Пророки как вожди

Хотя пророческая миссия начинается с духовного пути к Богу и приближения к Его субстанции, а также с отхода от народа, что предусматривает отход от внешнего и сосредоточение на внутреннем, в конце концов она завершается возвращением к народу и внешней жизни с целью улучшения и упорядочения жизни людей и наставления их на путь истинный.

Слово «наби» (пророк) в арабском языке означает «несущий весть» (так же оно переводится и на персидский язык, где звучит как «пайамбар»), а слово «расул» означает «посланник».

Пророк передает Божественное послание людям Бога, он пробуждает их силы, упорядочивает их, призывает их к Богу и к богоугодным делам (то есть к миру и спокойствию, положительным реформам, отсутствию вредных стремлений, свободы от лже-богов, правде и правильности, любви, справедливости и другим положительным качествам и делам). Пророк освобождает человечество от приверженности своим страстям и подчинения идолам и сатанинским узурпаторам.

Игбал Лахори так говорил о различии между пророками и теми, кто идет по духовному пути к Господу (религиозные мистики), но не обладают пророческой миссией (Игбал называл их «люди своего внутреннего мира»):

«Человек своего внутреннего мира, обретя спокойствие и уверенность (на духовном пути), не хочет, возвращаться в мирскую жизнь. Если же обстоятельства и сложатся так, что он вынужден будет вернуться, это его возвращение не принесет пользы всему миру. Возвращение же пророка несет в себе продуктивную нравственную составляющую. Он возвращается и входит в поток времени для того, чтобы упорядочить течение истории и создать новый мир, наполненный совершенством. Для человека внутреннего мира спокойствие представляется последней ступенью его пути, а для пророка именно пробуждение внутренних душевных сил дает толчок миру. Эти силы настолько рассчитаны, что полностью меняют человеческий мир». (Из книги «Возрождение религиозной мысли в исламе»).

Таким образом, предводительство народа и упорядочение, и приведение в движение человеческих сил на пути богоугодных дел и блага человечества является непременным и неотъемлемым качеством пророческой миссии.