Побуждение к знаниям

Он побуждал людей к знанию и грамотности. Заставлял учиться грамоте детей своих сподвижников. Некоторым из своих соратников он приказал выучить сирийский язык. Он говорил: «Стремление к знаниям есть долг каждого мусульманина».

Кроме того, он говорил: «Где бы вы ни нашли знание, у кого бы ни нашли его, даже у язычника или лицемера, берите это знание».

Приведем еще одно высказывание Пророка: «Ищите знание, даже если за ним вам придется отправиться в Китай».

Этот акцент на получение знаний дал свои плоды: мусульмане с необычайным усердием, за короткое время приступили к поиску знаний по всему миру. Они заимствовали и переводили научные труды, где бы их ни находили, и сами занялись научными исследованиями. Таким образом, они стали не только связующим звеном между античными цивилизациями Греции, Рима, Ирана, Египта, Индии и т.д., с одной стороны, и новой европейской цивилизацией, с другой, но и сами создали одну из самых величественных цивилизаций и культур в истории человечества, которая известна под названием «исламская цивилизация».

Характер Пророка, как и его речь и его религия, был цельным и всесторонним. В истории никогда не было подобного ему человека, который бы обладал совершенством во всех человеческих измерениях. Он действительно был совершенным человеком.

[1] Айаты из Священного Корана здесь и далее даются по переводу, выпол­ненному (Москва) Н. О. Османовым.

[2] Советуем обратиться к книге «Восстание и революция Махди с точки зре­ния исторической философии» к главе «Общество и история» в этой серии книг.

[3] Мы вынуждены ограничиться этим кратким изложением материала по вопросу исторической философии и роли пророков в историческом развитии. Более по­дробно эта тема будет рассмотрена в книге «Философия истории с точки зрения исламской культуры», материалы к которой уже готовы.

[4] Здесь и далее цитируется персидский перевод книги Игбал Лахори «Возрождение религиозной мысли в исламе».

[5] Исламская культура.

[6] То есть отрицание всего вечного в качестве основы жизни.

[7] Отрицание принципа изменения и убежденность в вечности всего.

[8] Два других источника – история и природа.

[9] Д-р Хабибуллах Пайдар, «Философия истории с точки зрения Корана», стр. 15-16.

[10] Д-р Али Шариати. «Исламоведение», стр. 502-506.

[11] «И когда Пророк поведал одной из своих жен некую новость, то она разболтала это (своей подруге, другой жене). Аллах открыл (этот поступок) Пророку, а тот рассказал жене часть (из открытого ему Аллахом), а часть утаил, И тогда она спросила: «Кто тебе сообщил это?». Он ответил: «Сообщил мне Знающий, Ведающий».

[12] Мы поговорим об этом айате ниже.

[13] В этой связи обратитесь к комментарию «Аль-Мизан» относительно айата 23 суры Корова и книге «Откровение и миссия пророков» Мухаммада Таки Шариати.

[14] Издание «Фалак», Книга I. стр. 25.

[15] В последнее время некоторые египетские и иранские ученые заявили о «техничес­кой» стороне чуда Корана, имея в виду особый геометрический строй букв и слов, а также кривую, отображающую постепенное увеличение уровня ниспосланных айатов. В этой свя­зи читатель может обратиться к книге «Путь развития Корана» и статье «Коран и компью­тер», опубликованной в журнале «Фалак» N1.

[16] Известная теория Платона заключается в том, что ранее человеческая душа находи­лась в мире идеальных образов вещей этого мира, а потому, приходя в этот мир, она уже все знает, но забывает. Когда она заново знакомится этом мире с различными истинами, для нее это только напоминание, а не новое знание. То, что говорится в этом айате, не про­тиворечит теории человеческой сущности, упоминаемой в Коране, ибо вопрос о сущности человека в Коране трактуется не так, что человек с самого рождения что-то потенциально знает. Речь идет о том, что человеческая субстанция находится в постоянном эволюцион­ном развитии и в процессе жизни не только что-то узнает посредством чувств, но и откры­вает ряд основополагающих принципов, представление о которых достаточно для их обязательного и однозначного одобрения. В Коране, кроме обучения, речь идет и о напоминании о сущности в том смысле, о котором мы говорили выше. Поэтому нет никакого противоречия между айатами о напоминании и о сущности человека, с одной сто­роны, и айатом суры «Ан-Нахл» (Пчелы) и некоторыми другими айатами с тем же содержанием.

[17] Обратитесь к книгам этого же автора «Божественная справедливость» и «Человек и судьба».

[18] «Ан-Нихайа» Ибн Асира.

[19] Этот вопрос более подробно рассматривается в книге этого же автора «Система прав женщин исламе».

[20] Ниже приводится краткое изложение биографии и человеческих качеств Пророка ислама. Особенно стоит отметить использованную здесь статью великого современного ученого сейида Абу-ль-Фазля Муджтахида Занджани, опубликованную в первом томе книги «Мухаммад, последний из пророков».