Амос

Главы 1,2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8.

Глава 9.

 

Отступничество и нечестие Израиля наказание неизбежно восстановление будущая слава царства Давида

Пророчество это было дано Амосу во время посещения Вефиля (7:10-14), около 30 лет перед падением Израиля.

Амос пророчествовал в иудее, в южном царстве, с предсказаниями и для Израиля, в северном царстве в дни царя иудейского Озии (787-735 до р.х.) И в дни царя израильского Иеровоама 2 (790-749, 1:1). «землетрясение» (1:1), говорит Иосиф Флавий, совпало с проказой Озии (2 пар. 26:16-21), поэтому Амос пророчествовал где-то в 751 году до р.х.

Царствование Иеровоама было весьма успешным. Его царство весьма увеличилось (4 царст. 14:23-29). Израиль достиг высокого уровня жизни, но был закоснелым и погрязшим в идолопоклонстве и моральном разложении. Земля была наполнена ругательством, воровством, несправедливостью, порабощением, грабежом, блудодеянием и убийством. Со времени отделения десяти колен, основания их северного царства и начала поклонения тельцу, прошло около 200 лет (4 царст, 12:25-33). Некоторое время они поклонялись и ваалу и ввели многие другие мерзкие обычаи Ханаанского идолопоклонства. В это время Бог послал им пророков: Илию, Елисея и Иону. Но все было бесполезным. Израиль, закоснелый в идолослужении и разврате, был на пути уничтожения. Пророк Амос и Осия сделал последнюю попытку задержать их безумное стремление в погибель.

Современники Амоса

Возможно, что в юности Амос знал иону и слыхал о его посещении Ниневии. Он мог знать и Елисея и быть знакомым с его рассказами о содружестве с Илией. Амос начал свое служение, когда иона и Илия сходили со сцены жизни. Иоиль мог быть их современником или очень близким по времени к ним. Может быть это было то же самое наказание саранчой, о которой он говорит в 4:9. Осия сотрудничал с Амосом. Он мог быть в Вефиле во время посещения Амосом. Вне сомнения, что они хорошо знали друг друга и даже, возможно, что они сравнивали свои пророчества, открытые им Богом. Осия был младшим, поэтому он продолжал свое Амоса. А при конце жизни Амоса еще пророки Исаия и Михей.

Служение после смерти выступили на служение

Главы 1,2.

Суд над Израилем и соседними народами

Амос начинает свое пророчество общим обвинением всех соседних народов: Сирии, Филистии, Финикии, Едома, Аммана, Моава, Иудеи и Израиля. В центре его обвинения находится Израиль. Он применяет ко всем одну и ту же формулу: «за три преступления.. .и за четыре не пощажу», указывая на их особые преступления. «плен», одно из ключевых слов в его книге(1:5,15;5:5,27;6:7;7:9,17).через50 лет все эти пророчества исполнились.

Фекоя (1:1), откуда происходил Амос, была в расстоянии 16 км на юг от Иерусалима и 8 километров от Вифлеема, на высоте 8 000 метров, на открытой пастбищной равнине, возвышающейся над иудейской пустыней. Полагают, что 8 столетий позже здесь жил Иоанн креститель. Амос был мирянином и не происходил из рода священников или профессиональных пророков (7:14). Он был пастухом и собирал смоквы. Смоковница (сикомор) была фиговым деревом (от скрещивания смоковницы с шелковицей), дающим низкого качества плоды.

«землетрясение» (1), наверно было весьма сильным, так как его помнили 200 лет (захар. 14:5) и приравнивали ко дню суда.

Глава 3.

Роскошные жилища самарии

Самария считалась столицей северного царства. Она была расположена на холме, высотой 100 метров, р долине неописуемой красоты, окруженной с трех сторон горами, столько же недоступной, как и красивой. Эти роскошные дома-чертоги строились кровью бедных (2:6,7; 3:10; 5:11; 8:4-7) и жестоким отношением к рабам, которое превзошло языческих египтян и филистимлян (9-10).

Вефиль (14), где Амос пророчествовал (7:13). Был религиозным центром северного царства на расстоянии 18 километров от Иерусалима. Здесь Иеровоам 1 поставил золотого тельца (4 Царст. 12:25-33), который до этого времени оставался там же (осин 13:2). В этот развращенный центр идолослужения пришел пророк Амос со своим последним предостережением.

Глава 4.

приготовься к сретению Бога твоего

Изнеженные Самарийские женщины (1-3) роскошествовали и злоупотребляли добром, отнятым у бедных. «телицы Васанские» (1), упитанные животные, приготовленные на убой. Через несколько лет их повели «крюками» (2). Ассирийцы буквально вели своих пленных крюками, пробитыми через губы.

Религиозность Израиля (4-5). Бессердечные в своем отношении к бедным, но весьма религиозные. Какое поругание набожности!

Божье неустанное старание (6-13) спасти их было

Безрезультатным. Время всему народу повстречаться с Богом приближалось.

Глава 5.

День господень

Плач о падении Израиля (1-3), еще одно порицание их злых путей (10-27). Стихи 18-26 как будто-бы указывают на их желание обратиться и принести жертвы Богу, вместо Ваала. Но Амос хотел не жертвоприношений, а перемены их образа жизни. Обратись, о грешник, обратись. Зачем тебе умирать?

Глава 6.

Плен

Амос очень часто сравнивает сластолюбие, беспечность, роскошь их дворцов и чувство безопасности их руководителей и Богатых с невыносимыми страданиями, которые их постигнут.

Глава 7.

Видение гибели

Саранча (кузнечики) (1-3), символ опустошения посевов. Амос просит у господа пощады. Господь пощадил.

Огонь (4-6). Второй символ опустошения. Опять Амос просит пощады. Господь вторично милует.

Свинцовый отвес (7-9). Господь отмерил народ на уничтожение. Дважды господь миловал. Больше нет помилования. Он наказывал и наказывал, прощал и прощал. Их состояние было безнадежным.

Вефильский священник (10-17). Нам не известно, как долго оставался в Вефиле Амос. Но его постоянные предупреждения и порицания потрясли землю (10). Священник доложил об этом Иеровоаму. Амос еще смелее начал пророчествовать и говорить, что даже священник будет отведен в плен.

Глава 8.

Корзины со спелыми плодами

Корзина со спелыми плодами является еще одним символическим указанием, что грешное царство созрело для разрушения. Опять повторяются для этого причины: зависть, обман, отсутствие милосердия к бедным. В библии очень часто в различных формулах и видах, но очень ясно говорится о том, что нельзя избежать последствий постоянного греха.

Глава 9.

Будущая слава царства Давида

Дальнейшее предсказание пленения (1-8). Оно произошло через 30 лет и отступническое царство перестало существовать.

Восстановление царства Давидова (8-15). Это пророческое видение светлых дней после дней скорби постоянно повторяется. Амос жил в Вифлееме, городе Давида. Он был весьма удручен тем, что десять колен отказались от престола Давида, который Бог завещал для своего народа и на протяжении 200 лет не согласились подчиниться его правлению. Последнее слово Амоса: наступят дни, когда царство Давида, которым они пренебрегли, будет восстановлено и будет править не только одним народом, но всем миром в вечной славе.