2 Послание к Тимофею

Победоносная вера Павла

Глава 1.

Глава 2.

Глава 3.

Глава 4.

 

Последнее слово Павла Торжество победы умирающего

Книга Деяния Апостолов заканчивается тюремным заключением Павла, примерно в 63 году по Р.Х. Общее понятие такое, что он был оправдан, возвратился в Грецию и Малую Азию. Потом был вновь арестован, отправлен опять в Рим и казнен, в 66 или 67 году по Р.Х. Это послание Павел написал в ожидании казни.

Предпосылка послания

Преследование Нероном. Великий пожар в Риме произошел в 64 году по Р.Х. Нерон сам сжег город. Хотя, с одной стороны, сам он был как бес, жестокое животное, но с другой — он был прекрасный строитель. Чтобы построить новый, величественный Рим, он сам сжег город, и глядя на это зрелище, он от радости играл на арфе. .Июли подозревали его, а историки рассматривали это как факт, что это он совершил преступление. Для отведения преступления от себя, он обвинил христиан в поджоге Рима.

Библия не упоминает о преследовании христиан Нероном, хотя это происходило в библейские времена и является причиной написания таких книг в Новом Завете как первое послание Петра и второе послание к Тимофею. Преследования Нерона принесли мученическую смерть ап. Павлу и, согласно некоторым историческим данным — Петру. Нашим источником информаций является римский историк Тацит. Он знал, что Рим был сожжен не христианами. Но кто-то должен был быть козлом отпущения за совершенное императором преступление. Там была новообразованная и презираемая всеми секта, большинство из которых были простые люди, бедные, без престижа и влияния, многие из них были рабами. Нерон обвинил их в поджоге Рима и приказал их казнить.

В Риме и его окрестностях множество христиан были арестованы и приговорены к смерти самым жестоким образом: через распятие или, для развлечения публики, их зашивали в кожи животных и бросали на арену на растерзание зверям; их привязывали к столбам, обливали смолой, и их горящие тела служили факелами для освещения садов Нерона ночью, когда он нагой, стоя в своей колеснице, объезжал вокруг, наслаждаясь ночным весельем и видом агонии своих жертв.

В разгаре этих преследований ап. Павел был вновь арестован в Греции или же в Малой Азии — возможно, в Троаде (2 Тим. 4:13) и возвращен в Рим. На этот раз он был приведен римскими агентами как преступник (2:9), не как в первый раз евреями, по обвинению в некоторых нарушениях еврейского закона. Из всего, что нам известно об обвинении ап. Павла, связано, вероятно, с поджогом Рима: мол, не был ли ап. Павел всемирным руководителем людей, которые были наказуемы за их преступления? Очень легко было обвинить Павла в этом преступлении. Было ли это его обвинением, мы не знаем. Христианская религия была официально объявлена незаконной. Это было одно из последствий преследований Нероном христиан и говорило о прикрывающем его способе. Апостол Павел, во всяком случае, был арестован. Его суд продолжался так долго, что он не надеялся на избавление. Во время ожидания в римской тюрьме «времени отправления», он написал это послание-письмо к Тимофею, своему близкому другу и доверенному сотруднику, увещевая его быть вестником Христа, и просил его скорее прийти в Рим, до зимы (4:21).

Победоносная вера Павла

В то страшное время Павел написал это послание, которое является одной из самых прекрасных глав Писания. Быть казненным

за преступление, в котором он не был виновен. Его друзья отказались от него, оставили его одного на страдания. Идеал, за который он отдал всю свою жизнь, на западе — уничтожен преследованием, а на востоке — приходил в упадок. Но ап. Павел никогда не раскаивался в том, что отдал жизнь на служение Христу и Церкви. Он не имел никакого сомнения в том, что хотя Церковь временно побеждена, в конечном итоге, она будет победоносной. У него не было никакого сомнения в том, что в момент, когда его голова будет отсечена от тела, он сразу же пойдет прямо в объятия к Тому, Которого он любил и Которому служил верно. Это послание — ликующее восклицание умирающего победителя.

Заметки о преследованиях в Римской империи

Преследование, в общем смысле, выражает определенное направление или период систематического нанесения наказания или взыскания за принадлежность к определенной религиозной вере. Притеснение или угнетение отличается от этого. Фараон притеснял евреев, Навуходоносор также. Даниил и Иеремия были преследуемы. Но систематическое преследование началось со времен Римской империи. В общем терпимые к чужестранным религиям, римляне столкнулись с христианством из-за формальностей поклонения Кесарю. В этом факте, согласно В.М. Рамзи, заключается основное объяснение преследований. Преследование началось, как социальная реакция, которая позже перешла в политическую. Доказательства этого предположения можно найти в сохранившихся документах (Деяния Апостолов, «Анналы» Тацита, «Послание 10» Плиния). Государственная политика притеснения была перемеживающаяся и, на основании показаний Тертуллиана, была заметно напугана ростом числа христиан. Много литературы было собрано по вопросу трудной темы о законном основании, на котором власти проводили политику в сфере действий, а также жестокости самих преследований. Если брать во внимание антисемитизм Клавдия в 49 году по Р.Х. (Деян. 18:2), при котором христиане не были различаемы от евреев, то тогда Нерон должен быть рассматриваем как первый гонитель. В 64 году по Р.Х. (Тацит: «Анналы» 15:38) этот император использовал малую христианскую общину как козла отпущения, обвиняя ее в поджоге Рима, хотя все подозревали его самого. Казнь Грабрио и Флавнуса Домицианом в 95 году по Р.Х. и высылка Домитилла за «атеизм», и «идя за традициями евреев» (Дно Кассий 67:44), было мероприятием, направленным против христиан — случай, который подтверждает распространение христианства в высших классах общества в конце первого столетия. Известная переписка Плиния с Траяном в 112 г. по Р.Х. (Плиний: «Послания» 10:96,97) говорит о более умеренном преследовании христиан государством, но совершенно без всякого компромисса. Адриан и Антоний Пни следовали политике, введенной Плинием в Битунии в 117-161 гг. по Р.Х. Марк Аврелий был виновен в жестоком преследовании в Лиане (117 год по Р.Х.). В конце второго столетия, после смерти Септимия Севера, пришел долгий период мира, который был нарушен Максимином Траксом, Децием и Валерианам, но без широко распространенных действий и сильной

решительности. Диоклетиан продолжал принятую теперь политику терпимости до 303 года по Р.Х., когда, под давлением Галерия, он начал последний, короткий период жестокого преследования, описанный Локтантием и Евсевием. (Этот исторический период описан в В.М. Рамзи: «Церковь и Римская империя перед 170 годом по Р.Х.»; Е.Г. Гарда: «Христианство и Римское правительство». Вкратце, социальное положение и историческое значение этого периода описано в «Лекциях Тендейля», 1951-1959 гг. Е.М. Блейклоном: «Христианство, язычество и Рим в Новом Завете»).

Зондерванский Библейский словарь в картинках.

Глава 1.

Я знаю Его

Молитва о Тимофее (3-5). Апостол Павел почти каждое свое послание начинает молитвами и благодарениями: Рим. 1:9-10; 1 Коринф. 1:4-8; 2 Коринф. 1:3-4; Ефес. 1:3; Фил. 1:3, 9:4; Кол. 1:3-10;1 Фее. 1:2-3; 2 Фее. 1:3; «терпением вашим» (4),-очевидно, при их прощании в Триаде (4:3). Когда Павел писал первое послание к Тимофею, он был тогда в Македонии, а Тимофей — в Ефесе. Возможно, что там римские солдаты арестовали Павла и быстро увели его в Рим по унизительному обвинению в поджоге города.

Уверенность Павла (6-14). Он видел Христа. Он страдал за Него. Христос, хотя и невидимый, был несомненной действительностью в жизни ап. Павла, его личный, действительный спутник, и он «знал Его» (12) как лучшего Друга. «Проповедник, апостол, учитель» (И): «проповедник»-глашатай Евангелия для тех, кто никогда не слышал о Нем; «апостол»-с прямым, личным авторитетом от Христа; «учитель»-руководитель христианских общин и наших пресвитеров.

Недовольство в Ефесе (15-18). Это было самым печальным положением в жизни Павла. В Ефесе, где он совершил великий труд и обратил почти весь город ко Христу, лживые учителя взяли всех под свое влияние, преувеличили значение ареста Павла и направили церковь против него в то время, когда он нуждался в их любви и сострадании.

Глава 2.

Совет Тимофею

Не связывай себя житейскими делами (1-7). Апостол Павел советует Тимофею принимать плату за свой труд пресвитера, хотя сам он, в большинстве случаев, отказывался от платы, до того времени, пока церкви были духовно крепки. Возможно, Тимофей был из богатой семьи, но потерял все во время преследований. Будучи сдержанным в этом отношении, он, вероятно, нуждался в таком совете.

Переноси страдания (8-12). Павел в то время переносил самое жестокое страдание; будучи хорошим человеком, он был обвинен в преступлении (19). Но заметьте, все его внимание было обращено на «вечную славу» (10). Цитата (11-13), вероятно, была взята из гимна.

Не вступай в словопрение (14-21). Не извращай правильного значения для поддержки каких-либо других учений; церковь тогда,

отойдет от изучения Слова Божьего. Но на протяжении истории Церкви Господь будет иметь остаток преданных «Своих» верующих- (19).

Будь кротким (22-26). Слово Божье в руках кроткого христианского руководства преодолевает противодействия и сохраняет Церковь на правильном пути.

Глава 3.

Тяжкие времена

Приближение падения (1-14). Решительное старание человечества подорвать проповедь Евангелия и помешать действию Христа было одной из основных тем Нового Завета. Об этом говорилось много раз (Матф. 7:15-23; 2 Фее. 2;1 Тим. 4; 2 Петра 2; Иуда; Отар. 17). Ужасную картину (2-5) состояния Церкви, за исключением коротких периодов улучшения, мы видим до сего времени. «Ианний и Иамврий» (8)-имена волшебников фараона (Мех. 7:11-22). «Листра» (11), где ап. был побит камнями- родина Тимофея, который, возможно, был свидетелем происшедшего случая. «Будут гонимы» (12): мы слышали много раз (Матф. 5:10-12; Иоан. 15:20; Деян 14:22; 1 Фее. 3:4), так что, если это придет, мы должны быть готовы к этому.

Библия (14-17) является противоядием против отступления и развращенности в церковной жизни. Римская церковь отстранила Библию и принесла средневековое темное время. Протестанская церковь вновь открыла Библию, но теперь опять пренебрегает ею. Общее неуважение к Библии в современной церкви, 'просто потрясающе. Многие известные руководители церквей во имя «современной учености» не только пренебрегают Библией, но с большой интеллектуальной гордостью прибегают ко всем доступным способам подорвать авторитет ее божественного происхождения и отбрасывают в сторону как мешанину «еврейского мышления».

Глава 4.

Последнее слово Павла

Торжественное прощальное попечение (1-5). Павел знал, что день его казни приближается. Он сомневался, что вновь увидит Тимофея или будет иметь возможность написать ему снова письмо. Павел умоляет Тимофея обратить свое внимание на день пришествия Господа и проповедовать Иисуса с непрекращающимся усердием. Снова о ложных учителях (3,4). 0, как это мучило Павла! Превратная решительность людей — искажать Евангелие Христа.

Прощальное слово Павла (6-8). Возвышенное провозглашение благороднейшего человека, который когда-либо жил. Сражавшийся на многих полях старый воин креста, вспоминая прошлую тяжелую и горькую борьбу, восклицает с торжественным ликованием: «Я победил». Вскоре после этого палач освободил душу Павла от изношенного и разбитого тела, чтобы ангелы перенесли ее на лоно его любимого Господа. Мы думаем, что любая триумфальная процессия в честь возвращающихся победителей, какую когда-либо видел Рим, — не идет ни в какое сравнение с ликованием в небесах,

когда Павел вошел в вечный дом. Мы можем догадываться, что как только он прибыл в рай, его первым долгом, после встречи с Господом, было — найти Стефана и просить у него прощения.

Личные дела (9-22). Прибыл ли Тимофей в Рим перед казнью Павла (9),-нам это неизвестно. Первая стадия суда над Павлом была закончена (16). Все выглядело так плохо для него, что три из четырех спутников Павла ушли от него. Остался только один Лука (10-11). Пошел ли Тит в Далматию (10) по своему собственному желанию или был послан Павлом, как они планировали об этом в Никополе (Тит 3:12)-неизвестно. Это были страшные дни в Риме. Известные христиане были казнены. Великий христианский руководитель был под судом. Было опасно находиться вместе с ним. «Марк» (11). Павел хотел его видеть. Они были разлучены несколько лет тому назад (Деян. 15:36-41), когда он был с Павлом во время первого тюремного заключения в Риме (Кол. 4:10). Марк и Петр трудились вместе, и если Марк прибыл в Рим, возможно, что Петр был с ним. Согласно некоторым историческим данным, Петр тоже был в Риме, примерно, в то же самое время или чуть позже. «Фелонь» (13): приближалась зима (21) и ап. Павел нуждался в нем. «Книги» (13), возможно, были части Писаний. «Александр» (14), без сомнения, был тот самый Александр, которого Павел «предал сатане» (1 Тим. 1:20), и который теперь имел возможность отомстить. И он это сделал. Он прошел длинный путь из Ефеса в Рим, чтобы свидетельствовать против ап. Павла, что он и сделал с большим успехом. «Львиные челюсти» (17), возможно, была прикрытая ссылка на Нерона или, возможно, это относилось к сатане (1 Пет. 5:8). Трофим (20): здесь дается очень интересная информация о силе Павла совершать чудеса. Во многих местах через него многие получили исцеление. Но одного из своих любимых друзей он не мог исцелить.