Второе послание к Коринфянам

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

Глава 5.

Глава 6.

Глава 7.

Главы 8,9.

Глава 10.

Глава 12.

Глава 13.

 

Павел защищает своё апостольство Слава его служения Его продолжительное мученичество

Время и предпосылки для послания

В 52-53 годах по Р.Х., во второй половине своего второго миссионерского путешествия, Павел провел полтора года в Коринфе и приобрел множество учеников (Деян. 18:10,11). В 54-57 годах по Р.Х., во время своего третьего миссионерского путешествия, Павел провел три года в Ефесе. Весной 54 года по Р.Х., будучи еще в Ефесе, Павел написал Первое Послание к Коринфянам (1 Коринф. 16:8). Вскоре после этого произошел великий бунт, в котором Павел чуть было не погиб (Деян. 19).

После отъезда из Ефеса, по дороге в Коринф, Павел остановился в Македонии (см. карту на стр. 573). Во время пребывания в Македонии, летом и осенью 57 года по Р.Х., во время посещения церквей в Филиппах и Фессалониках, он пережил много беспокойств и страданий, но после долголетнего ожидания вестей из Коринфа, он встретил Тита, возвращавшегося из Коринфа с известием, что письмо его принесло немало пользы (2 Коринф. 7:6). Однако в Коринфской церкви были еще некоторые руководители, которые отрицали тот факт, что Павел действительно был апостолом Христа.

Тогда Павел написал это послание и отправил его с 'Гитом (8:6,17), надеясь и сам вскоре достичь Коринфа.

Основной причиной написания этого послания было то, что апостол Павел защищал самого себя как апостола Христа, также напомнил им, что он основал церковь в Коринфе и, таким образом, он имел право давать указания для управления ею.

Немного позже Павел прибыл в Коринф и провел там зиму (Деян. 20:2,3), как он и планировал раньше (1 Коринф. 16:5,6). В Коринфе он написал свое послание к Римлянам.

Глава 1.

Утешение ап. Павла в его страдании

Утешение (3,4), о котором Павел упоминает в письме, принесла ему встреча с 'Гитом (7:6,7), который, возвращаясь из Коринфа, принес ему радостную весть о верности коринфян. Это и благодарность за избавление от смерти в Ефесе (8,9; Деян. 19:23- 41) считают причиной его радости среди страданий, — радости, которая ясно видна в послании.

Ефес и Коринф находились на расстоянии около 320 км друг от друга; между ними, постоянно курсировали корабли. Из стихов 2:1; 12:14; 13:1-2, можно заключить, что Павел совершил поездку из Ефеса в Коринф с печалью (2:1), возникшей в связи с кризисом, получившимся между ним и Коринфской церковью, очевидно, после его первого послания. Это, вероятно, частично и было причиной его желания встретить 'Гита.

Глава 2.

Случай дисциплинирования

Это, кажется, был человек, виновный в кровосмешении, которого в первом послании (1 Коринф. 5:3-5) Павел велел «предать сатане», в связи с чем в церкви произошло большое возмущение против Павла.

Дело было настолько серьезное, что Павел лично отправился из Ефеса в Коринф (1), но был встречен резким отпором, о котором он говорит как о печальном посещении.

Затем, как предполагают на основании стихов 2:3,9; 7:8,12;10:10, в которых говорится о вещах, отсутствующих в первом послании. Павел написал еще одно письмо между этими двумя, которое потерялось. Это должно было быть довольно строгим посланием, потому что оно изменило ситуацию в Коринфе до такой степени, что те, кто поддерживали виновного в кровосмешении, с гневом отвратились от него (7:11). Но Павел не знал об этом, пока не встретил 'Гита (7:6,7).

Огорчение, душевная боль, многие слезы (4) были не только результатом ужасных переживаний, которые он перенес в Ефесе (1 :8,9), но также результатом серьезного беспокойства за ситуацию в Коринфской церкви. Он был так расстроен, что не смог встретить «Гита в 'Граале, как они договорились (2:12,13), и пропустил очень хорошую возможность проповедовать Евангелие в Троаде, но поспешил в Македонию, в надежде найти там 'Гита, так как он знал, что тот был на пути с известием из Коринфа.

«Благоухание на жизнь и на смерть» (14-16)-о6разное выражение, основанием для которого послужили триумфальные процессии, наполненные ароматом благовоний при возвращении в Рим императора-победителя, за которым шла длинная вереница пленных, одни из которых предавались на смерть, а другие оставлялись в живых. Но Павел нес с собою благоухание Божье, которое, в зависимости от реакции людей, означало смерть или жизнь. Павел смотрел на свое служение, как на триумфальное шествие.

Глава 3.

Триумф его пастырства

Одобрительные письма (1). Это выражение, очевидно, было вызвано тем фактом, что, как правило, еврейские учителя носили при себе рекомендательные письма из Иерусалима. Они постоянно вмешивались в работу ап. Павла и были среди наиболее неприятных нарушителей порядка, используя всякий случай или возможность, чтобы сразиться с ним. Они теперь спрашивали: «Кто такой Павел? Может ли он показать письма от влиятельных лиц из Иерусалима?'

Это было совершенной бессмыслицей: письма, рекомендующие Павла церкви, которую он сам основал. Церковь сама являлась письмом ап. Павла.

Это было противопоставлением его служения их служению, противопоставление Евангелия Закону. Закон был написан на камне, Евангелие — в сердцах людей. Первый от буквы, второй — от Святого Духа. Один к смерти, другой в — жизнь; один скрытый завесой, ' другой — открытый в истину; один к осуждению, другой к праведности; один преходящ, другой — вечен. Взирая на Христа, мы изменяемся от славы к славе, в Его собственный образ.

Глава 4.

Мученическая жизнь Павла

В этом послании Павел много говорит о своих страданиях, особенно в главах 4,6,11. Господь сказал о нем: «Я покажу ему, сколько он должен страдать за имя Мое» (Деян. 9:6). И сразу же начались страдания, не прекращавшиеся на протяжении тридцати лет.

Иудеи искали убить его в Дамаске (Деян. 9:24) и в Иерусалиме (Деян.9:29), изгнали его из Антиохии (Деян. 13:50), пытались побить его камнями в Икании (Деян. 14:5); в Листре побили камнями и оставили, сочтя .его мертвым (Деян. 16:23,24). В Фессалониках неуверовавшие евреи и некоторые негодные люди пытались напасть на него (Деян. 17:5). Они изгнали его из Верни (Деян. 17:13,14), устроили заговор против него в Коринфе (Деян. 18:12), чуть не убили его- в Ефесе (Деян. 19:29; 2 Коринф. 1:8,9). Вновь в Коринфе, после того, как он написал это послание, они договорились убить его (Деян. 20:3). В Иерусалиме они вновь бы покончили с ним, если бы не было римских солдат (Деян. 22). После этого его на два года посадили в темницу в Кесарии и затем — на два года в Риме,,

Кроме всего этого, было множество незаписанных избиений, тюремных заключений, кораблекрушений и постоянных лишений всякого рода (2 Коринф. 11 :23-27). Потом, наконец, он был взят в Рим и осужден как преступник (2 Тим. 2:9).

Он, должно быть, обладал изумительной выносливостью: он пел, когда страдал (Деян. 16:25). Не иначе, как он имел железное телосложение, чтобы все это перенести. Но и этого было бы недостаточно, если бы не великая милость Божья. С Божьей помощью, Павел, должно быть, чувствовал себя бессмертным, пока его труд не был закончен.

Глава 5.

Что после смерти?

Эта глава является продолжением темы об умении радоваться в страданиях. Он сказал, что чем больше страдания в настоящей жизни, тем больше будет славы в вечности. Мысли ап. Павла были направлены в будущий мир.

Что это за учение? Новое тело в момент смерти? О смерти здесь говорится не как о том, как если бы вы снималуили оставляли что-то (4), но как о том, как если бы вы одевали что-то. Выйти из тела значит «водвориться у Господа» (8). В послании к Филиппийцам 1:23 смерть

рассматривается как уход из мира, чтобы быть со Христом, что гораздо лучше.

Но в 1 Коринфянам 15 и 1 Фессалоникийцам 4, воскресение тела связано с приходом Христа. Очевидно, те, которые умирают перед приходом Христа, сразу же приходят в состояние сознательного блаженства с Господом, что гораздо лучше, чем жизнь в плоти, но это состояние еще не является тем славным существованием, которое наступит после воскресения.

Глава 6.

Новые страдания ал. Павла

Павел продолжает защищать свое собственное служение. Недовольство им в Коринфской церкви было действительно большое (12), иначе он .не уделил бы так много внимания своей защите в этом послании. В 14-18 он обвиняет во всех этих неприятностях, по крайней мере, частично, языческое окружение, в котором они жили. Коринфяне в вопросах морали отличались очень большой распущенностью.

Глава 7.

Сообщение Тита

Тимофей был послан раньше (1 Коринф. 4:17;16:10). Тимофей был человеком скромным, он не подходил для принятия строгих дисциплинарных мер, необходимых в коринфских обстоятельствах.

Поэтому Павел посылал Тита (2 Коринф. 2:13; 7:6,13; 12:18), который в таких обстоятельствах был самым способным помощником Павла. Он, очевидно, пошел после Павлова второго посещения и принес с собой письмо, о котором упоминается в 2:3. Его миссия была успешной.

Человек, послуживший причиной конфликта (1 Коринф. 5:1-5), был, очевидно, очень влиятельным. Он, как видно, упорствовал в своем грехе и повел открытое сопротивление против Павла, увлекши за собой некоторых руководителей, но под влиянием Павлова второго письма и присутствия Тита, церковь в целом была поставлена на место, что привело к унижению правонарушителя. Именно эту добрую весть принес Тит (7-16).

Главы 8,9.

Пожертвования для церкви-основоположницы

Эти две главы содержат инструкции о пожертвовании для нуждающихся святых в Иерусалиме, которое Павел взял в конце третьего миссионерского путешествия. Очевидно, пожертвования были собраны по всем церквам Малой Азии и Греции, хотя упомянуты только церкви в Македонии, Ахни и Галатии. Сборы пожертвований были начаты за год до этого (8:10). Македонские церкви от всего сердца приняли участие в этом. Даже очень бедные много жертвовали. Павел находился в это время там и написал об этом.

Филиппы, самая главная церковь в Македонии, была единственной церковью, от которой Павел принял плату за свой труд, и то после того, как он ушел оттуда.

В этих двух главах даются более подробные указания о пожертвований церкви, какие мы находим в Новом Завете. Хотя.. здесь речь идет о пожертвованиях на благотворительность, мы думаем, что принципы, излагаемые здесь, должны быть руководящими принципами для церквей в сборе всех пожертвований: для своих собственных расходов, для миссионеров и благотворительных учреждений. Этими принципами являются: 'добровольность, соразмеренность, систематичность, исключительная честность в деле распределения пожертвований. Щедрое Господне благословение ожидает тех, кто дает от всего сердца, что особенно подчеркивалось, дух братской любви, проявленный таким образом, называется неизреченным даром (9:15).

Глава 10.

Личное выступление ал. Павла

Некоторые вещи в этой главе были вызваны обвинением его неприятелями в том, что Павел, как будто, выглядел слабым внешне (1,10). В Новом Завете нет никакого намека, как выглядел Павел. Легенда, возникшая во втором столетии, говорит, что он был человеком среднего телосложения, с курчавыми волосами, немного кривыми ногами, голубыми глазами, густыми бровями, длинным носом; исполненный изящества и Божьего сострадания, иногда он , выглядел, как человек, а иногда, как ангел.

Другое поверье говорит, что он был невысокого роста, лысый, кривоногий, полноватый, со сросшимися бровями, длинноватым носам и исполненный изящества.

В Новом Завете есть некоторый намек на то, что у него были какие-то проблемы с глазами, что иногда делало его отталкивающим (см. следующую стр.). Его неприятели утверждали, что он был слабой личностью (10), что не имело никаких оснований: невозможно так думать о человеке, который перевернул вверх дном один город за другим, как это сделал Павел. Несомненно, что Павел был самой сильной и влиятельной личностью когда-либо жившей на земле, за — исключением Иисуса.

В ответ на утверждение, что он слаб, Павел отвечал, что он, по крайней мере, основал свои собственные церкви и не ходил вокруг и не причинял неприятности церквам, основанным другими, как это делали они.

Глава И. Извинение ал. Павла за хвастовство

В некоторых частях своего послания, Павел обращается к лояльному большинству, а в других частях — к нелояльному меньшинству. Последние, как видно, занимали его мысли на протяжении его последних четырех глав. Он сознает, что хвалить самого себя непристойно, но они вынудили его к этому.

Они подняли большой шум из того, что Павел отказался от платы за свой труд в Коринфе (7-9). Он объяснил, что как апостол Христа он имел право на плату (1 Коринф. 9), но он отказался, чтобы его пример не привел к злоупотреблению со стороны лжеучителей, которые хотели превратить церковь в торговую сделку. С самого начала своего служения в Коринфе Павел, должно быть, заметил тенденции к наживе в руководстве среди некоторых из его обращенных, поэтому он вел себя соответственно в тех обстоятельствах.

Павел мог похвалиться, что они не могли его обвинять в алчности. Далее (22-23), в выражениях, исполненных силы, он предлагает своим критикам сравниться с ним по любому стандарту: как верный еврей и как верный служитель Христа, где он сделал больше, чем все они, взятые вместе. Как страдающий за Христа, вся его жизнь-жизнь христианского апостола была непрерывной историей живого мученичества.

Глава 12.

Жало в плоти Его видение о рае (1-7). Он был «восхищен в рай до третьего неба» (2), как если бы рай и третье небо были двумя разделенными частями будущего мира.

Иисус отправился в рай сразу после Своей смерти (Луки 23:43). Что касается третьего неба, в Писании нет никакого другого места, в котором это выражение употреблялось бы, что могло бы пролить свет на его значение.

Некоторые думают, что рай и третье небо-это синонимы, употребляемые для обозначения Божьего местопребывания.

Так как Иисус вознесся сразу же в рай, то раем считают местопребывание отделенных от тела духов в период между смертью и воскресением. Третье небо-это, очевидно, конечное местопребывание искупленных в их воскресших телах. Это существование более славное, чем рай, тогда как рай, более славное состояние, чем земное существование. Тот факт, что там находится промежуточное место между смертью и воскресеньем, очень ясно объясняется учением Нового Завета (см. заметку в главе 5).

То, что Павел видел и слышал в своем видении о рае, невозможно было пересказать (4). Это могло означать, что для того, чтобы укрепить Павла для его специальной миссии в страданиях, которые он должен был переносить. Господь дал ему видение будущей славы, часть которой ему было запрещено открывать другим. Но возможно также, что небесную славу невозможно описать человеческим языком, подобно тому, как идею о цветах невозможно передать человеку, который рожден слепым. .

Павлова «жало в плоти» (7). Есть много различных мнений, что бы это могло означать. По общему мнению, которое нам кажется наиболее справедливым, это была хроническая офтальмия, болезнь глаз, которая вызывала сильные боли и иногда делала его вид отталкивающим.

Такой вывод можно сделать на основании языка, которым написаны Послания Павла. Это произошло с ним за 14 лет перед тем, как он написал это послание (2,7), то есть примерно тогда, когда Павел прибыл в Галатию, во время его первого миссионерского путешествия.

Его приход в Галатию был вызван какой-то физической немощью (Гал. 4:13), которая придавала ему отталкивающий вид, что люди в его присуствии испытывали мучительное неудобство (Гал. 4:14).

Они бы отдали ему свои собственные глаза (Гал. 4:15). Почему глаза? Потому что, очевидно, болезнь поразила именно глаза.

Крупный почерк, свойственный Павлу (Гал. 6:11), возможно, был результатом его плохого зрения. Это тоже могло стать причиной того, что некоторые свои послания он диктовал своим помощникам.

Глава 13.

Намерение ап. Павла посетить Коринф

Павел написал это послание летом 57 года по Р.Х. Он прибыл в Коринф осенью, прожил там всю зиму и следующей весной отправился в Иерусалим.