Послание к Колоссянам

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

Божество и полнота во Христе

Церковь в Колоссах. Колоссы — это город, находящийся во Фригии, откуда некоторые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:10). Через Фригию ал. Павел проходил во время второго и третьего миссионерских путешествий (Деян. 16:6; 18:23). Могло быть, что во время одного из этих путешествий Павел посетил Колоссы, но описание в 2:1 не обязательно предполагает, что он был там. Другое предположение-церковь в Ефесе могла быть образована в результате труда ап. Павла (Деян. 19:10), так как город Колоссы находился близ границы Лени, около 160 км на восток от Ефеса. Епафрас (1:7; 4:12-13), возможно, был основателем города.

Предпосылки и время написания послания. Павел находился в темнице в Риме в 61-63 годах по Р.Х. Он писал письмо перед этим, касающееся Марка (4:10). В это время Епафрас, один из колоссян, прибыл в Рим с известием об опасности ереси, которая преуспевала в церкви. Он был арестован (Филимон 23). Тогда Павел написал письмо и направил его с Тихиком и Онисимом (4:7-9), который имел с собой также письмо к Ефесянам и к Филимону (Ефес. 6:21).

Ересь колоссян. Там была примесь греческой, еврейской и восточной (азиатской) религий, под видом культа «высшего знания», выставляя себя под именем «философии» (2:8), призывая к поклонению ангелам, как посредникам между Богом и человеком (2:18) и настаивая на строгом соблюдении некоторых еврейских требований, вплоть до аскетизма (2:16,21), представляя это все пышными фразами придворного превосходства. И все это выдавалось как часть Евангелия Христа.

Сходство с посланием к Ефесянам. Послания к Колоссянам и Ефесянам были написаны в одно и то же время. В обоих посланиях изложены указания о великих доктринах Евангелия для чтения в церквах, и многие места в них очень похожи. Но их основные темы совершенно различны: в Ефессянах единение и величие Церкви, а к Колоссянам — божественность и полнота во Христе.

Глава 1.

Божество Христа

Благодарность ап. Павла (3:8). «Благодать вам и мир» (3). Очень часто Павел начинает свои письма этими словами: Римлянам 1:8;1 Коринфянам 1:4; Ефесянам 1:16; Филиппийцам 1:3; Фессалоникийцам 1:2; 2 Фессалоникийцам 1:3; 2 Тимофею 1:3; Филимону 4. Хорошие известия от рассеявшихся братьев наполняли

его сердце радостной благодарностью. «Вера», «Любовь», «Надежда» (4-5)-его любимые слова. Вера во Христа, любовь к святым, надежда на небеса. Заметьте, что их надежда является тем мотивом, который рождает любовь (5. см. 1 Коринф. 13;1 Фессалон. 1:3). Слово «услышавши» (4) не означает, что он не был в Колоссах; такое же выражение он употребляет в послании к Ефесянам 1:15. Изречения «во всем мире» (6) и «всей твари поднебесной» (23) говорит нам, что Евангелие в то время, 32 года после смерти Христа, проповедовалось всему известному тогда миру. На протяжении первого поколения Церковь стала установленным фактом во всем мире.

Молитва ап. Павла о них (9-12). Эта молитва из четырех других, является самой прекрасной, другие три: Ефесянам 1:16-19; 3:14-19; Филиппийцам 1:9-11. «Духовная мудрость» (9)-означает как жить жизнью, подобной Христу. «Быть довольным» (11)-быть радостным, терпеливым при любых обстоятельствах.

Божество во Христе (13-20). Эпитеты, применяемые ко Христу в этом послании: «Образ Бога невидимого». Рожденный прежде всякой твари», «ибо Им создано все», «Он есть прежде всего», «Он есть прежде всего, и все Им стоит», «Он есть глаза тела Церкви», «Он — начаток», «Первенец из мертвых», «В Нем обитала всякая полнота», «Посредством Его примирить с Собою все», «Христос в вас, упование славы», «В Нем все сокровища мудрости и знания», «В Нем полнота Божества телесно», «В Нем вы совершенны», «Глава всей твари поднебесной»; «Рожден прежде всякой твари» (15) не означает, что Он был создан, но согласно значению Ветхого Завета, Он является «наследником» всей вселенной.

Престолы, господства, начальства, власти (1:16). Это место и в некоторых местах к Ефесянам 6:12, сказано, что в невидимом мире существует множество разнообразных лиц, правительств, по сравнению с которым наш видимый мир представляет маленький дубликат или копию, и смерть Христа дает не только искупление для человека, но также является средством, восстанавливающим перерванную гармонию во всей необъятной вселенной.

Страдание за Церковь (24-29), чтобы восполнить недостаток. Не то, что страдания Христа было недостаточно для нашего спасения, но Церковь, в целом, не может достигнуть совершенства, пока не пройдет путь страдания. Ап. Павел сильно желал разделить ее участь. (см. 1 Петра 4). «Тайна» (26,27, см. заметки к Ефесянам 3:3).

«Христос в вас, упование славы» (27). Сущность этого послания Павел выражает так: Христос глава вселенной, мы обращаемся к Нему непосредственно, а не через посредников-ангелов. Он не представляет ту или иную философию, те или иные правила или законы, но Христос Сам — наша мудрость, наша жизнь, наша надежда, наша слава. Быть христианином — значит любить Его, жить в Нем, Который представляет Собою славную, божественную Личность, Создавший вселенную и в Нем все необходимое для искупления человека и вечного совершенства.

Глава 2.

Христос все и во всем

Личный интерес ап. Павла к ним (1-5). «И ради всех, кто не видел лица моего в плоти» (1), некоторыми понято, что он никогда не был в

Колоссах. Но нельзя знать, включает ли это место и прибавляет и «ради тех». Личное приветствие в 4:7-18 ясно показывает, что Павел был хорошо знаком в Колоссах. Он надеялся вновь вскоре прийти к ним (Филимону 22). Филимон был одним из них. Лаодикия расположена недалеко, в 16 км оттуда. Павел написал также и им письмо, вместе с которым и это письмо к Колоссянам (4:16). Можно предположить, что оно было копией письма к Ефесянам.

«Тайна» (2). Это, возможно, было излюбленное слово «философов» ' в Колоссах. Оно было употреблено несколько раз (1:26,27; 4:3), в некоторых периодах Божьих планов или целей, до сих пор не открытых (см. заметку к ЕфесянамЗ:3-9).

Философы в Колоссах (4,8). Философы — это люди, которые всю свою жизнь стараются понять то, что они знают наперед, что не могут понять. Христос является центром правды, часть которой легко понять, и часть не так легко, особенно вещи, «находящиеся вне пределов наших душ». Философ видит в учении Христа некоторые вещи, которые соответствуют его философии. Он принимает Христа, называет себя христианином, но в его мышлении некоторые философские абстракции или отвлечения являются для него центральными, и Сам Христос, для него лично, является как бы тенью на заднем плане. Мы знаем таких людей: они воинствующие сторонники какой-нибудь доктрины или теории, но вы никогда не можете быть уверены, что они лично любят Христа и восхищаются Им.

Законники (16; 20-22). Не как философ, но как человек с более практическим умом не беспокоится о вещах, которых он не понимает, не хочет знать, что делать, чтобы стать христианином. Он видит некоторые простые заповеди, которые в его понятии являются простыми заповедями, поскольку он их выполняет. Для него те заповеди являются центральными, а Христос, как тень на общем фоне. Мы знаем таких людей тоже.

Кто такие законники? Это те, которые заслуживают спасение сами, не через Христа. Конечно, мы хотим верить, что все доктрины правильны и готовы быть послушными всем заповедям, но если в мыслях мы много беспокоимся о том, во что мы верим и что мы делаем, то не на опасном ли мы пути достижения спасения своими силами? Христос не доктрина, не заповеди; Он — наш Спаситель. Не мы сами, но Он основа нашей надежды. Мы не отклоняем необходимость верить правильной доктрине, но, в конце концов, быть христианином означает любить Христа, Его личность, а не верить той или иной доктрине или быть послушными той или иной заповеди. Когда мы во Христе, то мы верим доктринам и послушны заповедям. Мы не должны быть привязаны к ним больше, нежели мы любим Его. Если мы чрезмерно увлекаемся учениями, то мы склонны обижаться на тех, которые не согласны с нами. Если мы любим Христа как личность, то мы становимся похожими на Него. Павел имел целью, в своем послании поправить все фальшивые учения евреев, с одной стороны, и греческих философов с другой, и в результате получить компромиссные доктрины. Однако если наше верование правильно, согласно Писанию, то может случиться, что мы превозносим некоторую правду о Христе над Самим Христом. И когда мы, в равновесии сотрудничества со Христом, ставим больше

на нашу собственную сторону, то мы — законники. Можно также стать законником в учении о милости или милосердии.

Поклонение ангелам (18). Некоторые учат, что человек недостойный обращаться ко Христу непосредственно, но нуждается в посредничестве ангелов. И они гордились своим смирением. Мы не знаем о таком учении в настоящее время, но такой дубликат существует в поклонении непорочной Марии как посреднице.

Аскетизм (20-23). Не говорится более подробно об этом. Наложенный самими на себя аскетизм или строгость и избранное самоуничижение в некоторых направлениях, не имеет большого значения в устрашении несдержанных плотских удовольствий в других направлениях.

Глава 3.

Жизнь во Христе

Особое значение в этом послании уделяется нашему отношению ко Христу: Христос в вас надежда славы (1:27). Радость в Нем, быть укорененными в Нем, утвержденными в Нем (2:6,7). Иметь в Нем полноту (2:10). Умерли с Ним (2:20). Воскресли с Ним (3:1). «Жизнь ваша сокрыта со Христом» (3:3).

Славословия и духовное пение (16) указаны вместе. Это касается христианских собраний, где изучение Слова Божьего и пение гимнов являются основными предметами, содействующими росту в христианской жизни. Нам нужно больше этого в наших церквах.

Глава 4.

Личные вопросы

Церкви были в домах. О некоторых здесь упоминается. Нимфан в Лаодокии (4:15). Филимон в Колоссах (Филимон 2). Гаий в Коринфе (Рим. 16:23). Акила и Прискилла в Ефесе (1 Коринф. 16:19) и позже в Риме (Рим. 16:5). Они встречались, где была возможность. Только в третьем столетии по Р.Х. начали строиться церкви. Церкви росли быстро. Много маленьких церквей лучше, чем немного больших.