Послание Иакова

Кому написано послание

Время написания

Глава 1:1-8.

Глава 1:9-18.

Глава 1:19-27.

Глава 2:1-13.

Глава 2:14-26.

Глава 3:1-12.

Глава 3:13-18.

Глава 4.

Глава 5.

Христианская мудрость Добрые дела Чистое благочестие

Иаков

Два апостола имели такое имя: Иаков, брат Иоанна и Иаков Алфеев (Матф. 10:2,3. см. стр. 466).

Брат Иисуса также назывался Иаковом (Матф. 13:55). Считается, что именно этот Иаков был старшим пресвитером еврейской церкви в Иерусалиме (Деян. 12:17; Гал. 1:19) и автором этого послания.

Он был известен, как необыкновенно добрый человек. Своими соотечественниками он был назван «Праведным». О нем говорили, что он проводил так много времени на коленях в молитве, что его колени стали твердыми и мозолистыми, как колени верблюда. Предполагают, что он был женат (1 Коринф. 9:5). Он был очень влиятельным в церкви и среди евреев. Петр, когда вышел из темницы, велел уведомить об этом Иакова (Деян. 12:17). Павел действовал по совету Иакова (Деян. 21:18-26). Иаков был строгим Иудеем, но написал снисходительное письмо для христиан-язычников (Деян. 15:13-29). Он одобрял труд Павла среди язычников, но сам трудился, в основном, среди евреев. Он посвятил свою жизнь приобретению евреев для Христа.

Повествование о его мученичестве

Согласно историку Иосифу Флавию и Хегесиппу, христианскому историку второго столетия, с описаниями которых согласен Евсевий, — перед нами разворачивается следующая картина:

Незадолго до разрушения Иерусалима римской армией в 70 году по Р.Х. (см. стр. 650), когда евреи, в своем большинстве, принимали христианство, первосвященник Анания с законниками и фарисеями, примерно в 62 или 66 году по Р.Х., созвали Синедрион и велели Иакову, «брату Иисуса, называемого Христом», объявить с возвышенности храма, что Иисус не был Мессией. Но вместо этого, Иаков выкрикнул, что Иисус был Сын Божий и Судия мира.

Тогда обезумевшие от ярости враги столкнули его вниз и побивали камнями до тех пор, пока кто-то сжалившись, не прекратил его страданий ударом дубинки, когда тот, стоя на коленях, молился: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

Кому написано послание

Оно адресовано христианам из евреев (2:1), находящимся в рассеянии (1:1); оно подобно христианским притчам на различные темы открывало практические стороны христианской жизни.

Время написания

Написано оно было где-то в 60-х годах по Р.Х., при конце жизни Иакова, после 30 лет пастырского служения в еврейской церкви.

Глава 1:1-8.

Испытание. Терпение. Мудрость. Вера

Радуйтесь в испытаниях (1:2), преследованиях, бедствиях любого рода, в перенесении которых укрепляется наша вера и открывается в нас человек, созданный по Христу. Петр называет это драгоценным испытанием (1 Петра 1:7).

Испытание веры производит терпение (1:3,4). Терпение во время страданий — это спокойно и в радости ожидать того светлого дня, когда Бог утрет всякую слезу с очей.

Терпение ведет к совершенству (1:4). Мы лишь бедные грешники, спасенные Христом, но совершенство является нашей главной целью. Некогда мы станем совершенны, как Он (1 Иоан. 3:2).

Мудрость (5). Благоразумное суждение о практической стороне ежедневной жизни во всех сферах, чтобы жизнь наша была христианской.

Молитва (5)-средство достижения такой мудрости. Послание начинается и оканчивается (5:13-18) призывом к молитве.

Вера (6-8). Непоколебимая вера, стоящая уверенно и нерушимо во всех бурях жизни, является условием неотступной молитвы. Все возможно верующему (Марка 9:23).

Глава 1:9-18.

Богатство. Искушение. Рождение свыше

Богатство (9-11). Мы должны всегда помнить, что наше истинное богатство находится не здесь, а в вечности. Даже бедные могут радоваться ожидающей их славной участию (см. дальше 2:1-13).

Искушение (12-15). Здесь употреблено то же самое слово, что и во втором стихе. Смысл состоит в том, что испытание проходит в страданиях. В данном же случае говорится об обольщении грехом. Грех же, рожденный в похоти, порождает смерть.

Рождение свыше (1:16-18). Подобно тому, как похоть рождает грех, а грех-смерть, так и Бог словом Своим, во имя Христа, производит новое рождение свыше в тех, кто призван в вечности быть Его наследниками. Петр также говорит о слове Божьем как о семени для зачатия, которое производит рождение свыше в христианине (1 Петра 1:23).

Глава 1:19-27.

Язык. Слово. Чистое благочестие

Обуздывайте ваш язык (19-21). Контролируйте ваш характер. Будьте хорошими слушателями. Воздерживайтесь от неприличных разговоров.

Исполнители слова (21-25). В 18 стихе слово названо инструментом, посредством которого человек рождается свыше. В 21 стихе оно названо действующей силой для спасения душ. В 23 стихе оно представлено как зеркало, показывающее нас самих в правдивом свете.

Чистое благочестие (26,27). Это замечательное место послания. Снова о языке. Неконтролируемый язык у благочестивого человека показывает его пустое благочестие. Жизнь в любви и доброте, свободной от излишней привязанности к миру — это слава благочестия. (Сравните с возвышенной речью Иисуса в Евангелии от Матфея 25:31-46).

Глава 2:1-13.

Лицеприятие

В еврейской церкви, вероятно, были мирские люди, и ими вызваны эти слова. Это было явное отклонение от тех моральных принципов, на которых была основана церковь (Деян. 2:45; 4:34).

Христос учил, что слава Его церкви состоит в проявлении доброты ее к бедным. Но, очевидно, было то, что некоторые поместные церкви стали превращаться в клубы, где бедным давали понять, что их присутствие нежелательно. Но Бог любит бедных, и богатые должны любить их также.

Глава 2:14-26.

Вера и дела

Учение Павла об оправдании верой, а также Иакова — об оправдании делами не противоречат одно другому. Иаков и Павел были преданными друзьями и сотрудниками. Иаков полностью подтверждал правильность труда Павла (Деян. 15:13-29; 21:17-26).

Павел проповедовал веру как основание оправдания перед Богом, но настаивал на том, что в результате должен проявиться правильный образ жизни. Иаков писал тем, которые приняли учение об оправдании верой, но не жили соответственно этому учению, говоря им, что такая вера не является верой вообще.

Глава 3:1-12.

Язык

Грехи языка: не только грубые и сердитые слова, но также лживые, нелепые учения. Из общего тона этой главы мы догадываемся, что там было много высокомерных, сварливых, по-мирски думающих людей необузданного темперамента, желающими стать руководителями и учителями.

Сила языка. Язык является основным членом, который выражает нашу личность. Он обычно вызывает ту или иную реакцию в людях. Низкие, подлые слова, разрушили множество семейных очагов, разделили много церквей, ввергли бесчисленные миллионы в отчаяние, страдание и гибель. Несмотря на это, мы знаем многих религиозных людей, которые не прилагают никаких усилий для того, чтобы обуздывать свой язык.

Глава 3:13-18.

Мудрость

Это место послания, видимо, было адресовано к неким болтливым учителям, которые будучи слепо привержены к излюбленным доктринам, но не находясь в тесном общении с Христом и честолюбиво претендуя быть искусными спорщиками — производили только зависть и распри. Иаков называет такую мудрость «бесовской» и советует показать правдивую мудрость доброй жизнью.

Глава 4.

Мирское мышление

Источники войн — алчность (1,2), желание иметь то, что принадлежит другим. Это является причиной большинства войн.

Многие молитвы остаются неотвеченными по той причине, что в них люди хотят употребить полученное ими для мирских наслаждений (4:3).

Двоедушие (4-10). Это как бы продолжение мысли Иисуса о том, что человек не может служить Богу и маммоне (Матфея 6:24); оно также подобно предостережению Иоанна к верующим — не любить мира (1 Иоанна 2:15-17). Эти места Писания указывают нам на необходимость самоисследования, потому что живя в этом мире и нуждаясь в вещах для нашего ежедневного существования, мы должны быть очень осторожными, чтобы не переступить границу наших нужд. Нам постоянно нужно приближаться к Богу, очищать наши руки, исправлять сердца и смирять себя.

Вновь о языке (4:11,12). На этот раз, показан полный абсурд положения, когда один грешник делается судьей другого грешника.

Если будет угодно Господу (13-17). Одной из самых поразительных доктрин Писания, является то, что Бог, держа в Своих руках бесконечную вселенную, имеет также определенный план для Своих верных (Деян. 18:21; Рим. 1: 10;15:32;1 Кор. 4:19;1 Петра 3:17).

Глава 5.

Богатство. Терпение. Язык. Молитва

Богатые (1-6). Это уже четвертый и самый сильный взрыв негодования против богатых. Другие три находятся в 1:9-11; 2:1-13 и 4:1-10.

Возможно, что в еврейской церкви было много богатых людей, которые были совершенно неверующими, склонными к мирским наслаждениям. Редко можно встретить верующих среди богатых. Эта картина, нарисованная Иаковом, во многом верна еще и до сегодня, и особенно его предостережение богатым о грядущем возмездии.

Терпение в страданиях (7-11). Настанет день, когда Господь придет, — и все страдания прекратятся. Направьте ваши глаза и сердца к этому славному дню. Чем больше страдание здесь, тем большая слава будет там.

И вновь о языке (12). Наш грешный язык-причина многих бед. На этот раз-клятва. Это очень опасный грех, отвратительный для Бога.

И все же многие, называющие себя верующими, в своих обычных разговорах бесчестят имя Бога. Лучшее употребление языка — это петь псалмы (13).

Вновь молитва (13-18). Молитва веры непременно будет отвечена. Закрытие и открытие неба Илией было редкостным, но могущественным явлением (3 Царств 18); Иаков этим поощряет нас к молитве.

Помазание елеем (14) было в то время общепризнанным медицинским лечением (Не. 1:6; Луки 10:34). Оно должно быть скреплено молитвой, но не употребляться для магических целей.

Приобретение душ для Христа (19,20) безмерно приятно Богу. За это Он любит нас и не замечает наших слабостей. И за это мы будем сиять, «как звезды, навеки, навсегда» (Дан. 12:3).