Послание Иуды

Надвигающееся отступничество

Вера, данная святым

Иуда

В Новозаветной Церкви было два Иуды: Иуда, один из Двенадцати апостолов (Луки 6:16; см. стр. 466), и Иуда-брат Господа Иисуса (Матф. 13:55). Последний общепризнан как автор этого послания.

В связи с этим, Евсевий повествует, что Домициан во время гонения на христиан в 96 году по Р.Х., ища наследников Давидова престола, повелел арестовать внуков Иуды, брата Христа. Когда их привели, они сказали императору, что они земледельцы и питаются от трудов своих рук, и что Христово Царство не есть от мира сего, но будет провозглашено, когда Христос явится в конце мира во славе, чтобы судить живых и мертвых.

Место и время

Сходство ситуации в этом послании с ситуацией, упоминаемой во Втором Послании Петра, дает основание предположить, что это послание было направлено в те же церкви, как видно из Второго Послания Петра (2 Петра 3:1), в которые было направлено Первое Послание Петра. Эти церкви находились в Малой Азии (1 Петра 1:1). Послание Иуды было написано около 67 года по Р.Х.

Предпосылки для написания

Иуда, вероятно, собирался написать этой группе церквей более обширное толкование Евангелия, но известие о внезапном появлении разрушительной ереси побудило его послать им это строгое предостережение.

Лжеучителя, 4-19.

Иуда не смягчает слов относительно их природы. Ужасные эпитеты, которыми он пользуется, указывают на определенных руководителей внутри Христовой Церкви. Нечестивые люди (2), обращающие благодать Божью в повод к распутству (4); подобно Содому, отдавшиеся блудодействию (7); мечтатели, оскверняющие плоть (8); они — как бессловесные животные, растлевают себя (10);

они являются соблазном на ваших вечерях любви (12); пастыри, утучняющие себя (12); безводные облака (12); бесплодные деревья (12); звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы навеки ( 13); ропотники, недовольные, говорящие надутые слова (16); ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям (18), душевные, не имеющие духа (19), оказывающие лицеприятие для корысти (16) и делающие разделения (19).

Эти лжеучителя уже вкрались в церкви (4), несмотря на то, что о них говорится как о тех, которые должны появиться в «последнее время». Первоначально, указывая на какой-то определенный класс людей, бывших уже во дни Иуды, это послание, вероятно, дает общую характеристику целой группы лжеучителей, которые на протяжении столетий будут изнутри развращать Церковь и будут стараться разрушить искупительное дело Христа. Те, кто знаком с историей Церкви, хорошо знают, как сильно пострадала Церковь от этих и им подобных людей.

Падшие ангелы, 6.

Только здесь и во Втором Послании Петра (2:4) в Писании имеются единственные указания на падших ангелов (Отер. 12:9, возможно, указывает на их последующее поражение). Некоторые думают, что это ссылка на книгу Бытие (6:1-5), где «сыны Божий» брали себе в жены «дочерей человеческих». Но вероятнее всего, это относится к более раннему событию, когда сатана увлек за собой некоторых ангелов, чтобы восстать против Бога.

Спор Михаила с дьяволом, 9.

О Михаиле упоминается в книге Даниила 10:13,21, как об одном из начальствующих князей, а в книге Откровения 12:7-как о вожде ангелов, но только в этом месте он назван Архангелом. О погребении Моисея говорится во Второзаконии 34:5-7, но там не упоминается спор Михаила с сатаной о Моисеевом теле. Ориген говорит, что упоминание Иуды является ссылкой на место в апокрифической книге «Успение Моисея», которая была написана приблизительно во время рождения Христа, но из которой сохранилась лишь та ее часть, где нет этого места. Иуда мог знать об этом событии и из других источников. Иосиф Флавий говорит, что Бог спрягал тело Моисея, чтобы из него не был сделан идол. Сатана же, вероятно, хотел посредством тела Моисея вовлечь Израиль в идолопоклонство. Иуда, вероятно, воспользовался упоминанием об этом событии, чтобы утвердить его историчность и одновременно предостеречь против греха «злословия». Даже Архангел, наивысшее творение, не поносил дьявола, этого самого падшего творения.

Пророчество Еноха, 14-15.

Это единственное место Писания, где упоминается пророчество Еноха. Краткая история жизни Еноха записана в книге Бытие 5:18- 24), но там не сказано, что именно он говорил. Цитата Иуды была взята из апокрифической книги о Енохе, которая была написана сто

лет до Р.Х. Иуда, вероятно, считал ее подлинным словом Еноха. Еще при жизни Адама, родоначальника человечества, Енох (современник Адама на протяжении трехсот лет) пророчествовал о неизбежном приходе Господа с Его ангелами в конце веков, чтобы произвести суд над нечестивыми людьми. Одобрение Иудой одного места в апокрифической книге не говорит об одобрении им всей книги.