Третья книга Царств

Главы 1,2.

Глава 3.

Глава 4.

Главы 9 и 10

Глава 11.

Глава 12.

Глава 14:21-31.

Глава 15:25-32.

Главы 15:33-16:7.

Глава 16:8-14.

Глава 16:15-20.

Глава 16:21-28.

Главы 16:29-22:40.

Главы 17,18.

Глава 19.

Главы 20,21,22.

Глава 22:41-50.

 

Царствование Соломона храм

величие Соломонового двора золотой век еврейской истории разделение и упадок царства отступничество десяти колен Илья

третья и четвертая книга царств в еврейском ветхом завете составляет одну книгу (см. стр. 31). она была разделена переводчиками Септуагинты. книги описывают : 1. царствование Соломона. 2. разделение царства и параллельную историю двух царств. 3. последующую историю иуды до пленения.

третья книга царств начинается описанием национальной славы еврейского народа. четвертая книга царств заканчивается повествованием национального падения и разрушения. вместе обе книги покрывают период времени около 400 лет, от 1000 до 600 лет до р.х.

автор

автор книги неизвестный. еврейское предание говорит, что автором был пророк иеремия. кто бы ни был автором этой книги, он часто ссылается на государственные записи и другие исторические документы, существующие в то время, как например: «книга дел Соломоновых», «летописи царей иудейских», (3 царств 11:41, 14:19,29; 15:7,23,31,16:5,14,27 и т.д.). из этого видно, что в то время было много записей, доступных для пользования авторам священного писания, руководимых духом божьим.

Главы 1,2.

Воцарение Соломона

Соломон незаконно родился от Вирсавии и не был законным наследником занять престол, но он был назначен Давидом и подтвержден Богом стать наследником Давида (1:30;1 пар. 22:9,10).

Адония, четвертый сын Давида, намеревался занять престол (2:15,221 2 царств 3:3,4), так как Амнон, Авессалом и, возможно, Далуиа уже не жили. когда Давид был уже на своем смертном одре и прежде, чем Соломон был официально помазан в цари, Адония

старался захватить царство, но пророк Нафан не допустил до этого. Соломон весьма снисходительно обошелся с Адонией, но Адония продолжал настаивать на своих правах на царство и скоро после этого был убит.

Глава 3.

Соломон избирает мудрость

Соломон пошел в гаваец (3:4), где находилась скиния и жертвенник (Пар. 21 :29), чтобы совершить там жертвоприношение, хотя ковчег завета находился в Иерусалиме (3:15). гаваон был расположен в 16 км на северо-запад от Иерусалима. Бог явился Соломону в сновидении И сказал ему просить у Бога чего он пожелает. Соломон просил у Бога мудрости, чтобы править народом. Богу было угодно желание Соломона, поэтому он обильно благословил его (10-12). история не знает благороднейшего величия или более прекрасного благочестия, чем то, которое было испрошено юным Соломоном.

карта 42. пунктирная линия указывает на пределы царства

Соломона.

Глава 4.

власть, Богатство и мудрость Соломона

Соломон унаследовал престол самого могущественного царства того времени. Соломон вел торговые дела с соседними народами и славился своей мудростью. он написал 3000 притч, 1005 песней, сочинения по ботанике и зоологии (32,33). он был автором трех книг библии: притчи, Екклесиаст и песни песней Соломона. в главах 5,6,7 и 8 рассказывается о постройке Соломоном храма. (см. 2 пар.2 до 7 гл.).

Главы 9 и 10

являются продолжением главы 4.

Соломон посвятил много своего времени развитию коммерции и большим общественным делам. он имел договор с царем тира и пользовался его флотом на средиземном море. он также имел свой флот в Ецион- Гавере и управлял торговыми путями на юге через Едом до берегов Аравии, индии и Африки. свою империю он построил мирной торговлей.

Царствование Давида и Соломона считается золотым веком еврейской истории. Давид был воином, а Соломон строителем. Давид собрал царством Соломон построил храм. во внешнем мире это было время Гомера, началом греческой истории. Египет, Ассирия и Вавилон в это время были весьма слабыми царствами. Израиль же был весьма могущественным царством в мире. Иерусалим был славным городом и храм считался самым изящным сооружением на земле. люди шли со всех концов земли, чтобы послушать мудрости Соломоновой и посмотреть его славу. прославленная царица Савская, после посещения Соломона, воскликнула: «мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей».

Археологическая заметка

конюшни Соломона. в главе 10:26,28 говорится о Соломоновых лошадях. один из городов, где содержались лошади, назывался Мегиддо (9:15,19).

восточный институт раскопал в Мегиддо (см. стр. 198) развалины конюшем. на фотоснимке внизу можно видеть каменные столбы, у которых привязывались лошади и кормушки, из которых они ели.

Археологическая заметка

золото Соломона. годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням ( 10:10-22; 2 пар. 1:8. спустя пять лет после смерти Соломона. египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 пар. 12:2, 9-11).

Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в тайнее. в Египте. она лежала в золотом покрытом саркофаге. возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Археологическая заметка

флот Соломона в Ецион-Гавере. «царь Соломон сделал корабли в Ецион-Гавере» (9:26). этот торговый флот был назначен для торговли с Аравией. Индией и восточным побережьем Африки. Ецион-Гавер находился на северном конце Аккабского залива на чермном море.

д-р Нелсон Глюк, член американской школы восточных исследований, в 1938-39 годах сделал раскопки плавильных печей Соломона и обнаружил много меди и железной руды в этой окрестности. здесь производились тарелки, гвозди, наконечники стрел и крючки для ловли рыбы. эти изделия вывозились в обмен на золото и слоновую кость.

Археологическая заметка

камни стены Соломона. «все это сделано из дорогих камней, обтесанных по размеру…камни большие, камни в десять локтей и в восемь локтей» были использованы для Соломоновых построек и стен Иерусалима (7:9-12, 9:15).

в юго-восточном углу храма стена поднимается на высоту 24 м. в 1868 г. буровая скважина была пробуравлена 25 м глубины, до природной скалы. поэтому стена здесь достигает высоты 49 м. ее угловой камень размером в 4 м длины и 1 м высоты. Подчинка стены во время Соломона заметна на стене (11:27).

в 1825 г. Барклей обнаружил каменоломню, где высекались огромные камни для иерусалимской стены. вход в эту каменоломню-пещеру находится у Дамасских ворот, которая распространяется далеко под город Иерусалим. там были найдены частично обделанные камни и изучен способ их обработки. длинными зубилами делалась насечка по желаемой линии вокруг камня. затем буравились небольшие дыры в насечке, в которые забивались деревянные клинья, на которые лилась вода. клинья разбухали и кололи камень. на камнях обнаружены небольшие дыры, в которые ставились свечи, так как работа производилась в полной темноте.

Глава 11.

Жены Соломона и отступничество

славное царствование Соломона было омрачено его большой ошибкой — его женитьбой на языческих женах. у него насчитывалось 700 жен и 300 наложниц (11:3), что само по себе уже представляет великое преступление против его самого и его жен. самый мудрейший из всех людей, всех веков, стал величайшим глупцом. многие из его жен были идолопоклонницами, дочерями языческих царей, вышедшие за него замуж по политическим соображениям. он построил для своих жен языческие алтари, рядом же с божьим храмом. идолопоклонство, против которого так старательно боролся Давид, было крепко восстановлено в царском дворце. событие это закончило славную эру Давида и повело народ к падению, к закату солнца золотого века израильской истории. неразумное поведение Соломона в его старости является одним из жалких поступков, описанных в библии. возможно, что описание поведения Соломона предназначено Богом в пример, что роскошь и страсти могут сделать даже с наилучшими из людей.

Глава 12.

разделение царства

еврейское царство продолжалось 120 лет. Саул царствовал 40 лет (Деян. 13:21); Давид царствовал 40 лет (2 царств 5:4) и Соломон царствовал 40 лет (3 царств 11:42). по смерти Соломона царство разделилось. десять колен составили северное царство называемое «израильским»; иуда и Вениамин составили южное царство, называемое «иудейским». северное царство продолжалось немного больше 200 лет и было разрушено Ассирией в 721 г. до р.х. южное царство продолжалось свыше 300 лет и было уничтожено Вавилоном в 600 г. до р.х.

раздел колен был по слову Божию (11:11,31; 12:15), как мера наказания за отступление Соломона и в наглядный пример для иудеи.

религия северного царства

для того, чтобы продолжать разделение царства, Иеровоам, основатель северного царства, ввел в стране египетское идолопоклонство-поклонение тельцу, как государственную религию. поклонение истинному Богу продолжалось среди колен иуды и в доме Давида. поклонение тельцу стало символом независимости Израиля от иуды. Иеровоам укрепил поклонение тельцу в северном царстве так крепко, что оно продолжалось до падения этого царства.

Иезавель ввела в Израиле поклонение Ваалу, которое продолжалось 30 лет и было лишь искоренено пророками Ильей,

Елисеем и куем, после чего никогда больше не возобновлялось. в иудейском царстве оно продолжалось с перерывами.

все 19 царей северного царства поклонялись золотому тельцу. некоторые из них служили и Ваалу. и ни один из этих царей не пробовал обратить народ к Богу.

религия южного царства

хотя большинство южных царей поклонялись идолам и ходили грешными путями северного царства, все же некоторые из них служили живому Богу и временами среди иуды были великие пробуждения. в общем, несмотря на постоянные предупреждения, иуда опускался все ниже и ниже в греховное поклонение Ваалу и другим Ханаанским божествам, без надежды на исправление.

Израильские цари

Иудейские цари

Иеровоам

22 года

933-911

плохой

Ровоам

17 лет

933-916

плохой

Нават

2 года

911-910

плохой

Авия

3 года

915-913

плохой

Вааса

24 года

910-887

плохой

Аса
 
 
 

41 год
 
 
 

912-872
 
 
 

хороший
 
 
 

Ила

2 года

887-886

плохой

Замврий

7 дней

886

плохой

Амврий

12 лет

886-875

плохой

Ахав

22 года

875-854

плохой

Иосафат

25 лет

874-850

хороший

Охозия

2 года

854-853

плохой

Иорам

8 лет

850-843

плохой

Иорам

12 лет

853-842

плохой

Охозия

1 год

843

плохой

Ииуй

28 лет

842-815

плохой

Гофолия

6 лет

843-837

плохая

Иоахаз

17 лет

820-804

плохой

Иоас

40 лет

843-803

хороший

Иоас

16 лет

806-790

плохой

Амасия

29 лет

843-775

хороший

Иеровоам-2

41 год

790-749

плохой

Азария

52 года

787-735

хороший

Захария

6 месяцев

748

плохой

Иофам
 
 

16 лет
 
 

749-734
 
 

хороший
 
 

Селлум

1 месяц

748

плохой

Менаим

10 лет

748-738

плохой

Факия

2 года

738-736

плохой

Ахаз
 

16 лет
 

741-726
 

плохой
 

Факей

20 лет

748-730

плохой

Осия

9 лет

730-721

плохой

Езекия

29 лет

726-697

хороший

 

 

 

 

Манассия

55 лет

694-642

плохой

 

 

 

 

Амон

2 года

641-640

плохой

 

 

 

 

Иосия

31 год

639-608

хороший

 

 

 

 

Иоахаз

3 месяца

608

плохой

 

 

 

 

Иоаким

11 лет

608-597

плохой

 

 

 

 

Иехония

3 месяца

597

плохой

 

 

 

 

Седекия

11 лет

597-586

плохой

Царствования некоторых израильских и иудейских царей было одновременным.

Все цари Израиля поклонялись золотому тельцу, а еще хуже — Ваалу.

большая часть иудейских царей поклонялись идолам и лишь очень немногие служили Иегове. некоторые из плохих царей имели хорошие стороны, а хорошие — плохие стороны.

Хронология разделенного царства

Время разделения царства определяется по-разному, приблизительно между 983 и 931 годами до р.х. хронологические трудности и неточности того времени заключаются частично в «одновременном» царствовании израильских и иудейских царей, «объединенным царствованием» и «временами анархии» и «счетом частей года за целый год».

пророк ахия заверил Иеровоама, что он будет царствовать над десятью коленами Израиля, если он будет ходить путями господними. он восстал против отца своего Соломона, и за это Соломон хотел убить его. Иеровоам сбежал в Египет и жил во дворе египетского царя Сусакима. возможно, что он подговорил Сусакима на грабеж Соломоновых Богатств.

по смерти Соломона Иеровоам вернулся и основал независимое царство из десяти колен. пренебрегая предупреждением пророка Ахии, он восстановил поклонение тельцу. Бог через пророка Ахию предсказал полное поражение и рассеяние израильтян в страны за реку Евфрат (14:10,15).

удивительное пророчество, в котором Иосия был назван по имени 300 лет до его рождения (13:2), исполнилось (4 царств 23:15-18).

после разделения царства на израильское и иудейское между ними были постоянные войны.

северное царство израильское, 933-721 до р.х.

первых 50 лет беспокоилось иудой и Сирией. затем 40 лет преуспевало под правлением дома Амврия. затем 40 лет весьма низко пало под правлением Ииуя и Иохаза. затем 50 лет достигло наивысшего уровня благополучия при Иеровоаме 11. последних 30 лет переживало анархию, разрушение и пленение.

южное царство Иудейское, 933-606 до р.х.

первых 80 лет весьма преуспевало и укреплялось. затем 70 лет переживало бедствия, начало поклоняться Ваалу. затем 50 лет под правлением азарин достигло наивысшего уровня благополучия.

затем 15 лет при правлении Ахаза стало платить дань Ассирии. затем 30 лет при правлении Езекии вернуло свою независимость. последних 100 лет большую часть времени было вассалом Ассирии.

соотношение между израильским и иудейским царствами

первых 80 лет постоянные войны между ними. вторых 80 лет жили в мире между собой. последних 50 лет вели войны с перебоями до конца.

династии

в северном царстве было 9 династий (семейных линий царей): 1. Иеровоам, Нават. 2. Вааса, ила. 3. Зимврий. 4. Амврий, Ахав, Охозия, Иорам. 5. Ииуй, Иохаз, Иоас, Иеровоам 2, Захария. 6. Селлум. 7. Менаим, Факий. 8. Факей. 9. Осия. всего 19 царей. в среднем каждый царствовал и лет. восемь из этих царей были смешены с престола убийством.

в южном царстве была только одна династия дома Давидова, кроме узурпатора гофолии из северного царства, которая по линии

замужества ворвалась и нарушила наследственную линию Давида на 6 лет. всего в южном царстве было 20 царей, царствовавших в среднем по 16 лет.

Глава 14:21-31.

Ровоам, царь иудейский. (см. 2 пар. 10). глава 15:1-8. Авия, царь иудейский. (см. 2 пар. 13). глава 15:9-24. аса, царь иудейский. (см. 2 пар. 14).

Глава 15:25-32.

Нават, царь Израиля, 911-910 до р.х.

сын Иеровоама. «ходил путями отца своего и во грехах его». царствовал 2 года. убит Ваасой, который умертвил весь дом Иеровоама.

Главы 15:33-16:7.

Вааса, царь Израиля, 910-887 до р.х.

приобрел престол восстанием. царствовал 24 года. «ходил путем Иеровоама и во грехах его». воевал с иудой. иуда в союзе с Ассирией воевал с Израилем.

Глава 16:8-14.

ила, царь Израиля, 887-886 до р.х.

ила, сын Ваасы, царствовал всего 2 года. был большим развратником. убит в пьяном виде Зимврием, который также умертвил весь дом илы.

Глава 16:15-20.

Зимврий, царь Израиля, 886 до р.х.

царствовал всего 7 дней. был военачальником и уничтожил династию Ваасы. сгорел в огне, который сам зажег.

Глава 16:21-28.

Амврий, царь Израиля, 886-875 до р.х.

царствовал 12 лет. «поступал хуже всех, бывших перед ним». приобрел такую славу, что долгое время после него Израиль был известен как «земля Амврия». его столицей была самария. до этого столицей Израиля была Фирца (14:17; 15:33).

археологическая заметка

Амврий. Моавитский камень (850 лет до р.х.), на котором упоминается об «Амврии, царе Израиля».

в надписи Ададнирари (808-783 до р.х.) упоминается «Амврий».

на черном обелиске Саламанасера 3 (860-825 до р.х.) говорится о дани Ииуя, «наследника Амврия».

самария. в 16:24 упоминается, что Амврий построил самарию. экспедиция гарвардского университета открыла в развалинах самарии фундамент дворца Амврия, но ничего старше этого периода, что говорит о том, что Амврий был основателем этого города.

Главы 16:29-22:40.

ахав, царь Израиля, 875-854 до р.х.

ахав царствовал 22 года. он был одним из безнравстеннейших царей в Израиле. он был женат на Иезавели, дочери царя Сидонского, весьма повелительной, распущенной и мстительной женщине, которая была воплощением самого сатаны. страшная поклонница Ваалу. она построила храм Ваалу в Самарни и содержала 850 жрецов для служения ваалу и астарте. убила божьих пророков и прекратила поклонение Иегове (18:13,19). ее именем была названа другая пророчица, которая учила и вводила в заблуждение верующих апостольского века (откр. 2:20).

археологическая заметка

восстановление Иерихона (16:34). удивительное исполнение предсказания Иисуса Навина, сделанное им 500 лет ранее (и. пав. 6:26). развалины Иерихона свидетельствуют о том, что они были постоянно обитаемы перед временем Авраама и до 1400 лет до р.х., а с этого времени нет признаков обитаемости до 9-го столетия до р.х., вплоть до времени Ахава, и развалины его были весьма незначительными. в напластовании времени Ахава был найден большой дом, возможно Ахиила (16:34). в каменной стене ворот был найден сосуд с останками дитяти и два таких сосуда в стенах дома.

Илия. 3 царств 17 до 4 царств 2

описание царствования Ахава занимает 6 глав. описание царствования других царей занимает только часть одной главы. причиной этому является рассказ о пророке Илии. Илия был божьим ответом для Ахава и его жены Иезавели, которые заменили истинного Бога Ваалом. Бог послал Илию, чтобы уничтожить грубое и отвратительное поклонение Ваалу.

пророк Илия, его неустрашимая смелость, горячая ревность, блестящие успехи, пафос его отчаяния, слава его переселения на небо, спокойная красота его характера, его явление на горе преображения, делают его одним из славнейших мужей, когда-либо живших в Израиле.

археологическая заметка

поклонение Ваалу. в раскопках, производимых восточным институтом в Мегиддо (см. стр. 206) вблизи самарии, найден в напластовании времени Ахава храм, посвященный богине Астарте, жене Ваала. лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву, один из которых показан на рисунке 42. жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей. обычай этот был одним из причин уничтожения всех Вааловых пророков (18:40). из этого видно, почему Ииуй так безжалостно искоренял поклонение Ваалу.

Главы 17,18.

Засуха. Илия Божьей силой закрыл небо на 3 1/2 года и не было дождя. Бог питал Илию через ворона у потока Хорафа, а потом через услуги Сарептской вдовы, у которой мука в кадке и масло в кувшине не истощалось.

проявление веры илИи на горе Кармиле было величественным. очевидно Бог открыл для него тем или иным путем, что он пошлет огонь и дождь. но все это не произвело доброго впечатления на Иезавель.

рис. 42. сосуд с детскими останками. (благодаря любезности восточного института чикагского университета).

Глава 19.

«веяние тихого ветра»

Впавши в отчаяние Илия убежал и скрылся в пещере у горы Хорива и просил себе у Бога смерти (19:4). примером сильного ветра, землетрясения и огня, а затем веянием тихого ветра господь успокоил своего раба и послал на дальнейшие служение (11,12). служение Илии было служением чудес, огня и меча. он закрыл небо, был питаем вороном и пищей из кадки и кувшина Сарептской вдовы, воскресил мертвеца, вызвал огонь с неба, уничтожил мечем жрецов Ваала, низвел дождь с неба.

Кажется, что всем этим Бог хотел сказать для Илии, что в крайних случаях, для выполнения божьих планов необходимо внезапное проявление власти, но что настоящее божье дело не выполняется такими средствами. и что часто Бог действует непосредственно, а иногда через своих служителей средствами, которые противоположны божьему характеру.

много столетий позже Илия опять явился в смертном теле на горе преображения, беседуя со Христом о новых делах на земле, а именно: преображении человеческой жизни в образ божий «веянием тихого ветра» Христа в людских сердцах.

Главы 20,21,22.

Смерть Ахава

Ахав закончил свою жизнь и царствование страшным преступлением против Навуфея и был убит в войне с сирийцами. он умер смертью презренного человека.

археологические заметки

ахав. в записке Салманассару в 860-825 до р.х. упоминается об Ахаве следующее: «я уничтожил…2000 колесниц и 10000 воинов Ахава, царя Израиля».

«дом Ахава из слоновой кости» (22:39). экспедиция гарвардского университета обнаружила в самарии развалины этого дома. стены дома были обшиты слоновой костью из тысячи изящно обделанных кусочков, выложенных в панелях, дощечках, кабинках и кушетках, украшающих дом. развалины дома Ахава были сверху развалин дворца Амврия.

Глава 22:41-50.

Иосафат, царь иудейский (см. 2 пар. 17). глава 22:51-53. Охозия, царь израильский (см. 4 царств 1).