Послание к Титу

Глава 1.

Главы 2 и 3.

 

Относительно церквей на острове Крит

Тит

Тит был грек. Он сопровождал апостола Павла в Иерусалим, где Павел возражал против его обрезания (Гол. 2:3-5). Он один из обращенных ап. Павлом ('Гита 1:4).

Несколько лет спустя, Тит был с ап. Павлом в Ефесе, а потом был послан в Коринф для урегулирования некоторых беспорядков и для того, чтобы начать там собирание пожертвований для бедных святых в Иерусалиме (2 Коринф. 8:6,10). Возвратившись из Коринфа, он встретил ап. Павла в Македонии, и после объяснения ситуации был послан обратно в Коринф раньше самого Павла, неся с собой Второе Послание к Коринфянам и прокладывая путь для второго прихода Павла туда, а также, чтобы закончить сбор пожертвований (2 Коринф.2:3,12,13;7:5,6,13,14;8:16,17,18,23; 12:14,18).Тот факт, что Тит был избран для урегулирования положения в Коринфе, указывает на то, что ал. Павел считал его очень способным, умным, тактичным христианским руководителем.

После этого, мы слышим о нем через 7 или 8 лет в послании к 'Гиту, примерно, около 65 года по Р.Х. Он находился на острове Крит. Выражение «оставил тебя в Кроте» (Тит 1:5) показывает, что Павел был с ним там. Корабль, на котором Павел плыл в Рим (Деян. 27), причалил к южному берегу острова Крита, но трудно поверить, что это было то время, когда он оставил 'Гита там. Преобладает мнение, что после освобождения ап. Павла из его первого заключения, примерно, в 63 году по Р.Х., он возвратился на восток, включая и остров Крот, который был в плане посещения. После приведения критских церквей в порядок, 'Гита заменил Артем или Тихик, а сам Тит присоединился к ап. Павлу в Никополе, в западной Греции (Тит 3:12).

Последнее упоминание о Тите находим во Втором Послании к Тимофею 4:10, где говорится, что он из Рима пошел в Далматию. Вероятно, он снова присоединился к ап. Павлу, и был с ним во время ареста, сопровождая его в Рим. Оставил ли он Павла в те тяжелые и одинокие часы, когда тому угрожала опасность, или же Павел направил его закончить евангелизацию на северо-западном побережье Греции — нам это не известно. Будем верить в последнее, так как он был хорошим и великим человеком. Предание говорит о том, что Тит был епископом острова Крота и спокойно умер в преклонном возрасте.

Остров Крит

Остров Крит, также известный как Кандиа, расположен на юго-восток от Греции, между Агейским и Средиземным морями, приблизительно 240 км в длину и от И до 48 км в ширину. Остров гористый, но долины его были плодородные и население многочисленное и богатое. «Остров со 100 городами», место древней и сильной цивилизации, он стал легендарным на закате греческой истории. Труды Артура Еванса и его последователей дали миру сведения о Критской цивилизации в начале нашего столетия. Письмена на примитивном греческом языке были расшифрованы Михаилом Венстрисом.

Самая высокая гора на острове — Ида, которая была известна как легендарное место рождения греческого бога Зевса, родина полулегендарного законодателя Миноса, сына Зевса, и мифического Минотавра. Жители Крита были родственны филистимлянам. Предполагают, что они были тождественные керетинцами (1 Царств 30:14). Они были отважными моряками и известными стрелками из лука, но с очень низкой моральной репутацией.

Начало церкви, вероятно, было основано самими критянами, которые были в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2:11). В Новом Завете не упоминается о посещении апостолами острова Крита, кроме ап. Павла во время его путешествия в Рим (Деян. 27); об этом также говорится в послании к Титу. Так как ап. Павел не был склонен строить на основаниях других, но все таки возможно, что критские церкви были трудом Павла, иначе он не принял бы руководства над ними, как это указано в послании. Возможно, они были плодом его труда в Коринфе или в Ефесе: оба эти города расположены вблизи острова.

Сходство с первым посланием к Тимофею. Предполагают, что Послание к Титу и 1 Тимофею, были написаны приблизительно в то же время, около 65 года по Р.Х. Они, в общем, насыщены одной темой: назначение правильных руководителей. Тит — в Греции, Тимофей — в Ефесе. Проблемы в обоих местах были почти те же.

Глава 1.

Пресвитеры

В надежде на вечную жизнь (2). Апостол Павел, как и ап. Петр (1 Петра 1:3-5), при приближении конца его земной жизни устремлял свои взоры на небеса. Это было непрестанной заботой его проповеди и благородной целью его жизни: величие существования, когда смертное станет бессмертным (1 Коириф. 15:51-55); его сильное желание войти в дом нерукотворенный (2 Коирнф. 5:1-2); его жительство на небе в теле, подобном телу Спасителя (Филин. 3:20- 21); его радость при мысли быть восхищенным и всегда пребывать с Господом (1 Фее. 4:13-18); венец правды, который он получит в «день оный» (2 Тимоф. 4:6-8).

Квалификация пресвитеров (1:5-9). «Пресвитера» (5) и «Епископы» (7) предназначены для одного служения и здесь о них говорится в одинаковых выражениях. Их квалификации, перечисленные здесь, фактически те же самые, которые перечислены в 1 Тимофея 3:1-7.

Лжеучителя (1:10-16). Церкви на острове Крите были переполнены лжеучителями, такими о которых говорится и во 2 Послании Петра 2

и у Иуды, выдавали себя за христианских учителей, — были «гнусны и непокорны» (16). Цитата взята из критского поэта Епименида, жившего 600 лет до Р.Х. «Уста» лжеучителей должны были быть заграждены не силой, но живым провозглашением правды (И). «Целые дома», в действительности здесь имеется в виду целые общины, потому что церкви в то время помещались в домах.

Главы 2 и 3.

Добрые дела

Особое внимание в этом послании уделено «добрым делам». Мы спасены не по добрым делам, но по Его милости (3:5) и оправданы Его благодатию (3:7). Поэтому, мы обязаны быть: «ревностными к добрым делам» (2:14); «показывать в себе образец добрых дел» (2:7); «быть готовыми на всякое доброе дело» (3:1); «быть прилежными к добрым делам» (3:8); «упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам» (3:14).

Одним из обвинений против лжеучителей было то, что они были «неспособны ни к какому доброму делу» (1:6).

Сила благочестивой жизни (2:1-14). Пожилые мужчины, пожилые женщины, молодые женщины, матери, молодые мужчины и рабы должны быть призваны верно исполнять свои обязанности в любом жизненном положении, чтобы противники были посрамлены, не имея ничего сказать' о нас худого (2:8).

Рабы, которых было много среди первых христиан, увещавались быть послушными, усердными, верными так, чтобы их жизнь «украшала» их религиозное исповедание (2:10) и их языческие господа были бы вынуждены прийти к заключению: «Если христианская религия делает рабов такими, то в ней что-то есть».

Благословенная надежда (2:11-14). Ожидание второго пришествия Господа побуждает нас к благочестивой жизни в этом мире. Об этом упоминается почти в каждой из книг Нового Завета.

Послушание светским властям (3:1-2)-это основная христианская добродетель. Граждане неба должны быть хорошими гражданами земного правительства, под которым они живут (Рим. 13:1-7); 1 Петра 2:13-17).

Родословия (3:9), о которых говорится здесь, а также в 1 Тимофею 1:4, были распространены среди учений лжеучителей, которые в то время наводняли церкви на острове Крите и в Ефесе. Вероятно, они основывали свои притязания в учениях на родословии Давида и таким образом родства с Христом, имея некоторые знания из Евангелия. Их ложное учение было основано на трудно понимаемых толкованиях мест в родословии.

«Еретик» (3:10). После попытки вразумить лжеучителя, избегай его. «Артем» (3:12) нигде больше не упомянут. Предание повествует, что он был епископом в Листре. «Тихик» (12) был в Азии (Деян. 20:4). Он или Артем занял положение 'Гита на острове Кроте. «Никополь» (12), в Греции, приблизительно около 160 км на северо-запад от Коринфа (см. замечания о Павловых позднейших передвижениях в Деяниях 28:31). «Энна» (13); больше нигде о нем не упоминается. Он был еврейским переписчиком или греческим адвокатом. «Аполос» (13; Деян. 18). Вероятно, он и Энна, по пути в неизвестное место, принесли это письмо 'Гиту.