С точки зрения мировоззрения

Эта книга, которая представляет собой введение в исламское мировоззрение, в первую очередь занимается именно этой темой, которая проходит красной нитью через все другие темы, обсуждаемые в ней. Однако для соблюдения стройности мысли и повествования кратко остановимся в этой главе и на особенностях исламского мировоззрения.

1. Сущность мира – это сущность данного Им. Реальность мира – от Него. Есть разница между этим понятием и тем, как что-либо происходит от чего-либо, но вся его реальность не относится к источнику его создания (например, сын в отношении матери, когда его реальность не может истолковываться только как приложение к реальности родителей в связи с ними). Сущность же мира имеет другой характер: вся его реальность находится в связи с Богом. Реальность мира, все добавление в нем и все отношения в нем в отношении Бога равны. Именно это и означает «сотворенность». Если бы это было иначе, то мы бы говорили о рождении, или порождении, а не о сотворении (а ведь Господь не рожден и не рождает). В этом случае не имеет значения, есть у мира временное начало или нет. Если у мира есть начало во времени, то его реальность от Бога имеет определенные рамки. Если же у мира нет временного начала, то и у его реальности от Бога рамок и ограничений нет. Временная ограниченность и неограниченность не оказывает никакого влияния на реальность создания мира и его бытия от Бога.

2. Мир, имеющий реальность от Бога и являющийся «сущностным производным», обладает и временным обновлением, а именно, представляет собой изменчивую и подвижную структуру, а то и самодвижение, что делает его постоянным явлением, которое непрерывно находится в процессе создания. Он постоянно воссоздается и уходит в небытие. Нет ни минуты, когда бы мир не воссоздавался и не исчезал.

3. Реальности этого мира – это реальности другого мира на более низком уровне, мира, который называется миром сокровенного. Все что в этом мире представляется предопределенным и ограниченным, в первоначальном мире имеет необусловленное и неограниченное существование. Коран называет это существованием в виде сокровищницы:

«Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере» (сура «Аль-Хиджр» — 15: 21).

4. Сущность этого мира заключается и в направленности к Богу: мир не только от Бога, но и движется к Нему. Иными словами, мир в своей совокупности сначала совершил нисхождение, после чего начал восходящее движение к Богу. Все принадлежат Богу и возвращаются к нему.

«К Аллаху возвращается все сущее» (сура «Аш-Шура» (Совет) – 42:53). «Их конец в возвращении к твоему Создателю» (сура «Ан-Нази‘ат» (Исторгающие) – 79:44).

5. Строй мира основан на причинно-следственных связях. Только посредством особых причин и предпосылок распространяется милость и предопределение Аллаха на каждое существо.[17]

6. Строй причинно-следственных отношений не ограничивается исключительно материальными и физическими вопросами. В материальной ипостаси мира его причинно-следственные связи материальны, а в его духовно-небесной ипостаси – духовны. Между Материальным и духовным строем противоречия нет. Каждый из них занимает свое место в бытии. Ангелы, дух, доска для письма, калам и небесные книги суть инструменты и средства, с помощью которых по велению Создателя исполняется Божественная воля.

7. Миром управляет целый ряд ненарушимых традиций и законов, которые являются необходимым условием существования мира причинно-следственных связей.

8. Мир – это направляемая реальность; так же направляема и его эволюция. Все частицы мира, на каком бы уровне они ни находились, обладают светом направления. Инстинкты, чувства, рассудок, вдохновение и Откровение – все это различные уровни общего направления мира.

«Он сказал: «Наш Господь – тот, кто сотворил все сущее, а потом указал ему прямой путь» (сура «Та Ха» — 20:50).

9. В мире есть добро и зло, согласованность и несогласованность, щедрость, отказ и скаредность, свет и тьма, движение и развитие, спокойствие и застой. Но самое главное здесь наличие добра, согласованности, щедрости, света и движения. Зло, противоречия, запрещение, тьма и застой – это вторичные, паразитические явления. В то же время именно эти вторичные и паразитические явления играют основную роль в появлении благотворительности, гармонии, в щедрости, в свете, движении и развитии.

10. Так как мир является живым образованием, то есть осмысленной силой, и его упорядочивают и им управляют, с точки зрения отношений между человеком и миром, он представляет собой мир действия и реакции на действие. Иными словами, мир не безразличен к доброму и плохому в человеке. И в этом мире (кроме того, что будет в загробной жизни) имеет место воздаяние, поощрение и наказание. Ведь восхваление (Бога) и ересь – это не одно и то же.

«Если вы будете благодарны, то Я непременно умножу вам (милость). А если будете неблагодарны, то ведь наказание Мое сурово» (сура «Ибрахим» (Авраам) — 14:7).

Али (мир с ним!) говорил:

«Если ты сделал кому-то добро, а тот не поблагодарил тебя, это не должно отвратить тебя от добрых дел, ибо вместо него тебя отблагодарит кто-либо другой, кому ты не сделал ничего доброго. Ты получишь от того незнакомца больше, чем потерял от неблагодарного человека. Ведь Господь любит благодетелей».

11. Итак, мир в своей совокупности является взаимосвязанным, живым организмом. Не ожидай, что тебя отблагодарят за твое благодеяние там, где ты сделал доброе дело. Ответное благо ты можешь получить и там, где его совсем не ожидаешь. Почему? Потому что в мире есть Бог, который любит благодетелей.

Сделай добро и брось его в реку Тигр,

Господь вернет тебе его в пустыне.

После этого мира находится другой мир. Тот мир – мир вечности и воздаяния за благодеяния и грехи.

12. Человеческая душа – это вечная реальность. Человек не только восстает живым на Страшный суд, но и в промежутке между этим миром и воскресением на Страшном суде обладает определенным видом жизни на переходном этапе (Барзах), причем эта жизнь более сильная и совершенная, чем та, что была у человека в этом мире. Около 20 айатов Корана свидетельствуют о жизни человека между смертью и Страшным судом, тогда как тело его в это время разлагается и уничтожается.

13. Первичные принципы жизни, то есть принципы человечности и морали, постоянны и извечны. Изменяются и носят относительный характер не основные (усул), а второстепенные принципы (фуру). Ведь невозможно такое, чтобы человечность в одну эпоху была такой, а в другую эпоху совершенно другой (например, чтобы человечность одной эпохи олицетворялось Абузарром, а другой – Муавией). Но принципы, согласно которым Абузар – это Абузар, Муавия – Муавия, Муса – Муса, а фараон – фараон – это вечные принципы.

14. Истина также вечна. Научная истина – при условии, что это полностью истина – является истиной навсегда. Если же это ошибка, то это всегда ошибка. Если часть ее истина, а часть – ошибка, то истинная часть всегда истинна, а ошибочная – всегда ошибочна. Изменяется и подвергается метаморфозам реальность, причем реальность материальная. Однако истина, то есть мысли и субъективные убеждения человека, постоянны в своей согласованности или несогласованности с реальностью.

15. Мир, земля и небеса основаны на истине и справедливости: «Мы создали небеса и землю и то, что между ними, в истине и на предопределенный срок» (сура «Аль-Ахкаф» (Пески) — 46:3).

16. В этом мире Божественная традиция основана на победе истины над ложью. Побеждает истина и те, что придерживаются ее.

«А в Нашем слове Нашим рабам-посланникам было уже изречено, что им непременно будет оказана помощь. И, воистину, Наше войско всегда одерживает победу» (сура «Ас-Саффат» (Выстроившиеся в ряд) – 37:171-173).

17. Люди равны между собой в силу самого творения. Никто в силу творения не получает юридических преимуществ перед другим. Благородство и достоинство заключается в трех вещах: знание («Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» – сура «Аз-Зумар» (Толпы) — 39:9),джихад во имя Бога («Аллах отличил усердствующих от отсиживающихся дома великим вознаграждением» – сура «Ан-Ниса» (Женщины) — 4:95) и набожность и чистота духа («Самый уважаемый Аллахом среди вас – наиболее благочестивый» – сура «Аль-Худжурат» (Комнаты) – 49:13).

18. В силу творения человек обладает рядом врожденных способностей, в частности религиозной и нравственной сущностью. Основным фактором человеческой совести является его Богом данная сущность, а не классовое положение, коллективная жизнь, работа и борьба с природой. Эти факторы влияют только на приобретенное человеком сознание. В силу своей человеческой природы человек может обладать единственной культурой и единственной идеологией. Он может восстать против своей природной и социальной среды, против исторических факторов и унаследованных им факторов. Может освободить себя от зависимости от этих факторов.

19. Так как каждый рождается с человеческой сущностью, в каждом человеке, даже самом низко павшем, есть способность к покаянию, возвращению (на путь истинный) и принятию доброго совета. Поэтому пророки обязаны в первую очередь обращать свои советы и увещевания к самым подлым людям и самым большим своим врагам, дабы попытаться пробудить их человеческую сущность. Если же это не поможет, они должны вступить с ними в схватку. Мусе, сыну Имрана, в его первом столкновении с фараоном дается такая рекомендация:

«Спроси: «Не следует ли тебе очиститься от скверны (неверия)? Я наставлю тебя на путь к Господу твоему, и ты станешь бояться Его» (сура «Ан-Нази‘ат» (Исторгающие) — 79:18-19).

20. Человек, будучи по-настоящему составным и в то же время единым явлением, отличается от природных неживых и растительных составных существ одной важной особенностью: в этих существах и веществах составляющие их противоположные элементы нивелируются, сливаются в гармоничном единстве и утрачивают свою изначальную независимость, тогда как в человеке такого не происходит и противоречивые элементы, использованные при его сотворении, полностью не утрачивают своей идентичности. Поэтому некая внутренняя борьба постоянно влечет человека в ту или другую сторону. Это именно то самое внутреннее противоречие, которое на религиозном языке называется противоречием между разумом и невежеством, разумом и человеческими страстями, душой и телом.

Обладая, отдельной духовной составляющей и волей, проистекающей из его истинной духовной сущности, человек обладает свободой действий. Никакая сила и никакая необходимость не может взять у него эту свободу. Поэтому человек ответствен за себя и за свое общество.

Человеческое общество, как и сам человек, является истинным многокомпонентным явлением, имеющим свои законы, традиции и структуры. Оно в историческом плане не подчиняется воле какого-либо одного человека. Но при этом противоречивые элементы, составляющие человеческое общество (а именно, идеологические, профессиональные, политические и экономические группы), полностью не утрачивают свою идентичность. Пока общество не достигнет высшей степени человечности, будет продолжаться борьба в виде политических, экономических, интеллектуальных и мировоззренческих столкновений, и в конечном итоге, между, высокими устремлениями развитых людей и низкими устремлениями людей, похожих на животных.

Господь не меняет судьбу народов и людей, если только сами они изменят себя:

«Воистину, Аллах не меняет положение людей, пока они сами не изменят свои помыслы» (сура «Ар-Ра‘д» (Гром) — 13:11).

Всевышний, создавший мир и человека, сущностно богат, широк во всем, абсолютно совершенен, неожидан, в Нем невозможно движение и развитие; Его качества как Его сущность. Мир – это Его деяние. Вся вселенная – символ Его воли. У Его воли нет соперников. Любой фактор, любая воля лежит в русле Его воли, а не поперек ее.

Так как мир произошел из одного источника и в своем гармоничном движении возвращается к этому источнику; так как он продолжает свое движение под руководством разумной и умелой силы, он обладает единством, которое напоминает органическое единство живого существа.