Послание к Евреям

Глава 1:1-4.

Глава 1:4-14.

Глава 2:1-8.

Глава 2:9-18.

Глава 3:1-6.

Глава 3:7-19.

Глава 4:1-11.

Глава 4:12-13.

Глава 4:14-16.

Глава 5:1-10.

Глава 5:11-14.

Глава 6.

Глава 7:1-10.

Глава 7:11-12.

Глава 7:13-28.

Глава 8.

Глава 9:1-14.

Глава 9:15-28.

Глава 10:1-25.

Глава 10:26-39.

Глава 11.

Глава 12.

Глава 13.

 

Последний Божий призыв к евреям Христос-автор Нового Завета Славная будущность человека

Кому адресовано послание

Это послание не указывает лиц, к которым оно было направлено. По своему содержанию это было обращение к евреям, поскольку в нем разбираются вопросы об отношении Христа к левитскому священству и Христа — к жертвоприношениям в храме. Оно было направлено к еврейским христианам, проживавшим в Палестине, и особенно находившимся в Иерусалиме.

Автор

В английской Библии, переведенной еще при короле Джеймсе, в оглавлении стоит: «Послание апостола Павла к Евреям». В американском пересмотренном переводе Библии «Послание к Евреям» дается без имени автора, потому что в древнейших манускриптах, найденных со времени этого периода, авторство послания нигде не было указано.

Восточная церковь с самого начала признавала авторство Павла. Также и западная церковь уже с четвертого века признавала, что это послание-труд ап. Павла. Евсевий считал автором этого послания Павла. Тертуллиан назвал это послание «Посланием Варнавы». Климент Александрийский считал, что послание написано Павлом, но Лука перевел его на греческий язык (и действительно, это послание написано высоко литературным греческим языком). Ориген считал Павла возможным автором послания. Лютер подозревал, что Аполлос был автором послания, на что, конечно, нет никаких древних доказательств. Рамзей предлагал считать автором послания Филиппа; Харнак и Рендел Гарно считали автором Прискиллу. Феррар Фестон думал, что никто другой, как только Павел мог написать это послание. Первоначально оно было написано на древнееврейском языке, а после, с помощью одного из своих помощников, он перевел его на греческий. В общем, первоначальный взгляд, которого придерживались столетиями, что автором послания был Павел, и сейчас еще преобладает.

Время написания

Можно с уверенностью сказать, что «Послание к Евреям» было написано до разрушения Иерусалима, которое произошло в 70 году

по Р.Х. Если Павел писал его, то очевидно, что оно было написано из Рима, где-то в 61-63 годах.

Само собой понятное, но не обязательное значение слов: «Приветствуют вас италийские», говорит, что оно было написано в Италии.

Тимофей был с автором этого послания. Он ходил с Павлом в Иерусалим (13:23; Деян. 20:4), откуда проводил его в Рим (Колос. 1:1). Он только что был освобожден, и Павел послал его назад, на восток (Филин. 2:19,24) надеясь, что вскоре он сам придет туда. Это выглядит так, что он и Тимофей планировали возвратиться в Иерусалим (13:23,19).

Это было в то время, когда Иаков-старший пресвитер Иерусалимской церкви — был убит, примерно в 62 году по Р.Х. (см. стр. 653). Павел и Иаков были хорошими друзьями. Три года перед этим Павел был в Иерусалиме. Предполагают, что услышав о смерти Иакова, он написал послание к пресвитерам церкви, теперь оставшейся без пастора, чтобы помочь им утвердить верующих и подготовить их к надвигающемуся страшному времени.

Если это предположение верно, тогда вполне понятна причина, почему послание было отправлено без упоминания имени Павла: ведь было известно, что Павел не пользовался большой популярностью в Иерусалиме.

Так как пресвитерам было известно, кто написал послание, то оно приобрело большой вес, когда его читали по церквам без упоминания имени Павла. Послания Нового Завета были написаны, чтобы их читали в церквах, чего ныне часто не делают.

Цель послания

Одной из основных целей этого послания было, как мы думаем, — подготовить еврейских христиан к приближающемуся падению Иерусалима. После принятия Иисуса как их Мессии, они продолжали ревновать по обрядовым служениям в храме и жертвоприношениям, думая, как мы предполагаем, что их любимый город под властью их царственного Мессии вот-вот сделается столицей мира. Но в действительности их ожидало большое потрясение: под нажимом римской армии святой город будет разрушен до основания и храмовые ритуалы прекратятся.

Это послание было написано для того, чтобы объяснить им, что жертвы животных, к которым они так ревностно привязаны, не имели уже никакого значения, и что заклание вола или ягненка не может снять с человека сделанных им грехов. Что жертвы будут приноситься бесконечно, то это Богом не было предусмотрено. Они были в плане как прообраз Христовой жертвы. И теперь, когда Христос пришел, они больше не могли служить их первоначальному назначению.

Большое сходство с Посланием к Римлянам.

«Послание к Римлянам» было адресовано в столицу языческого мира, а «Послание к Евреям» — в столицу еврейского народа. Бог

основал и питал этот народ на протяжении столетий, намереваясь' через один народ дать благословение всем народам посредством Великого Царя, Который выйдет из одного народа, чтобы править всеми народами мира. Но вот Царь пришел. Послание к Римлянам говорит об отношении Царя к Его всемирному Царству и основании их верности Ему. Послание к Евреям показывает отношение Царя к одному народу-народу, из которого Он произошел.

Литературное совершенство послания

Кто бы ни был автором послания, но как литературная жемчужина-оно превосходно, хорошо организовано и логично. Оно написано в уравновешенных и созвучных предложениях удивительной точности, поднимающихся к изумительным высотам ораторского искусства.

Глава 1:1-4.

Божественность Иисуса

Вступительное предложение, которым начинается послание-это одно из самых лучших мест Библии, по своему величию занимающее место рядом с вступительными предложениями книги Бытия и Евангелия от Иоанна. Иисус, Его божественность. Его невыразимая слава, Творец, Хранитель и Наследник вселенной. Христос, по вечному определению Бога, раз и навсегда, совершил Собой очищение грехов и принес человеку вечное спасение.

Глава 1:4-14.

Христос в сравнении с ангелами

Главным намерением послания было доказать, что Христос является исполнителем, а не администратором системы, данной Богом через Моисея. Христос сравнивается с ангелами, через которых был дан закон (Деян. 7:53), с законодателем Моисеем и с левитским священством, через которое закон проводился в жизнь.

Послание указывает, что люди в плане творения находятся на ступени, высшей чем ангелы. Духи человеческие и духи ангельские — не одно и то же. Мы не становимся ангелами, когда умираем. Ангелы как здесь, так и в небе являются служителями (14) спасенных людей. Ангелы поклоняются Христу, как и мы (6).

Глава 2:1-8.

Не ангелы, а человек-господин будущего мира

В стихе 7 о человеке сказано, что он не много унижен пред ангелами, хотя в 1:14 ангелы названы слугами наследников спасения. Во втором Послании Петра 2:11 об ангелах говорится, что они превосходят людей своей крепостью и силой. В стихе 9 сказано об Иисусе, что Он не много был унижен пред ангелами. То же самое говорится в стихе 7 о человеке. Какая бы ни была природа ангелов в сравнении с человеком — это место проливает свет на величие Богом совершенного искупления рода человеческого.

Обратите внимание на ужасное предостережение в стихах 2 и 3, что

если непослушание ангелов было опасным, то насколько опасно пренебрежение словами, сказанными Христом.

Глава 2:9-18.

Единство Христа с человеком

Бог сотворил человека, чтобы тот господствовал над всем творением (6-8). Но это еще не теперь. В этом промежутке времени Христос стал единым с человеком, разделяя с ним его искушения, страдания и даже смерть, чтобы дать возможность человеку стать единым с Ним, разделить с Ним Его природу и Его владычество. Благодаря этому. Христос ныне увенчан славой и честью.

И теперь человек в своем старании стать единым со Христом, подготовляет себе славное наследство; он имеет уверенность, что Христос есть милостивый и благой, сострадающий и скорый помощник для тех, кто любит Его (17,18).

Глава 3:1-6.

Христос в сравнении с Моисеем

Многие еврейские христиане, в их младенческом состоянии (5:11- 13), еще не совсем уяснили себе, в каком отношении находится Христос к Моисею. Они еще думали о Моисее, как законодателе, а о Христе, как об исполнителе. Который подчинит Моисееву закону все народы: Моисей первый, а потом — Христос. Но в действительности, Христос стоит несравненно выше Моисея, подобно тому, как наследник и собственник дома стоит выше слуг.

Глава 3:7-19.

Предостережение против неверия

«Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Будем трезвится, чтобы не впасть в неверие и неповиновение. Это предостережение является главной темой послания и повторяется возрастающей серьезностью в 6:4-6 и 10:26-29.

В пример ставятся израильтяне, которые будучи избавлены от египетского рабства с великими знамениями и чудесами, никогда не достигли Обетованной Земли (3:16-19). Если они потерпели неудачу из-за непослушания слову Моисея, то на что могут надеяться те, которые не послушают Христа?

Опасность отступничества среди еврейских христиан была неизбежной и серьезной. Возможно, что автор послания имел в виду приближавшееся разрушение Иерусалима — самое ужасное бедствие в еврейской истории, которое могло побудить евреев к потере веры в Иисуса.

Глава 4:1-11.

Ханаан является прообразом неба Те, которые вошли в Обетованную Землю под предводительством Иисуса Навина, нашли земное пристанище-землю свободы и изобилия. Это была земная картина небесной родины в потустороннем мире вечности.

Глава 4:12-13.

Сила Божьего Слова

Слово Божье живое и действенное, имеет силу проникнуть в самые глубины человеческого сердца, отделить и видеть любое намерение, желание, цель, решение и определить их действительную цену, тогда как сами мы едва ли знаем наши собственные намерения. израильтяне не вошли в Обетованную Землю, потому что пренебрегли Словом Божьим (3:17; 4:11). Наша наивысшая цель, — достичь Обетованную Землю, небесную родину, — заключается в послушании Слову Божьему. О, ели бы только церкви могли осознать, что давая Слову Божьему надлежащее место в своих богослужениях, они обрели бы великую силу. Но увы!… О, как необходимо все остальное отодвинуть в сторону и дать место Слово Божьему!

Глава 4:14-16.

Христос, наш Первосвященник

С этого места начинается основная тема послания: Христос в сравнении с левитским священником. Эта тема продолжается до 10 главы.

Глава 5:1-10.

Христос в сравнении с левитским

священником

Те священники были из колена Левиина, Христос же был из колена Иудина. Их было много — Он был Один. Они приносили в жертву животных — Он принес Самого Себя. Они умерли, а Он живет.

Глава 5:11-14.

Неспособность слышать

Здесь мы имеем личное обращение к тем, кому это послание было первоначально адресовано. В прежнее время они были ревностными в служении святым (6:10), но теперь они забыли даже начальные принципы Евангелия (5:12).

Если традиционно принятый взгляд верен, что это послание было адресовано иудейской церкви, то тогда это место, очевидно, указывает на понижение духовности и братских отношений в иерусалимской церкви, описанное в Деяниях Апостолов 4:32-35. Послание Иакова, написанное незадолго перед тем, намекает на мирскую, самолюбивую церковь.

В продолжении сравнительно короткого времени, многие тысячи евреев приняли Христа как своего Мессию (Деян. 21:20), все еще придерживаясь старой материалистической идеи мессианского царства, которое должно было быть политическим, где еврейский народ во главе с Мессией будет управлять миром. Как видно, их христианская вера, в основном, по природе своей, была политическим лозунгом.

После смерти Иакова эта идея, по-видимому, начала сильно доминировать в иерусалимской церкви, и это вынудило автора послания сказать им, что они, вместо того чтобы быть учителями христианского мира, как и надлежало быть Матери — Церкви, — сами нуждались, подобно малым детям, в наставлении в начальных принципах Евангелия Христова (5:12).

Глава 6.

Предостережение против отступничества

Послание намекает, что Иерусалимская церковь, в своем большинстве, пала с высшего стандарта христианской жизни, которой они некогда жили, и вот это большинство уклонилось от целей, к которым они должны были ревностно стремиться.

Падение христианина, о котором говорится в 6 стихе, может быть частичным или же полным, подобно тому, как если бы человек упал с высокого дома на выступ карниза или же летел до самой земли. Если отступничество является частичным, то тогда еще есть надежда. Но при полном отступничестве восстановление может оказаться невозможным.

Грех, о котором здесь идет речь, может быть подобен непростительному греху, о котором упоминает Иисус (Матфея 12:31,32 и Марка 3:28-30), скрытый смысл которого состоит в том, что чудеса, творимые Христом, приписывались сатане. Этот грех (Луки 12:9-10) связан с отрицанием Иисуса. Он может совершаться человеком и вне церкви. Грех, на который здесь делается упор, это падение верующего. Сущность смертельного греха, совершаемого верующим или человеком вне церкви, состоит в преднамеренном и окончательном отвержении Христа. Это напоминает нам человека, находящегося на дне колодца, которому опустили веревку для спасения, но он беспрерывно отрезал бы ее выше того места, которого он не может достичь. Делая это, он отрезал бы единственную надежду на свое спасение. Для отвергающих Христа никогда не будет другой жертвы за грех (10:26-31). Эти люди должны будут понести наказание за свои грехи.

Противопоставляя этому ужасному предупреждению об отпадении от Христа, автор послания с уверенностью говорит, что те, кто останется верными и преданными Христу, надежде вечного спасения, покоятся на нерушимом и твердом основании непреложных Божьих обетований, данных всем, кто доверяется Ему (6:9-20).

Глава 7:1-10.

Мелхиседек

Христос-священник по чину Мелхиседека. Это значит, что Иисус не был левитским священником. Его священство было подобно священству Мелхиседека — личности далекой древности, почти на 600 лет предшествовавшему левитскому священству. Мелхиседек был священником более великим, чем левитские священники. Он был больше даже Авраама: ему Авраам и еще не родившиеся левитские священники, бывшие в чреслах Авраама, принесли десятину. О Мелхиседеке упоминается в книге Бытие 14:18-20. Он был царь Садима, священник Бога Всевышнего. Он — царь и священник.

Еще до Моисея жертвы приносились главами семейств. Священником каждого семейства был отец, или дед, или прадед, то есть старший по отцовской линии. Но когда семьи перерастали в

племена, то глава становился царем племени, равно и священником.. И поэтому он был царем-священником, или священником-царем.

Во время Моисея, когда совокупность семейств Богом избранного народа переросла племенные рамки и выросла в народ, то тогда этот народ был организован. Тогда было отведено место для жертвоприношений, предписаны ритуалы и был создан специальный наследственный орден мужчин, которые действовали, как священники. Это было колено Левиино.

'После этого, другое семейство было отделено, чтобы из него происходили цари. Это было семейство Давида. Царь управлял народом. Священник — как посредник между Богом и человеком- приносил жертвы. Одно семейство снабжало народ царями, другое — священниками. Но Христос родился и соединил в Себе служение Царя и Священника, как Мелхиседек.

Что же значит: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни?…» Это не значит, что так было в действительности, но так выглядит в записях Ветхого Завета. Левитские священники были священниками по наследственному происхождению от Левия, но Мелхиседек, без родословной, был призван в то время священником всего человеческого рода. Согласно древнееврейской традиции, -это был Сим, который еще жил в дни Авраама, но было также известно, что самым старым человеком, жившим в то время, был Мелхиседек. Здесь перед нами окутанная тайной, обособленная картина седой старины и прообраз грядущего вечного Священника-Царя.

Глава 7:11-12.

Левитское священство было временным

Оно было несовершенным, и приносимые им жертвы были недостаточны, чтобы уничтожить грех (10:4). Оно было телесным: это значит, что они были священниками лишь в силу их принадлежности к определенному колену, их духовные качества не принимались во внимание. Также завет, под которым они оперировали, уступал место другому завету.

Глава 7:13-28.

Христово священство — вечное

Левитские священники приносили жертвы ежегодно. Христос умер однажды за всех. Их жертвы были бесполезны. Он же удалил грех навсегда. Христос-Ходатай вечного завета и бесконечной жизни — жив.

Слово вечный — одно из излюбленных слов послания. Вечное спасение (5:9). Вечный суд (6:2). Вечное искупление (9:12). Вечный Дух (9:14). Вечное наследство (9:15). Вечный завет (13:20). Это также излюбленное слово в Евангелии от Иоанна.

Глава 8.

Новый Завет

Христос принес человечеству Новый Завет. Первый Завет, покоившийся на служении в скинии и на Десяти Заповедях, отвечал своим целям (9:1-5). Закон был написан на каменных скрижалях (9:4).

Христов закон написан на наших сердцах (8:10). Первый завет был временным — Христов Завет вечен (13:20). Первый завет был утвержден на крови животных-Христов Завет утвержден на Его собственной крови (10:29). Это был лучший Завет, с лучшими обетованиями и основан на неизменном Слове Божьем (6:18).

Слово «лучший» часто употребляется в послании. Лучший Завет (8:6). Лучшие обетования (8:6). Лучшая надежда (7:19). Лучшее наследство в небесах (10:34). Кровь, говорящая лучше, нежели Авелева (12:24). Лучшая страна-небо, а не Ханаан (11:16). Лучшее воскресение, чтобы уже больше не умирать (11:35).

Глава 9:1-14.

Христос и Скиния собрания

Скиния была святилищем земным. Истинная, нерукотворная скиния-это небо (9:1,11,24). Первосвященник входил в скинию только однажды в год. Христос же вошел раз и навсегда (7:12). Первосвященник получал искупление ежегодно. Христос же приобрел вечное искупление (10:3; 9:12). Первосвященник приносил в жертву кровь животных — Христос пожертвовал Своей собственной кровью (9:12). Жертвы, приносимые первосвященником, очищали плоть-Христова жертва очищает совесть (9:13,14).

Глава 9:15-28.

Новый Завет

Новая заповедь здесь названа «Новым Заветом». Завет-это завещание, оставляемое для наследников; оно становится правомочным лишь после смерти завещателя. Новый Завет-это завещание, которое Христос сделал для Своих наследников. Оно вошло в силу после Его смерти, которой Он искупил грехи.

Отсюда вышло название двух разделов Библии: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет-это договор об условиях исполнения закона. Новый Завет-это описание завещания Христа. Обильное употребление крови в ритуалах Ветхого Завета служило прообразом срочной необходимости некой великой жертвы за человеческие грехи (9:19-22).

Раз и навсегда (26-28). Христос принес Себя в жертву раз и навсегда (7:27). Раз и навсегда вошел Он в небесное святилище (9:12). Раз и навсегда Он удалил грех (9:26). Человеку надлежит однажды умереть (9,27). Верующие освящены раз и навсегда жертвой Христа (10:10). Христос однажды принес Себя в жертву; во второй раз Он явится за ожидающими Его наследниками (9:28). Пришествие Христа здесь названо Его Вторым Пришествием.

Глава 10:1-25.

Грех устранен навсегда

Нет нужды в дальнейшем жертвоприношении. Смерть Христа вполне достаточна, чтобы уплатить собой за все прежние грехи и за те грехи, которые мы, по своей слабости, можем совершать в нашей ежедневной жизни. Бог может теперь простить, и Он прощает тем, которые полагают свое упование на Христа.

Будем же крепко держаться Христа (10:23). Он, и только Он один — наша надежда и наш Спаситель.

Глава 10:26-39.

Отверженце Христа

Здесь дается еще одно страшное предостережение против отпадения от Христа, подобно предостережению 6:1-8. Это обращение к верующим, которые прежде служили зрелищем для других в их страданиях за имя Христово, которые отдали все в их .сочувствии своим друзьям-страдальцам (10:32-34), и вот теперь некоторые из них теряют интерес ко всему, что относится к Христу 10:25).

Здесь указывается, что было достаточно одной жертвы за грех и никогда не будет другой. Тот, кто не воспользовался тем, что Христос сделал для него на кресте, может открыто сказать: «Прощай, Боже, навеки» и идти своим путем, неся наказание за свой собственный грех (10:27-31).

Глава 11.

Герои веры

 Вера Авеля: он принес первую жертву за грех (11 :4; Бытие 4:1-15). Вера Еноха: он ходил с Богом и был переселен в небо (11 :5,6; Бытие 5:22,24).

Вера Ноя: он построил ковчег, когда никто не верил, что этот ковчег будет употреблен (11:7; Бытие 6:14-22).

Вера Авраама: он искал города, строителем которого был Бог, и был готов принести в жертву своего сына, веря, что Бог может воскресить его из мертвых (11:8-10;17-19; Бытие 12:1-7,22).

Вера Сарры: она верила в то, над чем вначале смеялась, считая это невозможным (11:11,12; Бытие 17:19;18:11-14).

Вера Исаака: верой он предвозвестил будущее (11:20; Бытие 27:27- 29).

Вера Иакова: он верил, что Бог исполнит Свои обетования (11:21; Бытие 49).

Вера Иосифа: он заповедал, чтобы его кости были похоронены в Ханаане (11:22; Бытие 50:25).

Вера Моисея: верой он предпочел страдать с народом израильским, ею он оставил Египет, совершил Пасху, перешел Красное море, видел Невидимого (11:23-29;12:21,50;14:22-29).

Вера Иисуса Навина: по вере пали стены Иерихона (11:30; Не. Пав. 6:20).

Вера Раави: она соединила свою судьбу с народом израильским (11:31; Не. Пав. 2:9; 6:23).

Вера Гедеона: верой победил многочисленную армию врага (11 :32; Кн. Судей 7:21).

Вера Барака: он покорял царства (11:32; Кн. Судей 4). Вера Соломона: из немощного превратился в сильного (11:32,34; Кн. Судей (16:28).

Вера Иеффая: он побеждал армии (11:32,34; Кн. Судей И). Вера Давида: он получил обетование (11:32,33; 2 Царств 7:11-13). Вера Даниила: его вера заграждала уста львам (11:32,33; Даниила 6:22).

Вера Перемни: она давала силу переносить пытки (11:32,35; Порем. 20:2).

Вера Илии: верой он воскрешал мертвых (32,35; 3 Царств 4:8-37). Вера Елисея: верой воскрешал мертвых (11:32,35; 4 Царств 4:8-37).

Вера Захарии: он терпел до смерти, когда его побивали камнями (11:32,37; 2 Пар. 24:20,21). Вера Исаии: он был перепилен? (11:32,37; предание).

Глава 12.

Взирай на Христа

Ободренные примером тех, кто в прежние времена победоносно проходили свое поприще для Бога, и тех, кто теперь затаив дыхание, с пристрастным интересом наблюдают за сражением новорожденной Церкви, — бегущие на ристалище призваны взирать на цель, напрягая каждый нерв и мускул, чтобы победить (12:1-2).

Не отвергайте страдания, потому что наказания — это один из способов, посредством которого Божьи святые совершенствуются (12:3-13).

И будьте очень осторожны, чтобы ничем не оскверниться и тем самым не продать своего первородства (12:14-17).

Синай и Спои (12:18-29). Внушающие ужас манифестации торжественного заключения Ветхого Завета противопоставляются небесным дружеским взаимоотношениям Церкви: одно обширное братство, в котором святые на земле и духи искупленных, бесчисленные тьмы ангелов находятся в сладком и таинственном общении вокруг Божьего трона во веки веков (12:22-24).

Глава 13.

Чудесные призывы

Это послание, хотя и дискуссионного характера, оканчивается нежным призывом к своим читателям — быть лояльными к Христу и следовать за Ним на всех путях жизни, особенно в братской любви, в доброте, чистоте, великодушии, с неустанными молитвами и непоколебимой верой в Бога.

Подобно тому, как через Малахию было произнесено последнее в Ветхом Завете слово к народу, призванному явить Мессию миру, так и Послание к Евреям является последним словом к народу — после пришествия Мессии. Оно было написано незадолго до того как еврейское государство было сметено падением Иерусалима — одним из самых потрясающих событий всей истории человечества.

Разрушение Иерусалима

Еврейские войны начались в 66 году по Р.Х., когда этот народ восстал против Рима. В 70 году, во время праздника Пасхи, римская армия под предводительством Тита подошла к стенам Иерусалима. Были сделаны земляные насыпи, поставлены стенобойные орудия- и осада началась.

Римская армия насчитывала 30 тысяч солдат, а еврейская-24 тысячи. Согласно историку Тациту, город был наполнен 600 000 людей, пришедших в Иерусалим на праздник Пасхи. После пятимесячной осады стены города пали, храм был сожжен; город лежал в развалинах, опустошенный; лишь три большие башни Ирода, на северо-западной стороне города, были оставлены памятниками массивной силы укреплений, разрушенных Тотем.

Римская армия двинулась вниз, к Кесарии. Свыше миллиона, евреев было убито, а 95 000 было взято в плен, и среди них историк Иосиф Флавий. Евсевий говорит, что христиане при появлении римской армии, будучи предупреждены, бежали за Иордан, в Пеплу.

Позднейшая история Иерусалима

В следующие 50 лет Иерусалим как бы исчез со страниц истории. В 135 году по Р.Х. Варкошева, мнимый мессия, поднял восстание, овладел городом и пытался отстроить храм. Восстание было подавлено римской армией. 580 000 евреев было убито, и Иудея была опустошена. Евреям запрещалось под угрозой смертной казни входить в Иерусалим. На месте, где когда-то стоял храм Божий, был воздвигнут храм Юпитера.

В царствование Константина (326 года по Р.Х.) храм Астарты был снесен с того места, где ныне находится гроб Господень, и город вновь стал главным христианским центром.

В 5 веке он стал местом пребывания одного из пяти патриархов. Эти патриархи имели доминирующее влияние на христианский мир. Остальными четырьмя городами пребывания патриархов были: Рим, Константинополь, Антиохия и Александрия.

В 637 году Иерусалим попал в руки магометан и оставался, за исключением 100 лет крестовых походов, магометанским городом вплоть до 1917 года, когда он был возвращен под контроль христиан.