Евангелие от Иоанна

Иисус Христос-Сын Божий

Автор

Глава 1:1-3.

Глава 1:4-13.

Глава 1:14-18.

Сын Человеческий

Глава 1:19-34.

Глава 1:35-51.

Глава 2:1-11.

Глава 2:12.

Глава 2:13-25.

Глава 3:1-21.

Глава 3:22-36.

Глава 4:1-42.

Глава 4:43-54.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Глава 8:1-11.

Глава 8:12-59.

Глава 9.

Глава 10:1-21.

Глава 10:22-39.

Глава 10:40-42.

Глава 11.

Глава 12:1-8.

Глава 12:9-19.

Глава 12:37-43.

Глава 12:44-50.

Главы 13 и 14.

Глава 14.

Главы 15,16,17.

Глава 17.

Глава 18:1-12.

Глава 18:12 до 19:16.

Глава 18:15-27.

Глава 19:17-37.

Глава 19:33-34.

Глава 19:38-42.

Глава 19:41-42.

Глава 20:1-2.

Глава 20:3-10.

Глава 20:11-18.

Глава 20:19-25.

Глава 20:26-29.

Глава 20:30-31.

Глава 21.

Иисус Христос-Сын Божий

Евангелист Иоанн особенно подчеркивает божественность Христа. Его Евангелие содержит в себе, главным образом, проповеди Иисуса Христа и Его беседы. Оно повествует больше о том, что Иисус сказал, чем о Его делах. Шафф характеризует это Евангелие следующими словами: «Наиболее важное, когда-либо написанное литературное произведение».

Автор

Автор не называет себя по имени, и только в конце книги говорится, что он «ученик, которого любил Иисус», т.е. апостол Иоанн — самый близкий друг Христа на земле (21:20,24;13:23; 20:2).

Как древние, так и непрерывающиеся последующие мнения, признавали его авторство, вплоть до возникновения современной критики. Та же самая категория критиков, отвергавшая непорочное зачатие Христа, Его божественность и Его телесное воскресение, пришла к заключению, что автором этого Евангелия не является апостол Иоанн, но другой Иоанн Ефесский, базируя свои предположения на древнем неопределенном упоминании о некоем Иоанне, пресвитере Ефесском. Такое мнение подорвало бы ценность книги как свидетельства о божественности Христа. Эта теория базируется на таком необоснованном доказательстве и на очевидном желании дискредитировать книгу, что не заслуживает серьезного внимания верующих христиан. Оно упоминается здесь только как излюбленная пропаганда какой-то школы современной «учености».

Иоанн

Имя его отца Зеведей (Матф. 4:21). Мать его, кажется, была Содомия (Матф. 27:56; Мар. 15:40), которая, при сравнении Иоанна 19:25, по всей вероятности, доводилась сестрой матери Христа. Если же это было так, то Иоанн был двоюродным братом Иисуса и, будучи того же возраста, знал Его с детства. Иоанн был довольно зажиточным предпринимателем. Он был одним из пяти партнеров рыбного предприятия, которое имело «наемных рабочих» (Мар. 1: 16- 20). Помимо своего рыбного предприятия в Капернауме, у него был также дом в Иерусалиме (Иоан. 19:27), и он был лично знаком с первосвященником (Иоан. 18:15,16).

Он был учеником Иоанна Крестителя (Иоан. 1 :35,40). Если он был

двоюродным братом Христа, что и подразумевается в выше приведенных цитатах, тогда он был родственником и Иоанну Крестителю (Лук. 1:36) и, вероятно, знал о благовестии об Иоанне' и Иисусе (Лук. 1:17,32). Поэтому, при появлении Иоанна Крестителя, провозглашавшего о пришествии Царства Небесного, Иоанн Зеведеев был готов присоединиться к нему.

По свидетельству Иоанна Крестителя, он стал непосредственным учеником Христа (Иоан. 1:35-51), одним из пяти учеников, возвратившихся с Иисусом в Галилею (Иоан. 2:2, И). Тогда, возможно, он снова возвратился к своему рыбному промыслу. Позже, примерно через год, Иисус призвал его от этого занятия следовать за Ним. С тех пор он находился постоянно с Христом и, таким образом, стал свидетелем записанного у него в Евангелии.

Иисус дал ему прозвище «Сын Грома» (Мар. 3:17), вероятно, намекая на его горячий, неистовый нрав, который позже был обуздан. Интересные просветы, иллюстрирующие его натуру, отражаются в следующих происшествиях: с одной стороны, запрет страннику пользоваться именем Христа для изгнания демонов (Мар. 9:38), а с другой- желание низвести огонь на самарян (Лук. 9:54).

Он был одним из трех учеников, принадлежавших к внутреннему кругу друзей Христа. Пять раз о нем вспоминается как об ученике, которого «любил Иисус» (Иоан. 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20). У него должны были быть исключительные черты характера для того, чтобы заслужить дружбу Христа.

Он и Петр стали признанными руководителями Двенадцати, и, несмотря на различие характеров, они обычно пребывали вместе (Иоан. 20:2; Деян. 3:1,11; 4:13; 8:14).

Иерусалим в продолжение нескольких лет, вероятно, был его местом жительства. Согласно общепринятым преданиям, его последние годы жизни прошли в Ефесе. Но в этот промежуток времени о его деятельности и местожительстве нет никаких сведений. В Ефесе он дожил до глубокой старости, и там написал свое Евангелие, три Послания и Откровение.

Датой написания Евангелия принято считать 90 год по Р.Х. Некоторые предполагают, что вначале Евангелие было написано на древнееврейском языке и гораздо раньше, во время пребывания в Иерусалиме, вскоре после Воскресения Христа. Однако в последующие годы он издал его на греческом языке, так называемым «Ефесским изданием», которое и стало началом всех существующих манускриптов.

Глава 1:1-3.

Вечносушность и божественность Христа

Это напоминает нам вступительные слова книги Бытия, где Христос назван Богом и Творцом. Иоанн был весьма убежден, что Иисус есть Личность, существующая от вечности и что Он принимал участие в сотворении Вселенной. В Иоанна 17:5 Христос описывается как относящийся к «Славе, которую Он имел вместе с Отцом до сотворения мира». Христос в этом случае называется «Словом», т.е. Иисус является Божьим Самовыражением человечеству. Иисус Христос был Богом на земле. Он подобен Богу. Он Божья весть человечеству.

Глава 1:4-13.

Христос-Свет миру

О6 этом Иисус неоднократно повторял (8:12; 9:5;12:46). Это есть одна из основных мыслей Иоанна о Христе (Иоан. 1:5-7), означающая, что Иисус как свет миру является Тем, Кто объясняет значение и цель человеческого существования.

Глава 1:14-18.

Воплощение

Бог стал человеком с целью приобрести человека для Себя. Бог мог сотворить человека с инстинктом для исполнения Божьей воли, но Он предпочел одарить его властью свободной воли, чтобы человек мог определить свое личное отношение к своему Создателю. Бог есть Дух, а человек, находясь в ограничениях своего материального тела, имеет тусклое представление о сущности духа. Таким образом, Создатель снизошел к Своему созданию в виде одного из ему подобных, чтобы дать представление, каким Существом Он является. Бог похож на Иисуса, а Иисус похож на Бога.

Сын Человеческий

Это было любимым именем Христа. В Евангелиях оно встречается около 70 раз: у Матфея-30 раз, у Марка-5 раз, у Луки-25 раз и у Иоанна- 10 раз.

Оно было употреблено у пророка Даниила 7:13-14,27 как имя Грядущего Мессии. Принятие этого имени Христом, как предполагали, было равносильным Его притязанию на мессианство. Это также означает, что Христос как Бог в человеческой плоти, участвуя в жизни вместе с человечеством, испытывал радость. Этот титул Он вознес с Собою на небо (Деян. 7:56; Откр. 1:13; 14:14).

Так был назван пророк Иезекииль около 90 раз (Иез. 2:1,3,6,8 и далее), намекая на скромное положение человека в сравнении с Богом.

Мир Христа

Несмотря на то, что Христос был гражданином вселенной, знавшим беспредельную глубину звездного пространствами, однако, прожил Свою земную жизнь в ограниченном кругу, тем не менее, в стратегически важном кругу. Палестина служила тогда связующим звеном трех континентов, расположенных между Средиземным морем и Аравийской пустыней, и играла роль перекрестка трех главных торговых путей мира. Во времена Христа Палестина состояла из четырех частей, и все из них находились под контролем Римской империи: Иудея, ее южная часть составляла центр еврейского консерватизма; Галилея, ее северная часть с преобладанием греческого населения; Самария — между ними — со смешанным населением, включая евреев; Пирея, восточнее нижнего течения реки Иордан, со множеством процветающих римских городов. Ирод управлял Галилеей и Пиреей, а Пилат — Иудеей и Самарией. Александрия, второй город Римской империи, была расположена

в 482 км на юго-запад. Антиохия, третий город Римской империи, была на расстоянии 482 км на север. Вдоль Палестинского побережья и через Галилею проходили торговые пути, которыми пользовались армии всего мира. Кроме бегства в Египет со своими родителями, нет больше записанных упоминаний о путешествиях Христа, превышающих расстояние в 112 км за пределы Назарета. На юге-Иерусалим, на севере-Силой, на востоке-Десятиградие и Пирея, были пределами известных нам путешествий Иисуса Христа.

Галилея. Ее население насчитывалось Иосифом Флавием около 3 000 000. На ее территории находились численные богатые города с греческим населением. Галилея была центром мировой культуры, с ее римским административным центром и царской резиденцией Ирода в Сепфоре, городе всего 6 км от Назарета.

Глава 1:19-34.

Свидетельство Иоанна Крестителя

После кратких заявлений о божественности Христа, Его предсуществования и воплощения, в Евангелии от Иоанна не говорится о рождении, детстве, крещении и искушении Христа. Евангелист начинает свой рассказ свидетельством Иоанна Крестителя перед комитетом Синедриона о божественности Иисуса.

Это произошло сразу же после сорокадневного искушения. Нигде не упоминается, что Христос возвратился после искушения в пустыне к реке Иордан, где Иоанн Креститель совершал крещение. Три синоптика сразу же переходят от Искушения к Галилейскому служению(Матф.4:11-12; Марка 1:13-14;Луки4:13-14). Но за тремя последующими выражениями «на другой день» (29, 35, 43) следует выражение « на третий день» (2:1), что говорит о Его прибытии в Галилею, объясняя тот факт, что Христос возвратился из пустыни на место проповеди Иоанна, перед своим отправлением в Галилею.

«Пророк» (21)-пророческое имя Мессии как общепонятное современникам имя Иисуса (Иоан. 6:14). Обратите внимание на глубокое смирение Иоанна Крестителя в своей преданности Христу (27): «Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Это настолько замечательно, что об этом упоминается во всех четырех Евангелиях (Матф. 3:11; Марка 1:7; Луки 3:16). Какое благодеяние было бы совершено миру, если бы все проповедники могли проявлять подобное благоговейное поклонение Господу, Которого они проповедуют!

Глава 1:35-51.

Первые ученики

Их было пять: Иоанн, Андрей, Симон, Филипп и Нафанаил. Они были подготовлены проповедью Иоанна Крестителя к принятию Христа, и все пять позже стали апостолами. Это был один из вкладов служения Иоанна в труд Христа. Однако, временно они возвратились к своим обычным занятиям, но через год Христос призвал их стать Его учениками и следовать за Ним. (Смотри примечание Ев. от Матфея 10).

Апостола Иоанна принимают за безымянного ученика (40). Если он доводился двоюродным братом Иисусу (см. вводное примечание к этому Евангелию), то в таком случае, он должен был знать Христа раньше.

«Десятый час» (39) равнялся 10 часам утра по римскому времени, которым пользовался Иоанн, подобно нашему, считая от полуночи или от полудня (4:6;19:14).

Симой, будучи партнером Иоанна по предприятию, возможно, , уже был лично знаком с Иисусом, но не знал Христа как Мессию, пока Иоанн Креститель не провозгласил это. Тот факт, что Христос дал Симону новое имя во время их упомянутой первой встречи, указывает на то, что Христос уже перед тем наметил Симона в число Своих апостолов.

Нафанаил принял Христа благодаря впечатлению сделанному на него Христом (46-49). Замечание Христа об ангелах (51) делает Его соединяющем путем между землей и небом (Быт. 28:12).

Внешность Христа

Что-то в облике Иисуса произвело моментальное благотворное впечатление на Нафанаила (1:49), но в Новом Завете нет ни малейшего намека на внешний вид Христа. Самое раннее легендарное описание Его внешности относится к 4 столетию. Это апокрифическое письмо, приписываемое Публию Лентулу, другу Пилата, адресовано римскому сенату и, конечно, не подлинное. Часть этого письма мы подаем здесь:

«Р это время появился Человек, одаренный великими силами. Имя Его Иисус. Его ученики называют Его Сыном Божьим. Сам Он благородного и пропорционального телосложения, с лицом исполненным доброты и в то же самое время твердости, так что смотрящие на Него любят Его и боятся. Волосы у Него винного цвета, прямые и без блеска, но на уровне ушей кудрявые и блестящие. Лоб у Него ровный и гладкий и лицо Его без недостатка; умеренный румянец, взгляд остроумный и ласковый. Сочетание рта и носа безупречно. Борода у Него полная и того же цвета, что и волосы. Глаза у Него голубые и весьма лучистые. При обличении и укоре-Он грозен, а при наставлении и поучении кроток и дружелюбен. Никто не видел Его смеющимся, но наоборот, многие видели Его плачущим. Он высокого роста, руки у Него красивые и прямые. При разговоре Он уравновешен и серьезен, без склонности к разговорчивости; в красоте превосходит большинство людей».

Имеются также и другие повествования. Одно из них говорит, что Он был строен и красив, а другое, что Он был сутул и некрасив. Какой бы ни была Его внешность, но в выражении Его лица и осанке было что-то величественное, внушительное и божественное. Проблеск 53 главы пророка Исаин намекает на Его не привлекательную внешность, но это, возможно, относится больше к Его смиренному образу жизни, как будущему Царю, нежели к Его внешности. Помимо этого, 53 глава изображает «Мужа скорбей, изведавшего болезни» (3), представляет миру страдающего Мессию-Спасителя.

Будучи плотником. Он обладал значительной физической силой. Поскольку Он так эффективно говорил большим толпам людей на

открытом воздухе, мы можем себе представить, что у Него был сильный голос. Судя по Его проповедям, беседам и учениям, мы можем придти к заключению, что Он был всегда сдержан, никогда не спешил, был совершенно уравновешен, медлен и величествен во всех Своих движениях. Есть также намеки на то, что Он обладал чувством юмора.

Периоды в жизни Христа

Имеются известные периоды в жизни Иисуса, которые можно группировать согласно всему повествованию о Нем:

Его рождение и детство

Его крещение, искушение и начало общественного служения

Его раннеиудейское служение-8 месяцев

Его галилейское служение — около 2 лет?

Его пирейское и позднеиудейское служение — около 4 месяцев?

Его последняя неделя

Его послевоскресное служение

Глава 2:1-11.

Вода, превращенная в вино

Кана находилась в 6 км на северо-восток от Назарета. Нафанаил был родом из Каны (21:4). Он был не очень хорошего мнения о соседнем городе Назарете (1:46). Бракосочетание, по всей вероятности, происходило в доме друга или родственника Иисуса или Нафанаила.

Слово «женщина» служило титулом почтения в обычной речи того времени. Христос упомянул его опять на кресте, когда и тень непочтительности была недопустима (19:26). Смысл Его замечания, вероятно, был следующий: «Предположим, что вино кончилось, но какое отношение это имеет ко Мне? Это не Мое дело. Мое время еще не пришло». Возможно, Он только что ей рассказал о новых чудодейственных силах, ниспосланных на Него при сошествии Духа Святого во время крещения. Смотрите примечание о Его искушении, Матф. 4:1-10. Она усматривала возможность для Него в сложившейся обстановке. Хотя в то время, по ее предложению. Он и совершил это чудо, но Его «час» для общего проявления чудодейственных сил настал только через четыре месяца, при официальном открытии Его публичного служения в Иерусалиме во время праздника Пасхи (13).

«Две или три меры» (6). Одна мера равнялась примерно 30 литрам. Каменные кувшины вмещали в себя около половины бочки.

Значение этого чуда. В продолжение сорока дней Христос предоставил Себя всякому искушению сатаны, относительно способа пользования Его чудодейственными силами, которыми Он упорно уклонялся пользоваться в Своих личных интересах. Тогда прямо из пустыни Он отправился на бракосочетание. И хотя Его последующие чудеса были совершены, главным образом, для облегчения страдающих, это чудо было сотворено на брачном пире, в веселой обстановке, содействуя человеческой радости, доставляя радость людям. Христос в самом начале Своего служения как бы желал провозгласить что религия, которую Он вводит в этот мир, не является религией отшельничества или аскетизма, но религией естественной радости. Так Иисус благословил этот брак.

«Начало чудес» ( 11). Это было первым чудом Христа. Записанные в апокрифах легендарные нелепые истории о совершенных Им в детстве чудесах — чистейшая выдумка.

«Явил славу Свою» (11) как Творец (1:3,14). Чудо, о котором здесь идет речь, заключало в себе ускоряющий процесс творческой силы. (см. примечание «Чудеса Иисуса», Мар. 5:21-43).

Глава 2:12.

Краткое пребывание в Капернауме

Это было что-то вроде семейного визита, включая Его мать и братьев, возможно, в доме Иоанна или Петра, с целью приготовления плана Своего будущего служения. Год спустя Капернаум стал Его местожительством. В Галилее Он не совершил больше чудес. Он совершил их только после Своего возвращения из Иудейского служения (4:54).

Ранненудейское служение, 2:13; 4:3

Об этом говорится только в Евангелии от Иоанна. Оно продолжалось только 8 месяцев, начиная с пасхального праздника (2:13), апрель, и кончая «четырьмя месяцами» перед жатвой (4:3,35), декабрь. Это включает очищение Храма, посещение Никодима и Приорданское служение.

Глава 2:13-25.

Христос очищает храм

По всей вероятности, было два очищения в промежутке трех лет: это произошло в начале Его общественного служения (обратите внимание на слово «после», Матф. 3:22), а другое — при завершении его, в течение последней недели (Матф. 21:12-16; Мар. 11:15-18; Лук. 19:45-46). В данном случае. Он выгнал скот, а в другом — меновщиков денег. В этот раз Он назвал Храм «домом торговли», а в другом-»вертепом разбойников».

Иисус, во время Своего первого посещения Иерусалима, подобно посещению Мартином Лютером Рима, был уже потрясен невероятным безбожием иерархии, правившей во имя Бога. Официальное начало Его народного служения должно было быть доказательством, что Он есть Мессия (ибо народ ожидал своего Мессию, Малахия 3:1-3). Это было открытым и явным пренебрежением к правящей клике, антагонизм которой к Нему был моментально возбужден и об умиротворении которого Иисус, казалось, никогда не заботился. Так Он начал Свое служение, так Он его и окончил.

Что-то величественное должно было быть во внешности Христа или, скорее всего, благодаря Его чудодейственной силе, чтобы одинокий Незнакомец только с бичом из веревки мог освободить и держать под контролем весь Храм так, чтобы никто во второй раз не

мог пронести даже свой сосуд (Мар. 11:16). Даже охрана в испуге усмирела.

Что в храме вызвало такое негодование у Иисуса? Они были до такой степени поглощены спекуляцией, что все служение Богу было направлено на извлечение коммерческой выгоды и было обесчещено. Святой Храм стал домом торговли. (см. Ев, от Матф. 21:12-17).

Храм, построенный династией Иродов из мрамора и золота, своим величием превосходил воображение. Он был окружен четырьмя дворами на последующих нисходящих уровнях: для священников, для израильтян, для женщин и для язычников. Храм был окаймлен крытыми колоннадами со столбами из белейшего мрамора, каждый высотою в 12 метров и сделаны из одного цельного камня каждый. Восточная часть Храма называлась «Притвором Соломоновым, где и находились меновщики. Вся площадь была окружена массивной стеной, длиной в 305 метров с каждой стороны, примерно, в четыре городских квартала.

Чудеса (23). Христос до этого времени совершил только одно чудо в Галилее (2:11; 4:54). Но теперь, во время Своего появления в Храме Он сделал много чудес. После этого многие готовы были принять Его как Мессию. Однако Христос хорошо знал, чего они ожидают от Мессии.

Глава 3:1-21.

Никодим

Очищение Храма, сопровождавшееся чудесами, произвело глубокое впечатление на город. Никодим, фарисей и член Синедриона, влиятельный человек, осторожно ищет встречи с Христом. Никодим заинтересован учением Иисуса, но он хочет убедиться, что Христос подлинно Мессия. Насколько искренно верил Никодим в Христа, нам не известно. Два года спустя, при рассмотрении дела Иисуса перед советом Синедриона (7:50-52), он стал на сторону Христа. Позже, он и Иосиф Аримафейский, другой член совета, похоронили тело Иисуса (19:39). В ранней стадии своей веры он был тайным учеником Христа, но позже он был готов открыто разделить с Ним позор Его креста. Никодим вышел из тени, рискуя своей жизнью, в час издевательства над Иисусом, когда даже Двенадцать оставили Его, ища убежища. Этот поступок — один из благороднейших в Писании. Никодим действительно искупил грех своей врожденной склонности к секретности, а особенно, беря во внимание его членство в Синедрионе — прямо в центре вражеского лагеря.

«Рождение свыше», о котором говорил Христос, является не метафорой, но подлинной действительностью. Оно совершается непосредственным результатом оплодотворения человеческого сердца Духом Святым. (см. Рим. 8:1-11). Несомненно, Никодим разделял общепринятый взгляд, что Царство Мессии должно носить политический характер, при котором его народ будет освобожден от римского господства. Христос же пытается объяснить ему духовную природу этого Царства, настолько отличающуюся от понятий Никодима о нем, что все сказанное Иисусом просто не вмещалось в его уме. Ему трудно было представить себе, что такого хорошего человека, как он, настоящего фарисея, одного из вождей мессианской нации, не принимают в Царство Мессии с открытыми объятиями. Он не мог понять сущности этого и ему необходимо было бы подвергнуть полнейшей перестройке не только свои понятия, но и самого себя.

«Вознесену быть» (14). Это заявление Христа в начале Его служения, заключалось в том, что Крест станет Его мессианским престолом. Это упоминание о медном змее, на которого ужаленные взглянув оставались живыми (Чис. 21:9), означает, что «новое рождение» для вечной жизни, о котором Он только что говорил, совершится посредством Его смерти. Под этим и подразумевается любимый стих Писания-Иоанна 3:16.

Глава 3:22-36.

Служение у нижнего течения Иордана

Служение происходило в той самой области, где Он был крещен. К тому времени Иоанн Креститель направился дальше, к верхнему течению Иордана, на расстоянии 64 км, называемому Енон. (см. карту на стр. 423). Оба провозглашали одну и ту же весть: давно предсказанное Царство Небесное приблизилось. Но вскоре Христос имел больше последователей благодаря Своим чудесам и потому что Он был Мессией, Которого провозгласил Иоанн Креститель, а также благодаря Своей внушительной личности.

Через 8 месяцев Иоанн был арестован (Матф. 4:12). Иерусалимские правители стали обращать внимание на происходящее в народе (Иоан. 4:11). Тогда начала создаваться ситуация, угрожающая Христу. Боясь продолжать Свое служение в той местности, чтобы перед завершением Своей миссии не быть убитым властями. Он удалился в Галилею.

Что этот период длился 8 месяцев, говорит следующее: он начался в пасхальное время (апрель, Иоанна 2:13; 3:22) и окончился «четырьмя месяцами до жатвы» (декабрь, Иоанна 4:35).

Глава 4:1-42.

Самарянка

Возможно, по благоразумным соображениям, вместо более обычного пути вверх по иорданской долине, Иисус возвращался в Галилею через Самарию. Самария находилась вне сферы полномочия Ирода, который арестовал Иоанна Крестителя. Христос только проходил через эту местность. Его беседа с самарянкой была лишь побочным обстоятельством. Это было одно из самых прекрасных и полезных происшествий в истории жизни Христа!

Самаряне-народ иностранного происхождения-700 лет назад были переселены туда ассирийцами (4 Царств 17:6,24,26,29; Езд. 5:1,9,10). Они приняли Пятикнижие. В ожидании Мессии, они предполагали, что Он изберет Самарию, а не Иерусалим, столицей Своего правления.

Правители народа с подозрением наблюдали за Христом, но пренебрежённые самаряне с радостью приняли Его. Одним из всегда повторяющихся контрастов Евангелий является отверженце Христа

религиозными опекунами народа, к которому Он принадлежал, и принятие Его отверженными, грешниками и простыми людьми.

Колодец Иакова находится все еще там, 30 метров глубины и 3 метра в диаметре. Это одно из нескольких мест, связанных с историей Христа, которое можно определить.

«Шестой час» по Римскому времени подобен нашему 6 часу вечера.

Это посещение Иисуса положило основание для серьезного принятия Евангелия самарянами несколько лет спустя. (Деян. 8:4-8).

Глава 4:43-54.

Исцеление сына царедворца

Кана находилась на расстоянии 6 км на северо-восток от Назарета. Она была городом Нафанаила и местом, где годом прежде Христос совершил Свое первое чудо (Иоан. 2:1-11).

Царедворец был одним из чиновников Ирода в Капернауме. Капернаум был в 24 км на северо-восток от Каны. Это чудо над человеком Иисус совершил посредством Своего Слова на расстоянии 24 км. «Второе чудо» (54) означает второе в Галилее. Тем временем Он сотворил чудеса в Иерусалиме (Иоан. 2:23).

Очевидно, что после этого чуда было время, когда Он возвратился в Назарет (Лук. 4:16-30). Исцеление сына царедворца было то, о чем слышали жители Назарета и желали, чтобы то же повторил Христос в Своем собственном городе (Лук. 4:23).

Глава 5.

Чудо, совершенное в субботу в Иерусалиме

Это произошло во время праздника (1). Не указывается какой праздник. Праздники, соблюдаемые евреями во время Христа и которые Он регулярно посещал, были следующие:

Пасха (апрель). Празднование выхода из Египта 1400 лет тому назад.

Пятидесятница (июнь). 50 дней спустя. Празднование Законодательства.

Кущи (октябрь). праздник Жатвы. Посвящение (декабрь). Основал Иуда Маккавей. Пурим (накануне Пасхи). Не вспоминается в Евангелиях.

Христос возвратился в Галилею в декабре, примерно на праздник Посвящения. Следующий праздник был Пурим. Следующий был Пасха- общепринятый праздник, совпавший с Его посещением.

Один год до очищения Храма, как вступительное знамение о том, что Он Мессия. В субботу Он совершил чудо и тем Он нарушил их понятия о субботе, чтобы обратить на Себя внимание правителей, дать Свои притязания на божественность и, по возможности, самую обширную гласность в столице. Это предоставило возможность к слушанию детального объяснения Его притязаний на божественность, что и окончилось решением Синедриона умертвить Его (18), для осуществления которого им потребовалось два года.

Согласно преданиям, пруд Вифезда находился прямо с северной стороны храма. Но некоторые ученые отождествляют его с существующим прудом Девы, прямо на юг от Храма, с прерывистым родником.

Полтора года спустя Христос сослался на это чудо и на их решение убить Его. В этом и состоял один из основных предметов спора Его противников (Иоан. 9:14; Лук. 13:14). Они решили убить Его за исцеление человека с иссохшей рукой, которое произошло в субботу (Мар. 3:16). Христос назвал их непоследовательными в совершении ими обрезания в субботу и в то же самое время возражающими против исцеления в субботу.

Единственный, записанный случай «гнева» был проявлен при их возражении к совершенному исцелению в субботу (Мар. 3:5), за исключением упомянутого «негодования» на учеников, пытавшихся не пустить к Нему детей (Мар. 10:14).

Исцеления, совершенные в субботу

Семь, записанных в следующем порядке:

Одержимый в Капернауме (Мар. 1:21-27).

Теща ап. Петра в Капернауме (Мар. 1:29-31).

Больной в Иерусалиме (Иоан. 5:1-9).

Человек с иссохшей рукой (Мар. 3:1-6).

Скорченная женщина (Лук. 13:10-17).

Страдающий водянкой (Лук. 14:1-6).

Слепорожденный (Иоан. 9:1-14).

Глава 6.

Насыщение 5000

Это единственное чудо, совершенное Христом и упомянутое во всех четырех Евангелиях: Матфея 14:13-33; Марка 6:32-52; Луки 9:10- 17).

Это место расположено на северо-восточном побережье Галилейского моря. Место, которое соответствует описанию, было в 3 км на юго-восток от устья реки Иордан.

Была Пасха (6:4), год до смерти Христа, когда проходившие толпы направлялись в Иерусалим. Сам Христос не пошел на этот праздник Пасхи в Иерусалим, потому что во время Его предыдущего посещения они составили заговор убить Его (Иоан. 5:1,18). Возможно, что это была Его первая Пасха с двенадцатилетнего возраста, которую Он пропустил. Иисус совершил тогда одно из самых удивительных чудес для народа, пришедшего на праздник Пасхи.

Обратите внимание на любовь Христа к порядку: Он повелел людям сесть группами по 50 и по 100 человек (Мар. 6:39-40), возможно, образовав вокруг себя круг или полукруг.

Заметьте также, что Он не был расточителен. Он повелел, чтобы остатки были собраны (12-13).

Чудо произвело глубокое впечатление. Народ немедленно хотел провозгласить Его царем (14-15).

Иисус идет по воде (16-21); это произошло в «четвертую стражу» (Мар. 6:48), после трех часов утра. Большую часть ночи Христос провел на горе в уединении (Мар. 6:46).

На пути в Вифсаиду (Мар. 6:45) ученики гребли веслами, направляясь в Капернаум (Иоан. 6:14). Вифсаида находилась при устье Иордана. (см. карту стр. 474). По причине шторма, они держались ближе к берегу. Когда появился Иисус, они находились на пути 25 или 30 стадий (5 или 6 км), на полпути.

Когда Петр увидел Христа идущего по воде, он также хотел идти. Дорогой, милый и пылкий Петр! Но он начал тонуть. Тогда Иисус упрекнул его за недостаток веры. На наш взгляд, у ап. Петра было достаточно веры, чтобы решиться попробовать идти по воде. Да, сильная вера — по человеческому мнению, но в глазах Христа это была слабая вера.

Беседа Иисуса о Хлебе Жизни (22-71). Иисус, сделав великое чудо, приготовил фон для простой беседы о Своей подлинной миссии в мире.

Хотя Христос уделил много времени удовлетворению телесных нужд человека, однако, подлинная цель Его прихода в мир заключалась в спасении душ человеческих. Когда Он сказал им об этом, они разочаровались. Когда Иисус насыщал их плоть, они были самого высокого мнения о Нем и хотели провозгласить Его царем.

Кажется, что люди вообще ожидали такого рода мессию, который бы ввел такой социальный строй, где они были бы обеспечены хлебом без труда. Это было бы просто замечательно, если бы у них был такой царь, который чудесным образом мог бы ежедневно кормить их, как это Он совершил вчера, подобно Моисею, посылавшему им ежедневную манну от Бога.

Глава 7.

Христос вновь в Иерусалиме

Был праздник Кущей (октябрь); полтора года тому назад. Он был там, и шесть месяцев оставалось до Его смерти.

Во время Своего предыдущего визита. Он исцелил человека в субботу и провозгласил Себя Божьим Сыном (Иоан. 5:18), за что они составили план убить Его. В промежуточной Пасхе Он отсутствовал (Иоан. 6:4).

Но теперь Его труд приближался к концу, и Он опять пошел в столицу Своего народа, чтобы еще раз заявить им, что Он послан от Бога. Однако время Его смерти еще не пришло. Зная о плане заговора против Него (поскольку это было общеизвестным 7:25), Он совершил тайное путешествие, и явился в Храме среди народа. Тогда Он начал Свою речь, сославшись на их заговор убить Его (7:19-23).

Правители, услышав об этом, послали своих стражей взять Его, но начальники стражи каким-то образом оказались в благоговейном трепете перед Ним. Иисус продолжал говорить Свою весть от Бога.

Божественность Христа Во всех четырех Евангелиях, Иисус называется «Сыном Божьим»:

Матфея 3:17; 4:3,6; 8:29;14:33; 16:16;17:5; 26:63; 27:54. Марка 1:1; 1:11; 3:11; 5:7; 9:7;14:61-62. Луки 1:32,35; 3:22; 4:41; 9:35; 22:70. Иоанна 1:34;1:49; 3:16,18; 5:25; 9:35;10:36;19:7; 20:31.

Иисус называл Себя Сыном Божьим (Иоан. 5:25), делая Себя равным Богу (Иоан. 5:18). Три раза Иисус категорически заявил: «Я семь Сын Божий» (Мар. 14:61-62; Иоан. 9:35-37; 10:36).

Христос неоднократно пользовался выражениями, которые могут относиться только к Божеству:

«Я семь Истина» (Иоан. 14:6). «Я семь Путь» (Иоан. 14:6).

«Я семь Дверь», кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет» (Иоан. 10:9).

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). «Я семь Хлеб Жизни» (Иоан. 6:35,38). «Я семь Жизнь» (Иоан. 11:25; 14:6). «Я семь Воскресение» (Иоан. 11:25). «Верующий в Меня не умрет вовек» (Иоан. 11:26). «Я семь Мессия» (Иоан. 4:25-26).

«Прежде, нежели был Авраам, Я семь» (Иоан. 8:58). Это удивительное заявление выше нашего ограниченного понимания, оно устраняет течение времени и объединяет прошлое и будущее в одно вечное настоящее.

«Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». (Иоан. 17:5). «Видевший Меня, видел Отца» (Иоан. 14:9). «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30).

«Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). «И ее Я с вами во все дни и до скончания века» (Матф. 28:20).

Кто иной мог дерзнуть на такие заявления о себе самом? О ком ином мы можем сказать подобное?

Марк назвал Христа «Сын Божий» (Мар. 1:1). Иоанн назвал Христа «Сын Божий» (Иоан. 3:16,18; 20:31). Иоанн Креститель назвал Христа «Сын Божий» (Иоан. 1:34). Нафанаил назвал Христа «Сын Божий» (Иоан. 1:49). Петр назвал Христа «Сын Божий» (Матф. 16:16). Марфа назвала Христа «Сын Божий» (Матф. 11:27). Ученики назвали Христа «Сын Божий» (Матф. 14:33). Гавриил назвал Христа «Сын Божий» (Лук. 1:32,35). Сам Бог назвал Христа Своим Собственным «Возлюбленным Сыном» (Матф. 3:17; Мар. 1:11; 9:7; Лук. 3:22; 9:35).

Злые духи назвали Христа «Сын Божий» (Матф. 8:29; Мар. 3:11; 5:7; Лук. 4:41, см. о демонах стр. 468).

Было общепризнано, что Он сделал эти притязания на:

«Если Ты Сын Божий» (Матф. 4:3,6). «Истинно Ты Сын Божий» (Матф. 14:33). Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матф. 27:40). «Он сказал: Я Божий Сын» (Матф. 27:43). «Воистину Он был Сын Божий» (Матф. 27:54). «Он сделал Себя Сыном Божьим» (Иоан. 19:7).

Ветхозаветные пророки предсказали Его божественность: «И нарекут имя Ему…Бог крепкий. Отец вечности» (Не. 9:6). «И вот имя Его, Которым будут называть Его: «Господь-оправдание наше» (Порем. 23:6; 33:16). «А дом Давида будет как Бог». (Зах. 12:8).

«Камень», на котором, сказал Христос, создаст Церковь Свою (Матф. 16:18), была истина подтверждающая, что Он Сын Божий.

Иисус назвал Себя «Бог» (Иоан. 1:1;10:33; 20:28; Рим. 9:5; Колос. 1:16; 2:9; 1 Тим. 1:17; Евр. 1:8;1 Иоан. 5:20; Иуд. 25).

Следовательно, ни Христос, ни Писания не допускают никакого сомнения относительно природы личности Христа. Почему же не принять это повествование таким, как оно есть? Если Он был только хорошим человеком, то Он нам ни в чем не поможет, он может дать нам только пример для подражания. Если же Он подлинно Бог, то Он может быть нам как Спасителем, так и хорошим примером для , подражания.

Глава 8:1-11.

Женщина, взятая в прелюбодеянии

Записаны три случая, как отнесся Христос к женщинам, сделавшим ложный шаг: эта прелюбодейка, грешница в Ев, от Луки 7:36-50 и Самарянка (Иоан. 4:18). Во всех трех случаях Иисус отнесся к ним с чрезвычайным вниманием. (см. Лук. 15).

В 7 стихе мы можем подразумевать, что Христос знал о том, что мужчины, которые обвиняли женщину взятую в прелюбодеянии, были сами виновны в том же.

Глава 8:12-59.

Христос о Своей божественности

Его категорические и удивительные заявления привели в ярость правителей, пытавшихся напасть на Него толпой (59). Помимо заявлений, упомянутых на двух предыдущих страницах. Христос сделал относительно Себя и другие заявления, в которых Он отождествлял Себя с Божеством.

«Я Свет миру» (Иоан. 8:12). «Я семь Пастырь добрый» (Иоан. 10:11). «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8:23).

«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел и возрадовался (Иоан. 8:56). «Моисей писал о Мне» (Иоан. 5:46).

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:39). «И пославший Меня Отец засвидетельствовал о Мне»(Иоан.:5:37). «Ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, сами дела сип, Мною творимые, свидетельствуют о Мне» (Иоан. 5:36).

«Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха». (Иоан. 15:24). «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Иоан.

«Блажены очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10:23-24).

«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Кониной; и вот, здесь больше Ионы.

Царица Южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона». (Матф. 12:41-42).

Имена и титулы, примененные ко Христу

«Христос», «Мессия», «Спаситель», «Искупитель», «Чудный», «Советник», «Свидетель верный», «Слово Божье», «Истина», «Свет миру», «Путь», «Пастырь добрый», «Посредник», «Избавитель», «Великий Первосвященник», «Начальник и Совершитель веры», «Вождь нашего спасения», «Наш Ходатай», «Сын Божий», «Сын Человеческий», «Бог», «Святой Божий», «Единородный Сын», «Бог крепкий», «Образ Божий», «Отец вечности», «Господь», «Господь всех», «Господь славы», «Господь господствующих», «Блаженный и Единый, сильный Царь», «Царь Израиля», «Царь царствующих», «Царь царей земных», «Князь жизни», «Князь мира», «Сын Давидов», «Ветвь», «Давид», «Корень и потомок Давида», «Звезда светлая и утренняя» «Еммануил», «Второй Адам», «Агнец Божий», «Лев из колена Иудина», «Альфа и Омега», «Первый и Последний», «Начало и Конец», «Начало Творения Божия», «Рожденный прежде всякой твари», «Аминь».

Что сказал Наполеон о Христе

Многие думают, что это подлинные слова Наполеона. Некоторые сомневаются в их достоверности. Он сказал: «Я знаю людей, и я говорю вам, что Иисус не человек. Он повелевает нам веровать, не подавая нам другого основания, кроме Его ужасного слова: «Я Бог». Философы пытаются решить тайны вселенной своими пустыми диссертациями. Они глупцы, подобные плачущему ребенку, желающему получить луну, как игрушку, которой он хотел бы играться. Христос никогда не колебался. Он говорило властью. Его религия-тайна, но она по .одерживается своей собственной силой. Он ищет и требует абсолютной любви от людей — самое трудное, что может быть в этом мире. Александр, Кесарь, Ганнибал победили мир, но у них не было друзей. Возможно, я единственный человек нашего времени, кто уважает Александра, Кесаря, Ганнибала. Александр, Цезарь, Карл Великий и я основали империи, но на чем? На силе. Христос основал Свою империю на Любам и миллионы, в настоящее время готовы положить свою жизнь за Него. Я сам вдохновлял массы с такой привязанностью, что они умирали за меня, но для этого мое присутствие было необходимым. Сейчас я на острове святой Елены, и где же мои друзья? Я забыт, и скоро превращусь в прах, став пищей для червей. Какая же пропасть между моим несчастным положением и вечным Царством Христа, Которого провозглашают, любят, почитают и влияние Которого распространяется по всей земле. Смерть ли это? Говорю вам: смерть Христа является смертью Бога. Поверьте мне: Иисус Христос-это Бог!»

Что сказал Иосиф Флавий о Христе Написанное им о Христе многие ученые почитают подлинным, но

некоторые думают, что это была вставка. Иосиф Флавий был еврейским историком (37-100 гг. по Р.Х.). Он родился и воспитывался в Иерусалиме и был генералом еврейской армии. Он сказал: «Около этого времени был Иисус, мудрый человек, если только по справедливости можно назвать Его человеком, потому что Он был совершителем чудесных дел. Он был Христос. Пилат, по предложению начальствующих среди нас, присудил Его к крестной смерти. Он явился живым Своим последователям на третий день».

Глава 9.

Христос исцеляет слепорожденного

Во время предыдущего посещения Иерусалима (5:9) Иисус исцелил расслабленного в субботу. За это и также за Его притязание на божественность, они пытались побить Его камнями (Иоан. 8:52- 59). Теперь Он пожелал совершить еще более замечательное чудо в субботу (9:14).

Глава 10:1-21.

Христос — добрый Пастырь

Иисус провозглашает Себя Пастырем человечества, то есть тех, кто примет Его как своего Пастыря. Это прекрасная метафора, лелеемая верующими, о нежном и преданном попечении Иисуса о Своем народе.

Глава 10:22-39.

На празднике Обновления

Между стихами 21 и 22 двухмесячный промежуток. Праздник Кущей был в октябре. Иоанн описывает посещение Христом праздника с 7:2 по 10:21. Теперь праздник Обновления (декабрь). В промежутке времени, вероятно, Иисус возвратился в Галилею и на север, где и был Преображен.

Глава 10:40-42.

За Иорданом

В этом месте Иисус провел 8 месяцев в начале Своего народного служения (Иоан. 3:22). Это был густо населенный район со многими зажиточными римскими городами, под управлением Ирода и вне досягаемости иерусалимских властей. (Это описано евангелистом Лукой с 11 по 18 главы включительно).

Глава 11.

 Христос воскрешает Лазаря из мертвых

Это событие произошло за месяц до Его собственной смерти. То было третье воскрешение из мертвых: дочь Иаира (Мар. 5:21-43), сын вдовы наинской (Лук. 7:11-17) и Лазарь; и в завершение Его собственное воскресение к бессмертию. Чудо воскресения Лазаря привело Синедрион к заключительному решению убить Христа (53). Поэтому Иисус удалился в Ефраимскую пустыню, примерно в 20 км севернее Иерусалима, чтобы в тишине с Двенадцатью ожидать Пасхи.

Глава 12:1-8.

Вечеря в Вифании

Евангелие от Иоанна относит эту вечерю ко дню Триумфального въезда (12), который мог быть в субботу вечером. (см. дальше Марка 14:3-9). Возможно, это произошло одним месяцем позже, после воскрешения Лазаря из мертвых. Это была богатая семья. 300 пенсов или шиллингов равняется 50 американским долларам.

Только состоятельные люди могут позволить себе флакон духов стоимостью в 50 долларов. Возможно, что в связи с этим Иисус говорил о Своем предстоящем распятии. Мария, добрая, сострадательная, внимательная Мария, вероятно, заметила страдания в Его взгляде и сказала сама себе: «Это не притча. Он говорит серьезно». Поэтому она пошла и принесла самое редкое сокровище в своем хозяйстве и вылила его на голову и ноги Иисуса и вытерла их своими волосами. Возможно, ни слова не было сказано. Но Христос понял. Он знал, что она пыталась сказать Ему о том, как сжималось от боли ее сердце. Иисус так высоко оценил ее поступок, что предсказал: о ней будет повествоваться везде, где только будут возвещать имя Его, во всем мире и до конца времени.

Вифания находилась в 5 км от Иерусалима, на склоне горы Елеонской. Она была местом пребывания Христа, когда Он посещал Иерусалим. С холмов Вифании Иисус вознесся на небо.

Глава 12:9-19.

Триумфальный въезд. (см. Ев, от Матф. 21:1-11). Глава 12:20-36. Греки изъявляют желание видеть Иисуса. Не указывается когда, но предполагается, что это произошло во вторник в Храме, когда определенная вражда правителей становилась очевидной. Люди же из далеких стран преклонились перед Ним. Это послужило поводом к беседе с Самим Собой — молитве, разговору о необходимости Его смерти, при мысли о которой Он содрогался.

Глава 12:37-43.

Их неверие. Почему, несмотря на преобладающие доказательства чудес Христа, правители еврейского народа не веровали в Иисуса? Это является одним из самых трудных вопросов Писания. Ответ Иоанна заключается в исполнении Писания.

Глава 12:44-50.

Заключительная проповедь Христа в Храме. По всей вероятности, час, когда Он вышел из Храма, на исходе вторника, был последним посещением Храма Христом.

Главы 13 и 14.

Последняя вечеря Для более детальной информации см. Ев, от Матф. 26:17-29).

Иисус умывает ноги ученикам (13:1-20). Это было вызвано их спором между собою, о том, кто из них займет главные посты в Царстве. Эти споры были одной из постоянных проблем. (см. Ев, от Лук. 9:46-48). Несмотря на повторяемые Христом заявления о Своем распятии (см. Мар.9:30-32), которые принимались ими до последней минуты как притчи, казалось, что Триумфальный въезд, состоявшийся пять дней до этого, почти предвещал подходящее время для воздвижения трона мировой империи в Иерусалиме.

Христос опустился на Свои колени, — чтобы умыть их ноги — действие означающее низкий, раболепный труд, чтобы тем

глубоко запечатлеть в их сознании одну истину: Он призвал их не господствовать, а служить. О, как пострадала в продолжении всех столетий Церковь, потому что руководители ее были поглощены манией величия! Для удовлетворения мирских и себялюбивых человеческих амбиций были созданы мощные организации и высокие посты. Великие церковники, вместо смиренного служения Христу, использовали имя Христа для служения самим себе.

Иисус указывает на предателя (21-30). Иуда так хитро сумел скрыть свою тайну, что никто из них не мог его заподозрить. (см. Мар. 14:10-11). Иуда знал, что его тайна была известна Христу. Но с сердцем жестким, как камень, он принялся осуществлять свое подлое преступление.

Последнее прощание Иисуса с Двенадцатью (13:31 до 17:26) Иуда ушел. Эти четыре главы выражают самые нежные слова во всей Библии. Глава 14 была произнесена еще во время Вечери, а главы 15,16 и 17-на пути в Гефсиманию.

Будучи уверенным в пришествии Своего конца. Он был готов встретить его. Хотя Он страшился боли, однако, не сводил Своего взора с грядущей радости после боли.

Они были озадачены Его словами, что Он оставит их. Что могли значить Его слова? Но разве Он неоднократно не говорил им об этом? Мы можем представить себе, что у Него сердце больше болело о них, чем о Своих собственных страданиях.

Петр, подозревая, что Иисус серьезно решил совершить опасную миссию, предложил свои услуги следовать за Ним, даже если бы это грозило ему смертью. Иисус напомнил ему, что он не давал себе отчета в том, что говорил.

Глава 14.

Дом с многими обителями

Это любимая глава всей Библии, сопровождающая нас в меру нашего приближения к долине смертной тени. Иисус, Учитель- работник, приготовляет небесный чертог на следующий день славной встречи со Своей Невестой, избранной от всех веков. Но Невеста, в свою очередь, также нуждается в приготовлении. Чтобы соответствовать образу жизни в небесных чертогах Божьих, Церковь, как народ и как место должна быть приготовлена. Поскольку Христос уходит приготовить Небесный дом. Он обещает послать Духа Святого, чтобы учить, утешать и сопровождать святых на пути в Отцовский дом.

1. «Кознакулум»-латинское название традиционного места Последней Вечери, возможно, дом Марии, матери Марка. Отсюда, между 8 и 9 часами вечера. Он ушел в Гефсиманию (расстояние 2 км, указанное пунктирной линией).

2. Гефсимания. Здесь Он был в агонии два, три или даже 4 часа. Затем, Христос был арестован и поведен в дом первосвященника, в той же местности, где была Последняя Вечеря.

3. Дом первосвященника. Здесь продержали Иисуса от полуночи до рассвета. Осмеян, отвержен, оплеван, оставлен Петром, отрекшимся от Него, и на рассвете официально осужден и послан к Пилату.

4. Судилище Пилата называлось «Антониева башня». Пилат пытался избежать ответственности, поэтому и послал Христа к Ироду.

5. Дворец Ирода. Здесь издевались над Ним и послали назад к Пилату.

6. Опять у Пилата. Избит и осужден на распятие.

7. Голгофа, сразу же за северной стеной, где Он был распят (снимок 64).

7. Гроб в саду, где Он был погребен. (см. снимки 68-70).

Главы 15,16,17.

На пути в Гефсиманию

Важность идей, время от времени встречающихся в этих драгоценных главах, заключалась в том, чтобы ученики любили друг друга, чтобы они исполняли Заповеди Христа, чтобы они пребывали в Нем, чтобы они были готовы подвергнуться гонениям и преследованиям. Учитель должен был уйти, но Он обещал им прислать Духа Святого, Который будет их поддерживать в трудных моментах жизни, и их печаль обратится в радость и что во время Его отсутствия они получат чудные ответы на свои молитвы.

Блаженный Учитель, входя в глубины Своей скорби и страдания, особым образом старался утешить Своих смущенных учеников.

Глава 17.

Ходатайственная молитва Христа

Поручив учеников Богу, Иисус заканчивает Свое нежное прощание, молясь не только за Себя, но и за них. Потом Он отвернулся от них и пошел страдать один. Воспоминание о Своем дочеловеческом существовании и его славе (5) давало Ему смелость. Он молился за Своих (9), а не за мир. Христос пришел спасти мир, но Его особое внимание было сосредоточено на уверовавших в Него. Он протянул определенную линию, отделяющую Своих от чужих. Эта мысль проходит через все Писание евангелиста Иоанна.

Глава 18:1-12.

Арест Иисуса.

Об этом также повествуется в Евангелиях от Матфея 26:47-55; Марка 14:43-50 и Луки 22:47-53. Было около полуночи. Римский гарнизон, состоявший из отряда в 500 или 600 солдат, которых вел старший капитан с уполномоченными священника, полагая, что все отправляются на выполнение опасного задания, был веден Иудой к месту пребывания Христа. Их можно было видеть с того места, где' находился Иисус, когда они двигались потоком через Восточные ворота вниз по Кедронской дороге с фонарями, факелами и оружием. Христос, когда они подошли к Нему, Своей невидимой силой заставил их пасть на землю, чтобы они поняли, что без Его воли, они не смогли бы взять Его. Иуда, чтобы удостоверить их, указал Христа поцелуем.

Глава 18:12 до 19:16.

Допрос Христа. (см. Мар. 14:53).

Глава 18:15-27.

Отречение Петра

Это произошло во дворе первосвященника во время вынесения приговора Иисусу. Петр как раз приготовился сражаться один против всего римского гарнизона. Ни в коем случае, он не был трусом и заслуживает некоторого признания. Нам никогда не удастся понять смятение чувств, терзавшее в ту ночь душу Петра. Тем временем, когда Петр изо всех сил отрекался, что не знает Иисуса, Христос повернувшись посмотрел на него. Тот взгляд и сокрушил сердце Петра.

Глава 19:17-37.

Распятие Христа

см. примечание в Ев, от Матфея 27:33-56; Марка 15:21-41 и Луки 23:32-49. Для ускорения смерти, которая наступила бы не раньше четырех или пяти дней, ноги разбойников были перебиты.

Глава 19:33-34.

Кровь и вода

После шестичасового пребывания на кресте Христос уже был мертв, когда пронзили Ему бок копьем. Некоторые медицинские авторитеты утверждают, что только в случае разрыва сердца кровь собирается в околосердечной сумке, или в перикарде, где и разделяется на что-то вроде кровяного комка и водянистую сыворотку. И если это факт, то тогда подлинная моментальная смерть Иисуса заключалась в разрыве сердца. Его сердце, при чрезмерной боли и при давлении сильно бушующей крови, разорвалось. И, возможно, что Христос умер- буквально убитый скорбью о грехе мира. Вполне вероятно, что страдание за человеческий грех было более сильным, нежели человеческий организм может выдержать.

Возможно, что здесь проводится мистическая параллель к Бытию 2:21-22. Аналогично тому, как Бог вынул из бока спящего Адама то, из чего Он сотворил жену Адаму, так Он вынул из бока спящего на кресте Иисуса то, из чего Он сотворил Церковь-Невесту Иисуса.

Глава 19:38-42.

Погребение

(Относительно заметки о месте погребения, см. следующую страницу). Иосиф и Никодим, оба члены Синедриона, тайные ученики во время популярности Христа, теперь, в час Его уничижения, смело вышли разделить позор Его креста. Слава Иосифу! Слава Никодиму!

«Святая пелена».

В журнале «Саентифик американ» за Март 1937 года, один французский ученый поместил свою статью о «плащанице», находившейся в римско-католической церкви в Турине, которую он считал за подлинную, покрывавшую тело Христа.

Он описал ее размеры: 4 метра длины и 1 метр ширины, с негативными отпечатками лицевой и тыловой сторон тела взрослого человека, указывая на то, что человек лежал на одной половине пелены, а другая была сложена вдоль. Отпечатки, согласно его предположению, являются не картинами, но изображениями, произведенными нашатырными испарениями, в большом количестве исходившими потом при сильных страданиях. Признаки бичевания, раны на руках, на голове и на боку — все ясно видны, подтверждая, что сыворотка и кровь истекали из раны. Несомненно, это образ распятого человека, отождествляющегося с каждой деталью повествования Священного Писания и с обликом человека благородной наружности. Эта пелена была впервые обнародована в 1355 году во Франции с заявлениями, что ее также видели в Константинополе в 1204 году. Однако мы не можем с уверенностью сказать, является ли она подделкой или подлинной пеленой Христа.

Глава 19:41-42.

Гробница Христа

«На том месте, где Он был распят, был сад, а в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен». Это означает, что гроб, в котором был положен Христос, находился вблизи места Его распятия. (см. Ев, от Марка 15:21-41).

Генерал Кристиан Гордон в 1881 году нашел «сад» на западной стороне подножия «холма Черепа». Он послал группу солдат для раскопок, и они под полутора метрами мусора нашли гроб римских времен, высеченный в сплошной скале, со рвом с лицевой стороны, где к двери прикатывали камень.

Гробница представляет собой комнату в 4 метра длины, 3 метра ширины и 2 метра высоты. При входе справа два гроба: один у передней стены, а другой у западной, согласно иллюстрации на карте 60. Они немного ниже пола, с низкой, разделяющей их перегородкой. Передний гроб, очевидно, никогда не был окончен. Судя по признакам, задний гроб был занят, не оставив за собой следа разложения трупа. Сама гробница достаточно просторная, чтобы вместить группу' женщин и двух ангелов, которым было достаточно места для сидения у головы и ног (Мар. 16:5; Иоан. 20:12). Окно было справа от двери и освещало занятый гроб (см. рис. 69). Каждая деталь соответствует библейскому описанию.

Дальше, согласно Евсевию, римский император Адриан во время преследований им христиан в 135 году соорудил храм Венеры над гробницей, где был похоронен Христос. Константин, первый христианский император, в 330 году разрушил этот храм Венеры.

Генерал Гордон, освободив гроб от мусора, нашел камень от храма Венеры. От также нашел следы постройки, сооруженной над гробом. Над входом в гроб в стене видны две ниши, характерные для храмов Венеры.

Дальше, в склепе, примыкающем к гробнице, была найдена надгробная надпись: «Похоронен возле своего Господа».

Поэтому, во свете всех данных, создается весьма убедительное мнение, что «садовый гроб» является подлинным местом, где был похоронен Христос и оттуда Он вышел живым. Таким образом, для христиан этот гроб является святейшим местом на земле, откуда пришла уверенность о жизни вечной.

Глава 20:1-2.

Мария Магдалина идет ко гробу

Другие женщины также были с ней. (см. у Матф. 28:1-8 и заметку на «Порядок событий» у Марка 16).

Глава 20:3-10.

Петр и Иоанн бегут ко гробу

Евангелие от Луки также говорит об этом в 24:12. Возможно, что они ночевали ближе, чем другие ученики, возможно даже, что в Иоанновом доме, где также пребывала Мать Христа (19:27).

Глава 20:11-18.

Христос является Марии Магдалине

Это было Его первым явлением (Мар. 16:9-11). Другие женщины уже ушли. За ними ушли Петр и Иоанн. Мария же, оставшись одна предалась безутешному рыданию, не допуская даже и мысли о том, что Христос воскрес. Она даже не услышала возвещение ангела, что Он жив. Сам Иисус неоднократно говорил о Своем воскресении на третий день. Каким-то образом она не поняла Его, но зато- как она любила Его! А теперь Он мертв и даже тело Его исчезло. Но Иисус, в момент ее скорби, стоял возле нее и назвал Марию по имени. Она узнала голос Его и с восторженной радостью воскликнула. Иисус не мертв, но жив!

Немного позже Он явился другой женщине (Матф. 28:9-10). Потом, Он явился двум (Лук.24:13-32). И Петру (Лук. 24:33-35).

Глава 20:19-25.

Христос является Одиннадцати

В тот же вечер в Иерусалиме, Фомы не было (24). Это явление записано три раза: здесь, у Марка 16:14 и у Луки 24:33-43. (см. заметки на эти главы). Христос был в том же теле со шрамами от ран на руках, ногах и в боку; и Он ел перед ними. Но теперь Он обладал силой проходить сквозь стены и в одно мгновение появляться и исчезать. «Чьи грехи простите». (23. см. у Матф. 16:19.

Глава 20:26-29.

Опять является Одиннадцати

Неделю спустя, в Иерусалиме, Фома был вместе с учениками. В отношении «научного метода», ни один современный критик не мог бы быть более последовательным, чем Фома.

Глава 20:30-31.

Цель книги

Здесь автор определенно заявляет, что он преследуя свою цель, продемонстрировал и иллюстрировал божественность Христа.

Медленность веры учеников в воскресение Христа

Несмотря на то, что Иисус неоднократно и ясно говорил о Своем воскресении на третий день, они все-таки не ожидали Его (Матф. 16:21; 17:9,23; 20:19; 26:32; 27:63; Мар. 8:31; 9:31; Лук. 18:33; 24:7). Ученики, должно быть, приняли Его слова за притчу с каким-то таинственным значением. Женщины отправились к гробу не встретить Его воскресшим, но чтобы приготовить тело Его на вечный упокой.

Иоанн — единственный из всех учеников, увидев пустой гроб, уверовал с первого взгляда (Иоан. 20:8).

Мария Магдалина была занята лишь только одной мыслью, что кто-то унес тело Его (Иоан. 20:13,15).

Сообщение женщин о воскресении Иисуса показалось ученикам «пустыми словами» (Лук. 24:11).

Когда двое из Еммауса рассказали Одиннадцати о встрече с воскресшим Спасителем, они не поверили им (Мар. 16:13).

Петр сообщил, что Христос явился ему (Лук. 24:34), но они все еще не верили (Мар. 16:14).

Итак, Иисус неоднократно предсказывал это, и ангелы возвестили об этом. Гроб был пуст. Мария Магдалина видела Его. Другие женщины видели Его. Клеопа со своим спутником видели Его. Петр видел Его. Но вся группа все еще не верила. Им всем казалось это невозможным явлением.

Тогда Иисус, явившись десяти в ту ночь, упрекал их за жестокосердие и нежелание верить видевшим Его (Мар. 16:14). Поскольку они все еще представляли Его только духом, то Он пригласил их хорошо исследовать Его руки, бок и ноги и позволил им «осязать Себя». Тогда Он попросил пищи и «ел перед ними» (Лук. 24:38-43; Иоан. 20:20).

В заключение всего, Фома, угрюмый, сомневающийся Фома, убедился что где-то вкралась ошибка и потому он не верил, пока неделю спустя не увидел Иисуса лично (Иоан. 20:24-29).

Таким образом, те, кто первыми проповедовали повествование о Воскресении Иисуса Христа, сами были совершенно не приготовлены верить в это, но несмотря на самих себя, уверовали. Это делает несостоятельной всякую возможность того, что это повествование было рождено возбужденной и ожидающей фантазией. Не представляется никакого возможного способа объяснения подлинности этого повествования, за исключением принятия его как истинного факта. Мы, в свое время и по Его благодати, тоже воскреснем.

Де Уэтт сказал: «Тайна воскресения базируется на факте, которого нельзя опровергнуть исторически так же, как нельзя опровергнуть предательское убийство Цезаря». Эдерсгайм сказал: «Воскресение Христа может без колебания быть официально объявленным наилучше доказанным фактом в истории».

Эвальд сказал: «Нет ничего в историческом отношении более определенного, чем то, что Иисус воскрес из мертвых и явился опять Своим последователям».

Джон А. Бродус сказал: «Если мы не знаем, что Иисус Назарянин воскрес из мертвых, то исторически мы вообще ничего не знаем».

Глава 21.

Христос является семи

По повелению Иисуса ученики возвратились в Галилею (Мат. 28:7,10; Мар. 16:7). Он назначил определенную гору (Матф. 28:16) и, возможно, указал и время. В ожидании они взялись за свои старые

занятия. Возможно, что это произошло на том самом месте или же вблизи, где два или три года тому назад Он впервые призвал их, чтобы сделать их ловцами человеков (Лук. 5:1-11). На этот раз, как и прежде. Он дал им чудесный улов рыбы. Возможно, Он имел в виду символический намек на великий успех в мире искупительного движения, которому они положат начало.

«В третий раз» (14), т.е. к собравшимся ученикам; другие два относились к лицам, перечисленным в 20:19,26. Перечисляя лица, которым Он явился: Марии Магдалине, женщинам, двум, Петру — можно определить, что это было Его седьмым явлением.

«Больше, нежели они» (15). Эти вещи? Или эти люди? Формы мужского и среднего рода греческого слова «эти» одинаковы. В каком смысле оно употребляется здесь, — невозможно сказать. «Любишь ли ты Меня больше, нежели эти другие ученики любят Меня? Или:»Любишь ли ты Меня больше, нежели ты любишь свое рыболовное предприятие?'. Упрекал ли Христос Петра за Его трехкратное отречение? Или: Он сделал ему ласковый выговор за возвращение к рыболовному делу? Мы склоны полагать, что Он упрекнул Петра за его возвращение к рыболовному делу.

«Любишь ли ты Меня?' (15,16,17). Иисус употребляет здесь греческое слово «агапао», а Петр-«филео». Два греческие слова означают «любовь». «Агапао» выражает более высокую степень преданности. Петр уклоняется пользоваться этим словом. На третий раз Христос снисходит к слову Петра.

«Паси овец Моих» (15,16,17), сказано три раза в различных вариантах. Идея кажется следующей: «Петр, любишь ли ты Меня больше, чем свою рыбную торговлю?» В таком случае, посвяти больше времени Моим овцам, т.е. Моему предприятию, Петр, нежели своему».

Пророчество Христа о мученической смерти Петра (18-19). Оно исполнилось много раньше перед тем как Иоанн написал это. (см. заметку на 1 Петра).

Заявление автора (24). Определенное заявление, что Иоанн, возлюбленный апостол, был автором этой книги.

«Многое и другое» (25). Гипербола, но конечно убедительное описание добрых дел земной жизни Спасителя.

Позднее, Он явился Одиннадцати в Галилее (Матф. 28:16-20). В неизвестное время. Он явился Иакову (1 Кор. 15:7).

Заключительное явление и вознесение в Вифании (Лук. 24:44-51).

Пять самых важных глав во всей Библии, мы считаем: Матфея 28, Марка 16, Луки 24, Иоанна 20 и 21, потому что они повествуют о важнейшем событии в человеческой истории-воскресение Христа из мертвых. Который является краеугольным камнем всей Библии.

Воскресение

Воскресение Христа из мертвых является одним из важнейших событий истории человечества. Это величественное событие веков, к которому двигалась вся предыдущая история и в котором вся последующая история находит свое значение. Явление этого грандиозного события изменило облик земли. (см. 1 Кор. 15)

Факт ли это? Подлинно ли Он воскрес из мертвых? Если же Он не воскрес, то что случилось с Его телом? Если же враги украли Его, то они могли представить Его, как доказательство, потому что они не посчитались ни с какими средствами, чтобы дискредитировать это повествование, даже вплоть до убийства Его глашатаев. Если бы друзья похитили Его, то они были бы уверены, что поверили лжи, но люди не полагают свою жизнь за ложь.

Одно несомненно: те, кто в начале провозгласили, что Христос воскрес из мертвых, верили в это воскресение, как в неоспоримый факт. Они возложили свое упование не только на пустой гроб, но и на тот факт, что они лично видели Иисуса живым, после Его погребения. Это было не один раз и не два, а, по крайней мере, десять записанных явлений, и то не одному, но двум, семи, десяти, одиннадцати, пятистам человекам.

Галлюцинация? Не могло ли это быть экстазом? Сном? Фантазией возбужденного воображения? Призраком? Обычно, различные группы людей не могут постоянно видеть одну и ту же галлюцинацию. Толпа из пятисот человек не могла видеть тот же сон одновременно. Кроме того, они вовсе не ожидали этого. В начале, они приняли это за «пустые слова» (Лук. 24:11). Они не верили до тех пор, пока не вынуждены были поверить.

Только в обмороке? Возможно ли, что во время похорон Он не был мертв и что Он позднее пришел в Себя? В этом случае, будучи слабым и истощенным. Он вряд ли отвалил бы тяжелую каменную плиту и вышел из гроба. Кроме того, у Него появились новые, никогда еще не проявлявшиеся силы, появляться и исчезать через запертые двери. Группой в одиннадцать (или 120?) лично видели Его возносившимся от земли и исчезающим в облаках.

Были ли факты ложные? Возможно ли, что воскресение стало позднейшей добавкой к истории Христа, позднее придуманной для прославления мертвого героя? Как известно из исторических, внебиблейских документов, что во время Тиберия, появилась секта под названием «христиане». Причина же, способствовавшая их возникновению, заключалась в их вере в Иисуса, воскресшего из мертвых. Воскресение не являлось более поздней добавкой к христианской вере, но было ее причиной и ее началом. Они возлагали свое упование не на записи, но на то, что они видели своими собственными глазами. Записи же были естественным следствием их веры, а не их причиной. Не будь Воскресения, существование как Нового Завета, так и Церкви было бы немыслимым.

Это простая вера! Какое сияние славы проливает она на человеческую жизнь! Наша надежда воскресения и жизни вечной базируется не на философском предположении о бессмертии, но на историческом факте.