Послание к Ефесянам

Глава 1.

Глава 2,3.

Глава 4.

Главы 5,6.

Единство в Церкви

Евреи и язычники — одно во Христе

Всю свою жизнь ап. Павел учил язычников тому, что они могут быть христианами, не становясь еврейскими прозелитами. Это не нравилось евреям, так как они считали закон Моисея обязательным для всех и были очень предубеждены по отношению к необрезанным язычникам, которые называли себя учениками еврейского Мессии.

Хотя Павел учил христиан из язычников твердо стоять за свободу во Христе, как он это делал в посланиях к Галатам и Римлянам, однако он не хотел, чтобы они относились с предубеждением к еврейским христианам, но чтобы считали их братьями во Христе.

Павел желал видеть не две церкви — еврейскую и языческую, а одну Церковь: евреев и язычников как одно во Христе. Его благородство в интересах единства в Церкви с евреями выразилось в больших денежных пожертвованиях, которые Павел собрал в языческих церквах, в конце его третьего миссионерского путешествия, чтобы помочь бедным церкви-основоположницы в Иерусалиме (Деян. 21). Он надеялся, что такое проявление христианской любви должно было вызвать более теплые чувства еврейских христиан к язычникам.

Для пробуждения чувства единства среди язычников, Павел написал это послание, направленное руководящему центру его собственных языческих обращенных, где он возвеличивал единство, универсальность и неописуемое величие Тела Христова.

В глазах ап. Павла Христос был Кем-то величайшим, в Ком было место не только людям различных рас, мнений, предрассудков, но Он также был Тем, кто имел силу разрешить все проблемы человечества и привести в единство и согласие с Господом всю земную, общественную и семейную жизнь (5:22; 6:9), и даже несметное количество существ в бесконечной, невидимой вселенной (3:10).

Это одно из четырех «тюремных посланий», написанных Павлом в заключении в Риме в 61-63 годах по Р.Х. Другие три послания были адресованы к Филиппийцам, Колоссянам и Филимону. Три из них были написаны одновременно и посланы с теми же посланцами (6:21; Колос. 4:7-.9; Фил. 10-12). Было еще одно послание, не сохранившееся до настоящего времени (Колос. 4:6).

Глава 1.

Духовные благословения

«В Ефесе» (1)-нет ни в одной из самых древних рукописей. Думают, что это послание было предназначено как циркулярное

письмо к азиатским церквам. Тихик нес много копий с незаполненными строками, чтобы потом вставить название города. Этим объясняется тот факт, что это послание имело очень мало личных приветствий, которыми изобиловало большинство писем ап. Павла.

Павел провел три года в Ефессе, где у него было много верных друзей. Но если это было циркулярное письмо в Ефес и окрестные города, этим можно объяснить их более официальный характер. Лаодикийское письмо (Колос. 4:16), возможно, было одним из тех копий.

Божья извечная цель (3-14). Величественная картина Божьих планов: искупление, усыновление, прощение и запечатление людей для Божьего личного владения; планы, предусмотренные от вечности, а теперь приводимые в исполнение путем реального воздействия Божьей воли.

«Благословение в небесах» (3) является ключевой фразой этой книги (10,20; 2:6; 3:10; 6:12); это означает невидимую сферу, недоступную нашему разумению, но являющуюся конечным христианским домом, с которым мы теперь, до некоторой степени, имеем общение.

Молитва ал. .Павла о них (16-23). Обычно, таким образом Павел начинает свои письма. Четыре такие молитвы особенно прекрасны: эта и другая, в 3:14-19; молитва в послании к Филиппийцам 1:9-11; Колоссянам 1:9-12.

Глава 2,3.

Вселенская Церковь

Спасен по благодати (1-10). Тело Христово состоит из недостойных грешных людей, чтобы служить вечным доказательством Господней доброты. Когда Господний план для нас будет окончен, мы станем существами неописуемого блаженства в великолепии небесной славы, что выше всего, что мы только можем себе представить. Это будет Божьим действием, не нашим, и через века, на небесах никогда не перестанет звучать радостное Аллилуйя от искупленных благодарных сердец.

Когда-то один народ- теперь все народы (2:11-22). «Обрезание» как выражение, употреблялось для отличия евреев от других народов, о которых говорилось как о «необрезанных» (И). Некоторое время евреи составляли тело Бога, обрезание которых было плотским символом, тело, из которого другие народы были исключены. Но теперь призыв Божий звучит ясно и решительно ко всем, к каждому племени и нации, призыв прийти и присоединиться к Его семье.

Тайна Христа (3:3-9) сокрыта веками в Боге (9). В этом отрывке ясно говорится, что народы являются наследниками обещаний, которые Господь дал евреям, и которые, как считали евреи, принадлежали исключительно им. Эта фаза Божьего плана была сокрыта вначале (1:5) до прихода Христа, но теперь полностью открыта, так как будущий Божий мир славы, будет составлен не только из еврейского народа, но из всего человечества.

Величие церкви (3:8-11). Через Церковь Господь объединяет враждебные элементы человеческой расы в одно Тело и показывает Свою мудрость сверхчеловеческим порядком небесных существ, фактически соединяя все во Христе.

Глава 4.

Единство церкви

Одно тело (1-16). Сложный организм с многими функциями, каждая на своем собственном месте, работая в согласии на основном принципе любви (16), а Христос Сам является главой и управляющей силой.

Тело-это Церковь, состоящая из многих членов с различными талантами и темпераментами. Необходимым условием его правильного функционирования является дух покорности, смирения и взаимной снисходительности членов друг ко другу (2).

Задачей тела Христова является воспитание каждого члена в совершенный образ Христа (2-15). Идея роста, выраженная в этих стихах, касается не только отдельных членов, но и всей Церкви в целом. Младенчество Церкви пройдет. Наступит ее зрелость (сравните 1 Коринф. 12,13).

Церкви почти 2000 лет, но она все еще находится в состоянии младенчества и не показывает видимых признаков истинного полного единства. Объектом Павловой постоянной борьбы были люди, причинявшие раздоры в местных церквах, а также еврейско — языческие разногласия. Потом, со второго до четвертого столетия длился период ожесточенных споров и противоречий. Затем была образована Имперская церковь, это внешняя видимость единства, подчиненная государственной власти, ставшая отравляющим недугом для ее духовной жизни. После этого — папская иерархия с единством власти, которая лишила людей их права совести и исключила Библию от доступного чтения всеми людьми.

Четыреста лет тому назад, протестанты обрели свободу. Единственно, когда люди стали думать сами, после долгой ночи папской зависимости, они увидели вещи в другом свете, и совершенно неизбежным было то, что протестантское учение стало развиваться в различных направлениях. Таким образом, христианство остается все еще разделенным. Будет ли в этом мире когда-либо видимое, согласованное единство Церкви, мы не знаем. Эгоизм и гордость людей действуют против этого. Но всегда было и продолжает существовать единство невидимой Церкви Божьих истинных святых, которые каким-то образом, когда-нибудь, где- нибудь придут к полному осуществлению надежды в ответ на личную молитву Христа (Иоан. 17). Единство, которое проявит себя в совершенно зрелом и развившемся теле Христа-Церкви.

Новые обязанности (25-32). Чтобы иметь в церкви братские, дружеские отношения, необходимо, чтобы члены ее были очень внимательны друг ко другу.

«Гнев, раздражение» (26). Вероятно, Павел думал, что было бы слишком большим требованием, чтобы они не гневались вообще, поэтому он предупреждает их, чтобы они были осторожны и не упорствовали в гневе слишком долго. «Воровство» (28) по-видимому,

некоторые из них были нечисты на руку, но теперь они должны

уважать права других. (см. заметку к 2 Фее. 3:6-15).

Главы 5,6.

Новые обязанности

В этих двух главах ап. Павел продолжает тему, начатую в 4:17: их долг жить по-новому.

Блуд (5:3-14), что значит аморальность, всевозможные половые излишества. Это было обычным грехом в то время. Во многих местах это было частью ритуала языческого поклонения. Павел предостерегает их против этого снова и снова (см. заметки в 1 Коринф 7 и в 1 Фее. 4:1-8).

Пение (5:18-21). Радостное хваление в христианских собраниях здесь показано как контраст с разгульными излишествами шумных, пьяных пирушек (18,19). Пение гимнов является наиболее естественным, простым, наиболее любимым и духовно побуждающим делом из всей программы религиозного собрания.

Мужья и жены (5:22-23). Если мы христиане, это должно отражаться во всей нашей жизни: в нашем занятии, светской жизни, домашней жизни. Отношения между мужем и женой представлены здесь, как подобие отношений между Христом и Церковью (25,32). Павел призывает К великой любви и преданности; ни в коем случае муж не должен делать свою жену рабыней. Они зависят один от другого, потому что они выполняют различные функции, возложенные на них. Каждый, служа другому, наилучшим образом служит себе (28). «Любящий свою жену, любит самого себя»; мужья, запомните это.

Родители и дети (6:1-4). Одна из десяти заповедей гласит, чтобы мы почитали тех, кто дал нам жизнь. Делая это, мы удлиняем нашу жизнь. Это Божье обещание, и, фактически, это вполне естественно. Павел предостерегает отцов, чтобы они не были слишком строгими к своим детям в этом послании, а также Колоссянам 3:21. В общем, авторитет родителей в то время был очень высок, в противоположность теперешнему времени, когда авторитет родителей упал слишком низко. Здесь упоминаются отцы, потому что матери по своей природе более мягки и снисходительны. Мы полагаем, что в то время родителям было легче воспитывать детей по старому образцу, чем теперь, потому что они не подвергались с раннего возраста беспрерывным вредным влияниям вне дома.

Слуги Господа (6:5-9). Половину населения Рима и большую часть населения всей Римской империи составляли рабы. Многие христиане были рабами. Павел говорит им здесь, что верное служение своему хозяину является главным проявлением их христианской веры. Это замечательное учение, заявляющее, что выполняя нашу земную работу, пусть даже работу слуги или чернорабочего, мы всегда находимся под наблюдательным оком Христа и подходим под Его одобрение или осуждение, смотря по тому, чего мы заслуживаем. Точно также и хозяева должны обращаться со своими рабами.

Всеоружие христиан (6:10-20). Этот отрывок говорит, что христианская борьба ведется против сил, гораздо более страшных,

чем естественные соблазны плоти. Существуют невидимые силы мира, против которых мы бессильны устоять без помощи Христа. Правда, справедливость, мир, вера, спасение. Слово Божье, молитва — является оружием, которое отражает стрелы невидимого врага.