Времена между заветами

Греческий период 331-167 до Р.Х.

Период независимости, 167-63 гг. до Р.Х.

Римский период, 63 г. до Р.Х. до времени Христа

Канон Ветхого Завета

Приблизительно 400 лет

Персидский период, 430-332 до Р.Х.

В конце Ветхого Завета, примерно в 430 году до Р.Х., Иудея была провинцией Персии. На протяжении столетия Персия была мировой державой. В последующее столетие она оставалась в том же положении, но нам мало что известно об еврейской истории в это время. Персидское правление, в основном, было мягким и терпимым. (Относительно персидских царей в этот период см. стр. 238).

Греческий период 331-167 до Р.Х.

До этого времени величайшие силы мира находились в Азии и Африке. Но на западном горизонте поднималась Греция. Начало греческой истории мистически скрыто. Предполагают, что ее история начинается с 12-го века до Р.Х., во время библейских Судей. Затем — Троянская война, Гомер, примерно в 1000 г. до Р.Х., век Давида и Соломона. Начало же подлинной греческой истории принято считать с момента Первой Олимпиады в 776 г. до Р.Х. Затем начинают образовываться Элладские государства, 776-500 гг. до Р.Х. Затем Персидские войны, 500-331 до Р.Х. и знаменитые битв ы: Марафонская, 490 года до Р.Х., Фермопильская и Салама, 480 года до Р.Х. Золотой век Перикла захватывает 465-429 годы и Сократа, 469-399 годы до Р.Х., которые совпадают по времени с Ездрой и Неемией.

Александр Великий в 336 году до Р.Х, в двадцатилетнем возрасте принял на себя руководство греческой армией и, подобно метеору, захватил земли, находившиеся под управлением Египта, Ассирии, Вавилона и Персии. И уже к 331 году весь мир лежал у его ног. Во время вторжения в Палестину в 332 году до Р.Х., он хорошо и с уважением отнесся к Иудеям, оставив Иерусалим, и предложил им освободиться от налогов, переселившись в Александрию. Он основал греческие города по всем завоеванным владениям, а вместе с ними — греческую культуру и греческий язык. После короткого правления, он умер в 322 году до Р.Х.

После смерти Александра, его империя перешла в руки четырех генералов, где Сирия отошла к Селевкию, а Египет к Птоломею. Палестина, находившаяся между Сирией и Египтом, вначале отошла к Сирии, а потом перешла к Египту в 301 году до Р.Х. и оставалась под контролем Египта до 198 года до Р.Х.

При царях египетских «Птоломеях» условия жизни евреев, в основном, были мирными и счастливыми. Оставшиеся в Египте строили синагоги в своих селениях. Александрия же стала влиятельным центром Иудаизма.

Антиохий Великий вновь захватил Палестину (198 г. до Р.Х., и она перешла к царям сирийским, которых называли «Селевкиды».

Антиохий Епифан (175-164 гг. до Р.Х.) был настроен против евреев, всячески стараясь истребить их и их религию. Он разрушил Иерусалим (168 г. до Р.Х.), осквернил храм, воздвиг алтарь Юпитеру, запретил служение в храме, под угрозой смерти отменил обрезание, продал тысячи еврейских семейств в рабство, уничтожил все копии Священного Писания, наказывая любого, у кого они имелись. Словом, он делал все, чтобы заставить евреев отречься от их религии. Это послужило толчком к восстанию Маккавеев — одному из героических подвигов в истории.

Птоломеи, греческие цари Египта были: Птоломей 1 (323-285 гг. до Р.Х.), Птоломей 2 (285-247), Птоломей 3 (247-222); Птоломей 4 (222-205), Птоломей 5*05-182), Птоломей 6 (182-146), Птоломей 7(146-117).

Селевкиды, греческие цари Сирии, были: Седевкий Никатор (312-280 до Р.Х.): Летим 1 (280-261), Антиох 2 (261-246), Селевкий 2 (246 226). Селевкий 3 (226-223); Антиох 3 (222187); Седев кий 4 (187-175); Антиох 4 Епифан (175-164); Антиох 5 ( 163-161); Александр Балас ( 161 — 146), Антиох 6 ( 146-143); Трифон (143 139); Антиох 7 (139-130).

Период независимости, 167-63 гг. до Р.Х.

Этот период также называется Маккавейским или же Асмонианским периодом. Матфий — священник, человек величайшего патриотизма и безграничной храбрости, пришел в ярость, узнав о попытке Антиоха Епифана истребить евреев и их религию; он собрал группу лояльных евреев и поднял восстание. У него было пять героических сыновей: Иуда, Ионафан, Симой, Иоанн и Елиазар. Матфий умер в 166 году до Р.Х. Сын его Иуда, оказался воином удивительных способностей, одерживая победу за победой. Он вновь завоевал Иерусалим в 165 году до Р.Х. и очистил храм. Так произошел праздник Посвящения. Иуда соединил в себе теократическую и гражданскую власть и таким образом установил линию Асмонейских священников — правителей, которые правили независимой Иудеей на протяжении 100 лет. Это были: Матфий ( 167-166 гг до Р.Х.), Иуда ( 166-161), Ионафан (161 — 144), Симон (144-135)-сын Ионафана. Аристобул и сыновья (160 -63)-недостойны имени Маккавея.

Римский период, 63 г. до Р.Х. до времени Христа

В 63 году до Р.Х. Палестина была захвачена римлянами, под руководством Помпея. Антипатер Идумеец (едомлянин, потомок Исава) был назначен правителем Иудеи. Его преемником стал сын, Ирод Великий, правивший с 37-3 гг. до Р.Х. Чтобы расположить к себе евреев, он перестроил храме великой пышностью. Но по натуре это был очень жестокий, непорядочный человек. При этом — то Ироде родился Иисус. Этот же самый Ирод убивал детей в Вифлееме.

Канон Ветхого Завета

Слово «Канон» буквально означает «трость», или «измерительная мера» — стало использоваться для названия книг, авторитет которых был признан как Слово Божье, «правило веры».

Еще в ранней истории. Бог начал Книгу, которая должна была стать посредником Его откровений человеку:

Десять Заповедей, написанных на камне (Второзаконие 10:4,5). Законы Моисея, написанные в книге (Второзаконие 31:24-26). Были сделаны копии этих книг (Второзаконие 17:18).

Иисус Навил добавил к книге (Иисуса Навина 24:26). Самуил написал в книге и положил ее перед Богом (1 кн. Царств 10:25).

Эта книга была хорошо известна 400 лет спустя (4 Кн. Пар. 22:8-20) Пророки писали в книге (Иеремия 36:22; Захария 1:4; 7:7-12). Ездра читал книгу Божью публично (Ездра 7:6; Неемия 8:5).

В дни Иисуса эта книга носила название «Священное Писание» и постоянно изучалась и читалась в синагогах. Люди, а также Сам Иисус, называли ее «Силовом Божьим».

В Новом Завете насчитывается 300 цитат из этого Священного Писания, и никакая другая книга не цитируется в Новом Завете, за исключением слов Еноха, в книге Иуды. Многие из этих выдержек взяты из Септуагинты. копии Ветхого Завета, который довольно часто употреблялся во времена Нового Завета. И хотя Септуагинта содержит «Апокрифы», в нем нет ни одной выдержки из книг Апокрифических. Это свидетельствует о том, что ни Иисус, ни апостолы не признавали книг Апокрифических как часть Священного Писания.

Это «Священное Писание» состояло из 39 книг, входивших в Ветхий Завет, хотя и в другом порядке. О них говорилось как о «Законе»- 5 книг, К книг — «Пророки»: И книг — «Писания». Таким образом: Закон: Бытие, Исход, Ловит. Числа, Второзаконие. Пророки: Иисуса Навина. Судьи, 1 и 2 Царств, 3 и 4 Царств, Иоанн , Иеремия. Иезекииль. 12 Писаний: Псалтырь, Притчи. Иов, Песни Песней, Руфь, Плач Иеремии. Екклесиаст. Есфирь, Даниил. Ездра, Неемия. Паралипоменон.

Объединяя 2 книги Самуила, Царств и Паралипоменон в одну книгу, а также Ездра и Неемия в одну, 12 пророков в одну, то эти 24 книги точно такие же, как и 39 книг нашего Ветхого Завета.

Когда эти книги были закончены и признаны как Слово Божье, нам неизвестно. Предание евреев таково, как сказано в Ездре. Мы верим, что когда писались эти книги, начиная с Моисея. они были вдохновлены Богом и помещены в Скинию или храм, наряду с группой Священных Писаний. По необходимости делались копии с этих книг. Во время Вавилонского захвата, многие копии были уничтожены и утеряны. Ездра, по возвращении из плена, собрал разбросанные копии и поместил их как законченную группу книг в храме. А уже с этих копий снимались другие копии для синагог.

Иосиф Флавий считал Ветхозаветный Канон закрепленным со дней Артаксеркса. во время Ездры. Вот его слова: «У нас есть 22 книги, содержащие историю всех времен, книги святые. Из них 5 принадлежат Моисею. они содержат законы, традиции и порядки со дней происхождения человечества, вплоть до смерти Моисея. После смерти Моисея, до времени правления Артаксеркса, пророки, пережившие Моисея, в 13 книгах описали историю событий тех времен. Оставшиеся 4 книги содержат в себе гимны, посвященные Богу и правила поведения человека. Начиная с Артаксеркса и до настоящего времени, каждое событие зафиксировано, но последние записи не представляют собой такой ценности, как предыдущие, по причине непоследовательности пророков. Хотя прошло так много времени, но никто из нас не рискнул добавить что-нибудь или убрать хотя бы один слог из Священного Писания. И с момента рождения каждый еврей инстинктивно принимает Писания, как учение Бога, придерживаясь его во всем, и если понадобится — охотно положит жизнь свою за него».

Это очень важное свидетельство. Иосиф Флавий родился в 37 году после Р.Х. в Иерусалиме, в богатой семье священнической аристократии. Он получил прекрасное образование в еврейской и греческой культуре. Будучи губернатором Галилеи и военным командиром в войнах с Римом, он был свидетелем разрушения Иерусалима. Эти слова Иосифа Флавия бесспорно являются свидетельством веры еврейской нации во время Христа о книгах, составляющих еврейские Писания, коллекция которых была закончена 400 лет до него. (Относительно 22 двух книг Иосифа, см. стр. 31).

Что касается структуры: Септуагинтские переводчики составили по основным темам, а латинские и английские переводчики последовали за ними. Книги Ветхого Завета, хотя и в другом порядке, идентичны с книгами еврейских Писаний. Для того, чтобы Они не назывались «Ветхим Заветом» до завершения Христианских Писаний Их стали называть «Ветхим Заветом» позднее, в отличие от писаний «Нового Завета».