2. Каковы источники познания?

С точки зрения ислама, источники познания состоят из природы, или пространственных знамений, человека, или одухотворенных знамений, истории, или социальных событий в жизни народов, ума, или фундаментальных принципов и основ человеческой сущности, чистого сердца и научных работ предшественников.

Коран во многих айатах призывает всматриваться в природу земли и неба:

«Скажи: «Задумайтесь о том, что на небесах и на земле» (сура «Йунус» (Иона) — 10:101).

Коран призвал и к размышлению об истории ушедших народов в качестве урока для себя:

«Разве, когда они странствовали по земле, их сердца не разумели или же уши не внимали (тому, что происходит вокруг)?» (сура «Аль-Хадж» — 22:46).

Коран с уважением относится к разуму и сущностным основам сознания, опираясь на них в своей аргументации:

«Земля и небо сгинули бы, если бы на них были другие боги, кроме Аллаха» (сура «Аль-Анбийа» (Пророки) — 21:22).

В другом месте Коран говорит:

«Аллах не породил сына, и нет наряду с ним (другого) бога. А если бы не так, то каждый бог уносил бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Пречист Аллах от того, что приписывают (неверные) Ему» (сура «Аль-Му‘минун» (Верующие) — 23:91). Это доказательство гармонии и единства направления движения мироздания.

Коран рассматривает сердце в качестве источника ряда вдохновений и Божественных внушений. Каждый человек в силу своих усилий по сохранению в чистоте этого источника, обращения его к Богу и наполнению его духовностью посредством искренности и подчинения Ему получает то же количество вдохновения и внушения. Откровение, данное пророкам, было сильнейшим проявлением этого вида знания. Коран отметил также ценность письменной культуры, которой даже поклялся: «Нун. Клянусь каламом и тем, что пишут» (сура «Аль-Калам» (Письменная трость) — 68:1).