Первое послание к Коринфянам

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6:1-8.

Глава 6:9-20.

Глава 7.

Глава 8.

Глава 9.

Глава 10:1-13.

Глава 10:14-33.

Глава 11:2-16.

Глава 11:17-39.

Глава 12.

Глава 13.

Глава 14.

Глава 15.

Глава 16.

 

О некоторых беспорядках в церкви

Разделения. Безнравственность. Тяжбы (судебные процессы). Приношение мяса в жертву идолам. Искажение Вечери Господней. Лжеапостолы. Проблемы брачной жизни. Беспорядочное поведение в собраниях. Участие женщин в церкви. Ереси о воскресении. Коринф

Торговая метрополия Греции. Расположен на перешейке, около 80 км от Афин (см. карту стр. 573). Один из самых больших, богатых и наиболее важных городов Римской империи. Население 400 000 человек, уступает только Риму, Александрии и Антиохии. Город находился на главном торговом пути Римской империи. Через гавани Коринфа проходила торговля всего мира. «Знаменитый и роскошный город, где встречались все пороки востока и запада». Там Павел жил полтора года, во время его второго миссионерского путешествия, приблизительно в 52-53 годах по Р.Х. и основал одну из, своих величайших церквей непосредственно под сенью афинской философии.

Предпосылки для послания

Приблизительно через три года после того, как Павел оставил Коринф, во время' его пребывания в Ефесе (в 320 км к востоку, на противоположном берегу Эгейского моря), когда он совершал одно из замечательных дел своей жизни, — делегация руководителей Коринфский церкви была послана в Ефес посоветоваться с ап. Павлом об очень серьезных проблемах и беспорядках, которые возникли в церкви. После этого Павел написал это' послание. Он посылал раньше письмо, которое потерялось (5:9); возможно, что он посылал и другие письма. Два города были расположены на очень оживленном торговом пути; между ними постоянно курсировали корабли.

Время: весна 57 года по Р.Х., перед Пятидесятницей (16:8). Павел планировал провести следующую зиму в Коринфе, что он и сделал (Деян. 20:2,3).

Глава 1.

Раздоры в церкви

В Коринфе, как и везде, кроме Иерусалима, у христиан не было одного постоянного центра для собраний. Здания начали строится 200 лет позже, когда преследования начали утихать. Христиане встречались в домах, залах и везде, где только могли. В Коринфе было много христиан, но не было одного большого собрания, только множество мелких, каждый со своим 'независимым руководством. Это, вероятно, привело к интеллектуальным рассуждениям; они гордились своими знаниями и хвастались своим философским толкованием христианства. Кроме группировки того или другого учения, они становились приверженцами определенного лидера. Таким образом, церковь раскололась на группы и каждая старалась подогнать Христа под свою собственную маленькую мерку, что и сегодня распространено по церквам в пугающих масштабах.

Глава 2.

Божья мудрость

Группа знатоков решила нанести удар резкой критике Павла. Коринф был близок к Афинам, где господствовали эгоисты, выдававшие себя за философов. Афинский дух проник и в церковь в Коринфе.

Апостол Павел был человеком с университетским образованием, выдающимся ученым того времени. Но он презирал педантичную демонстрацию учености. Настоящее знание, настоящая ученость должны делать нас скромными, более снисходительными к несведущим.

Глава 3.

Величие церкви

Их философская претенциозность была признаком их духовного младенчества, что порождало группировки, способные разрушить церковь (17), и производило к потере духовных ценностей (12-15). Церковь слишком велика, чтобы стать гнездом для избранных той или иной группы (21-23). Почему бы церкви не увидеть это с высоты ее величия?

Глава 4.

Самозащита апостола Павла

Возможно, что там была довольно большая группа руководителей церкви, обращенных через ап. Павла; в его отсутствии они стали влиятельными и важными в своих глазах и попытались увести церковь за собой. Они стали самонадеянными, властными и хвастливыми в их отношении к Павлу. Таким образом, Павел был вынужден защищать самого себя.

Глава 5.

Случай кровосмешения

Один из них открыто сожительствовал с женой своего отца. Но церковь вместо того, чтобы подвергнуть его осуждению, гордилась своим либерализмом в снисхождении к такому человеку. Павел повелел «предать сатане» (5:5) и формально исключить его из церкви по двум причинам: во-первых, предотвратить распространение такого извращения, во-вторых, привести виновных к покаянию. Об этом случае повторно говорится во 2 Коринфянам, 2 стих.

Глава 6:1-8.

Судебные процессы [тяжбы]

Последователям религии братской любви неприлично разрешать свои затруднения в суде язычников. Христиане вместе с Господом будут судить мир, однако они не могли разрешить своих собственных споров (2-7). Почему бы не пострадать за правду?

Глава 6:9-20.

Аморальность

Венера была главным божеством в Коринфе. Ее храм был одним из самых великолепных зданий города. Тысяча жриц-проституток, содержавшихся на иждивении города, всегда были готовы к аморальным удовольствиям, в знак поклонения своей богине. Некоторые из коринфских христиан, привыкших к религии, поощрявшей аморальную жизнь, с трудом принимали правила новой религии, которая запрещала аморальную жизнь. Павел говорил при обсуждении определенных вопросов: «Все мне позволительно» (12). Некоторые из них, вероятно, ссылаясь на эти слова, оправдывали свои беспорядочные половые излишества. Павел решительно заявляет, что его слова не относятся к этому принципу и твердо запрещает христианам предаваться подобным удовольствиям.

Глава 7.

0 браке

В своем письме они спрашивали: законно ли христианам вступать в брак. Странно, они были самонадеянными в вопросе кровосмешения (5:2), однако у них были сомнения относительно законного брака. Павел рекомендовал брак тем, кто желал этого. Сам он не был женат (8). Некоторые полагают, что он был вдовцом, потеряв свою жену в молодости. Доказательством этого может быть, во-первых, тот факт, что он голосовал в синедрионе (Деян.26:10), для чего брак был обязательным требованием; во- вторых, эта глава, по всей вероятности, написана человеком, который знал об интимной стороне брачной жизни.

Глава 8.

Принесение мяса в жертву идолам

В Греции было много Богов, и общественные рынки продавали много мяса для жертвоприношений идолам. Вопрос касался не только того, можно ли есть идоложертвенное, но также участия в светских языческих пирах, которые часто сопровождались бесстыдной распущенностью. Этот вопрос рассматривается далее в главе 10:14-33.

Глава 9.

Оплата духовных служителей

Некоторых критиков Павла возмущает тот факт, что Павел в Коринфе не брал платы за свой труд (2 Коринф. 12:13), что в силу их собственной алчности выглядело для них подозрительно. Павел объяснил, что он имел право на поддержку со стороны церкви (4-7). Господь, безусловно, предусмотрел, чтобы духовные служители

были обеспечены (14). Однако до сего времени, как известно, Павел не брал платы ни с одной из церквей, кроме Филиппийской. В Коринфе, Ефесе, Фессалониках он содержал себя своим трудом. Его принципом было: насколько это возможно, проповедовать безвозмездно (16-18). Павлу приносило большое удовольствие сознание того, что он делал больше, чем от него ожидалось. Более того, он не хотел, чтобы его пример послужил к злоупотреблению со стороны лжеучителей, основной заботой которых было их жалование (2 Коринф. 11:9-13).

Глава 10:1-13.

Опасность отступничества

Апостол Павел только что говорил о том, что он прилагает все усилия, чтобы не отпасть. Это напоминает ему о том, что подобная опасность угрожает всем христианам вообще. Они должны были со всей серьезностью принимать свои религиозные убеждения. Большинство народа, вышедшего из Египта, не вошло в Обетованную землю. Искушения, которые привели к их падению, были очень похожи на искушения, которым подвергались коринфяне (7-8): похоть плоти. Если бы они стремились от всего сердца, с твердым непоколебимым решением преодолеть их, как делал это ап. Павел (9:25-27), тогда Божье обещание предохранить их от всякого искушения, несомненно, было бы выполнено (13).

Глава 10:14-33.

Принесение мяса в жертву идолам

Продолжение темы восьмой главы. В этой главе Павел говорит об общих принципах нашего поведения в таких вопросах на основании закона братской любви; существуют вещи, более важные, чем мясо. Здесь Павел запрещает христианам участие в праздниках языческого храма, но он объясняет, что при покупке мяса на базаре не следует спрашивать, приносилось ли это мясо в жертву идолам (25) в храме или на празднике в частном доме (27), но если кто-нибудь скажет, что оно идоложертвенное, нужд) просто воздержаться от такого мяса.

Глава 11:2-16.

Участие женщин в церкви

По обычаю Греции и восточных городов, женщины не показывались публично с непокрытыми головами, за исключением женщин низкого поведения. Коринф был переполнен проститутками, жрицами храма. Некоторые женщины-христианки, пользуясь преимуществами их новообретённой свободы во Христе, являлись на церковные собрания с непокрытой головой, что ужасало более скромных христианок. Павел говорит, чтобы они не пренебрегали мнением публики в отношении вопросов одеяния, приличествующего женщине.

Мужчины и женщины равны в глазах Божьих. Но существуют естественные различия между женщиной и мужчиной, без которых человеческое общество не может существовать. Женщины- христианки, живущие среди неверующих, должны быть осторожными в своих нововведениях, чтобы не было нанесено

упрека их религии. Нехорошо, когда женщины становятся слишком похожими на мужчин.

Ангелы (10) наблюдают за Богослужением христиан.

Глава 11:17-39.

Вечеря Господня

После Пятидесятницы общественное владение имуществом, вероятно, прекратилось (Деян. 2:44-45), и более богатые члены церкви приносили на некоторые собрания пищу для праздника любви (Иуда 12), отмечавшемся после Вечери Господней, где бедные и богатые были вместе.

Но в Коринфе это, как видно, искажало значение Вечери Господней. Приносившие пищу ели ее в своем кругу, не ожидая, пока соберутся все остальные.

Беря пример с пьяных пирушек язычников в их идольских храмах, христиане превращали вечерю любви в удобный случай для объедения, совершенно теряя при этом истинное значение Вечери Господней.

Глава 12.

Духовные дары

До того, как был закончен Новый Завет, когда он еще находился в процессе написания, в определенных местах, в определенное время Господь совершал специальные проявления Святого Духа для того, чтобы помочь церквам руководствоваться правдой.

Это было необходимо, потому что апостолов было мало, церкви были расположены далеко одна от другой, средства передвижения и связи были медленными: не было ни железных дорог, ни телеграфов, ни радио. Понятия и мысли не могли передвигаться быстрее, чем передвигались сами люди, поэтому церкви повсеместно были переполнены лжеучителями, распространявшими всякого рода фальшивые утверждения, а у церквей не было никаких письменных документов о действительных фактах.

Вероятно, в Коринфе имели место блестящие проявления даров Святого Духа. Одним из таких даров был дар языков, очевидно, подобный дару языков полученному апостолами в день Пятидесятницы (Деян. 2:8). Этот дар был очень популярным среди коринфян. Они все хотели его иметь. Если брат во время собрания мог встать и заговорить на языках, которых он никогда не изучал, о чем его соседи знали, это было ясным свидетельством того, что он был под непосредственным контролем Святого Духа. И в силу этого, они смотрели на него с уважением. Тогда, как и теперь, некоторые люди шли в церковь ради почести, которую они надеялись почерпнуть от этого дара для самих себя.

Различные дары Духа Святого — некоторые из них естественные, другие же сверхъестественные -перечислены 8-10: мудрость, знание, вера, дар исцелений, чудотворения, пророчество, разные языки, толкование языков.

Рассуждения о сравнительной ценности различных даров подготовили почву для написания главы о любви.

Глава 13.

Любовь

Любовь-это первостепенное учение христианства, неумирающее выражение учения Иисуса о небесной любви. Любовь является более могущественным инструментом в строительстве церкви, чем любое другое проявление силы Божьей. Любовь является самым эффективным орудием церкви. Без любви все другие дары Святого Духа не имеют значения. Любовь является сущностью Божьей природы. Любовь-совершенство человеческого характера. Любовь — наиболее могущественная сила во всей вселенной.

«Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы» (3). Эти слова заставляют нас задуматься. Если мы говорим ангельскими языками, пророчествуем, имеем знание, веру, которая передвигает горы, раздаем все богатство до последнего рубля, даже подвергаемся мученичеству — все это не приносит пользы, если мы не обладаем духом христианской любви. Какой призыв для нас к улучшению нашей жизни!

Глава 14.

Языки и пророчество

В этой главе обсуждается вопрос об относительном значении даров: языков и пророчества — даров, которых верующие больше всего искали.

«Пророчество» считалось самым возвышенным видом учения. Не «предсказание», но скорее «пророчество», которое обычно означало предсказание будущих событий, считалось учением с особой помощью Святого Духа. Обычно, дар пророчества ценился выше, чем дар языков, потому что пророчество могли понимать все.

Роль женщин в жизни церкви (33-40)-продолжение 11:2-16. Павел здесь запрещает (34,35) то, что он как будто разрешает в 11:5. Там, должно быть, были какие-то местные обстоятельства, не известные нам, которые заставили ап. Павла дать такие инструкции; возможно, некоторые женщины позволяли себе до неприличия много свободы.

Глава 15.

Воскресение

Тот факт, что некоторые руководители Коринфской церкви уже отрицали Воскресение ( 12), указывает на то, до какой степени ложное учение самого низкого уровня проникло в церковь.

Павел настоятельно доказывал в самых решительных выражениях, на какие только он был способен, что без надежды на воскресение нет никакого смысла существования христианства (13-

Воскресение Иисуса из мертвых было одним из постоянных утверждений апостолов (см. стр. 561). 15-я глава 1 Послания к Коринфянам дает исчерпывающий ответ на этот вопрос в Новом Завете. Это самая значительная и величайшая глава во всей Библии по своему значению, которое она дает для человеческой жизни.

Воскресение Иисуса из мертвых было фактом, подтвержденным свидетелями, которые видели Его живым после Его воскресения (см. стр. 552,555). Павел сам лично видел Его. Только этим можно объяснить феноменальную, необыкновенную жизнь ап. Павла. Случай на пути в Дамаск не был галлюцинацией. Иисус действительно был там.

Помимо явления одному из апостолов или же группе из них, Иисус ' явился один раз группе из 500 человек. Прошло 27 лет и больше половины из тех 500 человек были еще живы (6). Это, конечно, было реально. Группе людей одновременно не могло показаться одно и то же.

Ученики не сразу поверили воскресению Иисуса из мертвых (см. стр. 552). Но, в конце концов, они убедились, что Иисус действительно разорвал узы смерти, вышел из гроба живым. Это придает нашей жизни такой новый смысл, что все остальное кажется маловажным. Ученики знали, что воскресение было реальным фактом. Они верили в это до самой смерти. Они шли по всем дорогам Римской империи, проповедуя с такой силой убеждения и искренностью, что многие верили в это даже под угрозой смерти.

Воскресение Иисуса из мертвых является самым главным, важным и наиболее достоверным фактом во всей истории.

Этот факт пришел к нам через столетия, украшая человеческую жизнь ореолом бессмертия, вселяя в нас уверенность в том, что благодаря тому, что Он жив, мы тоже будем живы с Ним; радуя наши сердца мыслю, что мы бессмертны, что наше существование никогда не окончится, что ничто не повредит нам; что смерть-это только эпизод в переходе от одной формы существования к другой; что где бы мы ни были, мы всегда принадлежим Ему, совершая то, что Он велит нам делать; что миллионы веков после того, как солнце померкнет, мы все еще будем оставаться молодыми в Божьей вечности.

Одной из самых радостных мыслей в человеческой жизни является мысль о том, что мы бессмертны, что мы не можем умереть; что бы ни случилось с нашим телом, мы сами будем продолжать жить вечно. И мы имеем уверенность в этом в наших сердцах, потому что Иисус воскрес из мертвых.

Если этот факт об Иисусе верен, тогда жизнь прекрасна, чудесна, из нее открывается вид на будущее, которому нет конца.

Если бы история Иисуса оказалась мифом или выдумкой, тайна существования была бы необъяснимой загадкой, и для человечества не осталось бы ничего, кроме пустоты, темной безысходности и отчаяния.

Но по всем законам исторического доказательства, история Иисуса — истинна. Христос был. Христос есть. Он жив. Он всегда со Своим народом как направляющая и охраняющая Сила, ведущая их ко дню славного воскресения.

Посредническое господство Христа (23-28). Здесь мы видим некоторое представление о том, как через будущие века мы придем к бесконечному, когда посредничество Христа окончится и все Божье творение войдет в завершающий этап.

Крестящиеся для мертвых (29). Это похоже на заменяющее крещение, т.е. крещение для мертвого друга. Но об этом нигде в Библии больше не говорится, и нет доказательств того, что это практиковалось в апостольской церкви. Возможно, лучшим переводом было — бы «крещение в надежде на воскресение».

Воскресение тела (35-58). Наша надежда — не только бессмертие Духа, но также физическое воскресение тела. Новый Завет ясно учит об этом (Рим. 8:23; 1 Фессалоникийцам 5:23; 2 Коринф. 5:4). Это не будет то же самое тленное земное тело, но духовное тело, пригодное для получения новой жизни от Бога.

Глава 16.

Личные дела

Сбор пожертвований (1-4). Для бедных святых в Иерусалиме (2 Коринф. 8:10). Установление о котором не сказано в послании к Галатам (1). Павел, наверное написал другое письмо, которое не сохранилось. Первый день недели (2) был установлен для христианского богослужения (Деян. 20:7).

Планы ап. Павла (5-9). Это было весной 57 года по Р.Х., перед Пятидесятницей (8). Он провел лето в Македонии, где написал 2 Коринфянам. Прибыл в Коринф осенью, перезимовал там. Написал послание к Римлянам. Следующей весной отправился в Иерусалим.

Аполлос (12). Вероятно они просили его прийти в Коринф, но он отказался прийти в то время, без сомнения, потому что некоторые коринфяне намеревались сделать его руководителем партии.

Собственноручно (21). Сосфен из Коринфа, который пошел в Ефес, очевидно, писал послание под диктовку Павла (1:1; Деян. 18:17). Затем Павел подписал его собственноручно (21) и добавил «маранафа» (22), что значит «Господь наш грядет».