Саула (гл. 13). его успехи вскружили ему голову. смирение сменилось гордостью. он совершил жертвоприношение, которое было исключительной обязанностью священников. поступок этот был первым признаком его самонадеянности.

вторая ошибка Саула (гл. 14). его неразумный приказ для армии воздержаться от пищи и жестокий смертный приговор Ионафану показал народу его неспособность быть царем.

третья ошибка Саула (гл. 15). произвольное непослушание Богу. после этого он услышал угрожающий приговор Самуила: «за это, что ты отверг слово господне, и он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (15:23).

Глава 16.

Давид тайно помазывается в цари

открыто помазать Давида в цари было невозможным по той причине, что Саул убил бы его. после своего помазания в цари Давид некоторое время приготовлялся к царствованию. в это весьма опасное время для Давида Бог был его помощником (13).

по сравнению с Саулом, Давид был малого роста, белокур, красив лицом, статным и сильным физически и с привлекательным характером. он был красноречив, искусный в войне, храбр, весьма музыкален и глубоко религиозным человеком.

царь Саул обратил внимание на музыкальные способности Давида, не зная, что Давид уже был помазан быть его наследником. Саул сделал Давида своим оруженосцем. обстоятельство это дало возможность Давиду сблизиться с царем и его советниками.

Глава 17.

Давид и Голиаф

есть основание думать, что Давид очень мало жил во дворце царя Саула и скоро после своего помазания в цари отправился обратно в Вифлеем. за короткое время Давид так изменился видом, что царь Саул его не узнал (55-58).

Сокхоф, где был расположен лагерь голиафа, находился в 25 км на запад от Вифлеема. голиаф был ростом в два с половиною метра. его Бронь весила 60 кг, а его копье было весом в 9 кг. выступление Давида против голиафа только с палкой и пращей было неслыханной смелостью и удивительным упованием на Бога. его победа голиафа произвела небывалую сенсацию в Израиле. после этого Давид сразу же стал царским зятем, главнокомандующим армией и народным героем.

Главы 18,19,20.

Саул ревнует Давиду

популярность Давида восстановила Саула против него. Саул пробовал убить Давида. Давид спасся бегством и долгие годы укрывался в горах.

дружба Ионафана с Давидом (гл.20). Ионафан был законным наследником престола. его блестящая победа над филистимлянами (гл. 4) и его благородный характер были хорошими доказательствами быть хорошим царем. но он узнал, что Бог избрал в цари Давида и его благородный уклон и отказ от наследственности, его бескорыстная преданность сопернику, являются беспримерным проявлением дружбы и преданности во всей истории.

Главы 21 по 27.

Саул преследует Давида

Давид спасся бегством к филистимлянам, притворившись безумным. предвидя опасность, он убежал и скрылся в пещере Адолламской, в западной иудее. потом он убежал в Моав, а затем обратно в южную иудею, в Кеиль, в пустыню Зиф и Маон. у Давида было 600 человек добровольных воинов. Саул был всегда в близкой погоне за Давидом, но Давид спасался бегством. многие из его псалмов говорят об этом периоде времени.

 в пустыне Ен-Галди царь Саул попал в окружение, но Давид отказался поднять руку свою на Саула и пролитием крови овладеть престолом. в пустыне Зиф Саул осознал свое «неразумие», но продолжал жить в нем до конца своих дней.

в Маоне Давид встретился с весьма Богатой и рассудительной женщиной Авигеей, которая стала его женой. наконец Давид нашел убежище среди филистимлян и жил там до смерти Саула.

Главы 28,29,30,31.

смерть сдула

филистимляне собрали свои войска и вышли воевать с Израилем у горы Гелвуя. один из Филистимлянских князей хотел, чтобы Давид и его люди шли воевать с ним, но другие из князей не доверяли Давиду. Давид и 600 человек его воинов остались на месте и защищали на юге тыл от Амаликитян.

между тем Саул, весьма испуганный филистимлянами, искал совета у Аэндорской волшебницы и просил ее вызвать ему дух Самуила. Из сказанного об этом событии можно придти к заключению, что волшебница вызвала душу Самуила, но по этому вопросу существует несогласие в Мнениях -был ли это дух Самуила или подделка. В битве с филистимлянами Саул был убит. Он царствовал 40 лет (Деян. 13:21).

Археологическая заметка.

оружие Саула (31:10). В этих стихах говорится, что оружие Саула было положено в храме Астарты, в Беф-Сане, а в 1 книге пар. 10:10 сказано, что «голову его воткнули в доме Дагона».

Беф-сан (Бейсан) находится на восток от горы Гелвуя, где соединяются израильская и иорданская долины. в 1921-30 годы Пенсильванским университетским музеем обнаружены на формации 1000 лет до р.х. развалины языческого храма Астарты и Дагона, те самые здания, в которых было положено оружие Саула и его голова. раскопки эти свидетельствуют о том, что в дни Саула в Беф-Сане были эти храмы.